Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 8. Культура в общественной системе




Основные подходы к изучению культуры.

Основные универсалии культуры

Культура как регулятор общественных отношений

Этноцентризм и культурный релятивизм

Динамика культуры

Основные понятия:

Культура, ценности, традиции, нормы, обычаи, образцы, функции культуры, этноцентризм, релятивизм

1

Экономический подход к обществу, разработанный К. Марксом, который видел в экономике, в способе производства основу общества и социального развития, в настоящее время дополнен культурологическим подходом, разработанным Э. Дюркгеймом и М. Вебером. Человек, выделившись из животного мира, создал вторую «природу», искусственную среду - культуру. Культура - это система искусственных органов, помещенных между человеком и природой. Это неорганическое тело человека, код, который управляет развитием общества. Вместе с тем культура - это то, что передает информацию. Человек живет и действует как бы под влиянием двух информационных программ. Одна из них носит биологический характер и передается посредством генных механизмов человека. Другая носит социальный характер. Это культура. Она заключена в знаковых системах т.е. в системе ценностей, норм, верований, традиций и т.д. Она управляет человеком в его деятельности по изменению природы, в его поведении по отношению к другим людям в обществе.

Материальная и духовная культура изучается многими науками, в том числе философией, культурологией и др. Социология изучает духовную культуру под одним углом зрения: как общественную систему, ценностей, символов и значений, управляющих поведением людей. По этому социология определяет культуру как систему приобретаемых и передаваемых от поколения к поколению символов, идей, ценностей, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность.

Каждое общество имеет свою культуру, (или точнее особенности культуры). Мы говорим русская или филиппинская культура. Есть два подхода к оценке различных культур. Первый - писательский, который отрицает превосходство одной культуры над другой. Он просто констатирует, что это разные культуры, и описывает их. Второй подход - нормативный, который субординицирует культуры, обосновывая превос­ходство одной культуры над другой. Такой подход нередко ведет к этноцентризму т.е. такому взгляду на культуру нации или другой социальной группы, который различает высшие и низшие культуры. Этноцентризм противоречив. С одной стороны, он сплачивает людей данной группы, но с другой - замедляет процесс развития культуры этой группы (если она самая лучшая, то зачем ее развивать). Вместе с тем есть и культурные универсалии, т.е. такие явления культуры, которые присущи всем народам. Американский социолог Дж.Мэрдок насчитывал их свыше 70. Это нательные украшения, календари, приготовление пищи, ухаживание, танцы и т.д. Культуры делятся на элитарную (присущую высшим слоям общества), народную, имеющую глубокие корни в народных массах, и массовую, т.е. культуру, внедренную в массу с помощью средств массовой информации. Это определенные штампы в искусстве, боевики, «мыльные» оперы и т.д.

2

Духовная культура имеет сложную структуру. Она включает следующие элементы:

Во-первых, это знаково-символический элемент. Прежде всего, язык как система знаков и символов, наделенных определенным значением. Язык сохраняет культуру и предполагает способность человека помнить смысл сказанного и написанного. В современных условиях функцию накопления знаний, которой обладает язык, берет на себя в значительной мере электронно-вычислительная техника, компьютеры.

Во-вторых, ценностный элемент культуры — это главный элемент. Он включает систему ценностей, верований, знаний. Ценность — это свойство тех или иных представлений удовлетворять коренные, глубокие интересы людей и тем самым регулировать их поведение. Происходит это потому, что поведение людей всегда наполнено смыслом, в содержании которого ценности играют ведущую роль.

Типология ценностей весьма сложна. Она включает смысложизненные (добро, счастье, долг и т.д.), универсальные (жизнь, здоровье, безо­пасность), витальные (благосостояние, семья и т.д.); межличное общение (честность, бескорыстность и т.д.); демократические ценности (свобода, равноправие и т.д.); общественные признаки (трудолюбие, престиж и т.д.); партикулярные (любовь к Родине, вера в Бога и т.д.).

Системы ценностей меняются в процессе общественного развития. В доиндустриальном обществе было немало тех ценностей, которые сошли со сцены в современном обществе, например родовитость происхождения.

В-третьих, нормативный элемент культуры. Нормы — это требования к личности об определенном поведении, вытекающие из ценностей. Это стандарты правильного поведения.

Нормативный элемент имеет два условия:

а) конституциональный — это нормы и правила, одобренные всем обществом. Как правило, в экономике, в политике, образовании эти нормы поддерживаются силой закона. Общество осуществляет с помощью различных средств.(поощрения и наказания) социальный контроль. Социальные нормы усваиваются людьми в процессе социализации;

б) неконституциональный уровень охватывает две среды: обычаи, традиции, привычки; общественные нравы.

