Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Социальное изменение, развитие, прогресс, регресс, циклическое развитие




1

Социальные изменения - это переход социальных систем, общностей, институтов, организаций из одного состояния в другое. Социальное развитие придает этим изменениям направленный характер, обеспечивает переход от простого к сложному.

Социальные изменения носят различный характер: эволюция предполагает постепенность накопления количественных изменений, постепенность, изменения качества; революция - это быстрый, нередко взрывной переход социальных объектов в новое качество. В истории социологии давались различные оценки эволюции и революции. Если марксизм отдавал предпочтение революционным изменениям, то социальный эволюционизм (Г. Спенсер, Э. Дюркгейм) отстаивал преимущества эволюционного развития.

Вместе с тем развитие общества нередко рассматривается в социо­логии на основе двух несовпадающих теорий: однолинейного и многолинейного развития.

К числу однолинейных теорий относят те, которые рассматривают развитие общества от первобытных его форм (традиционное общество) к современному как однозначное движение всех стран к одному пути. Это современные теории постиндустриального общества (Р. Арон, У. Ростоу, Д. Белл, 3. Бжезинский, А. Тоффлер и др.). Марксистская теория видит развитие общества как естественно-исторический процесс восхождения от первобытно-общинного строя к социалистическому.

В частности, авторы теории постиндустриального общества (Д.А.Тоффлер и др.), опираясь на труды американского социолога Ф.Тенниса, исследовали различие между традиционным и современным обществом, считают, что любое общество проходит следующие стадии:

1. Аграрное общество. Преобладающая сфера - сельское хозяйство. Цель - людей этого общества - власть. Специальные формы организации: церковь и армия. В социальной структуре преобладают священники и феодалы.

2. Индустриальное общество. Соответствующие показатели выглядят так: промышленность, деньги, корпорации и бизнесмены.

3. Постиндустриальное общество (техническое, информационное). Показатели: среда услуг, знания, университеты, ученые и управляющие.

Смена этих обществ — это эволюционный путь, который должны пройти цивилизованные народы.

Марксистская теория развития общества предполагает, что все народы проходят в своем развитии, чередуя эволюционное развитие и революции,- пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую.

Каждая из формаций имеет свои характеристики экономики, политической надстройки, общественного сознания.

2

Многолинейные теории социального развития рассматривают развитие тех или иных народов (цивилизаций), как движение по замкнутому кругу, который имеет свой подъем и спад, вплоть до исчезновения с мировой арены. Это теории немецкого социолога Освальда Шпенглера (1880-1936 гг.), английского ученого A. Тойнби (1889-1975 гг.) и русского исследователя Н.Я. Данилевского (1822-1885 гг.): Близок к этим взглядам был советский историк Лев Гумилев.

Так, О. Шпенглер насчитывал 8 культурно-исторических типов цивилизаций, каждая из которых была на подъеме (стадия культуры по О. Шпенглеру), а затем переживала период цивилизации т.е., по его мнению, этап упадка, заката и возможно гибели.

А. Тойнби различал двадцать шесть типов цивилизаций, каждая из которых имела свои признаки и свою историю и переживала периоды возникновения роста, надлома и разложения. У Н.Я.Данилевского допускается тринадцать культурно-исторических типов народов. Их различие, по его мнению, в сочетании четырех элементов: религии, культуры, экономики и политики.

Попытки разработать свой подход к теории многолинейного развития делал П.Сорокин, допуская в перспективе доминирование единой цивилизации на Земле.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 653.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...