Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 16. Методы анализа и обработки социологической информации




1.Систематизация социальных фактов и их научная классификация.

2.Теоретический анализ эмпирических данных.

1

Обработка первичного социологического материала и обобщение результатов, интерпретация обоснованных обобщений, формулировка выводов и рекомендаций являются заключительным этапом эмпирического исследования. Данный этап весьма трудоемкий и при ручной обработке занимает почти половину времени социологического исследования. Поэтому ныне широко используется для обработки данных ЭВМ, ибо применение анализа математической статистики открыло большие возможности для компьютеризации этого этапа.

В начале этого этапа идет подготовка исходных данных к обработке. Она содержит три последовательно выполненные операции:

выбраковка и редактирование массовых данных; предварительная группировка и кодирование информации; создание в памяти ЭВМ «образа» инструментария (в случае машинной обработки).

Данные социологических исследований вводятся в ЭВМ, переносятся на таблицы наблюдений и могут быть в любое время востребованы. Они практически готовы для последующей обработки.

На этом этапе вступает в силу синтетический анализ, осуществленный с помощью различных видов обработки исходных данных:

1)первичная обработка включает простую группировку, перекрестную группировку (классификацию), определение мер центральной тенденции и изменчивости, расчет мер сопряженности и связи, статистической значимости полученных результатов;

2)вторичная обработка предусматривает использование методов прикладного статистического анализа для поиска тенденций и взаимных связей между социальными показателями на основе первичной обработки;

3) обработка с использованием методов «нечисловой» статистики на основе поиска причинно-следственных связей.

В процессе обработки исследователь переводит данные социологического исследования, полученные на основе вопросов-индикаторов, в понятия, которые бы давали ответ на вопросы исследования.

При обработке и анализе данных, полученных методом опроса, широко применяются методы ранжирования, шкалирования, корреляции и др.

Ранжирование - процедура установления относительной значимости (предпочтительности) исследуемых объектов на основе их упорядо­чивания. Ранг - показатель, характеризует порядковое место оцениваемого объекта в группе и других объектов, обладающих существенными для оценки свойствами. Ранг, например ведущих политиков в стране, может быть определен на основе экспертного опроса.

Одним словом, методы шкалирования и измерения управляют, процессами трансформации результатов наблюдений в эмпирические обобщения.

Логические методы (индукция и др.) позволяют интегрировать эмпирические факты в систему нового теоретического знания, дать ответы на вопросы исследования.

Завершается эмпирическое социологическое исследование формированием выводов, предложений и рекомендаций. Важно, чтобы результаты обработки данных имели высокую наглядность, четкость и ясность, а выводы и рекомендации были своевременны и конкретны.

*************************************************************************************

Тема 17. Социометрия; Структурный анализ малых групп

1.Социальные группы как предмет изучения социологии.

2.Социометрический метод.

1

Малая группа как объединение людей на основе общностей целей, интересов, совместной деятельности может содержать от 2 до 15-20 человек. Численность группы - это не формальная величина, ибо с ростом ее численности отношения приобретают все более формальный характер. Малые группы по своей структурной организации, как уже было отмечено, делятся на формальные и неформальные. Если первые (школа, армия и др.) имеют четкую структуру и организацию, то неформальные группы создаются стихийно и основываются на симпатии и антипатии людей, общности их интересов. Соотношение формальной структуры и неформальной в группе, коллективе играет большую роль в деятельности людей. Бывает и так, что неформальный лидер играет большую роль, чем формальный в жизни группы, что при негативном характере его деятельности может привести к серьезным неудачам или провалам в функционировании группы.

Поэтому проблема интеграции группы, ее сплоченности оказалась не только весьма актуальной, но стала предметом пристального изучения ряда наук, и прежде всего социальной психологии и социологии.

Одним из самых популярных и эффективных оказался социометрический метод (процедура), разработанный американским ученым Дж.Морено. Рассмотрим содержание этого метода.

2

Социометрический метод предполагает доверительный анонимный опрос всех членов группы об их отношении друг к другу, симпатиях, привлекательности, доверии и т.д. В частности, Дж. Морено в своей книге приводит пример об опросе работников одной прачечной, отличавшейся низкой производительностью труда. В результате опроса была составлена социограмма, т.е. матрица-таблица, которая отражала характер взаимоотношений работниц. Оказалось, что нередко рядом трудились работницы, испытывавшие неприязнь друг к другу, что сказывалось на их работе. Перестановка работниц (рабочих мест) с учетом проведенного исследования и психологии их отношений позволила значительно повысить производительность труда на этом предприятии.

Поэтому методика Дж. Морено, основанная на изучении взаимных "симпатий и антипатий в группе, служившая основанием для предпочтительного выбора наиболее привлекательных партнеров, стала широко использоваться в различных социальных сферах (на производстве, в армии, на флоте, при комплектовании экипажей и т.д.)

Методика социометрического подхода рассматривает степень вза­имной привлекательности людей в группе в качестве эмпирического показателя сплоченности. «Индекс групповой сплоченности», согласно Дж. Морено, означает общее число взаимных выборов предпочтительных партнеров по отношению к общему числу всех взаимных выборов.

Социометрический опрос вошел в практику социологических исследований и до сих пор является важным инструментом сбора эмпирической информации.

 

Литература

Основная:

1. Бабосов Е.М. Социология. Мн., 1998.

2. Гидденс Э. Социология. М., 1999.

3. Смелзер Н. Социология. М., 1984.

4. Социологический энциклопедический словарь /Под ред. Г.В. Осипова. М., 1998.

5. Социология / Под ред. А.Н. Елсукова. Мн., 1998, 2000.

6. Социология: Курс лекций / Под ред. А.В. Миронова. М., 1996.

7. Фролов С.С. Социология: Учебник для вузов. М., 1997.

8. Фролов С.С. Основы социологии. М., 1997.

Дополнительная:

1. Американская социология: Учебник / Под ред. В.И. Добренькова. М., 1994.

2. Бурдье П. Социология политики. М., 1993.

3. Данилов А.Н. Власть и общество. Мн., 1998.

4. Данилов А.Н. Переходное общество: проблема системного анализа. Мн., 1998.

5. Кириенко В.В. Менталитет современных белорусов как фактор общественного реформирования // Социология. 1999. № 1.
С. 35-57.

6. Соколова Г.Н. Экономическая социология: Учебник. Мн., 2000.

7. Шавель С.А., Рубанов А.В., Смирнова Р.А. Социальная стратификация, мобильность, идентификация. Мн., 1998.


 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 486.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...