Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Современные теории мотивации
Теории мотивации можно разделить на 2 группы: 1. содержательные теории мотивации: основываются на определении внутренних побуждений личности, которые заставляют людей действовать так, а не иначе. 2. процессуальные теории мотивации: базируются на том, как ведут себя люди с учетом воспитания и познания. Содержательные теории мотивации 1. Иерархия потребностей по Абрахаму Маслоу. Маслоу из всего разнообразия потребностей выделил пять: 1. физиологические потребности; 2. потребности в безопасности и уверенности в будущем; 3. социальные потребности (принадлежности к коллективу, поддержка в коллективе); 4. потребности в уважении; 5. потребности самовыражения. По теории Маслоу все потребности можно расположить в виде строгой иерархической структуры: Физиологические потребности и потребности безопасности являются первичными, т.е. врожденными или потребностями низших уровней. Социальные потребности, потребности в уважении и самовыражении являются вторичными, т.е. приобретенными, или потребностями высших уровней. Согласно теории А. Маслоу, если у человека существуют две потребности разных уровней, то доминирующей, т.е. определяющей его поведение, является потребность более низкого уровня. 2. Теория потребностей Дэвида Макклелланда. Основной упор делает на потребности высших уровней, согласно с чем, выделяется 3 типа потребности: Потребность власти – желание воздействовать на других людей; Потребность успеха удовлетворяется не признанием успеха, а процессом доведения работы до успешного завершения; Потребность в причастности схожа с мотивацией по Маслоу, т.к. работники заинтересованы в компании знакомых, налаживании дружеских отношений. 3. Двухфакторная теория мотивации Фредерика Герцберга. Согласно этой теории все факторы, влияющие на удовлетворенность человека работой, могут быть разделены на две группы: 1. факторы – мотиваторы, определяющие удовлетворенность работой, к которым относятся: - возможность достижения и признания успеха; - интерес к данному виду деятельности; - ответственность; - продвижение по службе; - возможность профессионального роста 2. гигиенические факторы, определяющие неудовлетворенность человека своей работой. К ним относятся: - способ управления и политика администрации; - условия труда; - межличностные отношения на рабочем месте; - заработок; - степень непосредственного контроля за работой; - влияние работы на личную жизнь 4. Теория человеческого фактора Дуглага Макгрегора – Х и Y Теория X – средний индивидуум туповат, стремится увильнуть от труда, поэтому его необходимо постоянно принуждать, понукать, контролировать и направлять. Человек такой категории предпочитает, чтобы им руководили, стремится избегать ответственности, беспокоится лишь о собственной безопасности. Теория Y – люди не являются от природы пассивными. Они стали такими в результате работы в организации. У данной категории работников затраты физического и умственного труда так же естественны и необходимы, как игры на отдыхе. Такой человек не только принимает на себя ответственность, но и стремится к ней. Он не нуждается в контроле со стороны, т.к. способен сам себя контролировать. Процессуальные теории мотивации В рамках этих теорий анализируется то, как человек распределяет усилия для достижения конкретных целей и как выбирает конкретный вид поведения. Процессуальные теории не оспаривают существования физиологических потребностей, но считают, что поведение людей определяется не только ими, но и социальными потребностями. Имеются три основные теории: 1. Теория ожиданий Основная мысль состоит в надежде человека на то, что выбранный им тип поведения приведет к удовлетворению желаемого. Теория ожиданий подчеркивает важность трех взаимосвязей: затраты труда – результаты; результаты – вознаграждения; вознаграждения – валентность (удовлетворенность вознаграждением). 2. Теория справедливости Здесь речь идет о том, что люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям, а затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Если сравнение показывает дисбаланс и несправедливость, то у человека возникает психологическое напряжение и снижается работоспособность. Те же сотрудники, которые считают, что им переплачивают, будут стремиться поддерживать интенсивность труда на прежнем уровне либо увеличивать ее. Основной вывод теории справедливости для практики управления заключается в том, что до тех пор, пока люди не начнут считать, что они получают справедливое вознаграждение, они будут стремиться уменьшить интенсивность труда. 3. Модель Портера – Лоулера Они разработали комплексную процессуальную теорию мотивации, включающую элементы теории ожиданий и теории справедливости, т.