Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Занятие № 3 (5 - 6). Вопросно-ответная речь
Если ребенок уже чувствует ритм речи, на котором ему становится легче говорить, то постепенно можно переходить к приему, который мы условно назовем «СТАРТ». Используя этот прием, ребенок начинает свою речь только с одного хлопка, одного удара рукой, броска мяча и т. д. на первое слово во фразе. Таким образом он как бы задает себе внутренний начальный речевой темп, опираясь в ритме только на первое слово (а не на каждое, как всегда). «Старт»— начальный внутренний темп для всей фразы. До этого мы формировали темп речи у ребенка, опираясь на ритмический рисунок всей фразы. «Стартуя» или начиная фразу, мы все еще используем в начале логоритмический момент (координация слова с движением), проводя его только с начальным. Здесь также можно использовать игры «Лесенка», «Горка». Чтобы этому обучить ребенка, вначале можно провести несколько упражнений в сопряженной речи и отраженной речи. Ребенок должен понять, что от него требуется при произнесении фраз. Например, вы произносите фразу: «Маша идет в сад». Показываете ребенку, что нужно только выделить ударом первое слово, а остальные нет. Затем эту фразу вы произносите вместе с ребенком, фиксируя его внимание, как вы сами выполняете это упражнение. Речь по-прежнему следует начинать после вдоха и следить за слитностью произношения всех слов в предложении, т. е. поддерживаем постоянное подсвязочное давление и голосоведение. Не забывайте, что длительный выдох обеспечивает длительное смыкание связок — фонацию. Можно прочитать заученные стишки, с основным ударом, хлопком, броском мяча только на первое слово. В этом стишке каждая фраза начинается только с удара, хлопка и т. д. на первом слове, а далее уже слова проговариваются без сопровождения. Это уже начальный элемент самостоятельного произношения фразы самим ребенком. Здесь он задает ритм, опираясь на первое слово. Упражнения проводятся до тех пор, пока ребенок не будет выполнять их правильно в сопряженной и отраженной речи. Потом эти упражнения отработанными и закрепленными переносятся на этап вопросно-ответной речи, т. е. при ответах на вопросы он сам самостоятельно «стартует», выделяя ударение только в первом слове. Таким образом мы начинаем программировать чувство ритма в вопросно-ответной самостоятельной речи у заикающегося ребенка. Далее постепенно будем переходить к произношению фраз без логоритмичес-кого подкрепления (без хлопков, удара руки, шага, броска мяча и т. д.) При проведении задания можно использовать предметные картинки, сюжетные и серийные, небольшие рассказы без прямой и с прямой речью, сказки. Цель занятия:учим ребенка отвечать на вопросы, задавая ритм только с первого слова.
Начинаем использовать для речевой тренировки рассказы с прямой речью. В них нужно стараться, чтобы ребенок передавал интонацию, характерные особенности голосов героев. Это требует от ребенка хорошей координации работы дыхания, голоса, артикуляции. Это уже новый этап в выработке р ечевых навыков.
Постепенно рассказы и сказки усложняются как по объему, так и по содержанию. Вопросы тоже постепенно становятся более расширенными и глубокими. У ребенка постепенно формируется уверенность в своих ответах, а это достигается систематической работой в этом речевом виде. Можно также включать в задание и фразы с измененными формами различных частей речи, задавая ритмический рисунок только по первому слову. Хлопок, удар кисти руки, бросок мяча производится только на первое слово, а далее стараться держать заданный темп. Далее фразы можно наращивать, при этом увеличивается длительность выдоха и вместе с этим длительность голосоведения (фонация). Нужно следить, чтобы у ребенка выдох был спокойный, без напряжения, а голос звучал ровно, с одинаковой, постоянной силой. Следует поддерживать постоянно заданный первоначальный ритм с первого слова.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 390. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |