Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Дайте характеристику развития ребенка от 3 до 6 месяцев.




На этом возрастном этапе следует в первую очередь путем наблюдения определить реакцию ребенка на игрушки и его поведение в состоянии биологического комфорта. Здоровый ребенок 3—4 мес в спокойном бодрствующем состоянии постоянно рассматривает игрушки и окружающие предметы, но чаще отдает предпочтение рассматриванию своих рук. После 5 мес интерес к игрушкам начинает доминировать, ребенок не только длительно фиксирует взор на игрушках и прослеживает за их перемещением, но и приближает к ним руки, обхватывает их, тянет в рот. При этом выразительно меняется мимика ребенка: он то улыбается, то сосредоточивается, то хмурится, то хныкает. Таким образом, занятия с игрушкой принимают форму элементарной начальной игры, что отражается на общем эмоциональном состоянии ребенка. Если плачущему ребенку показать игрушку, он успокаивается, оживляется, пытается достать ее; если ему это удается, у не- го возникает общий комплекс оживления. Таким образом, при общем наблюдении важно отметить, являются ли занятия с игрушкой доминирующей формой деятельности, что составляет основную особенность данного воз- растного этапа и свидетельствует о дальнейшем развитии зрительно-тактильно-кинестетических связей. Если ребенок к концу третьего периода продолжает отдавать предпочтение рассматриванию своих рук, то это является одним из ранних симптомов задержки психического развития. Если в поле зрения ребенка нет игрушек и он находится в состоянии биологического комфорта, он издает протяжные гласные звуки, а к концу третьего периода произносит такие сочетания губных и гласных звуков, как «бааа, мааа», а так- же язычных звуков «тааа, лааа» и первые слоги «ба» или «ма». Произнесение этих звуков уже не сопровождается общими диффузными движениями, как это было на предыдущем этапе, и не является составной частью общего комплекса оживления. Напротив, наблюдая за ребенком в момент произнесения звуков, можно отметить, что он притормаживает движения, как бы прислушиваясь и подражая самому себе, произносит цепочки звуков, это — истинное, или певучее, гуление. Самоподражание в гулении — новое качественное приобретение в психомоторном развитии ребенка на данном этапе. Гуление часто сопровождается пусканием пузырей слюны. в третий возрастной период завершается развитие локальных реакций с кожи, однако временные параметры их появления весьма вариабельны, зависят от ряда внешних условий и индивидуальных особенностей и еще не имеют самостоятельного диагностического значения. При исследовании тактильной чувствительности можно выявить вялость ответных реакций, а также патологические реакции. Так, общая вялость реакций может проявляться абортивностью и непостоянством ответного действия, удлинением латентного периода, что связано со снижением порога чувствительности. Задержка психического развития и двигательные нарушения сопровождаются недостаточностью тактильно-кинестетических реакций. Локальное снижение или отсутствие реакций свидетельствует о поражении спинного мозга или периферической нервной системы. О функции зрительного анализатора можно судить по исследовательскому зрительному поведению в период активно- го, спокойного бодрствования, а также по характеру прослеживания за предметом и способности локализовать зрительный стимул, находящийся на разном расстоянии. Отметить характер прослеживания особенно важно, начиная с 4½— 5 мес. Если до этого возраста большинство детей следят за предметом не отрывая взгляда, а выпустив предмет из поля зрения, больше к нему не возвращаются, то после 5 мес про- слеживание приобретает качественно иной характер: следя за предметом, ребенок как бы его осматривает, «ощупывает» взглядом; если при этом его внимание переключается на другой предмет (лицо взрослого), то через секунду он может активно вернуться к прослеживанию за игрушкой. Появление этой функции — очень важный показатель нервно-психического развития, поэтому если ее не удается вызвать сразу, что может быть нормой для флегматичных детей, следует попытаться вызвать ее стимуляцией: в период прослеживания отвлечь внимание ребенка голосом, а затем вновь погреметь погремушкой. Ребенок к концу периода должен свободно перевести взгляд с игрушки на лицо взрослого и обратно. К началу 4-го месяца жизни функция глазодвигателей осуществляется так же, как у взрослого. Ребенок свободно прослеживает за предметом во всех направлениях, поэтому легче обнаружить нарушение функции глазодвигательных нервов. Движения глазных яблок плавные, координированные, содружественные.

Безусловные рефлексы у здорового ребенка третьего возрастного периода уже не вызываются, за исключением сосательного и рефлекса отдергивания. У отдельных детей, особенно возбудимых, до 4—5 мес можно еще отметить отдельные элементы рефлекса Моро в виде тенденции к разведению рук, но в 6 мес этот рефлекс отсутствует. При оценке двигательных функций у детей 3—6 мес наряду с мышечным тонусом важное значение приобретает дальнейшее развитие возрастных навыков и становление манипу- лятивной деятельности рук. В третий возрастной период по- степенно происходит уравновешивание функции мышцантагонистов. Поза ребенка уже зависит не столько от мышечного тонуса, сколько от развития выпрямляющих рефлексов туловища и необходимости произвольной двигательной активности. Во сне и в состоянии спокойного бодрствования конечности ребенка остаются полусогнутыми, кисть полностью открытой.

Шейная выпрямляющая реакция становится более совершенной. В 4—5 мес ребенок, увидев привлекающий его внимание предмет с какой-либо стороны или услышав голос матери, а также самопроизвольно пытается повернуться набок в направлении раздражителя.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 234.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...