Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Написание текста: основные правила




Дадим несколько важных советов по написанию текста, его грамотному построению, стилистике, лексических средствах.

Работа с абзацем.

Для научного текста характерна смысловая законченность, целостность и связность. Это обеспечивается работой с абзацем. Абзацы делаются для того, чтобы мысли выступали более зримо, а их изложение носило более завершенный характер. Число предложений в абзаце различно и определяется сложностью передаваемой мысли.

Любой абзац в первом предложении содержит как бы тему абзаца, это своего рода заголовок к остальным предложениям абзацной части. При этом первое предложение не должно терять смысловую связь с предшествующим абзацем и текстом.

Например, Вы хотите раскрыть сущность некоего явления. Начинайте с определения понятия, обозначающего данное явление (а также, возможно, и понятий, связанных с ним), затем раскройте его признаки и свойства, этапы, историю и направления развития и т.д. Всякий раз вставляйте связующее предложение, типа «Раскрыв сущность понятия явления (конкретно называете своё), далее следует рассмотреть его основные признаки и свойства» - перечислите их все, а потом последовательно раскрывайте. После того, как Вы признаки и свойства описали, сделайте вывод и переходите к следующей смысловой части, например: «Итак, выше были рассмотрены основные свойства изучаемого явления. Теперь следует назвать основные этапы развития явления и раскрыть их содержание» и т.д.

Если у понятия существует несколько определений или подходов к определению (основанных, к примеру, на разных методологических подходах), то у Вас появляется возможность блеснуть знаниями и наличием собственной позиции – Вы должны (даже обязаны) не только представить все существующие подходы (вот Вам и объем теоретической части увеличится), но и опереться на какой-либо из них, аргументировано обосновав – почему именно данный подход (данное определение) Вы будете применять в своей работе.

Лексические средства.

Важнейшим средством выражения мыслей и связи между ними в тексте  являются специальные лексические средства связи. Такие приемы - своего рода дорожные знаки.

В качестве средств связи могут использоваться местоимения, прилагательные и причастия.  Например, читатель работы сразу понимает, что слова «действительно» или «в самом деле» указывают, что следующий за ними текст предназначен служить доказательством, слова «с другой стороны», «напротив» и «впрочем» готовят читателя к восприятию противопоставления, «ибо» - объяснения. Такие слова могут служить и своеобразными заголовками абзаца. Они, играя роль невыделенных рубрик, разъясняют внутреннюю последовательность изложения, а поэтому в научном тексте очень полезны.

Логические связи между частями высказывания выстраиваются таким образом, что  предложения должны быть очень тесно связаны друг с другом, когда каждое последующее вытекает из предыдущего. Поэтому для научного текста, требующего сложной аргументации и выявления причинно-следственных отношений, характерны сложные предложения различных видов, среди которых преобладают сложные союзные предложения. Отсюда богатство составных подчинительных союзов «благодаря тому, что», «между тем, как», «так как», «вместо того, чтобы», «ввиду того, что», «от того, что», «вследствие того, что», «после того, как», «в то время, как» и др. Особенно употребительны производные отыменные предлоги «в течение», «в соответствии с…», «в результате», «в отличие от...», «наряду с...», «в связи с ...» и т. п.

3. Далее основные лексические средства для написания текста приведем в виде удобной таблицы (Кузин Ф. А. Магистерская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. Практическое пособие для студентов-магистрантов. - М.: Ось-89», 1998. - 304 с.)

Таблица 1. Лексические средства

 

Речевая функция

Лексические средства

Причина и следствие, условие и следствие

поскольку; отсюда; откуда следует; вследствие; в результате; в силу; в виду этого; в зависимости от; в связи с этим; согласно этому; в таком случае; в этом случае ; в этих условиях; при таких условиях; (а) если (же).., то...;

 

 

что

имеет значение;

свидетельствует;

указывает;

говорит;

гоответствует;

дает возможность;

позволяет;

способствует.

Временная cоотнесенность и порядок изложения

сначала; прежде всего; в первую очередь;

первым (последующим; предшествующим) шагом;

одновременно; в то же время; здесь же;

наряду с этим;

предварительно; ранее; выше;

еще раз; вновь; снова;

затем; далее; потом; ниже;

в дальнейшем; в последующем; впоследствии;

во-первых, во-вторых и т.д.

в настоящее время; до настоящего времени;

в последние годы; за последние годы;

наконец; в заключение;

Сопоставление и противопоставление

однако; но; а;

как.., так и..; так же, как и...;

не только, но и...

по сравнению; если.., то...

в отличие; в противоположность; наоборот;

аналогично; также; таким же образом;

с одной стороны, с другой стороны;

в то время как, между тем, вместе с тем

тем не менее

Дополнение или уточнение

также и; причем; при этом; вместе с тем как; кроме того; сверх того; более того; главным образом; особенно;

Ссылка на предыдущее или последующее высказывание

тем более, что...; в том числе; в случае; то есть; а именно;

как говорилось; как указывалось; как отмечалось; как подчеркивалось выше;

согласно; сообразно; соответственно этому; в соответствии с этим;

в связи с этим; в связи с вышеизложенным;

данный; названный; рассматриваемый;

такой; такой же; подобный; аналогичный; сходный; подобного рода; подобного типа;

следующий; последующий; некоторый;

многие из них; один из них; некоторые их них;

большая часть; большинство;

как было

сказано
показано
упомянуто
отмечено
установлено
получено
обнаружено
найдено
Обобщение, вывод

в результате; в итоге; в конечном счете;

таким образом; итак; следовательно;

отсюда (из этого) вытекает (следует, понятно, ясно);

это позволяет сделать вывод; сводится к следующему; это свидетельствует;

наконец, в заключение

Иллюстрация сказанного

например; так; в качестве примера; примером может служить;

такой как (например); в случае; для случая;

о чем можно судить; что очевидно;

Введение новой информации

рассмотрим следующие случаи; остановимся подробно на...; приведем несколько примеров; основные преимущества этого метода; некоторые дополнительные замечания; несколько слов о перспективах исследования

       

 

Стиль письменной научной речи.

Стиль письменной научной речи - это безличный монолог. Изложение материала в курсовой работы ведется без использования местоимений 1, 2-го лица, так как внимание сосредоточено на содержании, а не на субъекте (ведь объективность – важнейший признак науки). Авторское «я» как бы отступает на второй план. В работе не должно быть никаких фраз типа «Я исследовал и пришел к выводу», поэтому в тексте употребляются глаголы неопределенной формы: «Можно сделать вывод о том….», а не «я сделал вывод о том…», «Следует отметить», «Рассматривая данную ситуацию, достаточно указать на….» и т.д. Вы еще не обладаете в достаточной мере научным авторитетом, чтобы заявлять о себе в курсовой работе как о состоявшемся авторе, самостоятельном ученом. Давайте будем скромнее.

В научных текстах разрешается употреблять местоимение «мы» в том случае, когда за плечами автора стоит научная школа, представителем которой он является, либо группа исследователей, либо когда в тексте приводится обобщенный исследовательский опыт. Так и хочется спросить студента: кто это мы?

Особенностью языка научной прозы является также отсутствие экспрессии. Отсюда доминирующая форма оценки — констатация признаков, присущих определяемому слову.

Объективность изложения -  основная стилевая черта такой речи, которая вытекает из специфики научного познания, стремящегося установить научную истину. Отсюда наличие в тексте научных работ вводных слов и словосочетаний, указывающих на степень достоверности сообщения. Благодаря таким словам тот или иной факт можно представить как вполне достоверный (конечно, разумеется, действительно), как предполагаемый (видимо, надо полагать), как возможный (возможно, вероятно). Обязательным условием объективности изложения материала является указание на то, каков источник сообщения, кем высказана та или иная мысль, кому конкретно принадлежит то или иное выражение. В тексте это условие можно реализовать, используя специальные вводные слова и словосочетания (по сообщению; по сведениям; по мнению; по данным; по нашему мнению и др.).

Очень полезным для оформления курсовой работы может стать следующее замечательное издание: Кузнецов И. Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы: методика подготовки и оформления: Учебно-методическое пособие. 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. – 352 с. Там Вы найдете множество подробных примеров и правил оформления фраз, цитат, правописания и стилистики на страницах 153-227.

Редактирование.

Итак, Вы написали свою работу, и Вам кажется, что она удалась. Однако первоначальная рукопись обязательно требует доработки. Вам необходимо уточнить содержание, сделать это критически, придирчиво; проверить правильность оформления, сверить с предъявляемыми требованиями; провести литературную правку или редактирование текста.

Можно порекомендовать такой важный совет: будет очень хорошо, если бы работу  кто-то прочитал и прокомментировал, что значительно упростит задачу редактирования текста. Нетрудно для этого попросить кого-нибудь из своих хороших знакомых или родственников, кто грамотно может поработать с текстом.

Таким образом, из текста курсовой работы должно быть видно, что Вы способны грамотно рассуждать, логически мыслить, делать правильные выводы, знакомы с областью исследований, владеете терминами, азами научного языка.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 342.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...