Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Работа с заикающимися школьниками




Вначале с ними проводятся все те же занятия, что и с заикающи­мися дошкольниками, но к ним добавляются занятия по чтению. Ма­териал по закреплению речевых навыков у них сложнее, чем у дош­кольников, т. к. они уже более подготовлены в речевом плане: они владеют более обширным лексическим материалом, в речи пользу­ются как простыми, так и сложными предложениями. У школьников более развито чувство языка.

Работая со школьниками, надо тесно увязывать материал по выработке по закреплению речевых навыков со школьной программой.

На занятиях по чтению надо уделять особое внимание технике чте­ния.

Следует научить ребенка быть при чтении внимательным, следить за ритмом, соблюдать паузы в сложных предложениях, научить ин­тонационной речи (повествовательная, восклицательная, вопроси­тельная), владеть ею без напряжения, легко и свободно.

При чтении в таком случае совокупно работают несколько анали­заторов: речедвигательный (мы про себя проговариваем читаемые сло­ва), речеслуховой (мы слушаем, что читаем), зрительный (мы видим, что читаем) и двигательный (зрительно перебегаем от буквы к букве, от слова к слову).

Чтобы эти анализаторы работали четко и синхронно, нужно быть предельно внимательным при чтении.

Поддерживаемый чуть замедленный темп при чтении помогает ре­бенку в выработке правильных речевых навыков, которые параллель­но формируются и в устной речи, а интонационная речь помогает ре­бенку владеть силой, тембром, окрасом голоса. Это достигается оп­ределенной, систематической тренировкой.

Причтении вслух соблюдаются те же правила, что и во время обыкновенной речи: читать следует начинать после короткого вдоха, в каждом слове стараться выделять ударную гласную, все слова внут­ри фразы произносить слитно и не торопиться.

Вначале нужно брать простой, легкий материал для чтения, про­стые, несложные предложения. Вы начинаете вырабатывать у ребен­ка речевые правила сначала на простом, доступном материале, по­степенно его усложняя.

Сопряженное чтение.Сначала вы читаете короткую фразу, а затем читаете ее вместе с ребенком, обращая его внимание на то, как вы это делаете. Подмечаете его ошибки, тактично исправляя их вместе. По мере формирования навыков материал постепенно усложняется.

Хорошо бы сразу подбирать материал, где над каждым словом проставлено ударение. Это тексты 1—2-х классов. Когда у ребенка будут сформированы речевые навыки в сопряженном чтении, можно переходить к отраженному.

Отраженное чтение.Сначала вы читаете короткую фразу, соблю­дая речевые правила, а затем просите прочитать ее вашего ребенка.

Чтение постоянно проводится в замедленном темпе. Затем ма­териал постепенно усложняется: даются сложные предложения с одной, двумя паузами, между которыми производится короткий вдох.


 

 

Самостоятельное чтение небольших рассказов без прямой и с прямой речью.

Учим ребенка отвечать на вопросы по прочитанному тексту, соблюдая речевые правила, а также учим его самостоятельно задавать вопросы.

Такую работу можно проводить следующим образом.

Берем небольшой рассказ и читаем его по абзацам.

Ребенок читает самостоятельно абзац, а затем задаем к каждому предложению вопрос. Ребенок отвечает полным предложением. После проработки он старается его пересказать, соблюдая речевые пра­вила.

Далее он читает следующий абзац. Затем он задаетвам вопросы, а вы отвечаете,соблюдая речевые правила. Пересказывает абзац он опять самостоятельно.

Когда вы заканчиваете читать текст или рассказ, после проработки просите ребенка его пересказать. Такая работа с абзацами постепенно подводит ребенка к вопросно-ответной диалогической речи и пересказу (монологической речи). На таком фрагментар­ном материале сначала легче работать. Затем вопрос мы расширя­ем, т. е. ставится один вопрос ко всему прочитанному абзацу. Это­му же учим и ребенка. В зависимости от вопроса вырабатываются навыки расширенного ответа: постепенный переход к монологи­ческой речи.

Проводится работа и по чтению и проработке сказок, интонаци­онно-ролевая работа. Ребенок учится подражать героям сказок, из­меняя при этом свой голос по силе, высоте, тембру, а это требует от него особых, физиологических навыков владения голосом.

В последнюю очередь проводится беседа по прочитанному тексту, рассказу, сказке и т. д. Это сложный вид занятий, который вклю­чает элементы логического развития речи. Этому уделяется достаточ­ное время.

Кроме того со школьниками можно проводить следующие занятия

 

Можно и самим придумывать различные фрагменты занятий. Для старших школьников подбирается и соответствующий материал, а направления в работе по устранению заикания такие же, как у дош­кольников и младших школьников.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 383.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...