![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ С УЧАСТИЕМ ИНОСТРАННЫХ ЛИЦ⇐ ПредыдущаяСтр 65 из 65
1.Граждански-процессуальное положение иностранных лиц. 2.Иски к иностранным государствам и международным организациям. Дипломатический иммунитет. 3.Судебные поручения к иностранным судам. 1. Граждански-процессуальное положение иностранных лиц Правовое регулирование иностранного участия в гражданском процессе имеет четыре основных аспекта. Первый из них связан с цивіль-но-процесуальним положением иностранцев и лиц без гражданства. Второй представлен правилами, которые определяют основания и по-рядок предъявления исков к иностранному государству и ее диплома-тичних представителей, аккредитованных в Украине. Третий представляет со-бою межгосударственное взаимодействие по вопросам предоставления правовой помощи по гражданским делам. Четвертый касается условий признания и ви-конання актов иностранных судов на территории Украины. Источники правового регулирования иностранного участия в гражданском процессе Украины разделяются на две группы: 1) национальное законо-давство; 2) международных договора, в которых участвует Украина. На-ціональне законодательство, которое специально принадлежит к данному кругу вопросов, представлено Законом Украины от 23 июня в 2005 г. "О международном частном праве" (дальше - Закон) и разделом X ЦПК Украины. Более подробные нормы содержатся в международно-правовых документах - многосторонних и двусторонних договорах, учасни-ком которых есть Украина. Проблема положения иностранцев в гражданском процессе имеет пря-ме отношение к основным правам и обязанностям человека и громадя-нина. В силу этого основным нормативным актом, который представляет содержание национального законодательства в данной сфере, является Конституция Украины. В соответствии из ст. 26 Конституции Украины иностранцы и лица без гражданства, которые находятся в Украине на законных основаниях, пользуются теми же правами и свободами, а та-кож несут такие же обязанности, как и граждане Украины, - за ви-нятками, установленными Конституцией, законами или міжнарод-ними договорами Украины. Этот общий принцип предоставления иностранцам национального пра-вового режима получает последовательную реализацию в отраслевом зако-нодавстві. Принцип национального режима означает законодательное закрепление права иностранных граждан и лиц без гражданства обращаться к судам Украины и пользоваться гражданскими процесу-альними правами наравне с гражданами Украины. В соответствии со ст. 410 ЦПК иностранцы, лица без гражданства, иностранные юридические лица, иностранные государства (их органы и должностные лица) и международные организации (дальше - иностранные лица) имеют право обращаться к судам Украины для защиты своих прав, свобод или интересов. Иностранные лица имеют процессуальные права и обов'яз-ки наравне с физическими и юридическими лицами Украины, за винят-ками, установленными Конституцией и законами Украины, а также международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины. Согласно ст. 1 Закона Украины "О гражданстве Украины" иностранец - лицо, которое не находится в гражданстве Украины и является гражданином (подданным) другого государства или государств. Лицо без гражданства - лицо, которого ни одно государство в соответствии со своим за-конодавства не считает своим гражданином. Предоставление иностранным гражданам и лицам без гражданства на-ціонального режима носит безусловный характер. В законодательстве Украины не содержатся какие-либо ограничения или условия для інозем-ців, выполнение которых необходимо для обращения к суду. Отказ в принятии искового заявления иностранца возможен только на общих основаниях, предвиденных в ЦПК (ст.122 ЦПК). Положение о свободном доступе к правосудию содержится в ст. 17 Гаазької конвенции по вопросам гражданского процесса от 1 берез-ня в 1954 г., в соответствии с которой "вот граждан одного из Договариваю-щихся государств, имеющих место жительства в одном из этих го-сударств и выступающих в судах второго из этих государств в ка-честве истцов или третьих лиц, не может быть потребовано никакого залога или обеспечения в какой бы то ни было форме на основании того, что они являются иностранцами или не имеют по-стоянного или временного места жительства в данной стране. Это же правило применяется в отношении любых платежей, которые могли бы быть потребованы вот истцов или третьих лиц в обеспече-ние судебных издержек". Законом Украины могут быть установлены соответствующие обмежен-ня относительно физических и юридических лиц тех государств, в каких допуска-ються специальные ограничения гражданских процессуальных прав фі-зичних или юридических лиц Украины (ч.3 ст.410 ЦПК). Процессуальная правоспособность и дееспособность иностранных лиц. Правовой статус иностранного лица определяется личным за-коном физического лица. Согласно ст. 16 Закона личным законом физического лица вва-жається право государства, гражданином которого она является. Если физическое лицо является гражданином двух или больше держал, ее личным зако-ном считается право той из государств, с которой лицо имеет наиболее тіс-ний связь, в частности, имеет место проживание или занимается основ-ною деятельностью. Личным законом лица без гражданства считается право государства, в котором это лицо имеет место проживание, а за его відсут-ності - место пребывания. Личным законом беженца считается право государства, в котором он имеет место пребывание. Возникновение и прекращение гражданской правоспособности физического лица определяется ее личным законом. Иностранцы и лица без гражданства имеют гражданскую правоспособность в Украине наравне с гражданами Украины, кроме случаев, предвиденных законом или международными договорами Украины (ст.17 Закону). Гражданская дееспособность физического лица определяется ее личным законом. Гражданская дееспособность физического лица относительно правовых сделок и обязательств, которые возникают в результате задания вреда, может ви-значатися также правом государства места совершения правовых сделок или возникновения обязательств в связи с заданием вреда, если другое не предвидено законом. Основания и правовые последствия признания физического лица недіє-здатною или ограничение гражданской дееспособности физического лица ре-гулюються личным законом этого лица (ст.18 Закону). Процессуальная правоспособность и дееспособность иностранных лиц в Украине определяются в соответствии с правом Украины (ст.74 Закону). Представительство иностранных лиц. Иностранные лица могут бра-ти участие в гражданском судопроизводстве лично или через представни-ка, причем ЦПК предоставляет им возможность воспользоваться услугами как иностранных представителей, так и представителей Украины. Полномочия представителя оформляются поручением. В зв'яз-ку с этим представитель может быть наделен как общими, так и спе-ціальними полномочиями. Для представительства в суде поручения не нужно в следующих случаях: 1)при осуществлении законного представительства. Да, иностранный гражданин, лицо без гражданства представляют интересы своих несовершеннолетних детей без поручения; 2)если иностранные граждане, лица без гражданства являются органами иностранного предприятия, организации и осуществляют представни-цтво их интересов в суде; 3)если консул представляет интересы граждан своей страны. Соответственно из ст.5 Венской конвенции о консульских зносини (24 апреля в 1963 г.) консульскими функциями является то, что "с соблюде-нием практики и порядка, принятых в государстве пребывания, представительство или обеспечение надлежащего представитель-ства граждан представляемого государства в судебных и иных учреждениях государства пребывания с целью получения, в соо-тветствии с законом и правилами государства пребывания, распо-ряжений о предварительных мэрах, ограждающих права и интере-сы этих граждан, если в связи с отсутствием или по вторым причи-нам такие граждане не могут своевременно осуществить защиту своих прав и интересов". Подсудность дел при участии иностранных лиц. Согласно ст. 414 ЦПК подсудность судам Украины гражданских дел в спорах, в которых участвуют иностранке, а также в спорах, в которых хотя бы одна из сто-рін, которые участвуют в споре, проживает за рубежом, визначаєть-ся законами Украины. Подсудность судам Украины дел с иностранным элементом ви-значається на момент открытия осуществления по делу, незважаю-чи на то, что в ходе осуществления по делу основания для такой під-судності отпали или изменились, кроме случаев, предвиденных в законе. Суд отговаривает в открытии осуществление по делу, если в суде или другом юрисдикционном органе иностранного государства есть справа из спо-ру между теми же сторонами, о том же предмете и из тех са-мих оснований (ст.75 Закону). В соответствии со ст. 76 Закона суды могут принимать к своему про-вадження и рассматривать любые дела с иностранным элементом в таких случаях: 1)если стороны предусмотрели своим соглашением подсудность дела с иностранным элементом судам Украины, кроме случаев исключительной подсудности; 2)если на территории Украины ответчик по делу ругает место про-живання или местонахождение, или движимое или неподвижное имущество, на которое можно взыскать, или находится филиал или пред-ставництво иностранного юридического лица - ответчика; 3)по делам о возмещении вреда, если она была нанесена на территории Украины; 4)если по делу об уплате алиментов или об установлении отцовства истец имеет место проживание в Украине; 5)если по делу о возмещении вреда истец - физическое лицо имеет место проживание в Украине или юридическое лицо - від-повідач - местонахождение в Украине; 6)если по делу о наследстве наследодатель в момент смерти был гражданином Украины или имел в Украине последнее место прожи-вання; 7)действие или событие, которое стало основанием для представления иска, имело место на территории Украины; 8)если по делу о признании безвестно отсутствующей или оголо-шення умершим лицо имело последнее известное место проживания на территории Украины; 9) если справа отдельного осуществления касается личного статуса или дееспособности гражданина Украины; 10)если справа против гражданина Украины, который за рубежом действует как дипломатический агент или из других оснований имеет иммунитет от местной юрисдикции, в соответствии с международной договору не может быть нарушена за рубежом; 11)в иных случаях, определенных законом Украины и міжна-родним договором Украины. Подсудность судам является исключительной в таких делах с иностранным элементом: 1)если недвижимое имущество, относительно которого возник спор, находится на территории Украины; 2)если по делу, которая касается