Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Школа административного управления




АНГАРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ, МАРКЕТИНГА И

ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ

 

КУРС ЛЕКЦИЙ К ДИСЦИПЛИНЕ

«МЕНЕДЖМЕНТ»

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Понятие, виды и школы менеджмента  
Тема 2. Функции и принципы менеджмента  
Тема 3. Методы менеджмента  
Тема 4. Типы организаций  
Тема 5. Коммуникации в организации  
Тема 6. Менеджер и его функции  
Тема 7. Управленческие решения  
Тема 8. Управление конфликтами  
Тема 9. Элементы организации и процесса управления  
Тема 10. Кадровое прогнозирование и планирование  
Литература  

 



Тема 1. Понятие, виды и школы менеджмента

  1. Основные понятия менеджмента
  2. Школы менеджмента. История менеджмента

Основные понятия менеджмента

Менеджмент – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, которая направлена на достижение определенных, намеченных фирмой целей, целей рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

Менеджмент (management) – это то, что делают менеджеры.

Менеджмент (management) – это процесс координирования и объединения рабочей деятельности других людей таким образом, чтобы она была эффективной и результативной.

Эффективность (efficiency) – получение максимального выхода продукта при минимальных затратах вводимых ресурсов. Часто описывают как умение «делать все, как требуется»

Результативность (effectiveness) – показатель, отображающий, насколько организации удалось достичь поставленных целей. Часто описывается, как «умение делать так, как надо»

Рис. 1 Эффективность и результативность в практике управления

 

Организационные уровни

 

Менеджеры высшего уровня (top managers) - менеджеры, входящие в состав руководства организации или возглавляющие ее; они отвечают за принятие решений в рамках всей организации и разработку политики и стратегий всей организации в целом.

Менеджеры среднего уровня (middle managers) - все уровни управления между низовым уровнем и высшим уровнем управления организации. Эти менеджеры управляют менеджерами технического уровня.

Менеджеры технического уровня (First-line managers) - линейные менеджеры, самый низший уровень управления. Эти менеджеры управляют деятельностью рядовых сотрудников, непосредственно занятых процессом производства продукта организации.

В системе менеджмент принято выделять различные виды менеджмента:

Ø Производственный менеджмент;

Ø Кадровый менеджмент;

Ø Инновационный менеджмент;

Ø Финансовый менеджмент;

Ø Информационный менеджмент;

Ø Торговый менеджмент;

Ø Менеджмент маркетинга;

Ø Налоговый менеджмент;

Ø Международный менеджмент

  1. Школы менеджмента. История менеджмента

Большое значение для изучения проблем управления, произошедших до XX века, имели два значительных исторических события.

Первым событием стало издание в 1776 году Адамом Смитом классического экономического труда "Исследование о природе и причинах богатства народов", в котором он описал экономические преимущества, которые организации и общество получат от разделения труда.

Разделение труда (division of labor) – разделение производственного процесса на узкоспециализированные повторяющиеся операции.

Вторым событием, повлиявшим на развитие тео­рии и практики менеджмента в XX веке, стала промышленная революция.

Промышленная революция (industrial revolution) – широкое наступление мощных машин и механизмов, массового производства и эффективных средств транспортировки.

В этот период возникают первые школы управления рисунок 2.


Рис 2. Развитие основных школ научной организации управления

 




Научный менеджмент

Научная организация управления (scientific management) – применение научного метода для определения «одного наиболее эффективного способа» выполнения работы.

Среди сделавших, огромный вклад в развитие теории менеджмента, следует назвать Фредерика Уинслоу Тейлора и супругов Фрэнка и Лилиан Гилбертов.

В своих работах «Управление фабрикой» (1903г.), «Принципы научного менеджмента» (1911г.) Тейлор разработал ряд методов научной организации труда. Эти методы основывались на изучении приемов труда рабочих и их стандартизации. При помощи хронометрических наблюдений были определены оптимальная продолжительность отдельных приемов труда и установлены рациональные режимы труда и отдыха рабочих.

В результате применения разработок Тейлора повышалась производительность труда работника. Им были также разработаны нормы выработки работников и система материального вознаграждения за выполнение и перевыполнение этих норм.

Развитие идей Тейлора было продолжено супругами Фрэнком и Лилиан Гилберт, которые расчленили технологические операции таким образом, что выделенные компоненты не зависели от содержания работы. Это позволило проектировать любую работу из стандартных компонентов, которые назвали «треблигами» (слово Гилберт наоборот).

Школа административного управления

Школа административного управления (general administrative theorists) – теории о деятельности управленческого персонала и компонентах успешной управленческой практики.

Представители данной школы Анри Файоль и Макс Вебер разработали общие теории о работе управленческого персонала и о составляющих совместной управленческой практики.

Анри Файоль выделил 14 принципов управления

Принципы управления (principles of management) – универсальные правила менеджмента, пригодные для образовательных целей и применимые в практических ситуациях.

Бюрократия (bureaucracy) – форма организации, характеризуемая четким разделением труда, иерархией, наличием подробных правил и инструкций и обезличенностью отношений. Данной формы не существует в реальности это идеальная модель. На рисунке 3 представлена характеристика данной формы.


Рис. 3. Характеристика идеальной бюрократии по Веберу


Количественный подход

Количественный подход (quantitative approach) - применение количественных методов и инструментов для оптимизации процесса принятия решений.

В основе этого подхода лежат научные математические и статистические методы, которые использовались в ходе принятия военно-стратегических решений во время Второй мировой войны. После окончания Второй мировой войны многие количе­ственные методы, использовавшиеся при решении чисто военных проблем, стали широко применяться в сфере бизнеса. В середине 1940-х годов группа офицеров, по­лучившая название Whiz Kids("Ловкачи"), поступила на работу в Ford Motorи сразу же начала разрабатывать и применять различные статистические методы и количе­ственные модели для оптимизации процесса принятия бизнес-решений. Больше всех из этой группы прославились Роберт Мак-Намара и Чарльз Торнтон.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 564.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...