Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Предупреждение рецидивов заикания⇐ ПредыдущаяСтр 20 из 20
Вы стали замечать, что после проведенных занятий ребенок стал заикаться значительно реже или вообще перестал. Это большой успех в вашей работе: продолжайте систематически шлифовать и закреплять речевые навыки, постепенно усложняя материал. Не останавливайтесь на достигнутом. Родители должны помнить, что заикание имеет иногда тенденцию к рецидивам, т. е. повторному возникновению. Причин этому может быть много. Это, прежде всего, нарушение режима дня, питания, отдыха, которые ведут к первым проявлениям детской нервности — нарушению сна, повышенной капризности, быстрой утомляемости. Это: эмоциональная перегрузка центральной нервной системы, частые семейные конфликты, длительные просмотры телевизионных передач, чтение на ночь страшных сказок и комиксов и т. п. Перенесенные различные инфекционные и частые соматические заболевания ослабляют работу центральной нервной системы, что может тоже привести к рецидиву заикания. Особенно большая нагрузка на центральную нервную систему выпадает тогда, когда ребенок, у которого было заикание, поступает в школу: новая обстановка, новые требования, новые педагоги и друзья. Это все также может отразиться на работе нервной системы. Поэтому, чтобы избежать рецидивов, родители четко и последовательно должны выполнять с ребенком режим дня. Особенно большое внимание уделять сну, питанию и отдыху. Правильный режим дня и питания, ежедневные прогулки развивают ребенка полноценно в физическом и интеллектуальном отношении, укрепляют нервную систему. Правильная эмоциональная нагрузка закладывает основу в воспитании нужных черт характера и, в конечном счете, помогает предупредить рецидив заикания. Кроме того, родителя должны установить тесный контакт с воспитателями детских садов, куда ходит ребенок, а также с педагогами школ, где будет он учиться. Родители должны информировать воспитателей и педагогов о состоянии своего ребенка. Такие дети должны постоянно чувствовать моральную поддержку со стороны воспитателей и педагогов, необходимую разумную твердость и справедливость. Грубая насмешка, передразнивание, обидные прозвища могут спровоцировать рецидив заикания, поэтому воспитатели и педагоги должны пресекать это на корню. Ребенок должен чувствовать себя полноправным членом коллектива. В детских садах ребенок не должен отстраняться от выступлений на праздничных утренниках. Таким детям хорошо удается чтение стихов, а публичные выступления придают им уверенность в своих возможностях правильно говорить. В школе нежелательно отстранять детей от устных ответов на уроках. Это в дальнейшем может отрицательно сказаться на их активности, на их эмоциональной волевой сфере. Воспитатели и педагоги должны иметь представление о речевых правилах, о которых им должны сообщить родители. Поэтому они всегда могут прийти на помощь ребенку, зная как действовать в данном случае. Нужно помнить, что во время рецидива заикание уже не бывает столь резко выраженным, как в первый раз. Ваша работа с ребенком не проходит просто так: выработанные ранее механизмы правильной речи в этих случаях скорее восстанавливаются и рецидив устраняется. При устранении рецидива нужно пользоваться последовательными речевыми этапами, как и при устранении самого заикания. Но для восстановления нормальной речи уже потребуется меньше времени, т. к. приобретенные навыки быстрее восстанавливаются. Нужно помнить, что заикание — это функциональное нарушение и при нем мы восстанавливаем утраченную речевую функцию, устраняем заикание. А значит снова пользуемся правильной речью. Если заикание не устраняется, значит, вы не полностью вникли в суть метода и в саму физиологию речевого акта, а занятия не всегда проводили систематически. Поэтому надо очень внимательно проработать представленной материал повторно. Обычно у родителей возникает вопрос: сколько занятий проводить на том или ином этапе? Это зависит от времени возникновения заикания, от тяжести его течения, от состояния ребенка, его возможностей, внимания, работоспособности. Обязательно нужно вызвать у ребенка желание заниматься, настроить его на занятия, создать определенные условия, которые способствовали бы этому.
Количество занятий по этапам (условно) Первый этап - сопряженная речь, включает примерно 8 —10 занятий. Второй этап — отраженная речь, включает примерно 8—10 заня Третий этап — вопросно-ответная речь или диалогическая, включает примерно 10—15 занятий. Четвертый этап — пересказ или монологическая речь, включают примерно около 15—20 занятий. Пятый этап — связная речь, включает примерно 15 - 20 занятий. Шестой этап — эмоциональная речь, включает примерно 8 - 10 занятий. Седьмой этап — спонтанная речь, включает примерно 8 - 10занятий. Восьмой этап — беседы, включает примерно 10 - 15 занятий. Конечно, количество занятий на каждом этапе берется условно и это зависит от продвижения устранения заикания на каждом из них, от устойчивости выработки речевых навыков. Для школьников вводятся еще занятия по выработке речевых навыков при чтении текстов, рассказов, сказок. В зависимости от возраста подбирается и соответствующий материал, хотя в начале занятий для них можно использовать пройденный материал. Итак, ознакомившись с приемами устранения заикания, приступайте к работе со своим ребенком, чтобы помочь ему правильно и легко говорить без запинок! После проведения занятий по всем этапам, если вы добились определенных результатов, можно сделать небольшой перерыв. В этот период вы должны понаблюдать за ребенком: как он самостоятельно справляется с речью, как у него срабатывают речевые навыки. Если же запинки все же иногда возникают, следует проводить повторно поэтапные занятия, но уже в усеченном виде, т. е. количество занятий на каждом этапе сократить в два-три раза. Укороченные этапы могут составлять примерно 6—8 дней. Они проводятся с целью поддержать уже сформировавшиеся речевые навыки, не дать им угаснуть или же, наоборот, еще более их закрепить. Патологический рефлекс с каждым усеченным комплексом занятия как правило ослабевает и проявляется все реже и реже. Сначала такие комплексы можно проводить один раз в месяц, затем два-три раза в месяц. Впоследствии их можно проводить только с профилактической целью. Это приносит ребенку большую пользу, и на повторных занятиях он чувствует уже себя уверенно и занимается с удовольствием, что в конечном итоге и приносит положительный результат в устранении заикания.
Содержание Что такое заикание и как оно проявляется.................. ....................................1 Причины заикания............................................................ ………………………3 Физиология речевого акта и его механизмы................ ……………………… С чего начать устранение заикания............................... ………………………7 Артикуляционная гимнастика......................................... ………………………11 Развитие чувства ритма... ......................................11 Упражнения на расслабление, снятие мышечного напряжения……………..13 Массаж............................................................................... ……………………….14 Развитие общей и мелкой моторики.............................. 15 Основные методы устранения заикания........................ 15 Поведение родителей с заикающимся ребенком......... 17 Требования и последовательность поэтапной работы в формировании правильной речи................................. 18 Основные направления в работе с заикающимися детьми................................. 18 Логопедическая ритмика................................................. 26 Что должны помнить родители...................................... 26 Правила, которые необходимо соблюдать на занятиях и в повседневной жизни ребенка.................................... 27 Примерные поурочные занятия...................................... 27 Занятие № 1 (1 - 2) (подготовительное)................... 27 Занятие № 2 (3 - 4). Сопряженная речь.................... 28 Занятие № 3 (5 - 6). Сопряженная речь.................... 31 Занятие № 4 (7 - 8). Сопряженная речь.................... 35 Занятие № 1 (1 - 2). Отраженная речь....................... 37 Занятие № 2 (3 - 4). Отраженная речь....................... 41 Занятие № 1 (1—2). Вопросно-ответная речь (диалогическая речь) 47 Занятие № 2 (3 - 4). Вопросно-ответная речь (диалогическая речь) 51 Занятие № 3 (5 - 6). Вопросно-ответная речь.......... 53 Занятие № 4 (7 - 8). Вопросно-ответная речь (более усложненный вариант переход к самостоятельной постановке вопросов)……………59 Занятие № 5 (9 -10). Самостоятельная вопросно-ответная речь 59 Занятие № 1. Пересказ (монологическая речь)....... 65 Занятие № 2. Пересказ (монологическая речь)....... 67 Занятие № 3. Пересказ (монологическая речь)...... 71 Работа с заикающимися школьниками......................... 73 Предупреждение рецидивов заикания......................... 75 Количество занятий по этапам (условно).................... 76
|
|||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 409. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |