Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Эталон решения ситуационной задачи 123
№
п/п
| Выполнение задания
| Выполнил/
Не выполнил
| 1
| 2
| 3
| 1.
| Предположительный диагноз.Бронхиальная астма, приступный период
|
| 2.
| Обоснование:
- острое начало заболевания;
- выраженный бронхообструктивный синдром с развитием ОДН – беспокоит одышка, дыхание шумное, слышное на расстоянии, выдох резко затруднен и удлинен, грудная клетка вздута. Частота дыхания – 32 в 1 мин.;
- характерное вынужденное положение (ортопноэ) – сидит, опираясь руками о край кровати;
- данные аускультации (на фоне жесткого дыхания выслушивается обилие сухих и влажных разнокалиберных хрипов с обеих сторон)
|
| 3.
| Синдром, обуславливающий тяжесть состояния – бронхообструктивный синдром, в основе которого лежит
- бронхоспазм;
- отек слизистой;
- гиперсекреция и гиперкриния с образованием слизистых пробок
|
| 1
| 2
| 3
| 4.
| Тактика: оказание неотложной помощи на догоспитальном этапе с последующей госпитализацией в стационар
|
| 5.
| Алгоритм оказания неотложной помощи ребенку на догоспитальном этапе:
- спокойная обстановка;
- обеспечить доступ свежего воздуха;
- с помощью карманного ингалятора провести ингаляцию β2-адреномиметоком короткого действия: сальбутамол, беротек – 1-2 дозы. Ингаляцию лучше проводить через спейсер;
- Провести ингаляцию через небулайзер будесонидом (пульмикортом) в дозе 0,25 – 0,5 мг, разбавив 0,9% раствором натрия хлорида до объема 2,0 мл
- При отсутствии эффекта ввести глюкокортикостероиды – преднизолон 1-3 мг /кг в/м или в/в
- Провести оксигенотерапию;
- Оценить состояние ребенка и провести мониторирование ПСВ с помощью пикфлоуметра
|
|
Ситуационная задача 124
Инструкция:ознакомьтесь с ситуацией и дайте развернутые ответы на вопросы
Основная часть
Мальчик И., 11 лет,поступил в детское отделение ЦРБ.
Из анамнеза: 2,5 месяца назад перенес скарлатину. Через месяц было замечено изменение почерка, мальчик стал неусидчивым, снизилась успеваемость в школе, появилась плаксивость. Вскоре мама обратила внимание на появление у мальчика подергивания лицевой мускулатуры, неточность движений при одевании и во время еды. Периодически повышалась Т до субфебрильных цифр. Неврологические расстройства нарастали: усилились проявления гримасничанья, мальчик не мог самостоятельно одеться, иногда требовалась помощь при еде, сохранялась плаксивость и раздражительность, больной был госпитализирован.
При поступлении: состояние тяжелое. Мальчик плаксив, раздражителен, быстро устает, отмечается неточное выполнение координационных проб, мышечная гипотония, гримасничанье. В легких дыхание везикулярное. Область сердца визуально не изменена. Границы сердца: правая – по правому краю грудины, верхняя – по III ребру, левая – на 1,0 см кнутри от среднеключичной линии. Тоны сердца умеренно приглушены, выслушивается мягкий систолический шум на верхушке. Живот мягкий, безболезненный.
Вопросы:
1. Поставьте предварительный диагноз.
2. Обоснуйте ответ.
3. Назовите дополнительные лабораторно-инструментальные методы диагностики данного заболевания.
4. Назовите принципы лечения.
5. Составьте план диспансерного наблюдения после выписки из стационара.
Эталон решения ситуационной задачи 124
№
п/п
| Выполнение задания
| Выполнил/
Не выполнил
| 1
| 2
| 3
| 1.
| Предположительный диагноз.Острая ревматическая лихорадка: кардит, хорея
|
|
1
| 2
| 3
| 2.
| Обоснование:
- данных анамнеза – наличия связи со стрептококковой инфекцией (2,5 месяца назад перенес скарлатину);
- повышения температуры тела до субфебрильных цифр;
- приглушения тонов сердца и появления систолического шума на верхушке, что характерно для кардита;
- в пользу хореи свидетельствует постепенное развитие болезни, появление гиперкинезов (подергивания лицевой мускулатуры, неточность движений при одевании и во время еды, изменение почерка, мальчик не мог самостоятельно одеться, иногда требовалась помощь при еде), мышечная гипотония, нарушение координации движений (неточное выполнение координационных проб), нарушение эмоциональной сферы (плаксивость, раздражительность)
|
| 3.
| Дополнительные лабораторно-инструментальные методы диагностики:
1. Общий анализ крови: увеличение СОЭ, лейкоцитоз.
