Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Работа с заикающимися школьниками
Вначале с ними проводятся все те же занятия, что и с заикающимися дошкольниками, но к ним добавляются занятия по чтению. Материал по закреплению речевых навыков у них сложнее, чем у дошкольников, т. к. они уже более подготовлены в речевом плане: они владеют более обширным лексическим материалом, в речи пользуются как простыми, так и сложными предложениями. У школьников более развито чувство языка. Работая со школьниками, надо тесно увязывать материал по выработке по закреплению речевых навыков со школьной программой. На занятиях по чтению надо уделять особое внимание технике чтения. Следует научить ребенка быть при чтении внимательным, следить за ритмом, соблюдать паузы в сложных предложениях, научить интонационной речи (повествовательная, восклицательная, вопросительная), владеть ею без напряжения, легко и свободно. При чтении в таком случае совокупно работают несколько анализаторов: речедвигательный (мы про себя проговариваем читаемые слова), речеслуховой (мы слушаем, что читаем), зрительный (мы видим, что читаем) и двигательный (зрительно перебегаем от буквы к букве, от слова к слову). Чтобы эти анализаторы работали четко и синхронно, нужно быть предельно внимательным при чтении. Поддерживаемый чуть замедленный темп при чтении помогает ребенку в выработке правильных речевых навыков, которые параллельно формируются и в устной речи, а интонационная речь помогает ребенку владеть силой, тембром, окрасом голоса. Это достигается определенной, систематической тренировкой. Причтении вслух соблюдаются те же правила, что и во время обыкновенной речи: читать следует начинать после короткого вдоха, в каждом слове стараться выделять ударную гласную, все слова внутри фразы произносить слитно и не торопиться. Вначале нужно брать простой, легкий материал для чтения, простые, несложные предложения. Вы начинаете вырабатывать у ребенка речевые правила сначала на простом, доступном материале, постепенно его усложняя. Сопряженное чтение.Сначала вы читаете короткую фразу, а затем читаете ее вместе с ребенком, обращая его внимание на то, как вы это делаете. Подмечаете его ошибки, тактично исправляя их вместе. По мере формирования навыков материал постепенно усложняется. Хорошо бы сразу подбирать материал, где над каждым словом проставлено ударение. Это тексты 1—2-х классов. Когда у ребенка будут сформированы речевые навыки в сопряженном чтении, можно переходить к отраженному. Отраженное чтение.Сначала вы читаете короткую фразу, соблюдая речевые правила, а затем просите прочитать ее вашего ребенка. Чтение постоянно проводится в замедленном темпе. Затем материал постепенно усложняется: даются сложные предложения с одной, двумя паузами, между которыми производится короткий вдох.
Самостоятельное чтение небольших рассказов без прямой и с прямой речью. Учим ребенка отвечать на вопросы по прочитанному тексту, соблюдая речевые правила, а также учим его самостоятельно задавать вопросы. Такую работу можно проводить следующим образом. Берем небольшой рассказ и читаем его по абзацам. Ребенок читает самостоятельно абзац, а затем задаем к каждому предложению вопрос. Ребенок отвечает полным предложением. После проработки он старается его пересказать, соблюдая речевые правила. Далее он читает следующий абзац. Затем он задаетвам вопросы, а вы отвечаете,соблюдая речевые правила. Пересказывает абзац он опять самостоятельно. Когда вы заканчиваете читать текст или рассказ, после проработки просите ребенка его пересказать. Такая работа с абзацами постепенно подводит ребенка к вопросно-ответной диалогической речи и пересказу (монологической речи). На таком фрагментарном материале сначала легче работать. Затем вопрос мы расширяем, т. е. ставится один вопрос ко всему прочитанному абзацу. Этому же учим и ребенка. В зависимости от вопроса вырабатываются навыки расширенного ответа: постепенный переход к монологической речи. Проводится работа и по чтению и проработке сказок, интонационно-ролевая работа. Ребенок учится подражать героям сказок, изменяя при этом свой голос по силе, высоте, тембру, а это требует от него особых, физиологических навыков владения голосом. В последнюю очередь проводится беседа по прочитанному тексту, рассказу, сказке и т. д. Это сложный вид занятий, который включает элементы логического развития речи. Этому уделяется достаточное время. Кроме того со школьниками можно проводить следующие занятия
Можно и самим придумывать различные фрагменты занятий. Для старших школьников подбирается и соответствующий материал, а направления в работе по устранению заикания такие же, как у дошкольников и младших школьников.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 383. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |