![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Понятие и функции конституционной юстиции.
Конституционная юстиция - специально учреждаемые гос-вом органы, призванные обеспечить конституционную законность (правовую охрану конституции). Мировой конституционной практике известны две модели К.ю. - американская и европейская. Американская модель основана на прерогативе высшего судебного органа общей юрисдикции (Верховного суда) выносить решения о неконституционности законов. При этом суд может объявить неконституционным любой закон, подлежащий применению в конкретном деле. Такая система конституционного контроля действует в США, Канаде, Японии, Австралии, Индии, Швейцарии, Скандинавских странах и др. Европейская модель основана на том, что специально учрежденные конституционные суды рассматривают дела о конституционности закона вне связи с конкретным делом, рассматриваемым судом. Такая модель К.ю. характерна для РФ. При этом органы конституционного контроля в РФ, как и в ряде других стран (Германия, Турция, Украина и др.), включены в судебную систему. В иных странах (Франция, Италия, Испания, Польша и др.) такие органы не входят в судебную систему. Механизм конституционного контроля РФ образуют Конституционный Суд РФ, а также конституционные и уставные суды субъектов РФ. В то же время органы конституционного контроля субъектов РФ не образуют с федеральным Конституционным Судом единую систему. Объединение этих органов в рамках К.ю. страны обусловлено характером осуществляемых ими задач: а) охрана демократической Конституции и б) конституционная защита ценностей демократии, прав и свобод человека и гражданина, всего конституционного строя. Главная, основная функция Конституционного Суда РФ — проверка соответствия Конституции РФ: а) ФЗ, нормативных актов высших федеральных органов гос. власти; б) конституций и уставов, а также иных нормативных актов субъектов РФ, кроме тех, которые относятся к сфере исключительного ведения субъектов РФ; в) договоров м/у органами гос. власти РФ и ее субъектов; г) международных договоров РФ, не вступивших в силу. В компетенцию Конституционного Суда РФ входит и разрешение споров о компетенции: м/у федеральными органами гос. власти; м/у органами гос. власти РФ и органами гос. власти субъектов РФ; м/у высшими органами гос. власти субъектов РФ. Еще одно направление деятельности Конституционного Суда РФ — толкование Конституции РФ. В функции Конституционного Суда РФ входит также дача заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в гос. измене или совершении иного тяжкого преступления. Помимо отмеченных основных полномочий Конституционного Суда РФ, зафиксированных в ст. 125 Конституции РФ, ряд других ее статей определяет еще и такие полномочия, как направление посланий Конституционного Суда Федеральному Собранию (ст. 100), право законодательной инициативы (ст. 104), право присутствия судей Конституционного Суда при принятии присяги Президентом РФ (ст. 82). Ряд полномочий Конституционного Суда РФ связан с договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами гос. власти РФ и ее субъектов. Федеральный конституционный закон о референдуме (1995) предусмотрел еще одно новое полномочие Конституционного Суда — проверка по запросу Президента РФ до референдума соблюдения требований, предусмотренных Конституцией РФ.
Конституционный Суд РФ: порядок формирования, состав, компетенция, организация деятельности. Конституционный Суд РФ – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. КС РФ состоит из 19 судей, один из которых является председательствующим и один – его заместителем. Эти судьи избираются на пленарном заседании КС сроком на 3 года, тогда как общий срок полномочий судей составляет 15 лет. Судьи КС РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Судьей КС может быть назначен гражданин РФ, достигший 40-летнего возраста, обладающий безупречной репутацией, имеющий высшее юр. образование и стаж работы по юр. профессии не менее 15 лет, а также обладающий признанной высокой квалификацией в области права. Судьи КС РФ независимы и обладают неприкосновенностью. Структура КС РФ включает в себя 2 палаты, одна их которых состоит из 10, а вторая из 9 судей КС. Палаты на каждом своем заседании избирают из своего состава председательствующего, который исполняет свои обязанности по руководству в рамках этого заседания. Принципы деятельности КС: 1. независимость судей КС РФ; 2. коллегиальность рассмотрения дел; 3. гласность судебного заседания (допускается трансляция заседаний); 4. состязательность и равноправие сторон (этот принцип для конституционного судопроизводства условный, тк решения выносятся на основании документов и собственно сторон нет). КС РФ вправе: 1) разрешать дела о соответствии Конституции РФ ФЗ, Указов Президента РФ, актов Правительства РФ; конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ; договоров м/у органами гос. власти РФ и органами гос. власти субъектов РФ, договоров м/у органами гос. власти субъектов РФ; не вступивших в законную силу международных договоров РФ; 2) разрешать споры о компетенции: м/у федеральными органами гос. власти; м/у органами гос. власти РФ и органами гос. власти субъектов РФ; м/у высшими гос. органами субъектов РФ; 3) давать заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в гос. измене или совершении иного тяжкого преступления; 4) выступать с законодательной инициативой по вопросам своего ведения; 5) давать толкование Конституции РФ (по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Г. Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов Федерации); 6) проверять конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, разрешаемом судом по жалобам граждан и запросам судов; 7) осуществлять иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией РФ, Федеративным договором и ФКЗ.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 561. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |