Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 2. Функции и принципы менеджмента




1. Сущность и взаимосвязь функций менеджмента;

2. Характеристика основных функций менеджмента;

3. Принципы менеджмента

Сущность и взаимосвязь функций менеджмента

Управление необходимо рассматривать как циклический процесс, состоящий из конкретных видов управленческих работ, называемых функциями управления.

Функция менеджмента – это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, а также это соответствующая организация работы и контроль деятельности.

Функции управления имеют специфический характер, особое содержание, могут осуществляться самостоятельно, быть как несвязанными между собой, так и неразрывно связанными.

Впервые функции управления были выделены Анри Файолем.

Различают следующие функции управления: 

1 Планирование;

2 Организация;

3 Мотивация;

4 Контроль

Если менеджер желает обеспечить устойчивое будущее своей организации, он постоянно должен осуществлять все управленческие функции. Эта деятельность должна начинаться с планирования. Если работа спланирована, то она должна быть и организована, а работники подготовлены для ее выполнения. Качество труда в большей степени зависит от побуждающих мотивов. Наконец, чтобы определить точность выполнения планов, необходимо проконтролировать процесс труда, т.е. все четыре функции взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Характеристика основных функций менеджмента

Планирование (planning) - функция управления, включающая процесс определения целей, разработки стратегии, составления планов координации различных видов деятельности.

В процессе планирования принимается решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать ее члены, чтобы достичь этих целей.

Планирование как функция управления обеспечивает основу для других функций и считается самой главной из них.

Целью планирования является упрощение достижения целей предприятия путем:

1. устранения отрицательного эффекта неопределенности внешней и внутренней среды предприятия;

2. сосредоточения внимания руководителей на главных задачах организации;

3. достижения эффективного функционирования предприятия за счет оптимального распределения ресурсов;

4. облегчения организационной, мотивационной, контролирующей деятельности руководства

Процесс планирования осуществляется соответственно по уровням организации:

Стратегическое планирование (высший уровень): главная задача планирования на этом уровне состоит в том, чтобы определить, как организация будет себя вести в своей рыночной нише. Стратегическое планирование – это попытка взглянуть в долгосрочной перспективе на основополагающие составляющие организации; оценить, какие тенденции наблюдаются в ее окружении; определить, каким будет поведение конкурентов.

На среднем уровне управления занимаются тактическим планированием, т.е. определяются промежуточные цели на пути достижения стратегических целей и задач.

Планирование, осуществляемое на нижнем уровне, называется оперативным планированием. В оперативных планах стандарты деятельности, описание работ вписывается в такую систему, при которой каждый направляет свои усилия на достижение общих и главных целей организации.

Принципы планирования:

1. Полнота планирования – должны учитываться все события и ситуации, которые могут иметь значения для развития организации;

2. Точность планирования – необходимо использовать современные методы, средства, тактики и процедуры, обеспечивающие точность прогнозов;

3. Ясность планирования – цель и меры планирования должны иметь простые и легкие при воспроизводстве формулировки, доступные всем членам организации;

4. Непрерывность планирования;

5. Экономичность планирования – расходы на планирование должны находиться в соразмерном отношении с получаемым от планирования выигрышем.

Организация (organizing) - функция управления, включающая определение задач, которые необходимо выполнить, и лиц, которые должны будут их выполнять; группирование заданий, создание структуры отчетности и того, на каком уровне должны приниматься те или иные решения.

Организация как функция управления обеспечивает упорядочение технической, экономической, социально-психологической и правовой сторон деятельности любой организации. Функция организации нацелена на упорядочение деятельности менеджера и исполнителей.

В организационной деятельности можно выделить три основных направления:

1. определение норм управляемости, т.е. определение того количества человек, которым эффективно может управлять руководитель;

2. установление взаимоотношений полномочий и ответственности, которые связывают руководителей разных уровней и их подчиненных;

3. формирование организационной структуры.

Руководство (leading) - включает в себя стимулирование подчиненных, направление их действий, выбор наиболее эффективных каналов взаимосвязи и разрешение конфликтов в коллективе.

К данной функции относится мотивация персонала. Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации.

Менеджеры ежедневно сталкиваются с проблемой мотивации деятельности сотрудников, т.е. как направлять их энергию на имеющуюся работу. Личное удовлетворение от хорошо выполненной работы и гордость за плоды своего труда привили работникам чувство цели.

Человек, получивший в процессе обучения и повышения квалификации, накопления опыта знания и навыки, хочет применить свое умение в труде и чем больше ему это удается, тем больше степень его удовлетворенности, а соответственно и степень выраженности мотивов. В данном случае сотрудник считает цели организации своими целями.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 572.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...