2. Биохимический анализ крови на ревмотесты:
- повышение титров стрептококковых а/тел: АСЛ-О, АСК, АСГ;
- обнаружение С-реактивного белка и повышение серомукоида.
3. Поражение сердца подтверждается данными ЭКГ, ЭхоКГ.
|
| 4.
| Принципы лечения в стационаре.
1. создание соответствующего лечебно-двигательного режима. Начинают с постельного режима (2 – 3 недели), затем полупостельный и тренирующий, занятия ЛФК;
2. диета – по возрасту. Уменьшается количество поваренной соли, при гормонотерапии – продукты, богаты калием (изюм, курага, печеный картофель и др.);
3. медикаментозное лечение:
- этиотропная терапия – антибиотики (борьба со стрептококковой инфекцией) – пенициллин, амоксициллин, реже – цефалоспорины, макролиды;
- патогенетическая терапия – НПВС (диклофенак, вольтарен, ортофен, найз, мовалис, индометацин), ГКС (преднизолон).
- симптоматические средства: средства, регулирующие метаболические процессы в мышце сердца: вит. С, Е, рибоксин, милдронат и др.; при хорее – седативные средства, снотворные; поливитамины
|
| 5.
| План диспансерного наблюдения после выписки из стационара.Дети, перенесшие острую ревматическую лихорадку, берутся на Д-учет, группа Д-наблюдения – III или IV. Срок наблюдения: 3 – 5 лет.
- Наблюдение у педиатра и кардиолога: 1-ый год – 1 раз в 3 месяца, затем – 1 раз в 6 мес.
- Осмотр ЛОР-врача и стоматолога 1 – 2 раза в год.
- Профилактические прививки противопоказаны первые 2 года
|
|
1
| 2
| 3
| | - Освобождение от занятий физкультурой на 6 – 12 мес., затем подготовительная группа, через 2 года при полном благополучии возможен перевод в основную группу.
- ЭКГ, ЭхоКГ не реже 1 раза в 6 мес., при поражении клапанов – не реже 1 раза в 3 мес.
- Проведение вторичной профилактики,направленнойна предупреждение рецидивов и прогрессирования заболевания:
1. круглогодично, в течение 3 – 5 лет вводится пролангированный пенициллин: бициллин-5 = ретарпен = экстенциллин внутримышечно, 1 раз в 3 недели, в дозе:
- детям старше 12 лет 2400000 Е Д,
- детям от 7 до 12 лет 1200000 Е Д,
- детям младше 7 лет 600 000 ЕД;
2. диклофенак – ½ лечебной дозы весной и осенью 3-4 недели
|
|
Ситуационная задача 125
Инструкция:ознакомьтесь с ситуацией и дайте развернутые ответы на вопросы
Основная часть
Девочка 9 лет, поступила в отделение по поводу болей в поясничной области, учащенного мочеиспускания.
Заболеванию предшествовало переохлаждение. На следующий день появилась головная боль, слабость, боль в животе и поясничной области слева, температура повысилась до 38,9 0 С. Катаральных явлений не отмечалось. В течение последующих 4-х дней продолжала высоко лихорадить, наблюдалась поллакиурия, моча была мутная.
При поступлении в стационар состояние средней тяжести. Кожные покровы бледные, отеков не отмечалось, температура тела 38,2 0 С. Симптом Пастернацкого положительный с обеих сторон, больше слева. Пальпация левой почки болезненна. Отмечается учащенное мочеиспускание.
Общий анализ крови: Нb – 140 г/л, эритроциты – 4,5 х 1012/л, лейкоциты – 12,5 х 109/л, п – 10%, с – 60%, л – 22%, м – 8%, СОЭ – 28 мм/час.
Общий анализ мочи:реакция – нейтральная, белок – следы, лейкоциты – сплошь все поля зрения, эритроциты – 0-1 в поле зрения.
Посев мочи: высеяна кишечная палочка в количестве 300 000 микробных тел/мл.
Вопросы:
1. Оцените общий анализ крови и общий анализ мочи.
2. Поставьте предварительный диагноз.
3. Обоснуйте ответ.
4. Назовите принципы лечения.
5. Составьте план диспансерного наблюдения после выписки из стационара.
|