Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Шаг третий. Конспектирование.




Правила конспектирования:

1) Перед началом конспектирования выписываем из списка литературы полное библиографическое описание источника. Примите как данность, не ленитесь, тем более, что сегодня все конспектируют сразу в электронном виде.

2) Конспектируемый фрагмент начинаем с указания страницы, на которой он помещен в издании (!). Помним, что наша работа должна сопровождаться ссылками (обязательное требование к курсовой работе), то есть мы ссылаемся на авторитетное мнение исследователей, обязательно что-то цитируем, в связи с чем мы обязаны указать в библиографической ссылке номер страницы, на которой в данном источнике помещена данная мысль. Это важнейшее правило, соблюдение которого позволит в работе избежать плагиата. 

3) Выписываем тезисы, положения, которые представляют для нас важнейшие положения исследования с точностью до буквы, до запятой (!). Вносить изменения в выписываемый фрагмент мы не имеем права. Академический этикет требует точно воспроизводить цитируемый текст, ибо малейшее искажение слов цитируемого автора может исказить смысл его слов. Цитаты со ссылкой на авторитетный источник создают систему убедительных доказательств для подтверждения отдельных положений, доводов, которые приводит исследователь. Если предложение слишком длинное в силу дополнительных разъяснений, то менее значимые фразы (например, пояснения, перечисления) разрешается заменить многоточием, таким образом сокращая текст предложения (но при условии, что сокращаемый фрагмент не влияет на смысл). Также допускается изменение падежа цитируемых слов и словосочетаний для подчинения их синтаксическому строю фразы, куда они включены. Не всегда необходимо  выписывать большие куски текста дословно. Часто бывает, что та или иная мысль без всякого ущерба может быть передана своими словами. Дословно выписывать следует лишь то, что обязательно будет цитироваться и должно быть передано именно в той форме, в какой это было у автора книги. Записи должны быть убористыми, компактными, т. е. на странице нужно размещать как можно больше текста. Это улучшит его емкость и обозреваемость, глаз сразу "схватит" больше строк (а значит и смысла) текста. Рекомендуется важные моменты выделять цветом или крупным шрифтом, делать подзаголовки, подчеркивать.

Приступая к чтению книги, важно знать, что существует два типа чтения – ознакомительное и изучающее.

Когда мы впервые взяли книгу, то должны сначала внимательно прочитать содержание ее титульного листа (не обложки!), особенно на его обороте, где помещены сведения о точном названии работы, ее авторе и предназначении (учебник, учебное пособие, монографическое исследование), издательстве, времени и месте издания, аннотация. Затем читаем предисловие к книге. В аннотации и предисловии содержатся самые важные сведения о работе и ее авторе, которые позволяют приблизительно представить содержание работы. Обязательно просматривается оглавление, с тем, чтобы получить представление о структуре и содержании книги. В нем взгляд выделяет те вопросы, которые напрямую относятся к проблеме и теме исследования. И только потом начинается работа с самим содержанием, когда потихоньку пролистываются страницы, и отдельные места читаются внимательно, а все остальные бегло, затем, чтобы мысленно схватить содержание книги и получить общее впечатление от нее. Это методика ознакомительного чтения.

Изучающее чтение имеет своей целью детальное усвоение всего содержания работы или какой-то ее части. Изучающее чтение медленное, неторопливое, с многочисленными возвратами для углубленного понимания. Вот здесь как раз и необходимы рабочие записи и выписки с целью конспектирования источника.

Ознакомительное чтение обычно характеризуется быстротой, а изучающее - замедленностью. С опытом приходит умение одновременно быстро читать и воспринимать текст полно и точно.

 

4. Шаг четвертый. Оформление списка литературы и ссылок.

Мы не будем приводить здесь примеры оформления по очень важной причине. Дело в том, что список литературы может быть оформлен в зависимости от приоритета одного из двух ГОСТов – одного по оформлению библиографической записи (ГОСТ 7.1.-2003 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие правила написания и правила составления), другого - по оформлению библиографической ссылки (ГОСТ Р 7.0.5-2008 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления). Это зависит от преимущества выбора ссылки или записи. Т.о., оформление списка литературы будет отличаться в зависимости от ГОСТа. Поэтому мы порекомендуем просто сначала узнать на кафедре требования к оформлению списка и ссылок, а затем в соответствии с ними взять за основу тот или другой ГОСТ (все есть в интернете) и по ним все оформить. Обычно примеры оформления всегда есть на кафедре, или у научного руководителя, так что, скорее всего, Вам не придется изучать ГОСТы.

Относительно ссылок скажем только, что библиографические ссылки могут различаться по месту расположения в документе (см. ГОСТР 7.0.5-2008):

- внутритекстовые — их помещают в тексте документа, например, внутри абзаца;

- подстрочные — их выносить из текста и помещают внизу полосы документа (в сноску);

- затекстовые — их выносят из текста и помещают документа или его части (в выноску).

Выбор вида ссылок определяется, как правило, выпускающей кафедрой.

 

5. Шаг пятый. Анализ литературы.

Непосредственная работа с литературой - очень ответственный и важный этап в любом исследовании, можно сказать, основной. Во-первых, в ходе его выполнения, как уже выше говорилось, идет закладка фундамента всей курсовой работы. Во-вторых, умение работать и анализировать литературу должно быть продемонстрировано в самом тексте, на всем его протяжении в виде ссылок. В-третьих, анализ литературы – обязательный раздел во Введении к курсовой работе («Степень изученности проблемы»), в котором Вы должны показать знание прочитанной литературы (с какой целью и как - об этом будет рассказано в следующей стадии – стадии оформления результатов). И, наконец, в зависимости от цели исследования, анализу прочитанной литературы может быть посвящен параграф или даже глава – это называется историографическим обзором Вашей темы или проблемы.

Итак, обратим внимание на очень важные моменты.

Запомните! Если Вы пишите работу сами, то иного пути, кроме всестороннего и глубокого штудирования литературы по выбранной теме, нет. Как показывает практика, чтение литературы для выполнения курсовой работы в количестве 30 источников - является минимальным. Больше – нужно, но меньше - уже никак нельзя. Как показывает опыт, внимательное прочтение именно такого количества литературных источников обычно позволяет студенту стать достаточно информированным по исследуемой им теме, и количество в данном случае неизбежно переходит в качество.

Чтение научной литературы помогает овладеть научным стилем, сформировать стереотипы написания научных текстов, без которых работу не написать. было -диссертацию

Важно помнить, что чтение научной литературы — это нелегкое занятие, серьезный труд. Для этого требуются значительные затраты времени, интеллектуальное напряжение и уже накопленный базис знаний. Некоторые авторы пособий рекомендуют создать такой базис студенту, приступившему к изучению какой-либо новой для себя темы, на основе учебников и учебных пособий. То есть не для цитирования и написания курсовой работы по учебникам, а для самого себя, для понимания сути.

Целесообразно начинать с рассмотрения литературных источников, отражающих высокий теоретический уровень, постепенно сужая до рамок, сформулированных в задачах исследования. В систематизированном виде анализ литературы следует излагать в степени изученности.

При изучении литературы по выбранной теме используется не вся информация в ней заключенная, а только та, которая имеет непосредственное отношение к теме курсовой работы и является потому наиболее ценной и полезной. Таким образом, критерием оценки прочитанного является возможность его практического использования в работе. Но все сколько-нибудь ценные публикации, имеющие прямое и непосредственное отношение к теме курсовой работы, должны быть в работе названы и критически оценены.

Работая с научной литературой (монографиями, статьями) по теме, важно не только конспектировать главные, основополагающие с нашей точки зрения, мысли, позиции, взгляды того или иного автора. Важно сразу увидеть - чтоданный автор сделал по данной теме по сравнению с другими, какой вклад он внес, какой аспект, новую грань изучаемого объекта или предмета раскрыл. Критичность – вот главный принцип, которым вы должны руководствоваться при чтении и конспектировании источника. Не комментируйте очевидное!

При анализе прочитанной литературы, который будет излагаться во «Введении» к курсовой работе в «Степени изученности» (или в тексте курсовой работы), и необходимо показать эту степень. Степень всегда выявляется на основе сравнения. Вы сравниваете одного автора с другим и выявляете общее и особенное. Общее тоже важно увидеть, оно позволит объединить их в одну группу, когда Вы будете группировать источники. Если Вы обнаруживаете противоречия во взглядах ученых, обязательно раскройте их. Это будет большим плюсом в Вашем анализе, что говорит о Вашем критическом отношении к читаемым источникам. Это придет само по себе по мере накопления опыта. Вот почему важно прочитать не менее 30 источников!

Обзор литературы, излагаемый в степени изученности, логически подводит к выводу о том, что именно данная тема или аспект еще не раскрыты, следовательно, нуждается в дальнейшей разработке. Обзор литературы по теме должен показать неповерхностное знакомство автора со специальной литературой, его умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями, определять главное в современном состоянии изученности темы.

Есть еще один очень важный момент, который надо знать при работе с литературой. Для каждого научного исследования необходимо определение ведущих научных концепций, теорий, которые берутся в основу данной работы. Имеются в виду не те все научные публикации, на которые исследователь ссылается в своей работе – их десятки, сотни. Речь идет об одной, двух, трех, от силы четырех концепциях крупных ученых, которые действительно лежат в основании нашего исследования. Это Ваш теоретический задел, фундамент, на котором вы строите здание своей курсовой работы, и в анализе литературы во Введении Вы должны указать -какие теории, концепции берутся Вами за базовые, чьи труды выступили концептуальной основой Вашей работы.

И, наконец, последнее. Очень ценный совет, касающийся творческого процесса нашего мышления. При изучении литературы не нужно стремиться только к заимствованию материала. Вдумчивое прочтение обязательно порождает собственные мысли. Именно они, возникшие в ходе знакомства с чужими работами, могут стать основой даже для получения нового знания. Все, что при этом необходимо делать, – записывать приходящие во время обдумывания идеи своей работы. Для этого можно вести записи на полях или в отдельной тетради, либо специальный файл создать (в зависимости с каким носителем Вы работаете). Мысли при чтении литературы возникают вдруг, внезапно; они могут прийти не только в процессе чтения, но и помимо, ведь когда Вы погрузитесь в тему, она начнет, так или иначе, занимать Вас постоянно или временами. Затем эти мысли Вы и будете развивать в своей работе, когда уже будете писать текст. Они будут основой Вашего оригинального (уникального) текста (что очень важно и даже измеряется). Помните, чтение - это стимуляция идей. Внимательное ознакомление с любым текстом должно вызвать какие-то мысли, соображения, даже гипотезы, отвечающие собственным взглядам на вещи.

Таким образом, работа с литературой - рефлексивная деятельность, которая занимает основной бюджет времени исследователя, поэтому важно отнестись к этому самым серьезным образом. Но с совершенной уверенностью скажем: после прохождения данного этапа Вы будете ощущать себя совсем иначе, Вы почувствуете полное погружение в тему, и Вам захочется уже писать. И это правильно, это наступит уже скоро. Но в работе с литературой есть еще один нюанс. Его раскроем в следующем подэтапе.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 527.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...