Традиции — это понятие, отражающее механизм передачи культурных ценностей и норм. Обычай — это традиция, устанавливающая порядок поведения, взятая из прошлого. Привычка — установившаяся схема поведения.

Общественные нравы — это распространенные в обществе стереотипы массового поведения. По существу это этические нормы, довольно строго регламентирующие поведение людей. Нравы могут быть хорошими или плохими, они подвержены ценностным оценкам.

Культура играет, как уже было отмечено, огромную роль в обществе. Эта роль выражается в функциях:

а) регулятивная функция. Культура управляет поведением людей, регулирует их отношения в обществе и к обществу;

б) образовательно-воспитательная. Культура осуществляет социализацию личности (усвоение культуры). Человек овладевает всем богатством культуры;

в) интегративная функция— культура скрепляет, сплачивает людей в общество, интегрирует их;

г) культура передает информацию из поколения в поколение, накапливая ее, обогащая новыми достижениями".

************************************************************************************

Тема 9. Социальная структура: стратификация и мобильность

Социальная стратификация.

Социальная мобильность.

Теория социальной стратификации описывает наличие в обществе социального неравенства, деление общества на различные группы: богатых и бедных, имеющих власть и безвластных, привилегированных и непривилегированных и т.д. Термин "страт" был взят из геологии, где обозначает расслоение пластов земли по вертикали. Социология изучает как раз расположение социальных слоев по вертикали. И основания такого деления могут быть самые различные признаки (богатство - накопленные деньги, драгоценности, недвижимость и т.п.; доход - количество денег, которые получает человек за определенный период, а именно: зарплата, пенсии, гонорары и т.п.; власть, т.е. способ навязывать свою волю другим людям, независимо от их желания, престиж - уважение людей к той или иной должности, профессии и т.п.; место проживания: в богатом районе или в квартале для бедных; место проведения отпуска и т.д.).

Как правило, такие признаки, как доход, богатство, власть, престиж или чаще их совокупность, определяют положение человека, его статус в системе социальной стратификации.

Причем история развития человеческого общества свидетельствует о том, что в первобытном обществе не было выраженной социальной дифференциации на группы в иерархическом ранге, т.е. социальная стратификация существовала в зачаточной форме. Рабство явилось первой системой четкой социальной структуры (полное бесправие рабов, не имевших никакой собственности, семьи и т.п., и абсолютная власть рабовладельцев над жизнью и смертью рабов, богатство рабовладельцев). Кастовый строй (характерный только для Индии) тоже имел жесткую стратификацию, где социальное положение человека, его принадлежность к социальной группе определялись исключительно рождением. В средневековых обществах Европы с IV по XIV века люди делились на сословия, т.е. социальные группы, права и обязанности членов которых были юридически закреплены и передавались по наследству. С XVIII в. началось разрушение сословной системы и возникло классовое общество, где уже были уничтожены сословные перегородки, привилегии и условности. Классы возникли на основе исключительно экономического положения людей (их отношения к собственности, формы и размеров дохода, роль в производстве). Буржуазия и рабочие - главные классы капитализма, индустриального общества.

Если в прошлом социальная иерархия поддерживалась силой государства, оружия, религии, то в современных демократических государствах она поддерживается социальной мобильностью, наличием мощного среднего класса.

2

Социальная мобильность - это переходы людей из одних общественных групп, слоев в другие, их движение от более низких страт к более высоким и наоборот. Различают вертикальную мобильность (восхождение - нисхождение) и горизонтальную (переход, например, от одной профессии к другой на одном социальном уровне).

Понятие социальная мобильность ввел в научный оборот П.Сорокин. Состояние социальной мобильности (высокая или низкая) характеризует характер общества. В условиях "закрытого", т.е. тоталитарного, например, кастового общества степень социальной мобильности сравнительно низка. И наоборот, "открытое", т.е. демократическое общество, характеризуется высокой степенью мобильности. Эмпирическим показателем мобильности служит индекс мобильности-стабильности, который рассчитывается на основании данных о соотношении наблюдаемых и ожидаемых пропорций между числом мобильных и стабильных лиц в исследуемой группе. Причем различают как индивидуальную, так и групповую мобильность. В целях перехода из одной группы в более высокую другую группу люди используют различные средства. В качестве социальных лифтов используются и образованной знакомства, и браки.

Социологические исследования помогают определить, насколько открытым является общество, насколько оно позволяет переходить людям из низших категорий в высшие, как формируются высшие классы общества, правящая элита (элитарный - лучший), т.е. правящий слой общества.

В процессе социальной мобильности меняется по-разному положение человека в обществе. Некоторые люди теряют свой присущий им социальный статус, лишаются возможности заняться привычным делом, адаптироваться к новым условиям. Они оказываются в пограничном слое, не примыкая ни к какой группе. Их называют маргиналами (от слова margon - край). Нередко их характеризует пассивность или агрессивность. Маргиналы нередко питают кадрами различные экстремистские группы.

Социальные институты

Сущность и типология социальных институтов.

Политические социальные институты.

Экономические социальные институты.

Религия как социокультурный институт.

1

Социальные институты — это ценностно-нормативные комплексы, исторически сложившиеся формы организации совместной деятельности людей. Величайшее изобретение людей - это социальные институты, обеспечивающие стабильность, управляемость, предсказуемость поведения людей. Поэтому социальные институты выступают главным компонентом социальной структуры общества. Их нередко называют узлами, канатами, скрепляющими общество, обеспечивающими в нем порядок. Социальные институты: государство, семья, образование, экономика и т.д. возникли не сразу — они продукт длительного развития. Они складывались постепенно. Это процесс институализации общества, который может быть описан следующим образом. Сначала появились определенные потребности (в продолжении рода, образовании, защите общества и т.д.). Затем формируется система ценностей, норм, идеалов, обеспечивающих устойчивость складывающихся связей. Одновременно возникают организации, оформляющие появившиеся структуры (государство, право, семья и т.д.) и обеспечивающие жесткий, обязывающий характер регулирования поведения людей: четкое распределение функций, социальный контроль и т.п.

Социальные институты возникают как подсистемы общества, выполняющие функции воспроизводства членов общества, социализации, производства и распределения и другие.

Типология социальных институтов включает их деление по сферам:

· социально-экономические или экономические (собственность, деньги, банки т.д.);

· политические (государство, партии, профсоюзы и т.д.);

· социально-культурные;

· воспитательно-образовательные (семья, школы искусство и т.д.).

Социальные институты делятся также на формальные и не формальные социальные институты. Если первые имеют четкую организацию обеспеченную законодательно, то вторые, например институт дружбы, опираются на моральные нормы, обычаи, традиции.

Следует заметить, что одна и та же функция может выполняться несколькими институтами, например, функция воспитания выполняется и семьей и государством и искусством. Социальные институты нередко подстраховывают друг друга. Развитость социальных институтов — критерий зрелости общества.

Социальные институты, как и все в этом мире, подвержены изменениям, развитию. Тогда, когда тот или иной институт не выполняет свои Функции (дисфункция), на смену ему приходят другие. Например, на место плановой экономики у нас приходит рыночная экономика.

2

Политические институты (государство, власть, партии и т.д.) возникают и действуют в сфере политики, т.е. в области, в которой принимаются решения, затрагивающие большие группы людей, весь народ, его отношение к власти. Это сфера управления обществом. Власть — ключевое понятие, ибо политика — это прежде всего взаимоотношение с властью, т.е. способность навязывать свою волю другим, независимо от их желания.

Государство — главный социальный политический институт. Это организация, обеспечивающая управление обществом посредством господства над людьми и опирающаяся на их признание необходимости этого господства (легитимность, законность этой власти).

Государство имеет как внутренние, так и внешние функции. В их числе: обеспечение социального порядка, стабильности и устойчивости общества; распределение ресурсов и ценностей; культурно-образовательная деятельность, развитие науки, социальный контроль над девиантным поведением людей; защита Отечества, защита интересов общества средствами дипломатии, экономики, культуры на международной арене, обеспечение неприкосновенности границ, суверенитета и безопасности страны и др.

Социология исследует сферу политики как любую другую, а это значит, в первую очередь, ценностно-нормативные стандарты, регулирующие поведение людей, их политическую культуру, т.е. их политические знания, ценности, поведение. Она исследует политическую систему, т.е. взаимодействие политических организаций; поведение личности и контроль за ее поведением.

Важно различать качественно различный уровень развития политической культуры. Ее развитие шло от патриархальной культуры, которая не знала еще обособившейся политической культуры, через подданническую к гражданской политической культуре, которая предполагает активное участие граждан в политической жизни.

Социология четко разграничивает государство и гражданское общество в демократических странах. Последнее предполагает в стране развитую структуру негосударственных самодеятельных организаций, способных противостоять всевластию государства. В их числе политические партии и общественные организации, права и свободы граждан, плюрализм в. политической сфере. Гражданское общество выступает как система негосударственных отношений и как состояние общественной жизни, характерное развитой демократией.

3

Экономические социальные институты (собственность, деньги, банки, производство и т.д.) выполняют такую важную функцию, как адаптация общества к внутренним и внешним условиям. Можно считать, что вся экономика в свою очередь выступает как социальный институт, который представляет собой устойчивые формы социальной организации, в рамках которых осуществляется производство и разделение труда, экономическое поведение людей.

