Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Занятие № 3 (5 - 6). Вопросно-ответная речь




Если ребенок уже чувствует ритм речи, на котором ему становит­ся легче говорить, то постепенно можно переходить к приему, кото­рый мы условно назовем «СТАРТ».

Используя этот прием, ребенок начинает свою речь только с од­ного хлопка, одного удара рукой, броска мяча и т. д. на первое слово во фразе. Таким образом он как бы задает себе внутренний началь­ный речевой темп, опираясь в ритме только на первое слово (а не на каждое, как всегда).

«Старт»— начальный внутренний темп для всей фразы. До этого мы формировали темп речи у ребенка, опираясь на ритмический ри­сунок всей фразы. «Стартуя» или начиная фразу, мы все еще исполь­зуем в начале логоритмический момент (координация слова с движе­нием), проводя его только с начальным. Здесь также можно исполь­зовать игры «Лесенка», «Горка».

Чтобы этому обучить ребенка, вначале можно провести несколь­ко упражнений в сопряженной речи и отраженной речи. Ребенок дол­жен понять, что от него требуется при произнесении фраз. Напри­мер, вы произносите фразу: «Маша идет в сад». Показываете ребен­ку, что нужно только выделить ударом первое слово, а остальные нет. Затем эту фразу вы произносите вместе с ребенком, фиксируя его вни­мание, как вы сами выполняете это упражнение.

Речь по-прежнему следует начинать после вдоха и следить за слит­ностью произношения всех слов в предложении, т. е. поддерживаем постоянное подсвязочное давление и голосоведение. Не забывайте, что длительный выдох обеспечивает длительное смыкание связок — фонацию.

Можно прочитать заученные стишки, с основным ударом, хлоп­ком, броском мяча только на первое слово.


В этом стишке каждая фраза начинается только с удара, хлопка и т. д. на первом слове, а далее уже слова проговариваются без сопро­вождения. Это уже начальный элемент самостоятельного произношения фразы самим ребенком. Здесь он задает ритм, опираясь на пер­вое слово. Упражнения проводятся до тех пор, пока ребенок не будет выполнять их правильно в сопряженной и отраженной речи.

Потом эти упражнения отработанными и закрепленными перено­сятся на этап вопросно-ответной речи, т. е. при ответах на вопросы он сам самостоятельно «стартует», выделяя ударение только в пер­вом слове.

Таким образом мы начинаем программировать чувство ритма в воп­росно-ответной самостоятельной речи у заикающегося ребенка. Далее постепенно будем переходить к произношению фраз без логоритмичес-кого подкрепления (без хлопков, удара руки, шага, броска мяча и т. д.)

При проведении задания можно использовать предметные картин­ки, сюжетные и серийные, небольшие рассказы без прямой и с пря­мой речью, сказки.

Цель занятия:учим ребенка отвечать на вопросы, задавая ритм только с первого слова.


 

 

Начинаем использовать для речевой тренировки рассказы с пря­мой речью. В них нужно стараться, чтобы ребенок передавал интона­цию, характерные особенности голосов героев. Это требует от ребенка хорошей координации работы дыхания, голоса, артикуляции. Это уже новый этап в выработке р ечевых навыков.

 





 


 


 

Постепенно рассказы и сказки усложняются как по объему, так и по содержанию. Вопросы тоже постепенно становятся более расширенными и глубокими. У ребенка постепенно формируется уверенность в своих от­ветах, а это достигается систематической работой в этом речевом виде.

Можно также включать в задание и фразы с измененными форма­ми различных частей речи, задавая ритмический рисунок только по первому слову. Хлопок, удар кисти руки, бросок мяча производится только на первое слово, а далее стараться держать заданный темп.

Далее фразы можно наращивать, при этом увеличивается длительность выдоха и вместе с этим длительность голосоведения (фонация). Нужно следить, чтобы у ребенка выдох был спокойный, без напряжения, а голос звучал ровно, с одинаковой, постоянной силой. Следует поддерживать постоянно заданный первоначальный ритм с первого слова.


 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 349.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...