Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ЗАДАНИЕ 3. изучите строение стенки сердца и запишите в тетрадь тканевой состав оболочек сердца (см. Учебник с. 125-127)




 

ЭНДОКАРД МИОКАРД ЭПИКАРД
     

ЗАДАЧИ

1. Студент, рассказывая о строении кровеносных сосудов, отметил, что со стороны просвета они выстланы однослойным плоским эпителием, который называется мезотелием. Прав он или нет; если не прав, то в чем? (см. Учебник с. 39, 124)

2. Даны два препарата артерий, окрашенные орсеином. В одном из них хорошо видны внутренняя и наружная эластические мембраны, а также эластические волокна во всех трех оболочках; в другом – в средней оболочке большое количество толстых эластических мембран, а также эластические волокна во всех трех оболочках. К какому типу артерий принадлежат эти сосуды? (см. Учебник с. 122-123, рис. 45)

3. Даны два препарата поперечнополосатой мышечной ткани. В одном из них многочисленные ядра располагаются под оболочкой волокна, в другом видны клетки с центрально расположенным ядром. Какой из этих препаратов относят к миокарду? (см. Учебник с. 86, 89-90,125)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Гистология, цитология и эмбриология: Атлас/ О.В.Волкова, Ю.К.Елецкий, Т.К.Дубовая и др.- М.:Медицина, 1996.- 544с.
  2. А. Хэм, Д.Кормак Гистология/ пер. с англ.- 1982.- Т.1.- 270с.

ОРГАНЫ КРОВЕТВОРЕНИЯ И ИММУНОГЕНЕЗА

Кровь, лимфа и органы, где они образуются, а также клетки крови, выселившиеся в соединительные и эпителиальные ткани, составляют систему крови, которая участвует в поддержании постоянства внутренней среды организма и охране генетической целостности. Практически любой патологический процесс отражается на состоянии системы крови, что широко используется в медицине для диагностики заболеваний.

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ Научиться: v Идентифицировать в мазке красного костного мозга клетки эритроидного и лейкоцитарного ростков v Объяснять основные закономерности ультраструктурных и гистохимических изменений кроветворных клеток в процессе их дифференцировки v Объяснять роль органов кроветворения в формировании гуморального и клеточного иммунитета v Определять на микроскопическом уровне органы кроветворения и их тканевые компоненты

НЕОБХОДИМЫЙ ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ

 

Из анатомии:

1. Строение центральных и периферических органов кроветворения

Из предшествующих тем:

1. Составные элементы и функциональное значение системы крови (см. Учебник с.46-48, Лекция №4)

2. Виды форменных элементов крови и их функциональное значение (см. Учебник с.48-49, Лекция №4)

3. Тинкториальные признаки лейкоцитов крови (см. Учебник с.49-51)

4. Представление об унитарной теории кроветворения. Классы развивающихся клеток крови (см. Учебник с. 52-53, рис. 15)

5. Понятие о миелоидной и лимфоидной ткани (Лекция №4)

6. Понятие «ретикулярная ткань» (см. Учебник с. 65-67, Лекция №7)

 

По теме занятия:

1. Принцип структурной организации красного костного мозга (см. Учебник с. 130-132)

2. Общий план строения тимуса, его участие в кроветворении и иммуногенезе (см. Учебник с. 132-133, Лекция №7)

3. Строение и функции селезенки (см. Учебник с. 133-135)

4. Особенности кровообращения селезенки (см. Учебник с.135-136)

5. Общий план строения лимфатических узлов (см. Учебник с.136-138)

 

ЗАДАНИЯ

  1. Изучите схему постэмбрионального кроветворения (см. Учебник с. 54 рис. 15), проследив каждый из дифферонов (рядов развивающихся элементов крови). Выпишите и запомните названия классов гемопоэтических клеток.

 

  1. Проанализируйте строение лимфатического узла (см. Учебник с.134, рис. 50), найдите корковое и мозговое вещество и их составные компоненты. Запишите в тетрадь стадии развития лимфодных узелков

 

  1. Изучите строение селезенки и отметьте знаком «+» локализацию основных функциональных зон селезенки в таблице.
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЗОНЫ СЕЛЕЗЕНКИ БЕЛАЯ ПУЛЬПА КРАСНАЯ ПУЛЬПА
Лимфоидный узелок    
Периартериальная зона    
Синусоидные капилляры    
Центр размножения    

ЗАДАЧИ

1. В кроветворном органе взрослого человека обнаружены мегакариоциты. Какой это орган? Какую роль выполняют мегакариоциты? (см. Учебник с. 130-131, рис. 48).

2. При описании красного костного мозга и тимуса студент сказал, что их строму составляет ретикулярная ткань. Согласны ли вы с этим мнением? (см. Учебник с.130, 132).

3. Животное сразу после рождения поместили в стерильные условия. Могут ли в этих условиях развиваться лимфоидные узелки с центрами размножения в периферических лимфоидных органах? (см. Учебник с.137).

4. На нескольких фотографиях представлены лимфоидные узелки. Нужно отобрать лишь те из них, которые относятся к селезенке. По каким признакам можно это сделать? (см. Учебник с.134-135).

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Афанасьев Ю.И., Бобова Л.П., Рогажинская К.К. Гистология (органы кроветворения). – М.: Медицина, 1982.- 201 с.
  2. Хэм А., Кормак Д. Гистология.- Т. 2.- М.: Мир, 1983. - 254 с.


ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА

Органы эндокринной системы составляют эфферентное звено регулирующей системы, предназначенной для поддержания гомеостаза в организме. Они осуществляют свою функцию при помощи выделяемых в кровь гормонов. Знание данной темы необходимо для понимания морфологических проявлений расстройств гормональной регуляции.

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ Научится: v Определять органы эндокринной системы и их тканевые элементы под микроскопом v Объяснять механизм гипоталамического контроля эндокринных функций и морфологию структур его обеспечивающих

НЕОБХОДИМЫЙ ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ

 

Из анатомии:

1. Общий план строения органов эндокринной системы

2. Классификация эндокринных желез

Из предшествующих тем:

1. Особенности строения секреторных клеток, механизмы секреции (см. Учебник с. 42-44)

2. Понятие об экзокринных и эндокринных железах (см. Учебник с. 42)

По теме занятия:

1. Структурно-функциональная характеристика желез внутренней секреции (см. Учебник с. 139).

2. Классификация органов эндокринной системы (см. Учебник с. 139).

3. Строение и функция нейросекреторных ядер гипоталамуса (см. Лекция №8, Учебник с. 140).

4. Органное строение и клеточный состав эпифиза и гипофиза (см. Учебник с. 140-142).

5. Общий план строения щитовидной, околощитовидной желез и надпочечников (см. Учебник с. 142-146).

6. Гормоны эндокринных желез и их значение (см. Лекцию №8)

7. Понятие об одиночных гормонпродуцирующих клетках (см. Учебник с. 146).

 

ЗАДАНИЯ

ЗАДАНИЕ 1. Изучите Строение щитовидной и околощитовидной желез, заполните таблицу особенностей их строения и функций (см. Учебник с. 142-144)

 

СТРУКТУРА И ФУНКЦИЯ ЩИТОВИДНАЯ ЖЕЛЕЗА ОКОЛОЩИТОВИДНАЯ ЖЕЛЕЗА
Тип строения Секретируемые гормоны Физиологич. эффекты гормонов Зависят ли от гипофиза    

 

ЗАДАНИЕ 2. Запишите в таблицу особенностей строения и функции различных зон надпочечников ( см. Учебник с. 144-146)

 

СТРУКТУРА И ФУНКЦИЯ  КОРКОВОЕ ВЕЩЕСТВО  МОЗГОВОЕ ВЕЩЕСТВО
 Название зон Секретируемые гормоны Физиологич. эффекты гормонов Зависят ли от гипофиза    

 

ЗАДАЧИ

 

1. Трем группам животных в эксперименте вводили соответственно соматостатин, гонадолиберин, тиролиберин. В какой эндокринной железе следует ожидать изменение функций? Какие функции и в каком направлении будут изменяться (см. Лекцию)

2. После различных экспериментальных воздействий на лабораторных животных в одной группе было отмечено снижение концентрации соматотропного гормона, в другой – тиротропного, в третьей – паратирина, в четвертой - минералокортикоидов, в пятой – кальцитонина. В каких эндокринных железах произошли изменения? Могут ли отмеченные сдвиги быть связаны с функциональной перестройкой аденогипофиза (см. Учебник с. 140-145).

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Гистология, цитология и эмбриология: Атлас/ О.В.Волкова, Ю.К.Елецкий, Т.К.Дубовая и др.- М.:Медицина, 1996.- 544с.

2. А. Хэм, Д.Кормак Гистология/ пер. с англ.- 1982.- Т.1.- 270с



ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Пищеварительная система человека включает органы, составляющие пищеварительные канал, и тесно связанные с ним большие железы. Знание гистофункциональных особенностей органов необходимо для понимания процессов пищеварения. 

1 ЗАНЯТИЕ - (ПЕРЕДНИЙ, СРЕДНИЙ И ЗАДНИЙ ОТДЕЛЫ  

   ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ ТРУБКИ)

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 386.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...