Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 6. Общество как целостная социокультурная система




Общество как целостная система

Общество с позиции социального детерминизма и функционализма

Концепция общества в индивидуализме

Основные понятия:

Система, социальные связи, взаимодействия, отношения, социальный детерминизм, функции, индивидуальное действие, социальный обмен, справедливый обмен

1

Как взаимосвязано общество? Что это такое? Что объединяет людей в общество? Что разрушает общество? Отвечая на эти вопросы, социология выделяет два аспекта в понимании общества: его структуру и культуру.

Структура общества весьма сложна. Она представляет собой отно­сительно устойчивые, стандартизируемые и регулярно воспроизводимые элементы и связи общества как системы. Социальная система - это способ существования общества, его функционирования. Она включает многочисленные подсистемы, их функции, связи, взаимодействия.

Первый и главный элемент любого общества - это человек, люди, которые вступают в связи и взаимодействие друг с другом, образуя общности, социальные институты и организации. Следовательно, люди и их связи и взаимодействие между собой - важнейшие структурные элементы.

Но это взаимодействие осуществляется на основе культуры, которая представляет собой социальную программу, управляющую развитием и функционированием общества.

Культура -это система социально приобретенных и транслируемых от поколения к поколению значений, символов, идей, ценностей, верований, традиций, норм и правил поведения людей. Причем в данном случае речь прежде всего идет о духовной культуре.

Следовательно, общество есть саморегулирующийся и самовоспроизводящийся способ взаимодействия людей на основе культуры, имеющий сложную структуру.

 В этой структуре, кроме указанных выше элементов, следует различать: социальные отношения, т.е. связи; обусловленные совместной деятельностью, жизнью людей, социальное взаимодействие - взаимодействие друг с другом людей и социальных институтов. Социальные институты - устойчивые системы связей которые регулируют поведение людей (государство, семья, образование и т.д.).

Общество как система имеет следующие подсистемы: экономическую, политическую, духовную и т.д.

Типология общества включает классификацию общества по различным основаниям:

· дописьменные и письменные;

· простые и сложные;

· традиционные и индустриальные;

· закрытые и открытые, демократические и тоталитарные и т.д.

2

Общество выступает и как система социальных общностей. Социальная общность есть объединение людей, имеющих единый статус (определенное его правами и обязанностями положение человека в социальной структуре) и единые функции.

Социальная общность выступает как результат потребности людей в солидарности объединения, ибо последнее при определенных условиях ведет к повышению производительности труда. Социальные общности весьма разнообразны. Социологи их классифицируют по различным признакам.

Социальную общность, в рамках которой осуществляются временные контакты, называют социальным кругом. Там же, где контакты но­сят постоянный характер, социальная общность называется социальной группой. Группы очень разнообразны. Их различают по многим признакам: профессиональным, возрастным, религиозным, размерам дохода, принадлежностью к власти, структурам и т.д. Например, мы различаем многие тысячи, десятки тысяч профессий: врачи, но сами врачи делятся на хирургов, терапевтов и т.д. В мире насчитывается тысячи национальных групп: различаются русские, итальянцы и т.д. По возрасту - это де­ти, взрослые и т.д. Религия делит людей на христиан, мусульман, буддистов и т.д.

По отношению к собственности люди делятся на богатых и бедных, предпринимателей и работников. Внутри больших групп идет более дробное деление. Например, военные делятся на офицерский состав и рядовой состав. В свою очередь офицеры бывают высшие, средние и младшие. .

Все это свидетельствует о сложности структуры общества, которая нуждается в постоянном внимании, изучении, ибо структура общества находится в постоянном развитии и изменении.

 

************************************************************************************

Тема 7. Личность как субъект и объект общественных отношений

Понятие личности.

Ролевая теория личности.

Социализация личности.

Отклоняющееся поведение

1

Социология в отличие от ряда других наук о человеке изучает прежде всего поведение человека, функционирование групп, социальных институтов, общества в целом. Социология, рассматривая человека, личность, исходит из следующих его характеристик.

Во-первых, личность есть и продукт общественных отношений и их "ансамбль", т.е. личность формируется общественной средой, своим отношением с другими людьми, общественными отношениями.

Во-вторых, личность обладает относительной автономностью, собственным самосознанием, самоанализом, способностью активно воздействовать на общественную среду, на других людей, на собственное саморазвитие. Человек активно ведет поиск в социальной среде того, что удовлетворяет его духовные и материальные потребности.

Социология, используя опросы людей, стремится понять смысл поведения людей, их поступков, жизненную позицию человека.

Чем же определяется поведение людей, их выбор в поступке?

1.Условиями среды, которая влияет на выбор поступка. Человек в условиях рыночной экономики ведет себя иначе, чем в условиях плановой.

2.Положением в обществе, в системе общественных связей. Давно замечено, что в дворцах думают иначе, чем в хижинах.

3.Своеобразием духовного мира личности, характером ее активности. Декабристы-революционеры в России были самыми богатыми и знатными людьми и тем не менее они стремились изменить общественный строй России в интересах большинства ее населения. •.

Социология стремится понять положение человека в обществе, смысл его поступков, его влияние, на других. Для этого разработана и используется ролевая теория личности.

2

Ролевая теория личности исследует, прежде всего, социальный статус личности, т.е. ее функциональную роль, права и обязанности. Причем каждая личность имеет статусный набор, включающий:

· генеральный статус, т.е. профессиональный признак личности (инженер, домохозяйка и т.п.);

· личный статус, т.е. оценку личности в социальной группе;

· социальный статус как принадлежность к определенной социальной группе;

· присвоенный статус (полученный при рождении, например, дворянин);

· достигаемый статус (полученный в результате определенного образования);

· смешанный статус (человек может быть по образованию инженером, а работать дворником).

Статус выражается в определенных функциях, в правах и обязанностях, в той роли, которую человек играет в обществе. Функции - это последствия действий человека для общества, других людей, которые должны вытекать из его статуса. Врач должен лечить и если он этого не делает, то мы получаем дисфункцию. Через понимание функции мы уясняем роль человека в обществе.

Статус определяет и права личности. Например, депутат имеет право делать запросы в государственные учреждения. Социология различает и статусный диапазон, т.е. рамки поведения личности, ее возможно­сти. Безусловно, мы часто замечаем и статусные символы, например форма одежды, определенный язык, жесты и т.п. Статусные обязанности нередко возрастают с повышением статуса. Статусный имидж помогает нам быстрее понять, что за человек перед нами ("военный - красивый, здоровенный" и т.п.). Статусная идентификация способствует быстрее осваиваться в новой должности.

Можно говорить и о статусном видении мира. Политик его видит несколько иначе, чем врач или крестьянин.

В обществе непрерывно идет процесс изменения статусов людей, их рангов, их. престижа. Например, если в 40-е годы были престижны профессии летчика, полярника, военного, то сегодня экономиста, юриста, финансиста и т.д. Нередко в обществе когда один статус противоречит у одной и той же личности другому, например, статус директора завода - женщины вступает в конфликт с ее статусом домохозяйки, жены, матери.

Общество обладает мощными средствами социального контроля за выполнением личностью своих прав и обязанностей. В их числе не только средства общественного осуждения, но и воздействия органов государства. Мораль и право, религиозное сознание - все это служит тому, чтобы пресекать девиантное (т.е. отклоняющееся от нормы) поведение .

3

Социализация личности - это процесс превращения родившегося ребенка в полноправную человеческую личность, обладающую как индивидуальными, так и общественно значимыми качествами, которые позволяют ей полноправно участвовать в общественной жизни. Человек при социализации усваивает социальные роли и культурные нормы. Поэтому социализация - это не только и не столько обучение, сколько освоение человеком норм., правил, навыков, традиций общественной жизни.

Социализация включает в себя ряд этапов. Иногда их различают на основе представлений о трудовой деятельности человека как главной. Тогда социализация включает этапы: дотрудовой, трудовой и послетрудовой (пенсионный). В других случаях делят на два периода: "первичная социализация", т.е. период от рождения до формирования зрелой личности, и "вторичная социализация" - весь последующий период.

В ранний период социализации огромную роль играет семья, родители, воспитание малыша не только словом, но и личным примером. Подражание - важнейший элемент социализации. Уникальную роль в социализации играют детские игры, мнения окружающих ребенка людей, деятельность первичных групп, с которыми соприкасается малыш.

Далее, в процессе социализации подростков всевозрастающую роль начинает играть система образования, средства массовой информации. Юноши и девушки становятся соучастниками происходящих в стране и в мире событий. Трудно переоценить роль учителей школ, преподавателей вузов в этом процессе. 0бучение и воспитание всегда тесно связаны и взаимодействуют между собой. Но социализация не заканчивается по­сле вуза, первичного периода. Человек живет в меняющихся условиях, часто встречается с новыми явлениями, меняет характер, работы, заводит семью и т.д. Все это требует вторичной социализации, которая происходит всю жизнь.

 

Контрольные вопросы к теме №7

(вопросы для самоконтроля и индивидуального собеседования)

1. Общественное, коллективное и индивидуальное в личности.

2. Сущность и структура личности.

3. Социальный статус личности и его формирование.

4. Сущность процесса социализации

5. Основные факторы социализации

6. Социальные роли, их типология. Понятия «ролевой набор, «ролевой конфликт».

7. Самореализация личности и смысл жизни.

8. Социокультурные жизненные стили, их особенности в современном обществе.

************************************************************************************










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 635.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...