Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Назовите нарушения психического развития ребенка в возрасте от 3 до 6-7 лет.




Двигательные расстройства: заикание, тики, навязчивые движения, гиперкинезы. (Имеются данные, что на этот возрастной период приходится пик созревания лобно-моторныхсистем.)

Гипердинамический синдром: двигательное беспокойство, расторможенность, недостаточная целенаправленность, импульсивность. Реакция протеста. Негативизм. Страхи.

Раскройте особенности психомоторного развития у детей с отклонениями от 3 до 6-7 лет.

В дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет) интенсивно развивается игра, опосредованная деятельность с предметами, речь, что способствует формированию абстрактных форм мышления, произвольности психических процессов, возможности формирования внутреннего плана действий и оценки собственных действий и поведения.

В первые годы дошкольного периода преобладает игровая деятельность, постепенно развивается сюжетно-ролевая игра. Сюжетно-ролевая игра развивается постепенно на основе простых сюжетных игр, в которых младшие дошкольники достаточно четко воспроизводят действия изображаемых ими людей. Это игры «в дочки-матери», «в доктора» и т.п.

Сюжетно-ролевая игра характерна для старших дошкольников. Эта игра, как правило, коллективна и отличается разнообразием тематики. Дети отражают в игре знакомые им ситуации, выходящие за пределы их личного опыта.

Кроме того, в старшем дошкольном возрасте развиваются подвижные и дидактические (обучающие) игры. Следует отметить, что эти игры возникают лишь в процессе целенаправленного руководства взрослых. Основной особенностью этих игр является то, что эти игры с правилами.

Для детей с особыми проблемами в развитии дидактические и развивающие игры имеют особенно важное значение, являются важным средством обучения ребенка.

Наряду с игрой, в дошкольном возрасте развиваются так называемые продуктивные виды деятельности — рисование и конструирование. Изобразительная деятельность ребенка начинает формироваться на границе преддошкольного и дошкольного возраста. Большую роль в ее развитии играет формирующаяся знаковая функция сознания.

К концу дошкольного периода, наряду с совершенствованием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, начинают формироваться логические операции. Ребенок начинает мыслить при помощи рассуждений, т.е. он учится связывать между собой разные знания для решения конкретной мыслительной задачи.

Очень важным качественным приобретением в умственном развитии старшего дошкольника является возможность выделения общих и существенных признаков предметов и явлений окружающей действительности, таким путем у него формируется логическое обобщенное мышление.

При этом важно отметить взаимосвязь в развитии различных видов мышления дошкольника. Особенно тесная взаимосвязь существует между наглядно-образным и логическим мышлением. Обычно они совместно участвуют в решении дошкольником различных мыслительных задач

К концу дошкольного периода ребенок обычно овладевает рациональными способностями мыслительных действий, но для этого необходимо специальное

обучающее воздействие. В результате мыслительных действий у ребенка формируются новые знания и представления об окружающем мире. Эти знания могут формироваться как с помощью, преимущественно, наглядно-образного мышления (тогда это — новые образы и наглядные модели предметов и явлений окружающего мира), так и логического мышления (тогда это — новые понятия). Следует иметь в виду, что у дошкольника преобладает наглядно-образное мышление, поэтому разнообразный наглядно-образный материал в обучении дошкольника имеет важное практическое значение. Вместе с тем, наглядно-образное мышление стимулирует формирование логического мышления.

Для развития наглядно-образного мышления важное значение имеют все продуктивные виды деятельности ребенка, особенно рисование и конструирование. Рисовать ребенок начинает в младшем дошкольном возрасте. Ребенок 3—4 лет в рисунке пытается изобразить отдельные предметы. Обучение оказывает большое влияние и на то, как он рисует, с точки зрения техники рисования, и как он изображает различные предметы. На начальном этапе рисования ребенок передает в рисунке лишь отдельные части изображения, которые ему кажутся наиболее важными. Лишь очень постепенно, по мере развития предметной деятельности и зрительно-моторной функции, а также активного внимания, рисунок ребенка видоизменяется и совершенствуется. Таким образом, рисунок отражает процесс мотурации, т.е. созревания интегративных функций центральной нервной системы.

Рисование имеет важное значение для психического развития ребенка, а также для совершенствования его моторики и подготовки руки к письму. Рисуя, ребенок получает и закрепляет представления о свойствах предметов.

Важное значение для психического развития дошкольника имеет конструирование. Конструктивная деятельность начинает формироваться на протяжении четвертого-пятого года жизни. Овладение конструированием на начальных этапах всегда происходит под руководством взрослого. Важное значение имеет метод обучения. В зависимости от заданий, которые даются детям, выделяют конструирование по образцу, по условиям и замыслу.

При конструировании по образцу ребенок воспроизводит представленный ему образец, который может быть как в форме готовой конструкции, так и общего ее контура.

При конструировании по условиям ребенок воспроизводит в конструкции знакомый предмет с учетом определенных требований, например, построить маленький домик для куклы, или гараж для большой машины и т.п.

Важное значение для психического развития ребенка имеет конструирование по собственному его замыслу.

По мере развития конструирования у ребенка формируются конструктивные представления и конструктивное мышление.

Большую роль в развитии всех видов деятельности дошкольника и в развитии его мышления играет обучение: «Оно вызывает к жизни целый ряд таких процессов развития, которые вне обучения вообще бы сделались бы невозможными»1.

Умственные способности дошкольника развиваются путем усвоения определенных знаний и представлений об окружающем мире, а также путем овладения им целым рядом умений (рисование, конструирование, чтение, письмо). Кроме того, многими авторами и, прежде всего А.В.Запорожцем, показана важность для умственного развития ребенка овладения действиями замещения и наглядного моделирования, что дает ребенку возможность уже на уровне наглядно-образного мышления усваивать обобщенные знания. Такой метод использован рядом авторов при обучении дошкольников грамоте и при формировании у них начальных математических понятий2.

Установлено, что в дошкольном возрасте моделирование способствует развитию мышления, что пространственные модели способствуют переходу детей от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному. Не менее важно то, что моделирование способствует развитию умения планировать свою деятельность3. Доказана роль

целенаправленного руководства для овладения детьми наглядным моделированием. Это определяет важность формирования у детей с отклонениями в развитии интереса к конструктивной деятельности и ее результату. При этом особое внимание обращается на использование в обучении графических моделей. В отечественной коррекционной педагогике разработаны специальные приемы, способствующие овладению наглядным моделированием детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии1. Показано, что введение графических моделей способствует формированию конструктивных представлений.

В дошкольном возрасте, наряду с совершенствованием моторики, развитием конструктивной деятельности, происходит развитие всех психических функций и, прежде всего, продолжается интенсивное развитие речи. Словарный запас к 6 годам возрастает до 3,5 тыс. слов. Речь продолжает играть основную роль в развитии мышления ребенка, являясь средством регуляции его поведения.

Процесс восприятия становится все более самостоятельным и целенаправленным. У детей формируется наблюдательность, расширяется круг представлений об окружающем мире, развивается понимание причинно-следственных связей.

Все это создает основу для развития обобщенных видов мышления, к концу дошкольного возраста ребенку доступны простейшие виды логических операций.

В дошкольном возрасте формируются пространственные представления, которые играют большую роль в общем психическом развитии ребенка и являются одной из необходимых предпосылок для овладения элементарными счетными операциями, а в дальнейшем и математическими понятиями.

Быстро развивается память, дети легко запоминают стихи, сказки.

Интенсивное развитие всех психических функций и расширение круга практической деятельности формирует у дошкольника познавательное отношение к окружающей действительности.

Уже в старшем дошкольном возрасте у ребенка формируется внутренняя оценка ситуации, поступка, действий, совершенствуется внимание, закладываются основы нравственного развития личности.

Стойкие нарушения внимания в дошкольном возрасте часто являются одним из признаков различных отклонений в общем состоянии здоровья, а также одним из показателей задержки в психическом или физическом развитии. Особенно стойкие нарушения внимания характерны для детей с некоторыми неврологическими заболеваниями, например, гидроцефалией, детским церебральным параличом, эпилепсией и другими заболеваниями.

В дошкольном возрасте совершенствуется связная речь. Ребенок может связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли. В некоторых случаях у детей может наблюдаться недифференцированное произнесение отдельных звуков, чаще это свистящие, шипящие, аффрикаты и сонорные.

Нередко наблюдается фонематическое недоразвитие слуха, ребенок не достаточно четко дифференцирует на слух сходные по звучанию фонемы, а также звуки, отличающиеся наиболее тонкими акустико-артикуляционными признаками. Существуют особые дети, которые составляют группу риска по школьной дезадаптации. К ним относятся соматически ослабленные дети, дети с нарушениями речи, моторики, поведения, функции активного внимания, памяти, а также дети с нарушениями общения и задержками психического развития, которые могут иметь как парциальный (частичный), так и общий характер. Все эти категории детей нуждаются в особенно тщательной подготовке к обучению.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 239.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...