Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Анализ таблиц и взаимосвязей показателей




 

Анализ таблиц заключается в сопоставлении по группам рассчитанных показателей и оценке их уровня. При сравнении показателей студент должен использовать опыт и навыки, полученные в процессе выполнения практических занятий и проведения семинаров по курсу. Целесообразно использовать рекомендации по сравнению показателей по группам, изложенные в задаче 4.1 Практикума.

Анализ данных и чтение таблиц необходимо проводить с постоянным учетом основной задачи проекта, сформулированной в его названии, - дать всесторонний статистико-экономический анализ состояния массового общественного явления по указанной в теме стороне деятельности предприятий. Необходимо при этом учитывать экономическое содержание явления и изучаемых показателей, причины их вариации, характер связи результатов с формирующими их факторами.

Для выявления причин различий в результатах деятельности выделенных групп организаций необходимо изучить связи результативных и факторных показателей. В курсовом проекте рекомендуется использовать в комплексе основные методы изучения взаимосвязей, в частности:

1. Сопоставление параллельных рядов результативных и факторных показателейкак простейший прием анализа. Оно, как известно, позволяет выявить наличие определенного порядка в изменении показателей и, в итоге, наличие связи между ними и приближенно ее силу. Если, например, выручка от реализации продукции в расчете на 100 га земельных угодий в высшей группе больше, чем в низшей на 70% и одновременно выше цена реализации основного товарного продукта на 50% и затраты на удобрения на 100га пашни на 10%, то между изучаемыми признаками имеется связь, причем цены изменяются сильнее по сравнению с изменением затрат на удобрения. Но при этом нельзя делать выводы о связях механически, сравнивая только приведенные проценты, а надо учитывать наличие причинных связей между факторами и результатом (рост цен прямо увеличивает выручку, увеличение применения удобрений ведет к росту производства, а затем и реализации продукции и т.п.). Причинные связи оцениваются на этапе проектирования показателей и таблиц, когда отбираются существенные показатели.

2.Разложение составных относительных показателей, то есть представление их как взаимодействие (сумма, произведение, отношение) более простых показателей, формирующих изучаемый результат. Например, общая сумма выручки от реализации продукции животноводства в целом будет равна сумме выручки от реализации молока, мяса, яиц и прочих видов продукции (как остаток от общего итога выручки). В свою очередь выручка от реализации молока равна произведению количества проданного молока на среднюю цену реализации 1 центнера. Количество проданного молока тоже является составным показателем, который разлагается на объем произведенного молока, умноженный на долю товарной продукции, а объем произведенного молока произведению численности коров на их среднюю молочную продуктивность.

При использовании приема разложения составных показателей необходимо уметь составлять схемы разложения составных показателей с учетом имеющейся исходной информации. Так, при разложении указанного выше показателя объема реализованного молока используются 3 абсолютных показателя, имеющихся по группам, – объем произведенного молока, объем проданного молока и площадь сельскохозяйственных угодий. Тогда схема разложения объема реализации молока в расчете на 1 (100) га сельскохозяйственных угодий будет иметь вид:

 

Реализовано молока    Произведено молока        Реализовано молока

всего, ц                         всего, ц                             всего, ц

__________________   =   ___________________ х   __________________

Площадь сельскохо-       Площадь сельскохо-    Произведено молока   

зяйственных угодий, га   зяйственных угодий, га   всего, ц

 

Приемы разложения приводятся в Практикуме (задачи 2.5, 9.5, 11.3, 11.7 и др.), а также в учебнике.

3. Индексный анализ общего объема сложных явлений.Многие результативные показатели деятельности предприятий имеют сложный характер и охватывают ряд разнородных элементов – виды продукции, площади посева разных культур, поголовье разных видов и групп животных, элементы затрат. Общий объем таких сложных явлений как стоимость валовой и реализованной продукции, валовой сбор продукции растениеводства, валовая продукция животноводства, общая сумма затрат по элементам и т.п. представляют собой агрегаты или  , где   q – численность единиц совокупности (объем продукции или затрат разных видов), S – площади посева культур и поголовье животных разных видов, а x – признаки этих единиц (цена или себестоимость единицы продукции, урожайность культур, продуктивность животных и т.п.).

При расчете индексов следует обращать внимание на сопоставимость суммируемых показателей, разнородные величины необходимо приводить в сопоставимый вид при помощи коэффициентов соизмерения (цен, себестоимости и т.п.). При расчетах индексов числа единиц (объема совокупности) необходимо следить за возможностью непосредственного суммирования числа единиц разнородных продуктов и ресурсов. В случае невозможности прямого суммирования, например, физического поголовья разных видов животных, необходимо попытаться определить условно натуральные показатели численности (условное поголовье в переводе на взрослый крупный рогатый скот, производство кормов в кормовых единицах или продуктов питания в калориях и т.п.).

Различия между группами в общем объеме сложных явлений, как и их изменение в динамике, следует оценивать при помощи индексного метода путем разложения общего индекса объема явления переменного состава на составляющие его индексы фиксированного состава: индекс численности единиц (объема совокупности), индекс структуры и средний индекс качественного признака.

При сравнении по группам средних уровней их индекс разлагается на два указанных выше индекса – структуры и среднего индекса признака. Разложение индексов общего объема сложных явлений и их средних уровней ведется по схемам, приведенным в Практикуме в темах 7, 11 и др.

Особое внимание в анализе необходимо уделить изучению различий в структуре производства, поскольку в рыночных условиях структура производства, затрат, доходов может быстро изменяться в целях приспособления производителей и потребителей к рыночной конъюнктуре, а также объемам имеющихся в их распоряжении ресурсов.

4. Факторные группировкиприменяются для оценки влияния на результативные показатели причин (факторов) их формирования. Поскольку на результативные признаки одновременно влияет комплекс факторов, то наиболее эффективным приемом является комбинационная группировка. Группировочные признаки для нее отбираются в процессе анализа вариации (таблица 1 с варьирующими по предприятиям признаками) и сопоставления факторов и результатов по группам. Отобранные группировочные признаки не должны быть функционально связаны с изучаемым результативным признаком. Если последний имеет составной характер, то группировку по показателям, на которые он разлагается, проводить не следует. Например, при изучении производства молока на 100 га сельскохозяйственных угодий, равном произведению плотности коров на их удои, группировку по плотности и удою проводить нельзя, их влияние на результат оценивается индексным методом и путем разложения уровня и дисперсии составных показателей. Отобранные факторные признаки должны быть, по возможности, независимыми, при зависимых факторных признаках интервалы подгрупп в разных группах придется делать неравными.

По получаемым студентами исходным данным при группировке лучше использовать корреляционно связанные с результатами (выход валовой и товарной продукции, урожайность культур, продуктивность животных, себестоимость продукции, рентабельность) показатели общих условий деятельности предприятий – обеспеченности их рабочей силой и основными фондами, материальных затрат на единицу площади в целом и по видам, показатели состояния сельскохозяйственных угодий (распаханность) и использования пашни под посевы и т.п.

Методика проведения комбинационной группировки изучается на практических занятиях (задача 4.2 Практикума), а особенности ее применения в анализе можно видеть на примере задачи 9.2. В курсовом проекте целесообразно выделять 2-3 группы и, как правило, внутри каждой из них – не более 2 подгрупп достаточно большой численности (4-7 единиц).

5. Корреляционный анализрекомендуется использовать во взаимосвязи с комбинационной группировкой для оценки тесноты связи между результативным и факторными признаками (коэффициенты парной и множественной корреляции и детерминации), а также расчета и анализа коэффициентов регрессии. Поскольку наибольший практический интерес представляют коэффициенты чистой регрессии, то целесообразно применять метод множественной корреляции, используя признаки, изученные в комбинационной группировке или другие, отобранные при анализе типологической группировки. При наличии тесной связи между факторными признаками с коэффициентом парной корреляции свыше 0,7- 0,8 целесообразно применить парную корреляцию и получить полные коэффициенты регрессии. Содержание и методика проведения корреляционного анализа изложена в задаче 9.4.

6. Прогнозрезультативного показателя в изучаемой совокупности рекомендуется провести с использованием результатов корреляционного анализа, подставив в уравнение регрессии экономически и технологически обоснованные уровни факторных признаков, достигнутые в передовых предприятиях.

7. Анализ тенденции в длительных рядах динамики. Общую тенденцию развития изучаемых явлений рекомендуется изучать по данным региона в целом на примере двух взаимосвязанных признаков (результативного и факторного), самостоятельно отобранных студентом. При изучении тенденции за период реформирования сельского хозяйства России с 1991 года целесообразно выделять качественно различные группы лет, то есть применить метод укрупнения периодов (см. задачу 6.3 Практикума). В 1991-1993гг. шло преобразование отношений собственности и форм хозяйствования, формирование многоукладного агарного сектора. В 1994-1998 гг. осваивались рыночные отношения при резко ослабленной государственной поддержке и регулировании сельского хозяйства, работающего в монопольной среде при несовершенной конкуренции. После дефолта российского рубля в 1998 году с 1999 года цены на продукцию сельского хозяйства стали более высокими, но продолжалось сокращение объема используемых ресурсов, сохранялся диспаритет цен, росла кредиторская задолженность, усилилась их дифференциация по уровню развития экономики и степени приспособленности к рыночным условиям. В 2006-2007 гг. стал реализоваться приоритетный национальный проект «Развитие АПК», а затем и «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 – 2012 годы», что создало благоприятные условия для развития отечественного производства и роста инвестиций в АПК. Нужно учитывать и влияние мирового финансово-экономического кризиса, начавшегося в 2008 г. В 2013 году началась реализация «Государственной программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы», последний период характеризуется также введенным Россией продовольственным эмбарго в условиях вступления в ВТО (в 2012 г.) и попытками решения проблемы импортозамещения продовольственных товаров.Внутри этих однородных периодов тенденция может быть выявлена путем построения трендов методом наименьших квадратов или другими приемами, рассмотренными в теме 6 Практикума. По признакам, слабо подверженным влиянию кризисов, выравнивание может быть проведено и за весь период.

Корреляционно-регрессионный анализ, выравнивание рядов динамики, разработку прогнозов следует проводить с учетом знаний, полученных при изучении курса «Эконометрики».

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 191.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...