Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Дайте характеристику особенностям психического развития ребенка от 1 до 3 лет. Назовите нарушения психического развития ребенка в возрасте от 1 до 3 лет.




Развитие психических функций.

Раннее детство является сензитивным периодом для усвоения речи. Автономная речь ребенка довольно быстро (обычно в течение полугода) трансформируется и исчезает.

Произнесение слов становится более правильным, ребенок постепенно перестает пользоваться искаженными словами и словами-обрывками. Этому способствует и то, что

к 3 годам усваиваются все основные звуки языка. Самое важное изменение в речи ребенка заключается в том, что слово приобретает для него предметное значение.

Интенсивно развивается и активная речь: растет активный словарь (причем количество произносимых ребенком слов всегда меньше, чем количество понимаемых), появляются первые фразы, первые вопросы, обращенные к взрослым. К трем годам активный словарь достигает 1000-1500 слов. Предложения первоначально, примерно в 1,5 года, состоят из 2-3 слов. Это чаще всего субъект и его действие («мама идет»), действие и объект действия («дай булку», «хочу конфету»), или действие и место действия («книга там»). К трем годам усваиваются основные грамматические формы и основные синтаксические конструкции родного языка. В речи ребенка встречаются почти все части речи, разные типы предложений. Речевая активность ребенка обычно резко возрастает между 2 и 3 годами. Расширяется круг его общения — он уже может общаться с помощью речи не только с близкими людьми, но и с другими взрослыми, с детьми. Когда же ребенок вступает в разговор со сверстниками, он мало вникает в содержание реплик другого ребенка, поэтому такие диалоги бедны, и дети не всегда отвечают друг другу.

В раннем возрасте бурно развиваются познавательные психические функции - восприятие, мышление, память, внимание. Раннее детство интересно тем, что среди всех этих взаимосвязанных функций доминирует восприятие. Доминирование восприятия означает определенную зависимость от него остальных психических процессов.

Еще одна особенность детей раннего возраста – у них наблюдаются элементарные формы воображения (предвосхищение), но творческого воображения у них еще нет. Маленький ребенок не способен что-то выдумать, солгать и только к концу раннего детства у них появляется возможность говорить не то, что есть на самом деле.

В этот период в процесс активного восприятия включается память. В основном, это узнавание, хотя ребенок уже может и непроизвольно воспроизводить увиденное и услышанное раньше - ему что-то вспоминается. Поскольку память становится как бы продолжением и развитием восприятия, еще нельзя говорить об опоре на прошлый опыт. Раннее детство забывается так же, как и младенчество.

Важная характеристика восприятия в этом возрасте является его аффективная окрашенность. Наблюдаемые предметы действительно «притягивают» ребенка, вызывая у него яркую эмоциональную реакцию.

Мышление в этот возрастной период принято называть наглядно-действенным.

Ведущая деятельность в этот период - предметно-манипулятивная. Ребенок не играет, а манипулирует предметами, в том числе игрушками, сосредоточиваясь на самих действиях с ними.

Эмоциональное развитие. Развитие психических функций неотделимо от развития эмоционально-потребностной сферы ребенка. Доминирующее в раннем возрасте восприятие аффективно окрашено. Ребенок эмоционально реагирует только на то, что непосредственно воспринимает. Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. В состав эмоциональных проявлений у детей этого возраста включены вегетативные и моторные реакции (неровное дыхание, частый пульс, покраснение кожных покровов, плач, хаотичные движения, выкрикивание бессвязных слови т.д.).

У детей от 1 до 3 лет больший диапазон страхов, чем у младенцев. Это объясняется тем, что с развитием их способностей восприятия, а также умственных способностей расширяются и рамки жизненного опыта, из которого черпается все новая и новая информация.

Желания ребенка неустойчивы и быстро преходящи, он не может их контролировать и сдерживать; ограничивают их только наказания и поощрения взрослых.

Ребенок раннего возраста, общаясь с детьми, всегда исходит из своих собственных желаний, совершенно не учитывая желания другого. Он эгоцентричен и не только не понимает другого ребенка, но и не умеет ему сопереживать. Эмоциональный механизм сопереживания (сочувствия в трудной ситуации и совместной радости при удаче или в игре) появится позже, в дошкольном детстве. Тем не менее, общение со сверстниками полезно и тоже способствует эмоциональному развитию ребенка, хотя и не в той мере, что общение с взрослыми.

Развитие эмоционально-потребностной сферы ребенка тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием. Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Это простейшая форма самосознания. Новый этап в развитии самосознания начинается, когда ребенок называет себя - сначала по имени, в третьем лице: «Тата», «Саша», а затем, к трем годам, появляется местоимение «я».

К нарушениям психического развития в период новорожденности, возраста ребенка и раннего детства относятся:

- проявления врожденной невропатии; - проявления аутичных расстройств; - гипердинамические расстройства

При невропатии характерны: повышенная раздражительность и возбудимость, капризность, неустойчивость настроения, быстрая истощаемость, выраженная пугливость, нарушения сна и соматовегетативные симптомы (срыгивания, рвота, зап времени, нарушение аппетита, избирательность питания, обмороки.

Проявления аутичных расстройств характеризуются выраженной недостаточностью или отсутствием потребности в контакте с окружающими, эмоциональной холодностью или безразличием к близким, страхом новизны, любого изменения в окружающей обстановке;; болезненной привязанностью к рутинному порядку, однообразной поведения со склонностью к стереотипных движений, расстройствами речи, иногда до полной"речевой блокады"Первым признаком раннего детского аутизма часто выступает отсутствие свойственного здоровым детям"комплекса оживления\", а затем нарушение способности дифференцировать людей и неодушевленные предметы, нежелание вступать в контакт, безэмоциональность ч и паратимиямы (неадекватными аффективными реакциями) в сочетании со страхом новизны

гипердинамичных расстройства - проявляются двигательной расторможенностью, непоседливостью и другими признаками гиперактивности в сочетании с нарушениями внимания (порой их обозначают "синдром дефицита внимания")

Психосоматические расстройства - характерны для детей периода новорожденности, младенца и раннего детства:

- колика младенца, или"колики трех"- приступы, сопровождающиеся физической болью и эмоциональной реакцией на него в виде громкого крика у ребенка в возрасте 3-4 месяцев, возникающие, как правило, во второй половине дня и длятся от нескольких минут до нескольких часовкох годин;

- аэрофагия - заглатывание большого количества воздуха детьми, жадно сосут, с последующим громким звуком вырывания воздуха наружу (отрыжка); - срыгивания - выделение небольших количеств пищи, которая попала во время кормления, что связано с процессом чрезмерно жадного заглатывания пищи, быстрого сосания; - анорексия - характеризуется потерей влечения к пище и негативизмом при кормлении Значимым является психогенный фактор в виде неправильного воспитания (например, отрыв от матери); - искривление аппетита (симптом Пика) обычно развивается на 2-3 году жизни и характеризуется употреблением в пищу несъедобных веществ (угля, глины, бумаги), что может быть связано с отстранением ди итей при неправильном типе воспитания - жвачка (мерицизм) - проявляется в виде повторного пережевывания пищи после того, как проглоченная и переваренная пища отрыгивается; - изменения массы тела (недостаточное добавления или чрезмерное) - характерное для невропатических реакций при депривации; - запор - может быть связан с эмоциональными нарушениями, которые проявляются депрессией, и нарушениями коммуникации с формированием навязчивого страха перед дефекацией через болезненность акт ту или повышенную застенчивость ребенка (в новых условиях или вне дома) - энурез (недержание мочи) и энкопрез (недержание кала) - в виде непроизвольного выделения мочи, кала до соответствующей обстановки - обусловлены невропатической расстройствами

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 180.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...