Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Социально-психологические методы управления (СПМ)
Понятие и классификация методов менеджмента Метод управления – это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей. Слово «метод» греческого происхождения (methodos), что в переводе означает способ достижения какой либо цели. Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности. Решая ту или иную задачу менеджмента, методы служат целям практического управления, предоставляя в его распоряжение систему правил, приемов и подходов, сокращающих затраты времени и других ресурсов на постановку и реализацию целей. Характеризуя методы управления, необходимо раскрыть их направленность, содержание и организационную форму. Направленность методов управления ориентированна на систему (объект) управления (фирма, отдел, подразделение, компания). Содержание – это специфика приемов и способов воздействия. Организационная форма – воздействие на конкретно сложившуюся ситуацию. Это может быть прямое (непосредственное) или косвенное (постановка задачи и создание стимулирующих условий) воздействие. Все методы управления органически дополняют друг друга, находятся в постоянном динамическом равновесии. В конкретном методе управления определенным образом сочетаются содержание, направленность и организационная форма. В связи с этим можно выделить следующие методы управления: - организационно-административные, основанные на прямых директивных указаниях; - экономические, обусловленные экономическими стимулами; - социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников.
Организационно-административные методы управления Эти методы основаны на прямых директивных указаниях. Через их посредство реализуется одна из важнейших функций управления – функция организации. В связи с этим задача ОАМ состоит в координации действий подчиненных. Они обеспечивают четкость, дисциплинированность и порядок работы коллектива. Организационно-административные методы опираются на власть руководителя, его права, присущую организации дисциплину и ответственность. Руководитель представляется здесь как администратор, субъект власти, опирающийся на предоставленное ему в этом право. Однако эти методы не следует отождествлять с волевыми и субъективными методами руководства. Они оказывают прямое воздействие на управляемый объект через приказы, распоряжения, оперативные указания, отдаваемые письменно или устно, осуществляют контроль за их выполнением, разрабатывают систему административных средств поддержания трудовой дисциплины. Эти методы регламентируются правовыми актами трудового и хозяйственного законодательства. В рамках организации возможны 3 формы проявления ОАМ: 1) Обязательное предписание (приказ, запрет и т.д.); 2) Согласительные (компромисс); 3) Рекомендации, пожелания (совет, разъяснения, предложение) ОАМ отличает от других четкая адресность директив, обязательность выполнения распоряжений и указаний, невыполнение которых рассматривается как прямое нарушение исполнительской дисциплины и влечет за собой определенные взыскания. Экономические методы управления Это система приемов и способов воздействия на исполнителей с помощью конкретного соизмерения затрат и результатов (материальное стимулирование и санкции, финансирование и кредитование, зарплата, себестоимость, прибыль, цена). При этом следует учесть, что кроме сугубо личных участник процесса преследует и общественные, и групповые цели. В качестве основных методов управления здесь выступает система заработной платы и премирования, которая должна быть максимально связана с результатами деятельности исполнителя. Оплату труда менеджера целесообразно связать с результатами его деятельности в сфере ответственности или с результатами деятельности всей фирмы.
Социально-психологические методы управления Социально-психологические методы управления–это совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы, протекающие в них. Главная цель применения этих методов формирование в коллективе положительного социально-психологического климата, благодаря чему в значительной мере будут решаться воспитательные, организационные и экономические задачи. Эти методы предполагают два направления воздействия на поведение работника и повышение его трудовой активности. С одной стороны, они нацелены на формирование благоприятного морально-психологического климата в коллективе, развитие благожелательных отношений между его членами, изменение роли руководителя, а, с другой стороны, на раскрытие личных способностей каждого работника, помощи в их совершенствовании. Это в конечном итоге ведет к максимальной самореализации человека в своей трудовой деятельности, а, следовательно - к повышению ее эффективности. В качестве основных форм социально-психологического воздействия применяются: ♥ планирование социального развития трудовых коллективов; ♥ убеждение как метод воспитания и формирования личности; ♥ экономическое соревнование; ♥ критика и самокритика; ♥ постоянно действующие производственные совещания, которые выступают как метод управления и как форма участия трудящихся в управлении; ♥ различного рода ритуалы и обряды; ♥ создание и поддержание морального климата в коллективе; ♥ личный пример. Тема 4. Типы организаций 1. Типы организаций по взаимодействию с внешней средой; 2. Типы организаций по взаимодействию подразделений; Типы организаций по взаимодействию с человеком. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 399. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |