Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Введение. Что такое курсовая работа?




ПОЛНЫЙ ОБУЧАЮЩИЙ КУРС ПО НАПИСАНИЮ

Оглавление:

Введение. Что такое курсовая работа?

Стадия. Концептуальная.

Этап. Концептуальный: определение и формулирование концепции исследования.

Этап. Выявление и постановка (формулирование) проблемы.

Этап. Определение объекта и предмета исследования.

Этап. Формулирование темы исследования.

Этап. Определение цели исследования.

Этап. Определение структуры исследования.

Стадия. Стадия планирования исследования, определение его программы.

Этап. Определение задач исследования.

Этап. Составление программы исследования, планирование.

Стадия. Проведение исследования.

Этап. Теоретический.

Подэтап 1. Анализ и систематизация литературных данных.

Подэтап 2. Работа с понятийно-категориальным аппаратом.

Подэтап 3. Построение структуры теоретической главы исследования.

Этап. Эмпирический.

Стадия. Оформление результатов исследования в виде курсовой работы.

Заключение.

О пособии от автора

У предлагаемого пособия можно выделить следующие преимущества:

1. Пособие отличает принцип алгоритма, т.е. перед Вами - стадиальный, поэтапный (даже пошаговый) алгоритм написания курсовой работы. Все предельно ясно и понятно.

Данный алгоритм составлен на основании большого практического и теоретического опыта автора пособия в качестве исследователя, а также в работе с кандидатскими и докторскими диссертациями (в качестве ученого секретаря диссертационного совета), руководстве магистерскими и бакалаврскими выпускными квалификационными работами, дипломными и курсовыми работами, кроме того на протяжении нескольких лет автор ведет курс «Организация научно-исследовательской деятельности студентов», таким образом постоянно апробируя представленное пособие.

2. Пособие вобрало в себя опыт других ученых и педагогов (теоретиков и практиков), опубликованный в виде различных пособий, а также нормативные положения о курсовой работе, разработанные в различных вузах России. Таким образом, пособие написано на основе систематизации имеющегося обширного теоретического и практического опыта в написании курсовых работ. Другими словами, здесь собраны основные практические советы по написанию курсовой работы, имеющиеся в различных пособиях.

3. Доступность и понятность. Данное пособие по выполнению курсовой работы отличается от уже имеющихся тем, что в нем максимально доступной форме – кратко, емко и понятно изложен достаточно непростой материал, систематизированный и представленный в виде пошагового алгоритма. Вот почему объем предлагаемого пособия весьма небольшой, по сравнению с другими.

4. Наличие примеров. В отличие от других, данное пособие снабжено достаточным количеством примеров, позволяющих понять специфику каждого шага. В большинстве имеющихся пособий по написанию дипломных и курсовых работ описывается то, что должно быть, но не то, как это сделать. Мало содержится практических советов, Например, студенту всегда сложно определить объект исследования, во многих практических руководствах все ограничивается только изложением, что такое объект и что такое предмет, но не приводятся примеры. Здесь будут не только приведены такие примеры, но и объяснены. Это будут выдержки из студенческих курсовых работ, а также выпускных квалификационных работ.

5. Использование информационных технологий. В настоящем пособии впервые дается практикум по использованию информационных технологий в исследовании. Здесь просто и ясно написано о том, какими конкретно информационными ресурсами следует пользоваться при поиске литературы, как правильно и грамотно это делать.

Таким образом, пособие вооружает всем необходимым инструментарием.

 

Итак,цель настоящего пособия состоит в следующем - наиболее простым и доступным языком помочь студенту пошагово справиться с весьма непростой задачей – провести исследование и достойно представить его в завершенном виде – в виде курсовой работы.

 

Концепция пособия

Открывая пособие, важно понять, что вся работа над курсовой работой организована по следующему алгоритму: процесс делится на стадии, стадии – на этапы, некоторые этапы - на подэтапы, делящиеся на шаги.

В начале пособия во Введении объясняется - что такое курсовая работа, после чего уже идет основная часть.

Итак, коротко о содержании пособия через раскрытие сущности стадий работы.

1-я стадия - концептуальная, в ходе которой определяются проблема исследования, его объект и предмет, тема и цель, а также структура всей работы. Стадия состоит из шести этапов.

1 этап - концептуальный,в ходе которого определяется и формулируется замысел исследования в виде концепции, необходимой для понимания его сущности.

На2 этапеставитсяпроблема исследования.В пособиидается понимание термина,идет обучение выявлению и формулированию проблемы,приводятся примеры формулировок из курсовых и дипломных работ.

Содержание 3 этапапосвященоопределениюобъекта и предмета исследования. Приводятся примеры формулировок из курсовых и дипломных работ, благодаря которым можно увидеть как грамотно определить объект и предмет.

Только на4 этапепроисходитформулирование темы исследования,  в текстеданы рекомендации как грамотно ее сформулировать.

Определение цели исследованиясоставляет содержание5 этапа,напрямую связанного с предыдущим (связь цели и темы работы).

Очень важный6 этап,касающийся определения структуры исследования.На примере студенческих курсовых и дипломных работ в пособии наглядно показывается и объясняется логика построения структуры работы.

2-я стадия - стадия планирования исследования и определения его программы помогает организовать всю дальнейшую работу над темой. При рассмотрении 1 этапа по определению и формулированию задач исследования ценными являются методические рекомендации по соотнесению его задач со структурой на примере студенческих дипломных работ.

Рекомендации по выполнению задач2 этапакасаются составления программы исследования,его грамотногопланирования,подразумевающего определение временных рамок выполнения конкретных шагов.

Основное исследование проходит на 3-й стадии всего процесса работы над курсовой работой, поэтому она так и называется - проведение исследования -  ивключает в себя 2 этапа – теоретический и эмпирический. Теоретический этап, в свою очередь, делится на подэтапы.

Вся работа с научной литературой включается в подэтап 1 - анализ и систематизация литературных данных, включающий 5 шагов.

При осуществлениишага первого ведется составление библиографии, то есть списка литературы. Это очень важный шаг, от которого зависит вся дальнейшая работа. Поиск литературы нужно проводить грамотно и эффективно. В тексте даются конкретные рекомендации как это сделать правильно, работая с библиотеками (с каталогами) и электронными ресурсами (интернет-ресурсами). В пособии собрана и представлена ценная информация по использованию информационных технологий при проведении исследования, которая может быть особенно полезна тем студентам, которые обучаются дистанционно или заочно и не могут посетить научные библиотеки вуза и города.

Шаг второй включает систематизацию составленного списка литературы путем  разделения его на разделы или блоки (сопровождается примерами), это делается для упорядочивания всей дельнейшей работы с литературой.

Определившись с очередностью литературных источников, начинается шаг третий - конспектирование. В тексте даются конкретные правила конспектирования.

Шаг четвертый включает рекомендации по оформлению списка литературы и ссылок.

Шаг пятый касается анализа прочитанной литературы, в пособии даются советы и рекомендации по его проведению, на основе которого пишется вся работа; по сути, здесь раскрывается специфика метода анализа и систематизации литературных данных.

Содержание 2-го подэтапа в пособии включает рекомендации по работе с понятийно-категориальным аппаратом,которая является важной составной частью теоретической основы курсовой работы. В пособии дается алгоритм работы с понятиями.

При раскрытии сущности3 подэтападаются советыпопостроению структуры теоретической главы исследования,рассказывается о том, что должно входить в содержание первой теоретической главы и о том, как ее написать.

2 этап второй стадиипо проведению исследования– эмпирический,который включает  опытно-экспериментальную работу,очень важную для написания второй главы курсовой работы. В пособии рассказывается о применении общенаучных и частнонаучных методов, раскрывается основное содержание наиболее часто применяемых методов в гуманитарных исследованиях, таких как симуляционный, группа сциологических методов (анкетирование и интервьюирование), тестирование, метод анализа и сравнения документов, методконтент-анализа, социометрические методы, активного вмешательства, методы отслеживания объекта (мониторинг, обследование).

И, наконец, содержание 4 стадии раскрывает специфику оформления результатов исследования в виде курсовой работы. Речь идет о рекомендациях по написанию текста (основные правила, лексические средства, редактирование) и по его оформлению. Очень важным является вопрос проверки курсовой работы на плагиат, поэтому в тексте даются советы о том, как поднять процент оригинальности своего текста и проверить свою работу программой «антиплагиат».

Завершается пособие списком ресурсов по учебно-методическому и информационному обеспечению подготовкикурсовой работы(литература и интернет-ресурсы).

Таким образом, пособие включает в себя все необходимые этапы проведения исследования от его начала до написания текста и защиты курсовой работы.

В пособии сознательно опущены ссылки, так как само его практическое назначение и целенаправленность диктуют необходимость наиболее удобной и простой подачи материала для студента, который нуждается в четком руководстве, не перегруженном научной терминологией, ссылками и наукообразностью. Однако в целях соблюдения этики важно отметить, что при его составлении были использованы некоторые положения из следующих трудов и пособий:

1. Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология. - М.:СИНТЕГ, 668 с. [Электронный ресурс]. URL:http://www.mtas.ru/person/novikov/methodology.htm. Замечательное издание, в котором методологически заданы стадиальность и поэтапность выполнения настоящего научного исследования. Материал данного издания в настоящем пособии адаптирован для студенческих работ.

2) Кузнецов И. Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы: методика подготовки и оформления: учеб.-метод. пособие. -М.: Дашков и К, 2002. – 350 c.

3) Научные работы: методика подготовки и оформления / Авт.-сост. И. Н. Кузнецов. - 2-е изд., перераб. и доп. - Минск: Амалфея, 2000. - 544 с.

4) Францифоров Ю. В. От реферата к курсовой, от диплома к диссертации: практическое руководство по подготовке, изложению и защите научных работ / Ю. В. Францифоров, Е. П. Павлова. - М.: Книга сервис, 2003. - 128 с.

Еще одно замечание, касающееся отрасли науки, по которой можно написать курсовую работу на основе данного пособия. В принципе, в основе любого исследования лежит одна и та же методика, общие алгоритмы. Авторы имеющихся напечатанных пособий не разводят в них научную специфику по отраслям и дают универсальные рекомендации для всех. Но все же слишком специфичны исследования в сфере естественных и точных наук, и поэтому надо учитывать это обстоятельство и придерживаться требований к курсовой работе, предъявляемых кафедрами, на которых она выполняется.

Данное пособие также учитывает универсальную схему работы над курсовой работой, однако построено на примерах написания курсовой работы гуманитарного профиля и потому смело может быть использовано по любым отраслям общественного (гуманитарного) знания. 

Очень хочется надеяться, что данное пособие по выполнению курсовой работы поможет многим студентам провести достойное исследование, оформить его результаты и представить к защите.

Итак, в путь!


 

Введение. Что такое курсовая работа?

Приступая к выполнению курсовой работы, необходимо сначала уяснить себе, что она из себя представляет. Прежде всего, следует сказать о том, что не существует какого-то единого регламентирующего нормативного документа, разработанного для всей страны, в котором бы давались четкие определения и квалификационные признаки подобного рода работ. Тем не менее, в образовательном сообществе существуют достаточно ясные представления о том, что такое курсовая работа.

Итак, курсовая работа…

1. Курсовая работа – одна из форм учебной и научно-исследовательской работы студента, содержащая результаты теоретических и (или) экспериментальных исследований или обзор литературы по отдельной учебной дисциплине.

2. Курсовая работа – самостоятельное исследование избранной актуальной и соответствующей состоянию и перспективам развития науки темы, написанное лично автором под руководством научного руководителя.

3. Выполнение курсовой работы направлено на формирование у студента навыков самостоятельной работы в профессиональной области, отражает готовность решать теоретические и практические задачи по направлению подготовки.

4. Основная цель выполнения курсовой работы – расширение, углубление знаний студента, формирование и развитие у него навыков научно-исследовательской деятельности, способствующих подготовке к выполнению выпускной квалификационной работы (ВКР) на присвоение степени бакалавра или дипломной работы специалиста.

5. Выполнение курсовой работы студентом предусматривает решение следующих задач:

- формирование способности обобщать, систематизировать и анализировать фактический материал, рефлексивно осмысливать имеющийся научный и практический опыт;

- углубление уровня и расширение объема профессионально значимых знаний, умений и навыков, способствующих освоению общекультурных и профессиональных компетенций;

- формирование умений и навыков самостоятельной организации учебной и научно-исследовательской работы;

- овладение современными методами поиска, обработки и использования информации (подбор, описание, анализ источников);

- формирование способности анализировать научную, учебную и учебно-методическую литературу;

- овладение умением ставить задачи и решать их.

6. Курсовая работа должна научить студента методике исследования того или иного вопроса, владению научным инструментарием. В ходе ее выполнения вырабатываются первичные навыки научного подхода к материалу.


 

 


Стадия. Концептуальная

Концептуальная стадия очень важна, ибо определяет весь смысл и направление дальнейшего исследования. Именно здесь Вы простраиваете всю будущую курсовую работу. Это еще не само исследование как таковое, но это своеобразный абрис будущей работы, задумка. Это целеполагание, без которого немыслима никакая деятельность. Ведь прежде чем приступить к любой работе (физической, умственной, творческой, духовной), мы изначально знаем или узнаём – зачем она нужна и что мы должны сделать. И только потом приступаем к самой работе. Так и в нашем случае.

Концептуальная стадия включает в себя 6 этапов. Мы последовательно пойдем по ним. 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 456.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...