Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Задание № 5 (9 - 10). Самостоятельная вопросно-ответная речь
Цель:научить ребенка самостоятельно задавать вопросы, соблюдая речевые правила. Пособия:игрушки, предметы, яркие предметные картинки, сюжетные картинки, сказки, рассказы, диафильмы, видеофильмы. Прежде всего учим задавать вопрос к одушевленным предметам «Кто это?» и неодушевленным: «Что это?». Перед этим нужно обязательно объяснить разницу в постановке вопроса. Все, кто дышит, кричит, бегает, прыгает, летает, плавает: люди, животные, птицы, рыбы, насекомые — требуют вопрос: «Кто это?» Например, зайка бегает, прыгает, пищит, дышит, поэтому мы зададим вот такой вопрос: «Кто это?». Ответ: «Это зайка». Зайка живой. Все, что не дышит, не кричит, не бегает, не прыгает требует вопрос: «Что это?». Ответ: «Это дом». Дом неживой. «Кто это?» — Это Маша, Петя, собака, петух, воробей, муравей, жаба». Они живые. «Что это?» — «Это дом, дерево, стол, река, лодка, кубик, кукла, яблоко». Они неживые. Усложняем вопросы к глаголам в настоящем времени, но в единственном и множественном числе. «Что делает мальчик?». «Что делает девочка?». «Что делают дети (мальчики, девочки)?». В вопросах можно обыграть величину, цвет, форму, время действия, место действия. Вопросы ставятся коротко и конкретно. Следует избегать абстрактных существительных, к которым еще рано задавать вопросы, т. к. мышление ребенка находится в стадии развития. Не следует ребенка торопить с ответом. Пусть опирается на предметы, картинки, прослушанный несколько раз текст, просмотренный видеофильм, диафильм. Чем больше ребенок получает знакомой слуховой и зрительной информатики, тем легче ему строить вопросы и отвечать на них. Можно несколько раз задавать вопрос, меняя его акцент. Это можно показать ребенку, меняя интонацию вопроса. Например: «Машаидёт в садик». «Маша идётв садик». «Маша идёт в садик».Кто, что делает, куда идет. Учите ребенка задавать и находить ответы на различные вопросы, сначала односложные, а затем все более развернутым предложением. Нужно выработать у ребенка уверенность в своих силах и возможностях на этом речевом этапе. Приобретенные навыки в этом виде работы будут всегда полезны в дальнейшем, особенно в школьном, обучении. Сначала вы задаете вопросы, выдерживая интонацию и соблюдая речевые правила. Затем просите ребенка самостоятельно все повторить несколько раз до полного автоматизма, т. е. четкого, легкого воспроизведения, а сами стараетесь полностью на него ответить, акцентируя внимание на соблюдение речевых правил. Вы должны выработать навыки вопросно-ответной речи у заикающегося ребенка, чтобы он мог все воспроизводить без элементов заикания сначала в замедленном темпе, а затем и в среднем речевом. Ребенка нужно научить работать с предложением, задавать вопросы к главным членам предложения: к подлежащему и сказуемому и второстепенным членам: определению, прямому дополнению, обстоятельствам. Например: Маленький Петя ест суп за столом поздно вечером очень быстро. Вопросы: Кто ел суп? Что делал Петя? Какой был Петя? Где ел Петя? Когда ел Петя? Как он ел суп быстро или медленно? Нужно добиваться, чтобы у ребенка не было чувства неуверенности в выполнении этого задания. Поэтому этому виду занятий следует уделять должное внимание и длительное время. Работа по серии сюжетных картинок Несчастный случай Перед ребенком три сюжетных картинки На 1-ой. Лето. Дорога. Хороший солнечный день. По дороге на велосипедах едут два мальчика. Из-за угла дома на них бросаются две собаки. Один мальчик загляделся на них и потерял равновесие. Через мгновение он очутился на земле. На 2-ой. Кругом люди: мужчины, женщины, дети. На земле лежит мальчик. К нему спешат врачи с носилками. Они по вызову прохо- жих приехали на машине «скорая помощь». Мальчика увозят в больницу. На 3-ей. Мальчик уже в больнице. Он в хирургическом кабинете. Врач перевязывает мальчику поврежденную руку. Ему помогает медицинская сестра. На прощание врач советует мальчику быть осторожным на дороге.
Можно попросить ребенка придумать название ко всему этому сюжету, к каждой картинке. Здесь могут быть с его стороны различные версии. После проработки сюжета ребенок пусть попробует сам задать самостоятельно несколько вопросов по этой серии картинок. В этом случае используется зрительная опора. Далее задаются вопросы по прослушанному тексту. Например можно взять рассказ К. Ушинского
Можно прочитать рассказ несколько раз, чтобы ребенок мог его хорошо запомнить. Уточнить значение незнакомых слов. Например — сенокос - объяснить, что это такое. Ответы ребенок может давать как односложные, так и развернутые, но стараясь при этом соблюдать речевые правила. Если заметно, что ребенок легко пользуется приобретенными речевыми навыками в своих ответах, то это уже большой успех и на него стоит обратить внимание. Ребенок заслуживает похвалы с вашей стороны. После проработки рассказа ребенок должен постараться сам задать любые вопросы по сюжету, которые он хочет. Этот этап вопросно-ответной речи включает работу по развитию диалогической речи. Сначала вы задаете вопросы — ребенок отвечает. Затем меняетесь ролями: ребенок задает вопросы — вы отвечаете. При этом обязательно выполнять все речевые требования: речь начинать после вдоха на плавном выдохе, выдерживать замедленный темп благодаря выделению ударных гласных в каждом слове, следить за голосом, чтобы он звучал постоянно (между слов не должно быть пауз — постоянное голосоведение). И во время речи нельзя чувствовать себя напряженным, т. к. напряжение рефлекторно передается на дыхательную, голосовую и артикуляторную системы! На этом виде занятий можно использовать элементы логоритмики: хлопки (это в основном для малышей), удары кисти руки сидя по столу и стоя по бедру, шаг-слово, игры «лесенка» и «горка», работа с мячом, а также применять в работе «старт». Об этом говорилось выше. А теперь переходим к следующему этапу речевой деятельности — к пересказу (монологическая речь). Это этап более сложный. Логичность, объем и точность изложения материала зависит от того, каким материалом в лексическом плане владеет ребенок, как правильно в грамматическом плане он связывает слова в различных по конструкции предложениях. Как правильно он производит отбор синонимов, антонимов и т. д. Как часто родители работают с ребенком по развитию диалогической и монологической речи. Ведь в этом тоже нужно выработать у ребенка определенные навыки, которые помогут ему еще более развиться уже в школьном возрасте. |
|||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 395. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |