Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Дайте характеристику особенностям психического развития ребенка 9-12 месяцев.




Девятый месяц

Рост +2 см, вес +600 гр.

Встает из положения сидя, садится из положения лежа, стоит и ходит с опорой. Пытается залезть на диван, стул, кресло, открывать ящики.

Разворачивается во время ползания.

Знает, куда класть игрушки и куда мама убрала тот или иной предмет. Хочет достать все, что его окружает.

Активно проявляет эмоции по отношению к родителям — недоволен и вырывается, когда мама чистит ему уши или стрижет ногти, пугается, если потерял маму из вида.

Пытается манипулировать взрослыми при помощи крика и плача.

Пробует сам есть ложкой и проявляет первую самостоятельность в одевании.

Совершенствуется мелкая моторика — ребенок может брать мелкие предметы, засовывает пальцы в дырочки. Умеет мять кусочек пластилина и рвать бумагу.

Запоминает названия предметов, может показать их.

Повторяет действия взрослых и может выполнить некоторые поручения. Любит делать все публично, повторяет действие, если его попросят.

Знает значения слов «ложись», «дай», «иди», «сиди».

Активно развивается речь. Формируется собственный «язык» ребенка, понятный только близким людям.

Десятый месяц

Рост +1 см, вес +350 гр.

Садится из положения стоя, быстро передвигается ползком, может стоять без опоры и пытается ходить.

Любит танцевать, притопывать, хлопать в ладоши.

Мелкие движения пальцев становятся более совершенными, ребенок удерживает в одной руке два или три небольших предмета.

Выполняет усложненные действия: открывает и закрывает, прячет, забирает.

Повторяет движения и воспроизводит мимику взрослых.

Пользуется преимущественно одной рукой.

Понимает, что нужно делать с предметами — катает машинку, толкает неваляшку, собирает пирамидку, строит башенки из двух-трех кубиков.

Любит класть предметы друг в друга, перетаскивать их с места на место.

Больше интересуется мелкими предметами, чем крупными.

Находит логические связи — например, машинку может подвинуть при помощи палочки или тапка.

Может показать части лица у себя, у мамы, у куклы.

Может произносить названия окружающих предметов, животных.

Одиннадцатый месяц

Рост +1 см, вес +350 гр.

Активно передвигается, садится, встает, ложится, может пройти небольшое расстояние без опоры.

Старается проявлять самостоятельность — ест ложкой, пьет из кружки, одевает носки и обувь.

Очень ярко реагирует на новую игрушку, на незнакомую обстановку, чужих людей.

Понимает строгую речь. Знает, что такое «нельзя», понимает по маминой реакции, хорошо или плохо он поступил.

Любит похвалу.

Много лепечет и общается на своем «языке», отчетливо говорит слова «мама», «папа», «баба».

Использует разные средства выражения своих желаний, кроме плача — показывает пальчиком, переводит взгляд.

Машет рукой при прощании.

Утвердительно кивает или отрицательно качает головой.

Любит музыкальные игрушки, яркие иллюстрации в книжках.

Захватывает бусины или фасоль указательным и большим пальцем.

Двенадцатый месяц

Рост +1 см, вес +350 гр.

Стоит, встает из положения на корточках, самостоятельно ходит.

Перешагивает препятствия и приседает, чтобы поднять с пола предмет.

Активно участвует во всем, что его касается — одевание, мытье рук, чистка зубов.

Пользуется ложкой, пьет из кружки, умеет жевать твердую пищу.

Ярко проявляются пищевые пристрастия — малыш не ест, если еда ему не нравится.

Нуждается в родителях и привязан к своим игрушкам. Болезненно воспринимает отсутствие мамы или папы.

Собирает и разбирает игрушки; если нужно освободить руку, вкладывает предмет под мышку или в рот.

Знает, как пользоваться предметами — телефоном, молотком, веником.

Ищет предмет, даже если не видел, куда его положили.

Понимает все, о чем ему говорят.

Говорит о своих желаниях — «дай», «на», зовет маму, папу, бабушку. Словарный запас малыша в год — 10-15 слов.

 

Раскройте особенности психомоторного развития у детей с отклонениями в развитии на первом году жизни.

Для детей с отклонениями в развитии исключительно важное значение имеет раннее начало лечебно-коррекционных мероприятий. В первые месяцы жизни особое значение имеет сенсорное воспитание. Сенсорные функции развиваются в тесной взаимосвязи с двигательными навыками, благодаря чему формируется целостная интегративная деятельность — сенсорно-моторное поведение, которое составляет основу психического развития ребенка.

У детей, родившихся в асфиксии, перенесших родовую травму или другие болезненные состояния в период родов, т.е. у детей «группы риска» важно с первых месяцев их жизни стимулировать накопление чувственного опыта, развивать моторную активность. Малыша необходимо как можно раньше научить комплексному обследованию и познанию окружающих его предметов с помощью совместной деятельности зрения, слуха, тактильно-кинестетического восприятия. Это должно осуществляться в процессе повседневного ухода за малышом. Первым необходимым условием успешности этой работы является правильная организация сенсорно-моторного окружения. Кроватка ребенка должна находиться в светлой части комнаты. Уже с 1,5— 2 месяцев к кроватке подвешиваются игрушки. Известно, что уже с первых недель жизни у ребенка развивается бинокулярное зрение (одновременное восприятие предметов двумя глазами), что позволяет ему видеть предметы. К концу первого месяца младенец уже фиксирует глазами крупные предметы и в последующем следит глазами за передвигающимися крупными и яркими предметами и людьми.

Игрушки подвешиваются к кроватке примерно на расстоянии 70 см над грудью малыша. Крупные и яркие игрушки размещают также в разных местах комнаты, недалеко

от кроватки малыша. Некоторые из них можно прикрепить к стене. Периодически игрушки меняют.

Игрушки подвешиваются на расстоянии вытянутых рук ребенка, чтобы он мог легко ударять по ним, а затем хватать и ощупывать.

Важно, чтобы взрослые активизировали процесс зрительного и слухового восприятия. Для вызывания зрительных реакций месячного ребенка мать привлекает его внимание к игрушке, приближая и удаляя ее от глаз малыша на расстояние 30—70 см, отводит их в стороны на 8—10 см. После того, как ребенок зафиксировал взор на игрушке, она медленно передвигает ее в сторону на высоте 40—50 см от глаз ребенка.

В возрасте 2—3 месяцев ребенка стимулируют фиксировать взгляд как на перемещаемых игрушках, так и на неподвижных предметах, побуждая его к более длительному сосредоточению на них, а также на лице говорящего.

Такие игры-занятия являются более эффективными, если их проводит мать в процессе эмоционально-положительного взаимодействия с малышом.

В настоящее время доказано, что именно мать (или лицо, заменяющее ее) обладает специфическими и высоко эффективными возможностями стимуляции развития ребенка раннего возраста. Установившееся взаимодействие мать-дитя на ранних этапах развития представляет собой функциональную саморегулирующуюся биологическую систему.

Для развития зрительно-слуховых связей используют звучащие игрушки. Ребенка учат отыскивать взором звучащий предмет, расположенный на разном расстоянии и в различном направлении от ребенка.

Важное значение имеет развитие ощупывающих движений рук малыша одновременно со зрительной фиксацией ощупываемого предмета. С этой целью ребенку вкладывают в руку различные по форме, величине, тяжести, фактуре игрушки и предметы и привлекают его зрительное внимание к объекту, находящемуся в руке. Ребенка побуждают к захвату предметов и помогают ему в его осуществлении. Предметы и игрушки подбирают соответственно психомоторным возможностям ребенка и его возрасту.

Важное значение имеет развитие голосовых реакций — гуления, лепета. Используют специальные приемы для вызывания первых голосовых реакций. Стимулируют как спонтанное произнесение звуков, так и по подражанию. Для стимуляции голосовых реакций взрослый наклоняется над ребенком, ласково улыбается и произносит через определенные интервалы одни и те же протяжные звуки, стимулируя ребенка к ответным голосовым реакциям. Ребенка учат прислушиваться к голосу и под-ражать взрослому. К концу первого года жизни ребенка побуждают к обозначению предметов и действий звуковыми сочетаниями и отдельными звуками (а-а-а — спать, бах — упал и т.п.).

Важное значение имеет развитие моторики пальцев.

У детей с поражением центральной нервной системы педагогические приемы стимуляции развития сочетаются со специальным лечением. При двигательных нарушениях широко применяют физиотерапевтические методы лечения, при задержках развития стимулирующую медикаментозную терапию, которая применяется

дифференцированно в зависимости от характера неврологического заболевания. Среди лекарственных препаратов для стимуляции психического развития ведущее значение имеют аминокислоты и витамины, нормализующие белковый обмен и стимулирующие энергетические процессы в тканях мозга- К таким препаратам относятся: гаммалон, аминалон, ноо-тропил, церебролизин, энцефабол, когитум, глютаминовая кислота, витамины группы В. Другие медикаментозные препараты назначают с учетом специфики нервно-психических расстройств и соматического состояния ребенка.

Успех ранних лечебно-педагогических мероприятий у детей раннего возраста во многом зависит от родителей, которые должны стать активными помощниками врача, и взаимодействия матери и ребенка.

Важное значение имеет ранняя стимуляция доречевого и начального речевого развития. Она также проводится поэтапно.

На первом этапе (для нормально развивающегося ребенка это возраст от 1 месяца до 3) проводится тактильная стимуляция губ, развитие слухового внимания, стимуляция гуления. На втором этапе (4—8 месяцев) — гимнастика губ: сближают губы вместе и растягивают их в стороны, пока не почувствуют сопротивление. Собирают губы в морщинки, пока ребенок не начнет сопротивляться этим движениям. Побуждают ребенка губами тянуться к соске, пище. Стимулируют движения языка путем надавливания на его кончик ложкой в момент кормления. Делают это очень осторожно, чтобы не вызвать рвот-ный рефлекс. Стимулируют движения языка при помощи шпателя с вареньем. Побуждают жевание: держат пальцы под подбородком, когда ребенок пытается жевать, пассивно помогая ему в этом, подталкивая нижнюю челюсть вверх и вниз. Стимулируют лепет и слуховое внимание.

На третьем этапе (9—18 месяцев) — стимулируют и развивают жевание: помещают кусочки пищи между челюстями и пассивно воспроизводят схему жевания.

Развивают возможность одновременного восприятия ритмичных звуков и зрительного восприятия движений руки взрослого. Для этого на глазах у ребенка звонят в колокольчик. Развивают слуховое внимание и элементарную звуковую дифференцировку, а также определение звука в пространстве различными звучащими игрушками. Закрепляют связь между словом, предметом и простейшим действием. Обучают ребенка давать предмет по просьбе взрослого. По подражанию развивают интонацию просьбы.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 223.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...