е. в их модели фигурирует пять переменных: затраченные усилия, восприятие, полученные результаты, вознаграждение, степень удовлетворения. Согласно модели достигнутые результаты зависят от приложенных сотрудником усилий, его способностей, а также осознания им своей роли. Вывод состоит в том, что результативный труд доставляет удовлетворение, а это способствует повышению результативности труда. Контроль (controlling) - функция управления, связанная с наблюдением над ходом работ, чтобы они выполнялись в соответствии с планом и намеченными стандартами, а также с устранением любых существенных отклонений. Целью контроля, с одной стороны, является выявление слабых мест и ошибок в процессе производства и управления, своевременное их исправление и недопущение повторения; с другой стороны, обеспечение соответствия между намеченными планами и производимыми мероприятиями. Объектом контроля являются средства и предметы труда, персонал, производственные и управленческие процессы. Требования, предъявляемые к контролю: 1. Эффективность контроля – определяется успешность, полезность контроля (уменьшение расходов, связанных с обнаружением и устранением выявленных в процессе контроля недостатков; сокращение расходов на контроль, затрат на персонал и технику контроля); 2. Эффективность влияния на людей – выясняется вопрос, вызывает ли у работников применяемая технология контроля положительные стимулы или негативные, стрессовые ситуации; 3. Выявление задач контроля – контроль должен определить совпадения или отклонения в системе управления организацией; способствовать устранению отклонений; выработке эффективных решений; 4. Определение границ контроля – контрольные мероприятия не могут осуществляться без ограничений. Длина проверяемых отрезков должна позволять выявить отклонения на самой ранней стадии. Виды управленческого контроля: ♠ предварительный контроль осуществляется до начала деятельности во время определения ее целей и планов реализации. Его цель - определение оптимальности разработанных планов посредством моделирования будущей деятельности; ♠ текущий контроль осуществляется от начала деятельности до момента получения результата. Его цель – вовремя обнаружить отклонения от намеченных планов и нормативов. ♠ заключительный контроль осуществляется после выполнения какой-либо программы. Его цель – получение информации о деятельности работников, которых необходимо поощрять за достигнутые результаты. Этапы осуществления контроля: 1. разработка планов, нормативов и стандартов; 2. совершенствование действий по выполнению планов; 3. получение фактических показателей деятельности; 4. сопоставление фактических показателей деятельности с нормативами и стандартами; 5. определение отклонений; 6. анализ отклонений; 7. разработка программы корректирующих действий. Принципы менеджмента Принципы менеджмента –это основополагающие идеи, закономерности и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций. Принципы менеджмента разбиваются на две группы – общие и частные. К общим принципам относятся: ♣ Принцип применимости: менеджмент разрабатывает своего рода руководство к действию для всех работающих в фирме сотрудников; ♣ Принцип системности: менеджмент охватывает всю систему с учетом внешних и внутренних взаимосвязей, взаимозависимостей и открытости собственной структуры или системы в целом; ♣ Принцип многофункциональности: менеджмент охватывает различные аспекты деятельности: материальные (ресурсы, услуги), функциональные (организация труда), смысловые (достижение конечной цели); ♣ Принцип интеграции: внутри системы должны интегрироваться различные способы отношений; ♣ Принцип ориентации на ценности: менеджмент включен в общественный окружающий мир с определенными представлениями о таких ценностях как гостеприимство, честные услуги, выгодное соотношение цен и т.д. Основные принципы управления выделенные Анри Файолем
К частным принципам управления относятся: ♣ Принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении: состоит в оптимальном распределении (делегировании) полномочий при принятии управленческих решений; ♣ Принцип научной обоснованности: заключается в требовании, чтобы все управленческие действия осуществлялись на базе применения научных методов и подходов; ♣ Принцип плановости: заключается в установлении основных направлений и пропорций развития организации в перспективе. План рассматривается как комплекс экономических и социальных задач, которые предстоит решить в будущем; ♣ Принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности: предполагает, что каждый подчиненный должен выполнять возложенные на него задачи и периодически отчитываться за их выполнение; ♣ Демократизация управления – участие в управлении организацией всех сотрудников; ♣ Принцип устойчивости и мобильности системы управления: предполагает, что при изменении внешней и внутренней среды организации система менеджмента не должна претерпевать коренных изменений.
Тема 3. Методы менеджмента 1. Понятие и классификация методов менеджмента; 2. Организационно-административные методы управления (ОАМ); 3. Экономические методы управления (ЭМ); |
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 414. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |