Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 2. Функции и принципы менеджмента
1. Сущность и взаимосвязь функций менеджмента; 2. Характеристика основных функций менеджмента; 3. Принципы менеджмента Сущность и взаимосвязь функций менеджмента Управление необходимо рассматривать как циклический процесс, состоящий из конкретных видов управленческих работ, называемых функциями управления. Функция менеджмента – это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, а также это соответствующая организация работы и контроль деятельности. Функции управления имеют специфический характер, особое содержание, могут осуществляться самостоятельно, быть как несвязанными между собой, так и неразрывно связанными. Впервые функции управления были выделены Анри Файолем. Различают следующие функции управления: 1 Планирование; 2 Организация; 3 Мотивация; 4 Контроль Если менеджер желает обеспечить устойчивое будущее своей организации, он постоянно должен осуществлять все управленческие функции. Эта деятельность должна начинаться с планирования. Если работа спланирована, то она должна быть и организована, а работники подготовлены для ее выполнения. Качество труда в большей степени зависит от побуждающих мотивов. Наконец, чтобы определить точность выполнения планов, необходимо проконтролировать процесс труда, т.е. все четыре функции взаимосвязаны и взаимообусловлены. Характеристика основных функций менеджмента Планирование (planning) - функция управления, включающая процесс определения целей, разработки стратегии, составления планов координации различных видов деятельности. В процессе планирования принимается решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать ее члены, чтобы достичь этих целей. Планирование как функция управления обеспечивает основу для других функций и считается самой главной из них. Целью планирования является упрощение достижения целей предприятия путем: 1. устранения отрицательного эффекта неопределенности внешней и внутренней среды предприятия; 2. сосредоточения внимания руководителей на главных задачах организации; 3. достижения эффективного функционирования предприятия за счет оптимального распределения ресурсов; 4. облегчения организационной, мотивационной, контролирующей деятельности руководства Процесс планирования осуществляется соответственно по уровням организации: Стратегическое планирование (высший уровень): главная задача планирования на этом уровне состоит в том, чтобы определить, как организация будет себя вести в своей рыночной нише. Стратегическое планирование – это попытка взглянуть в долгосрочной перспективе на основополагающие составляющие организации; оценить, какие тенденции наблюдаются в ее окружении; определить, каким будет поведение конкурентов. На среднем уровне управления занимаются тактическим планированием, т.е. определяются промежуточные цели на пути достижения стратегических целей и задач. Планирование, осуществляемое на нижнем уровне, называется оперативным планированием. В оперативных планах стандарты деятельности, описание работ вписывается в такую систему, при которой каждый направляет свои усилия на достижение общих и главных целей организации. Принципы планирования: 1. Полнота планирования – должны учитываться все события и ситуации, которые могут иметь значения для развития организации; 2. Точность планирования – необходимо использовать современные методы, средства, тактики и процедуры, обеспечивающие точность прогнозов; 3. Ясность планирования – цель и меры планирования должны иметь простые и легкие при воспроизводстве формулировки, доступные всем членам организации; 4. Непрерывность планирования; 5. Экономичность планирования – расходы на планирование должны находиться в соразмерном отношении с получаемым от планирования выигрышем. Организация (organizing) - функция управления, включающая определение задач, которые необходимо выполнить, и лиц, которые должны будут их выполнять; группирование заданий, создание структуры отчетности и того, на каком уровне должны приниматься те или иные решения. Организация как функция управления обеспечивает упорядочение технической, экономической, социально-психологической и правовой сторон деятельности любой организации. Функция организации нацелена на упорядочение деятельности менеджера и исполнителей. В организационной деятельности можно выделить три основных направления: 1. определение норм управляемости, т.е. определение того количества человек, которым эффективно может управлять руководитель; 2. установление взаимоотношений полномочий и ответственности, которые связывают руководителей разных уровней и их подчиненных; 3. формирование организационной структуры. Руководство (leading) - включает в себя стимулирование подчиненных, направление их действий, выбор наиболее эффективных каналов взаимосвязи и разрешение конфликтов в коллективе. К данной функции относится мотивация персонала. Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации. Менеджеры ежедневно сталкиваются с проблемой мотивации деятельности сотрудников, т.е. как направлять их энергию на имеющуюся работу. Личное удовлетворение от хорошо выполненной работы и гордость за плоды своего труда привили работникам чувство цели. Человек, получивший в процессе обучения и повышения квалификации, накопления опыта знания и навыки, хочет применить свое умение в труде и чем больше ему это удается, тем больше степень его удовлетворенности, а соответственно и степень выраженности мотивов. В данном случае сотрудник считает цели организации своими целями. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 572. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |