Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Реорганизация юридических лиц




        

    Понятие реорганизации юридического лица следует признать собирательным.

    В кафедральном учебнике поддержана существующая в науке позиция, что во всех случаях реорганизации выражается универсальное правопреемство.

    Во-первых, оно охватывает случаи прекращения юридического лица (лиц) с универсальным правопреемством(то есть с переходом всех прав и обязанностей юридического лица, которые в принципе могут переходить к другому юридическому лицу (лицам).

        Это следующие формы реорганизации: слияние, присоединение, разделение.

    Эти формы реорганизации можно выразить следующими условными формулами:

    А+B=C (два или более юридических лица прекращаются, их правопреемником становится вновь создаваемое в результате такой реорганизации лицо);

    A+B=A(одно или более юридических лица (в формуле - B) прекращаются, его (их) правопреемником становится другое уже существующее юридическое лицо);

    A=B+C (юридическое лицо прекращается, его правопреемниками становятся два или более создаваемых в результате такой реорганизации юридических лица);

    Во-вторых, это создание на базе части имущества существующего юридического лица нового лица. Вновь создаваемое юридическое лицо является сингулярным правопреемником (то есть приобретает права и обязанности правопредшественника не полностью, а в определенной части), а реорганизуемое юридическое лицо продолжает свое существование (условная формула: A=A+B).

    В-третьих, это смена организационно-правовой формы юридического лица (преобразование), при этом правопреемства вообще не возникает.

    Законодательство устанавливает также институт смены типа юридического лица в рамках одной организационно-правовой формы (например, типа учреждения), такая смена не является формой преобразования, и, соответственно, не относится к реорганизации.

    Таким образом, общее определение реорганизации дать достаточно сложно.

    В какой-то степени эти три достаточно разных случая объединяет общая процедура реорганизации. Однако, например, к преобразованию (в связи с отсутствием правопреемства) не применяется ст. 60 ГК, устанавливающая гарантии прав кредиторов при реорганизации. Исходя из отсутствия правопреемства не требуется при преобразовании и оформление передаточного акта.

    Законодатель допускает в настоящее время возможность реорганизации с сочетанием различных форм и реорганизацию двух и более лиц.

    Пример:Юридическое лицо разделяется на два, одно из них присоединяется к третьему, уже существующему обществу с ограниченной ответственностью, и эта организация становится открытым акционерным обществом.

    При этом юридические лица различных организационно-правовых форм могут участвовать в одной процедуре реорганизации, если ГК или другим законом предусмотрена возможность преобразования одной из таких организационно-правовых форм в другую.

    При этом федеральный закон может ограничить случаи реорганизации, а в отношении отдельных видов юридических лиц, перечисленных в абз. 5 ч. 1 ст. 57 ГК РФ, специальным законом могут устанавливаться особенности реорганизации.

    Если реорганизация предполагает правопреемство, то такое правопреемство оформляется передаточным актом(ст. 59 ГК). При этом такой акт должен включать не только сведения о правах и обязанностях, передаваемых тем или иным участникам реорганизации, но и порядок определения правопреемства в связи с изменениями, которые могут произойти после подписания передаточного акта (например, кому будут принадлежать уплаченные реорганизуемому лицу после подписания передаточного акта деньги). В п. 26 ППВС № 25 совершенно правильно подчеркнуто, что в случае слияния и присоединения правопреемство охватывает все права и обязанности участников такой реорганизации независимо от содержания передаточного акта.

              Реорганизация по юридическому основанию и порядку реализации делится на

Добровольную

Принудительную

Может осуществляться в любой форме.

Осуществляется по инициативе учредителей (участников) юридического лица.

При этом в ряде случаев реорганизация в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных органов (например, слияние нефинансовых организаций, если суммарная стоимость их активов превышает семь миллиардов рублей, возможно только по предварительному согласию антимонопольного органа; см. также ст. 27 федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

Может осуществляться только в формах разделения и выделения.

Осуществляется по решению уполномоченных административных органов или суда.

Принудительная реорганизация в свою очередь подразделяется на два случая

 

Учредители (участники), уполномоченные органы добровольно исполняют соответствующее решение. Решение добровольно не исполняется. Реорганизацию осуществляет специально назначаемый арбитражный управляющий.

    Гарантии прав кредиторов и участников, выступавших против реорганизации.Реорганизация является очень удобным инструментом, она позволяет, не ликвидируя юридическое лицо, не завершая его деятельность, перераспределить активы между различными юридическими лицами, объеденить два «дела» в одно и т.д. Но вместе с тем этот инструмент может быть использован и недобросовестно. Например, для того, чтобы разделить активы и требования кредиторов, таким образом лишив последних возможности получить причитающееся. В связи с этим законодатель установил определенные гарантии.

    Во-первых, решение о реорганизации может быть признано недействительным (ст. 60.1). Требование предъявляется в течение 3-х месяцев после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации. До истечения этого срока не может быть завершена процедура реорганизации. Последствия: образовавшиеся юридические лица сохраняются, процедура реорганизации останавливается: если новые юридические лица еще не созданы, они не создаются, соответствующие права и обязанности остаются у прежних юридических лиц; лица, недобросовестно способствовавшие принятию решения о реорганизации, должны солидарно вместе с вновь созданными юридическими лицами возместить убытки участникам, голосовавшим против реорганизации и кредиторам юридического лица.То есть недействительность в данном случае влечен пресечение процедуры реорганизации и возникновение охранительных обязательств, но не влечет восстановления положения, существовавшего до уже состоявшейся реорганизации.

    Во-вторых, реорганизациякорпорации может быть признана несостоявшейся по заявлению участника, голосовавшего против или не участвовавшего в голосовании, если решение о реорганизации фактически не принималось, а также в случае предоставления документов, содержащих заведомо недостоверные сведения о реорганизации (ст. 60.2.).

    В-третьих, устанавливается целый комплекс мер для гарантии прав кредиторов(ст. 60),которые должно осуществить реорганизуемое юридическое лицо: уведомление регистрирующего органа о принятии решения о ликвидации, периодические публикации в СМИ, возможность установления законом обязанности непосредственно уведомить кредиторов, право кредиторов требовать досрочного исполнения (взамен ему может быть предоставлено достаточное обеспечение), солидарная ответственность лиц, не предоставивших потребовавшему кредитору досрочного исполнения и достаточного обеспечения, солидарная ответственность всех юридических лиц, созданных в результате реорганизации, если передаточный акт не позволяет определить правопреемства в отношении требования кредитора.

    Момент завершения реорганизации установлен в п. 4 ст. 57 ГК. Для присоединения это момент регистрации прекращения присоединяемого лица, для всех остальных - момент регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации, а для преобразования, по всей видимости, внесение в ЕГРЮЛ записи о смене организационно-правовой формы.

   










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 213.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...