Социология различает три типа экономических институтов:

• примитивный, характерный для глубокой древности;

• аграрный, в котором главную роль играло сельскохозяйственное производство;

 •индустриальный, современный.

Социология уделяет главное внимание экономическому поведению людей, следовательно, экономической культуре, т.е. системе ценностей, потребностей, значений, норм морали, традиций, обычаев, посредством которых регулируется экономическое поведение людей.

В содержание экономической культуры включаются ценности и нормы, определяющие отношение человека к труду, его экономические потребности. Ясно, что в нашей стране мотивация труда в различные периоды ее истории существенно, менялась. Мотивация рабочих 30-х годов и современных весьма различна. Входят в экономическую культуру и такие компоненты, как профессионализм и научно-теоретические знания, влияющие на производительность, эффективность труда, а также профессиональная этика. Социологию интересует и ролевое поведение социальных институтов, и рыночные механизмы (законы, обычаи, нормы).

Социология исследует также интегрирующие и дезинтегрирующие функции экономических институтов. Например, денежная система и объединяет (интегрирует) людей, и разъединяет их, деля на бедных и богатых. В зависимости от места в социальной структуре, в производстве люди имеют разное экономическое поведение и как производители, и как потребители.

Социологические исследования в области экономических институтов способствуют совершенствованию экономического поведения людей. Например, одна из американских социологических школ (Ф. Херцберг), разрабатывая концепцию обогащенного труда, пришла к выводу, что рост производительности труда связан с персональной ответственностью за результаты труда (личное клеймо), с открытой связью с клиентом, правом обращения рабочего к любому работнику администрации и т.д. В современном индустриальном обществе социология играет большую роль в изучении поведения потребителя, который выступает, по существу, диктатором, повелителем в рыночной экономике. Социология исследует зависимость поведения потребителя от различных социальных факторов (место в социальной структуре, статус, уровень доходов, образование, профессия, отношение к религии и т.д.).

4

Религия изучается многими науками: философией, религиоведением, историей, но социология имеет свой аспект. Она изучает религию как социальный институт, т.е. прежде всего как систему ценностей, норм, значений, управляющих поведением людей. Социология преодолевает односторонние оценки религии, которые присутствуют в общественном сознании (религия - или сплошные заблуждения и ошибки, или основа общественной жизни, определяющая судьбы людей) и рассматривает религию как один из важных социальных институтов, имеющих свою нишу в общественной жизни.

Религия - это стремление человека дать ответ на «предельно конечные условия человеческого существования» (рождение, смерть, смысл жизни, добро и зло и т.д.). Как показывают социологические исследования, религиозное поведение человека нередко рождается из его познавательной, моральной и эмоциональной неудовлетворенности. Люди ищут ответ в религии особенно в кризисных ситуациях, в своем стремлении преодолеть тоску и отчаяние. Религия выполняет компенсаторские функции тогда, когда человек не может найти других ответов на поставленные жизнью вопросы.

В то же время религия всегда выполняла и выполняет функции социального контроля над человеческим поведением. Это система контро­ля, хотя в наше время по сравнению со временем средних веков (речь идет о Европе) сфера влияния религии потеснена. Наука выдвигает и обосновывает свою систему ценностей.

Религия как социокультурный институт, как подсистема общества включает:

во-первых, религиозное сознание, т.е. ценностно-нормативную структуру (верования, символы, религиозная литература);

во-вторых, культовые действия (молитвы, проповеди, литургии, обряды, например, крещение, венчание и т.д.);

в-третьих, религиозные организации: церковь как объединение верующих, придерживающихся одного и того же вероисповедания. Она включает клир (священников) и мирян (рядовых членов церкви).

Наряду с церковью существуют религиозные секты, которые отличаются от церкви меньшей численностью верующих, отношениями с властью (нередко в оппозиции), особенностью организации (зачастую главную роль в сектах играет характер руководителя секты).

В настоящее время возрастает роль во многих странах нетрадиционных культов, так называемых деминаций, предоставляющих иногда переход от секты к церкви.

Основными функциями религии являются:

1. Интегративная, т.е. религия, как правило, способствует сплочению верующих и при достаточном их количестве, общества в целом.

2.Регулятивная - она, религия, поддерживает действенность социальных и моральных норм, осуществляет социальный контроль.

3.Психотерапевтическая (компенсаторская), т.е. религия успокаивает, утешает людей, удовлетворяет их моральные и эмоциональные потребности.

4.Коммуникативные функции - обеспечивает общение верующих между собой и предметом культа.

Социология проводит большие исследования по определению религиозной ориентации населения, изучает степень, уровень и характер религиозности различных групп населения страны, анализируется влияние различных образцов религиозных действий - отправления культа, посещения богослужения, молитв в домашних условиях и т.д.

************************************************************************************










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 560.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...