правоотношений между детьми и родителями, обе стороны имеют место проживание в Украине; 3)если по делу о наследстве наследодатель- гражданин Украины и имел в ней место проживания; 4)если спор связан с оформлением права интеллектуальной собственности, которое требует регистрации или выдачи свидетельства (патенту) в Украине; 5)если спор связан с регистрацией или ликвидацией на тери-торії Украины иностранных юридических лиц, физических лиц - підпри-ємців; 6)если спор касается действительности записей в государственном реестре, кадастре Украины; 7)если по делам о банкротстве должник был создан від-повідно к законодательству Украины; 8)если дело касается выпуска или уничтожения ценных папе-рів, оформленных в Украине; 9)дела, которые касаются усыновления, которое было осуществлено или осуществляется на территории Украины; 10) в иных случаях, определенных законами Украины (ст.77 Закону). В соответствии из ст.109 ЦПК иски к физическому лицу пред'яв-ляються в суд за местожительством ее независимо от ее громадян-ства. Иски к юридическим лицам предъявляются в суд за их міс-цезнаходженням независимо от того, в какой стране была основана данная организация. Как и в законодательстве большинства государств, в Украине допускается договорная подсудность. Иностранные лица оплачивают исковое заявление судебным сбором и не-суть другие судебные расходы наравне с гражданами Украины. 2. Иски к иностранным государствам и международным организациям. Дипломатический иммунитет Иностранные государства и их дипломатические представительства имеют су-довий иммунитет, который означает исключение одного государства из-под юрис-дикції другой. В основе судебного иммунитета заключается суверенитет и рів-ність держал. Как закрепляет ст.79 Закону, предъявление иска к иностранному государству, привлечение иностранного государства к участию по делу как від-повідача или третьего лица, наложение ареста на имущество, какое на-лежить иностранному государству и находится на территории Украины, применения относительно такого имущества других средств обеспечения по-зову и обращения взыскания на такое имущество могут быть допущены лишь при согласии компетентных органов соответствующего государства, если другое не предвидено международным договором Украины или зако-ном Украины. Судебный иммунитет государства в широком смысле состоит из де-кількох элементов: —неподсудность одного государства суда другого государства (судебный иммунитет в узком смысле); —иммунитет от предыдущего обеспечения иска; —иммунитет от принудительного выполнения решения суда. Без согласия государства невозможно ни рассмотрение предъявленного к ней иска в суде другого государства, ни применение к ней принудительных за-ходів относительно предыдущего обеспечения иска, а также мер по ви-конанню судебного решения. Выделяют несколько видов судебного иммунитета государства : —абсолютный иммунитет, суть которого заключается в том, что держа-ва пользуется иммунитетом в полном объеме независимо от харак-теру своей деятельности, то есть не только в случаях осуществления ею функций публичной власти, но и в случаях, когда государство выступает в частно-правовых отношениях; —функциональный иммунитет, в основе которого лежит розмежу-вання деятельности государства как носителя суверенной власти и деятельности государства как частного лица. Государство может ссылаться на судебный иммунитет только в том случае, когда она осуществляет публічно-пра-вові функции. Выступая как частное лицо, занимаясь підпри-ємницькою деятельностью, государство судебного иммунитета не имеет. Дипломатический иммунитет регулируется внутренним законо-давством и международными конвенциями. Согласно ч.2 ст.413 ЦПК аккредитованные в Украине дипломатические представители иностранных государств и другие лица, отмеченные в соответствующих законах Украины и международных договорах, согласие на обязательность которых предоставлено Вер-ховною Советом Украины, подлежат юрисдикции судов Украины в гражданских делах лишь в пределах, которые определяются принципами и нормами международного права или международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины. Одним из важнейших международных договоров, что задевает вопрос судебного иммунитета, является Венская конвенция о дипломатич-ні зносини 1961р. Согласно ст.31 Конвенции дипломатический агент пользуется защитой от гражданской юрисдикции, кроме: 1) вещественного иска, который предъявляется к частному недвижимому имуществу, которое находится на территории государства пребывания, если только он не владеет им от имени государства, которое аккредитуется для целей представительства; 2) исков, которые касаются наследования, по від-ношенню к которым дипломатический агент выступает как исполнитель завещания, попечителя над наследственным имуществом, наследника или відказоотримувача как частное лицо, а не от имени государства, которое аккредитуется; 3) исков, которые предъявляются к любой профессиональной или коммерческой деятельности, осуществляемой диплома-тичним агентом в государстве пребывания за пределами своих офіцій-них функций. Открытие дела дипломатическим агентом или другим лицом, которое пользуется иммунитетом от юрисдикции, лишает ее права ссылаться на иммунитет относительно к встречным искам, безпосеред-ньо связанных с основным иском. Но отказ от иммунитета относительно гражданского или административного дела не означает отказ от иммунитета относительно выполнения решения; для последнего нужен окре-ма отказ. Международные организации подлежат юрисдикции судов Украины в гражданских делах в пределах, определенных международными договора-ми, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украї-ни, или законами Украины (ч.3 ст.413 ЦПК). 3. Судебные поручения к иностранным судам При рассмотрении гражданского дела в суде Украины может возникнуть необходимость предпринять те или другие действия за ее пределами, на территории іно-земної государства. Поскольку судебная власть распространяется только на те-риторію своего государства, возникает необходимость предоставления ей правовой помощи в осуществлении таких действий, а также и помощи сторонам и другим лицам, которые участвуют по делу. В этом случае необ-хідно обратиться с поручением о выполнении определенного процесуаль-ної действия в иностранный суд. В соответствии с ч.1 ст.415 ЦПК суды Украины могут обращаться к иностранным судам с поручением о выполнении отдельных процесу-альних действий. Порядок зносин судов Украины с иностранными судами регулируется законами Украины и международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины. Вопросы судебных поручений регулируются статьями 1-16 Гаазь-кої конвенции по вопросам гражданского процесса от 1 марта в 1954 г., Конвенцией о вручении за рубежом судебных и внесудебных до-кументів в гражданских или торговых делах от 15 ноября в 1965 г., Конвенцией о сборе за рубежом доказательств по гражданским и торговым делам от 18 марта в 1970 г., статьями 4-19 Мін-ської конвенции о правовой помощи и правовых отношениях в ци-вільних, семейных и криминальных делах от 22 января 1993 г., а также консульскими конвенциями. При обращении суда одного государства к суду другого государства засто-совуються четыре исторически сформированных процедуры: 1) безпосеред-нє обращение суда одного государства к суду другого государства; 2) звер-нення суду к министерству иностранных дел своего государства, что через посольство или консульство обращается к министерству за-кордонних дел соответствующего государства с нотой. После этого данное министерство направляет поручение суду своего государства; 3) виконан-ня поручений в одном государстве специально уполномоченным лицом, назначенным судом другого государства; 4) выполнения поручений шля-хом передаче их центральным органам юстиции. Судебные поручения выполняются судами, в пределах юрисдикции которых должны быть совершенны те или другие процессуальные действия. Однако пра-вила направления судебных поручений устанавливаются міжнародни-ми договорами о предоставлении правовой помощи. Поручения судов иностранных государств направляются судам Украины, как правило, че-рез Министерство юстиции Украины. Международным договором о предоставлении правовой помощи могут устанавливаться и другие спосо-би взаимодействия (например, путем прямого взаимодействия учреждений юсти-ції двух держал). Согласно ст.415 ЦПК суды Украины выполняют переданные им в установленном порядке поручение иностранных судов о проведен-ня отдельных процессуальных действий (вручение повесток и других доку-ментів, допрос сторон и свидетелей, проведения экспертизы и обзора на месте и тому подобное), за исключением случаев, когда: 1) выполнение поручения нарушало бы суверенитет Украины или угрожало бы национальной безопасности Украины; 2) выполнения поручения не принадлежит к юрис-дикції этого суда. Судебное поручение должно быть обеспечено апостилем - спе-ціальним удостоверяющим штампом. Обеспечение апостиля ком-петентним органом государства, в котором документ был сделан, за-свідчує действительность подписи, качества, в котором выступало лицо, что під-писала документ, и в надлежащем случае - действительность печати или штампа, которыми скреплен этот документ. При отсутствии соглашения, которое предусматривает другой порядок, судебное поручение складывается или языком государства, который осуществляет запрос, или языком, о котором достигнутая договоренность между двумя заинтересованными государствами, или к нему должен быть прибавленный перевод на один из отмеченных языков, засвід-чений дипломатическим или консульским представителем государства, которое осуществляет запрос, или присяжным переводчиком такого государства (ст.10 Гаазької конвенции по вопросам гражданского процесса в 1954 г.). Суды Украины выполняют переданные им во встанов-леному порядке поручения иностранных судов при наличии міжна-родного договора. Однако необходимо учитывать, что его відсут-ність не означает невозможности выполнения судебных поручений. Необ-хідність предоставления правовой помощи в таких случаях диктуется правилами международной вежливости, и отказ от выполнения роз-цінюється как недружелюбный акт. Кроме того, поручение судов Украины о вручении документов гражданам Украины, что постоянно проживают за рубежом, или получение от них доказательств на территории иностранного государства могут быть выполнены консульским должностным лицом Украины в соответствии с международными договорами Украины или в другом порядке, что не су-перечить законодательству государства пребывания (ч.2 ст.80 Закону).
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 347. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |