Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 15. Методы сбора социологической информации




1.Анализ документов.

2.Наблюдение.

3.Метод опроса.

1

В социологии документом называется созданный человеком предмет, предназначенный для хранения и передачи информации. Информация передается с помощью букв, слов, цифр, стенографических и других знаков, рисунков, фото записей, звукозаписей, телепередач, писем и т.д.

В зависимости от технических средств фиксации информации документы делятся на письменные (все виды печати и рукописной продукции), иконографические (видео-, фото-, кинодокументы), фонетические (радио, магнитофонные записи, грампластинки), диски для ЭВМ.

В зависимости от функций документы различаются на официальные и личного происхождения. По содержанию они бывают: правовые, исторические, технические и т.д.

Метод изучения документов является наиболее экономичным, позволяет оперативно получить многие эмпирические данные. Но следует помнить и о том, информация в документах не всегда бывает достоверной, часть ее, очевидно, оказывается устаревшей. Документы слабо отражают содержание сознания людей, подвергающихся исследованию. При изучении документов используются методы как. анализа их (интуитивный подход), так и методы контент-анализа (формализованного качественно-количественного изучения документов). В последнем случае исследователь ориентируется не только на то, что вошло в текст, но и на то, что оказалось за его пределами.

2

Наблюдение - это метод сбора информации, первичных эмпирических данных, который представляет собой преднамеренное, целенаправленное, систематическое, непосредственное восприятие и регистрацию социальных фактов, подвергающихся контролю и проверке. В отличие от анализа документов, которые отражают уже свершившиеся в прошлом события, наблюдение фиксирует события в момент их протекания. Наблюдение не требует согласия на этот метод наблюдаемых. Но тем не менее элементы субъективизма при наблюдении присутствуют, ибо восприятие наблюдаемых событий нередко зависит от особенностей восприятия наблюдателя, его жизненной позиции, психологии.

Типология наблюдения классифицирует этот метод следующим образом:

• включенное наблюдение, т.е. наблюдение, которое осуществляет наблюдатель, находясь внутри наблюдаемых групп людей;

• -не включенное наблюдение предполагает наблюдение за пределами группы. В данном случае наблюдаемые, зная, что они находятся под наблюдением, могут значительно изменить свое поведение. Это, безусловно, недостаток этого метода;

• полевое и лабораторное наблюдение различаются тем, что первое ведется в естественных присущих объекту наблюдения условиях, второе предполагает экспериментальную обстановку, специально созданную для наблюдения;

• случайное и системное различаются степенью подготовки наблюдения.

3

Больше всего используется социологией для сбора информации метод опроса. Опрос имеет различные виды. Различают письменные (анкетный опрос) и устные (интервью); заочные (почтовые, телевизионные, прессовые) и очные; эксклюзивные и массовые, выборочные и сплошные, социометрические, тестовые и др. Любой опрос предполагает:

• устное или письменное обращение исследователя к определенной совокупности людей — респондентов с вопросами, которые могут дать ответ по проблеме на уровне эмпирических индикаторов;

• регистрацию и систематическую обработку полученных ответов, а также их теоретическую интерпретацию. Как и при любых других методах, применение опроса предусматривает ряд процедур и методических требований, направленных на преодоление субъективизма. Следует помнить, что метод опроса предполагает получение социологической информации в ситуации социально психологического общения, когда опрашиваемые - респонденты могут субъективистски оценивать те или иные явления, процессы или факты. И тем не менее информация, которую получают в процессе опросов, богаче и подробнее, чем получаемая в результате других методов.

Опросы применяются, как правило, тогда, когда для решения проблемы недостаточно изучения документов или их вообще нет, а также когда предметом изучения выступают вербальные явления, т.е. потребности, интересы, мотивация, настроения, ценности, убеждения людей.

Важно владеть всем комплексом процедур опросов, чтобы обеспечить их репрезентативность, анонимность. Как правило, письменные анкеты содержат 30-40 вопросов. Большую роль при опросах имеет их организационная сторона: выбор времени опроса, создание благоприятной обстановки, соответственно выбор и подготовка помещения и т.д. Необходимо обеспечить корректность вопросов, которые не должны передавать респондентам мнение тех, кто их оценивает. Вопросы бывают открытые, на которые респондент дает свободный свой ответ (в свободной форме), и закрытые, к которым в анкете предлагаются возможные варианты ответов. Самый простой вид закрытого опроса - предполагаемый ответ «да-нет».

В основе, интервью (устного опроса) лежит обычная беседа. Но в отличие от нее роли собеседников закреплены, нормированы, а цели определены программой социологического исследования. Одним из наиболее эффективных методов сбора социологической информации является экспертный опрос, который предполагает получение необходимых данных с помощью знаний компетентных лиц. Результаты таких опросов называют экспертными оценками (иногда этот метод назывался "методом экспертных оценок").

Причем различают две группы методик экспертного опроса. К первой относят свободные интервью «мозговую атаку», обмен мнениями (дискуссию), ко второй - формализованный опрос, методики сбора мнений (почтовый опрос, телефонное интервью) и некоторые другие.

Применение «мозговой атаки» предполагает распределение ролей между группами экспертов. Одни из них выступают в роли «генератора идей». Вторые — в роли «аналитиков». Другой метод - метод «дельфийской техники» предполагает многократное проведение заочных опросов, результаты которых анализируются каждый раз и доводятся до

************************************************************************************










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 481.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...