![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 6. Общество как целостная социокультурная система
Общество как целостная система Общество с позиции социального детерминизма и функционализма Концепция общества в индивидуализме Основные понятия: Система, социальные связи, взаимодействия, отношения, социальный детерминизм, функции, индивидуальное действие, социальный обмен, справедливый обмен 1 Как взаимосвязано общество? Что это такое? Что объединяет людей в общество? Что разрушает общество? Отвечая на эти вопросы, социология выделяет два аспекта в понимании общества: его структуру и культуру. Структура общества весьма сложна. Она представляет собой относительно устойчивые, стандартизируемые и регулярно воспроизводимые элементы и связи общества как системы. Социальная система - это способ существования общества, его функционирования. Она включает многочисленные подсистемы, их функции, связи, взаимодействия. Первый и главный элемент любого общества - это человек, люди, которые вступают в связи и взаимодействие друг с другом, образуя общности, социальные институты и организации. Следовательно, люди и их связи и взаимодействие между собой - важнейшие структурные элементы. Но это взаимодействие осуществляется на основе культуры, которая представляет собой социальную программу, управляющую развитием и функционированием общества. Культура -это система социально приобретенных и транслируемых от поколения к поколению значений, символов, идей, ценностей, верований, традиций, норм и правил поведения людей. Причем в данном случае речь прежде всего идет о духовной культуре. Следовательно, общество есть саморегулирующийся и самовоспроизводящийся способ взаимодействия людей на основе культуры, имеющий сложную структуру. В этой структуре, кроме указанных выше элементов, следует различать: социальные отношения, т.е. связи; обусловленные совместной деятельностью, жизнью людей, социальное взаимодействие - взаимодействие друг с другом людей и социальных институтов. Социальные институты - устойчивые системы связей которые регулируют поведение людей (государство, семья, образование и т.д.). Общество как система имеет следующие подсистемы: экономическую, политическую, духовную и т.д. Типология общества включает классификацию общества по различным основаниям: · дописьменные и письменные; · простые и сложные; · традиционные и индустриальные; · закрытые и открытые, демократические и тоталитарные и т.д. 2 Общество выступает и как система социальных общностей. Социальная общность есть объединение людей, имеющих единый статус (определенное его правами и обязанностями положение человека в социальной структуре) и единые функции. Социальная общность выступает как результат потребности людей в солидарности объединения, ибо последнее при определенных условиях ведет к повышению производительности труда. Социальные общности весьма разнообразны. Социологи их классифицируют по различным признакам. Социальную общность, в рамках которой осуществляются временные контакты, называют социальным кругом. Там же, где контакты носят постоянный характер, социальная общность называется социальной группой. Группы очень разнообразны. Их различают по многим признакам: профессиональным, возрастным, религиозным, размерам дохода, принадлежностью к власти, структурам и т.д. Например, мы различаем многие тысячи, десятки тысяч профессий: врачи, но сами врачи делятся на хирургов, терапевтов и т.д. В мире насчитывается тысячи национальных групп: различаются русские, итальянцы и т.д. По возрасту - это дети, взрослые и т.д. Религия делит людей на христиан, мусульман, буддистов и т.д. По отношению к собственности люди делятся на богатых и бедных, предпринимателей и работников. Внутри больших групп идет более дробное деление. Например, военные делятся на офицерский состав и рядовой состав. В свою очередь офицеры бывают высшие, средние и младшие. . Все это свидетельствует о сложности структуры общества, которая нуждается в постоянном внимании, изучении, ибо структура общества находится в постоянном развитии и изменении.
************************************************************************************ Тема 7. Личность как субъект и объект общественных отношений Понятие личности. Ролевая теория личности. Социализация личности. Отклоняющееся поведение 1 Социология в отличие от ряда других наук о человеке изучает прежде всего поведение человека, функционирование групп, социальных институтов, общества в целом. Социология, рассматривая человека, личность, исходит из следующих его характеристик. Во-первых, личность есть и продукт общественных отношений и их "ансамбль", т.е. личность формируется общественной средой, своим отношением с другими людьми, общественными отношениями. Во-вторых, личность обладает относительной автономностью, собственным самосознанием, самоанализом, способностью активно воздействовать на общественную среду, на других людей, на собственное саморазвитие. Человек активно ведет поиск в социальной среде того, что удовлетворяет его духовные и материальные потребности. Социология, используя опросы людей, стремится понять смысл поведения людей, их поступков, жизненную позицию человека. Чем же определяется поведение людей, их выбор в поступке? 1.Условиями среды, которая влияет на выбор поступка. Человек в условиях рыночной экономики ведет себя иначе, чем в условиях плановой. 2.Положением в обществе, в системе общественных связей. Давно замечено, что в дворцах думают иначе, чем в хижинах. 3.Своеобразием духовного мира личности, характером ее активности. Декабристы-революционеры в России были самыми богатыми и знатными людьми и тем не менее они стремились изменить общественный строй России в интересах большинства ее населения. •. Социология стремится понять положение человека в обществе, смысл его поступков, его влияние, на других. Для этого разработана и используется ролевая теория личности. 2 Ролевая теория личности исследует, прежде всего, социальный статус личности, т.е. ее функциональную роль, права и обязанности. Причем каждая личность имеет статусный набор, включающий: · генеральный статус, т.е. профессиональный признак личности (инженер, домохозяйка и т.п.); · личный статус, т.е. оценку личности в социальной группе; · социальный статус как принадлежность к определенной социальной группе; · присвоенный статус (полученный при рождении, например, дворянин); · достигаемый статус (полученный в результате определенного образования); · смешанный статус (человек может быть по образованию инженером, а работать дворником). Статус выражается в определенных функциях, в правах и обязанностях, в той роли, которую человек играет в обществе. Функции - это последствия действий человека для общества, других людей, которые должны вытекать из его статуса. Врач должен лечить и если он этого не делает, то мы получаем дисфункцию. Через понимание функции мы уясняем роль человека в обществе. Статус определяет и права личности. Например, депутат имеет право делать запросы в государственные учреждения. Социология различает и статусный диапазон, т.е. рамки поведения личности, ее возможности. Безусловно, мы часто замечаем и статусные символы, например форма одежды, определенный язык, жесты и т.п. Статусные обязанности нередко возрастают с повышением статуса. Статусный имидж помогает нам быстрее понять, что за человек перед нами ("военный - красивый, здоровенный" и т.п.). Статусная идентификация способствует быстрее осваиваться в новой должности. Можно говорить и о статусном видении мира. Политик его видит несколько иначе, чем врач или крестьянин. В обществе непрерывно идет процесс изменения статусов людей, их рангов, их. престижа. Например, если в 40-е годы были престижны профессии летчика, полярника, военного, то сегодня экономиста, юриста, финансиста и т.д. Нередко в обществе когда один статус противоречит у одной и той же личности другому, например, статус директора завода - женщины вступает в конфликт с ее статусом домохозяйки, жены, матери. Общество обладает мощными средствами социального контроля за выполнением личностью своих прав и обязанностей. В их числе не только средства общественного осуждения, но и воздействия органов государства. Мораль и право, религиозное сознание - все это служит тому, чтобы пресекать девиантное (т.е. отклоняющееся от нормы) поведение . 3 Социализация личности - это процесс превращения родившегося ребенка в полноправную человеческую личность, обладающую как индивидуальными, так и общественно значимыми качествами, которые позволяют ей полноправно участвовать в общественной жизни. Человек при социализации усваивает социальные роли и культурные нормы. Поэтому социализация - это не только и не столько обучение, сколько освоение человеком норм., правил, навыков, традиций общественной жизни. Социализация включает в себя ряд этапов. Иногда их различают на основе представлений о трудовой деятельности человека как главной. Тогда социализация включает этапы: дотрудовой, трудовой и послетрудовой (пенсионный). В других случаях делят на два периода: "первичная социализация", т.е. период от рождения до формирования зрелой личности, и "вторичная социализация" - весь последующий период. В ранний период социализации огромную роль играет семья, родители, воспитание малыша не только словом, но и личным примером. Подражание - важнейший элемент социализации. Уникальную роль в социализации играют детские игры, мнения окружающих ребенка людей, деятельность первичных групп, с которыми соприкасается малыш. Далее, в процессе социализации подростков всевозрастающую роль начинает играть система образования, средства массовой информации. Юноши и девушки становятся соучастниками происходящих в стране и в мире событий. Трудно переоценить роль учителей школ, преподавателей вузов в этом процессе. 0бучение и воспитание всегда тесно связаны и взаимодействуют между собой. Но социализация не заканчивается после вуза, первичного периода. Человек живет в меняющихся условиях, часто встречается с новыми явлениями, меняет характер, работы, заводит семью и т.д. Все это требует вторичной социализации, которая происходит всю жизнь.
Контрольные вопросы к теме №7 (вопросы для самоконтроля и индивидуального собеседования) 1. Общественное, коллективное и индивидуальное в личности. 2. Сущность и структура личности. 3. Социальный статус личности и его формирование. 4. Сущность процесса социализации 5. Основные факторы социализации 6. Социальные роли, их типология. Понятия «ролевой набор, «ролевой конфликт». 7. Самореализация личности и смысл жизни. 8. Социокультурные жизненные стили, их особенности в современном обществе. ************************************************************************************ |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 757. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |