Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Подэтап 3. Построение структуры теоретической главы исследования.




Теоретический уровень исследования предполагает соответствующие ему т. н.общенаучные теоретические методы: индукция, дедукция, анализ, синтез, обобщение, интегрирование, моделирование, идеализация, систематизация, типологизация, классификация и др. Эти методы являются общими для всех наук и активно используются в процессе исследования, а затем - изложения в работе: построение материала – какое оно, как оно построено – индуктивным или дедуктивным способом? Обратите, например, внимание и на то, что обычно главы и параграфы в структуре курсовой работы располагаются методом дедукции (от общего к частному).

Очень многие студенты даже не задумываются о том, с помощью каких методов они осуществляют свое исследование, как идет само осмысление прочитанного материала. К сожалению, этот недостаток многие даже не осознают и не понимают, отсюда работа не может быть продуктивной. Но возникает вопрос – а зачем тогда в науке данные методы существуют? Ведь что такое метод? Это способ достижения определенной цели; следовательно, если Вы знаете некий способ, который кто-то Вам предлагает, Вы же обязательно им воспользуетесь? Вы же не будете вслепую решать поставленную задачу в тот момент, когда способ (алгоритм, например) уже создан? Так и в науке. Выше перечисленные методы формировались и отрабатывались в ней веками! Так почему бы не воспользоваться ими? Ведь любой метод направлен на то, чтобы сделать нашу деятельность более упорядоченной и, главное, эффективной! Представьте, насколько была бы эффективнее работа студента, если бы он сознательно использовал те или иные методы. Поэтому обязательно ознакомьтесь с содержанием названных методов (в философских словарях и энциклопедиях, учебниках философии), поймите их, осознайте и примерьте, что называется, на себя. Поразмышляйте о том, каким методом Вы пользуетесь: когда вы прибегаете к методу обобщения, анализа или синтеза, чем оправдано применение данного метода? Ваша работа над курсовой работой будет более осмысленной.

Далее перейдем к теоретической главе исследования. Ваша работа будет состоять в том, что Вы что-то обобщили, классифицировали, разбили на этапы и раскрыли их (т.е. предложили периодизацию), проанализировали большой перечень литературы и предложили свою систематизацию научных взглядов, представили характеристики, различные толкования понятий и категорий и т.д. По сути, Вы только представляете в каком-то систематизированном и обобщенном виде все то, что Вы узнали из научной литературы.

В первой главе, как правило, раскрываются основные понятия, категории, концепции, теории, обосновываются методы и методики, применяемые в исследовании, представляются модели, периодизации, приводятся и раскрываются классификации, системы, структуры, технологии, совершаются исторические экскурсы и др.

Итак, по каким признакам мы определяем теоретичность? Какие элементы исследования указывают нам на то, что исследование носит теоретический характер? Перечислим структурные элементы теории: алгоритм: аппарат (дидактические, понятийные аппараты и т.д.); категории; классификации; критерии; методики; методы; механизмы (классы механизмов); модели; направления; обоснования; основания; основы; парадигмы; параметры; периодизации; подходы; понятия; приемы; принципы; программы; процедуры; решения; системы; содержание; способы; средства; схемы; структуры; стратегии; сущности; тенденции; технологии; типологии; требования; условия; фазы; факторы (системообразующие факторы и т.д.); формы (совокупности форм и т.д.); функции; характеристики (сущностные характеристики и т.д.); цели (совокупности целей, иерархии целей); этапы и т.д.

Если вы будете использовать эти элементы, раскрывая последовательно их в своей работе, то без сомнения, теоретический уровень Вашей работы будет обеспечен. Перечисление не означает, что все эти элементы должны присутствовать в ней, нет, речь идет о некоторых из них, которые необходимо раскрыть целесообразно выявленной проблеме. Например, в Вашей теоретической первой главе могут раскрываться основные понятия и категории (с перечислением подходов, если таковые имеются), классификация с обязательными основаниями (критериями), периодизация, представлены различные модели, имеющиеся на сегодняшний день в науке, методики и технологии деятельности. И этого будет достаточно для первой главы. Главное, все эти элементы Вам даны для того, чтобы Вы понимали, о чем может быть идти речь в результатах теоретических исследований.

Теория – это наиболее развитая форма организации научного знания (к формам знания относят также понятия, категории, законы, закономерности, гипотезы, научные картины мира), дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях изучаемой области действительности. То есть, самое главное уясните то, что Вы в первой главе должны представить в организованной форме весь изученный Вами материал, который дал бы нам целостное представление об изучаемом Вами объекте или предмете Вашего исследования.

Итак, теоретическая глава должна удовлетворять самым главным требованиям:

1. Системность изложения материала, систематизация изученного по каким-либо основаниям. Как правило, удобными методами здесь выступают метод классификации, периодизации, оформление в таблицы и графики (позволяет очень большой объем материала подать в сжатом и удобном для восприятия виде) и т.д.

2. Стройность, строгая логика изложения. Главы между собой должны быть тематически связаны, необходимо прокидывать «мостики» между главами. Те же правила применяются и к параграфам. Глава, а также параграф, должны обязательно заканчиваться выводами, что свидетельствует о способности исследователя к обобщению, синтезу. Абзацы не должны быть слишком большими, между собою должны быть связаны, мысль должна постоянно продолжаться и логика не должна теряться, от абзаца к абзацу должны быть протянуты смысловые связи.

Главы рекомендуется предоставлять научному руководителю по мере их написания.

Этап. Эмпирический.

Если в ходе выполнения Вашего исследования предполагается проведение опытно-экспериментальной работы, то важно помнить, что делается это на основе усвоенных теоретических и методологических знаний, полученных на первом - теоретическом - этапе.Если же курсовая работа носит чисто теоретический характер, без эмпирической проверки, то обе главы курсовой работы могут быть теоретические. Мы рассмотрим первый вариант.

Итак, во второй главе курсовой работы (чаще всего второго параграфа) должны содержаться выкладки, результаты проведенных экспериментов, опытов, измерений и т.д.

Важно заметить, что опытно-экспериментальная работа в каждом конкретном исследовании сугубо специфична, поскольку целиком определяется содержанием конкретного исследования. Невозможно дать общий алгоритм проведения данного этапа, мы можем лишь говорить о наиболее распространенных эмпирических методах исследования. Остановимся на общенаучных методах и частных методах гуманитарных наук.

Общенаучными эмпирическими методами являются: эксперимент, измерение, наблюдение и сравнение.

Частнонаучные эмпирические методы – это специфические методы познания для отдельных наук или их взаимосвязаных групп. Например, для социологии специфическим методом является опрос и анкетирование. Для психологии – тестирование и психологический эксперимент.

Кроме того, даже общие эмпирические методы познания, например, такие, как наблюдение, эксперимент и моделирование (моделирование различают теоретическое и эмпирическое) имеют особенности, характерные именно для тех или иных наук. Например, в то время, как в естественных науках объект дистанцирован от субъекта, в гуманитарных науках превалирует принцип погруженности исследователя в исследуемую им среду, участия его в объекте. Так, если в классическом естествознании в процессе наблюдения очень важно, чтобы субъект (исследователь) был дистанцирован от объекта, то в гуманитарных науках, напротив, наблюдение обычно имеет вид внедрения, при котором исследователь внедряется в некую группу людей, начинает жить их жизнью. Есть даже такое понятие, как «включенное наблюдение». Особенно популярен этот прием в этнографии и этнолингвистике при изучении особенностей быта и языковой культуры отдельных родов, племен, народностей, а также применяется в психологии.

Эксперимент в гуманитарных науках также отличает активное вмешательство, возмущающее воздействие экспериментатора. Особенно широко распространены эксперименты в психологии, в педагогике. В естественных науках чистота эксперимента заключается как раз в том, чтобы возмущающее воздействие было сведено к нулю, а если оно даже и существует, то его можно учесть.

Гуманитарное моделирование в эмпирических исследованиях часто имеет форму проведения деловых игр, где исследователь моделирует ситуацию, выполняя роль организатора игры и коммуникативного посредника между отдельными участниками игры. В научно-технической сфере опытные модели - это уменьшенные или увеличенные копии проектируемого объекта, которые используются для исследования объекта и прогнозирования его будущих характеристик, например, модель корабля испытывается в бассейне для определения устойчивости судна при качке. Примерами научно-технических моделей, созданных для исследования процессов и явлений, являются ускоритель электронов, прибор, имитирующий разряд молнии, стенд для проверки телевизора и др.

Поговорим теперь о частнонаучных методах гуманитарных наук. Мы приведем здесь те из них, которые могут быть пригодны и использоваться в различных науках гуманитарного цикла.

1) Симуляционный метод – широко используется в медицине (например, на манекенах, муляжах, моделях), но стал применяться, например, в психологии через различные виды тренингов (те же деловые игры), и особенно активно - в преподавании на творческих направлениях (театральные тренинги).

2) Социологические методы. Методы сбора первичной информации - анкетирование (письменный опрос) и интервью (устный опрос), в которых присутствуют заранее готовые вопросы. В анкете предлагаются ответы на выбор, их называют закрытыми. В интервью готовых ответов нет, поэтому они называются открытыми, и предполагают более развернутые мнения. В анкетах также могут встречаться открытые вопросы, но, как правило, один-два и ответы респонденты дают всегда небольшие по объему. Преимущество письменного опроса в том, что он позволяет охватить большое количество респондентов, хотя есть вероятность того, что не на все вопросы опрашиваемый может ответить. При интервью интервьюер и интервьюируемый встречаются к лицом к лицу, что увеличивает презентабельность результатов ответа, однако, здесь может сказаться такой фактор, как личностное общение, и если по какой-то причине возникнет атмосфера недоверия, непонимания, то это, конечно, отразится на качестве полученной информации.

Метод глубинного интервью – очень ценный, продуктивный и наиболее информативный метод. Проводится оно как неформальная личная беседа, которая ведется по заранее намеченному плану и предполагает получение от респондента развернутые ответы на вопросы. Глубинное интервью берется у специалистов, экспертов, которых отличает высокий квалификационный профессиональный уровень в предметной области и уровень общей эрудиции, умение мыслить перспективно, восприимчивость к инновациям, отсутствие субъективизма в отношении практического применения предложенной идеи, наличие производственного и (или) исследовательского опыта в оцениваемой сфере. Поэтому от интервьюера требуется хорошее знание темы, по которой он собирается беседовать. В серьезных научных исследованиях подобные интервью готовят и ведут специалисты. Вот почему так важно изучить теоретические аспекты темы исследования, погрузиться полностью в изучаемый материал. Такой метод еще называют экспертным. Если Вы решились на такой метод, то должны обязательно проконсультироваться с научным руководителем, чтобы избежать ошибок, ведь Вы идете к специалистам своего дела. Очень важно настроить респондента к продолжительным и обстоятельным рассуждениям по интересующему исследователя кругу вопросов.

Глубинное интервью проводится при личной встрече в отсутствии посторонних лиц, либо по телефону, если личная встреча невозможна, например, по причине нахождения респондента в другом городе. Однако телефонная беседа дает худшие результаты, так как подобным образом трудно вывести человека на откровенный разговор.

Глубинное интервью может длиться от 30 минут до 3-4 часов, вот почему важно заранее обговорить с респондентом этот момент, чтобы тот выделил время и настроился на серьезную беседу. Чаще всего глубинное интервьюирование подразумевает опрос одного человека, но допускается участие двух или трех респондентов.

При глубинном интервью обязательно необходимо вести видео- или аудиозапись. Затем запись подвергается расшифровке в виде текста всего интервью ("транскрипт"), который должен быть приведен в приложении к исследованию.

Обычное и глубинное  интервью применяется в качестве метода исследования в таких научных направлениях, как социология, маркетинг, связи с общественностью, коммуникация, психология, прикладная культурология и других, а также во многих областях практики, к примеру, в управлении персоналом, журналистике и т.п.

3) Тестирование, тестовый метод – широко применяется в психологии, где он понимается как кратковременное задание, выполнение которого может служить показателем уровня развития психических функций и которое позволяет с известной вероятностью определить актуальный уровень развития у индивида необходимых навыков, знаний, личностных характеристик и т.д. Если у Вас есть психологические аспекты в Вашем исследовании, то он может Вам очень пригодиться. Активно этот метод используется сегодня и в управлении, а также в педагогике.

4) Анализ и сравнение документов, документального потока (письменных источников, артефактов – фотографий, предметов быта и т.п.). Широко применяется в социологии и особенно в исторических науках при изучении социальных процессов и явлений. При анализе документов источником информации могут быть сообщения, которые содержатся в протоколах, докладах, резолюциях и решениях, выступлениях политиков, публикациях газет, журналов, в художественных произведениях, иллюстрациях, фильмах, дневниках, летописях и т. п, также это может быть большой объем статистической информации. Анализ документов позволяет получать сведения о прошедших событиях, непосредственное наблюдение которых уже невозможно. Изучая документы, в которых те или иные явления жизни, события прослеживаются в течение многих лет, можно выявить тенденции и направленность их изменения.

5) Анализ содержания или контент-анализ, т.е. выявление истинных смыслов сказанного, написанного через выявление смысловых единиц в тексте путем их количественного подсчета. Объектами исследования контент-анализа выступают текстовые массивы (например, литературное произведение), различные документы, сообщения печати, радио, телевидения, протоколы собраний, письма, приказы, распоряжения и т.д., а также данные интервью и открытые вопросы анкет. Метод активно используется сегодня во многих гуманитарных направлениях – лингвистике, литературоведении, филологии, социологии, психололгии, лингвокультурологии, политологии и даже криминалистике. Сегодня любое выступление президента России обязательно проходит контент-анализ, который проводится буквально в ближайший час-два после него; результаты такого анализа быстро представляются широкой общественности через СМИ, после чего аналитики делают выводы о политических приоритетах высшей власти. 

Суть метода заключается в том, чтобы выявить в тексте количество часто и наиболее употребляемых слов, благодаря чему можно выявить его содержание (порою не явное). Раньше все это делалось вручную, но сейчас существуют компьютерные программы для контент-анализа. Как работают такие программы? Например, мы можем взять в электронном виде и закачать в программу всю поэзию И. А. Бунина и выявить, какие слова у поэта встречаются чаще всего, или взять и посчитать, сколько раз у того или иного поэта встречается слово «любовь», «страдание», «счастье» и т. д. Согласитесь, есть о чем задуматься, когда получишь результаты, и очень интересно будет сопоставить их с уже сложившимся восприятием поэзии того или иного автора. Или возьмем, например, все речи известного политика и также выявим через программу его наиболее часто употребляемые слова, возможно, они будут даже противоположны тем целям и задачам, которые этот политик или его партия выдвигают и пропагандируют в своих политических программах и платформе. Благодаря контент-анализу, можно также выявить скрытые подсознательные мотивы поведения человека, что действительно его тревожит и занимает.

Сегодня есть на вооружении отечественная программа «Контент-анализ Про» Системные требования: Microsoft Windows XP, Windows 7 (пройдите по ссылке http://ecsocman.hse.ru/text/35480087/ и можете скачать программу), а также множестве различных программ по контент-анализу (пройдите по ссылке и ознакомьтесь http://nit-for-you.wikispaces.com/Программы+для+контент-анализа).

Приведем примеры некоторых решаемых задач с помощью контент-анализа:

- изучение социально-психологических портретов аудиторий СМИ;

- выявление глубинных установок респондентов;

- выявление болевых точек при анализе писем;

- выявление политической ориентации СМИ;

- изучение логических противоречий в законах и постановлениях;

- установление авторства текста;

- автоматическое реферирование текстов;

- выявление рекламной стратегии фирм и мн. др.

6) Социометрические методы. Чаще всего можно встретиться с этим методом в психологии, где практикуется составление социограмм и социоматриц для визуализации и изучения внутригрупповых взаимоотношений. Наверняка, студенты, проходившие психологические практики в школах, получали задания на выполнение социометрии. Однако, социометрия также активно используется в демографии для объективной оценки и сравнения показателей прироста и убыли населения, миграции населения, половых, возрастных и социально-культурных расслоений и т.д.

7) Активное вмешательство - использование возмущающего воздействия в исследовательских целях (вмешательство в процессы коммуникации, воспитания и т.п.), часто используется в педагогике и психологии с целью создания наилучших условий для изучения явлений, встречающихся в процессе обучения и воспитания, а также конкретных психологических явлений (активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт). Это, по сути, и есть эксперимент, о котором выше говорилось.

8) Методы отслеживания объекта: мониторинг, обследование.

Мониторинг - это регулярное отслеживание состояния объекта, значений отдельных его параметров, с целью изучения динамики происходящих процессов, прогнозирования тех или иных событий, а также предотвращения нежелательных явлений. При проведении мониторинга мы наблюдаем, исследуем, сравниваем, анализируем, проверяем, контролируем. Это очень полезная процедура во многих исследованиях, где важно отследить процесс, и особую роль здесь играет временной фактор. Этот метод применяется сейчас практически во всех сферах науки и практики: в образовании (мониторинг деятельности образовательных учреждений), в медицине (мониторинг состояния больного), отслеживание социальных процессов, экологический мониторинг, мониторинг ценообразования, финансовый, правовой, космический и т.д.

Обследование – это комплекс методов исследования состояния изучаемого объекта. Метод, пришедший из медицины, и потому не особо встречается в описаниях для гуманитарных наук.

Безусловно, эмпирических методов в гуманитаристике сегодня очень много, невозможно охватить, описать их все, ведь у каждой науки есть еще и свои специфические методы. Причем, если вы обратили внимание, некоторые методы, появившиеся в одной науке, начинают эффективно применяться в другой. Если даже некоторые методы из естественных и точных наук гуманитарное знание берет себе на вооружение, то что уж говорить о методах, широко применяемых внутри различных гуманитарных наук.

В заключение скажем, что в описанных выше методах указана только сущность того или иного метода, и если Вы будете применять их в своем исследовании, следует более подробно ознакомиться с ними в той отрасли науки, в которой они наиболее разработаны. И, конечно, помощь научного руководителя в проведении эмпирических исследований просто необходима.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 397.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...