Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 11. Произведения печати в системе источников изучения края (4 часа)




Основные типы отечественных краеведческих изданий. Использование в качестве историко-краеведческого источника научной и научно-популярной литературы. Особенности использования в качестве историко-краеведческого источника научных публикаций XIX - начала XX в. Мемуарная литература как историко-краеведческий источник и проблемы ее репрезентативности. Справочные издания различных типов как историко-краеведческий источник. Отражение историко-краеведческой проблематики в периодической печати. Особенности историко-краеведческих описаний в художественной литературе.

Содержание понятия «краеведческая библиография». Краеведческий справочно-библиографический аппарат.

 

Тема 12. Архивные фонды и фонды музеев в историко-краеведческих исследованиях (3 часа)

Фонды государственных архивов, представляющие наибольший интерес для краеведов. Личные архивные фонды краеведов, особенности их формирования и представленные в них материалы. Этапы поиска и отбора архивных документов для историко-краеведческих исследований. Особенности работы с массовыми делопроизводственными источниками. Значение источниковедческого анализа документов в историко-краеведческом исследовании.

Фонды музеев в историко-краеведческих исследованиях. Использование коллекций музеев разных типов в историко-краеведческих исследованиях. Привлечение вещественных источников, кино-, фото-, фонодокументов, аудио- и видеозаписей для расширения источниковой базы историко-краеведческих исследований.

 

Планы практических занятий

Краткое описание подходов к организации семинарских занятий

Тематика семинарских занятий по курсу составлена с учетом тем предложенных лекционных часов. Предполагается, что в ходе проведения семинаров студенты углубят знания, полученные в результате прослушивания лекционного курса (темы 3,4). Основная их цель – привлечь студентов к самостоятельному изучению источников, освоение новых понятий и терминов, углубление полученных знаний. Темы 1,2, предложенные для самостоятельной работы, в основном изучаются на семинарских занятиях, без предварительного чтения лекций по ним. Они расширят кругозор студента-историка, а в будущем облегчат преподавательскую деятельность в школе. Методика проведения семинарских занятий предполагает разнообразные формы: доклады, сообщения, показ иллюстрационного материала, в том числе посредством презентации или в залах музея, дискуссии.

По каждой теме дается план, которого необходимо придерживаться при подготовке к занятию, список литературы.

Готовясь к семинарскому занятию, студенту полезно определить местонахождение темы в общей программе курса. Это позволит подобрать наиболее полезные учебники и литературу, содержащие наибольший объем материала по предложенной теме семинарского занятия.

Для эффективной подготовки к семинарским занятиям следует первоначально повторить лекционный материал по соответствующей теме, перекликающейся с темой семинара. Затем перейти к работе с литературой. Студентам рекомендуется для подготовки по каждой теме разнообразная учебная, методическая и научная литература, имеющаяся в фондах научных библиотек УдГУ, УИИЯЛ УрО РАН, Национального музея УР им. К.Герда и Национальной библиотеки УР. При изучении рекомендованной литературы ее следует конспектировать (не забывая при этом указать полные библиографические данные используемой публикации), обращая внимание на авторскую позицию, при необходимости критически переосмысливая ее с учетом новейших знаний. Для успешного выполнения познавательных процедур, овладения научной терминологией следует все незнакомые термины, понятия и их значение выписывать в тетрадь.

Готовясь к занятию, обдумайте вопросы по тем сюжетам, которые оказались для вас непонятными!

Уважаемые студенты! Семинарские занятия проводятся в группе, поэтому ваши сокурсники также могут явиться для вас ценным источником информации. От того, как каждый студент в группе готов к занятию, зависит продуктивность освоения курса. Помните, что цель коллективной работы состоит в том, чтобы каждый член группы выигрывал от сотрудничества с другими.

Преподаватель готов проконсультировать вас по любому вопросу в рамках курса. Обратите внимание на расписание консультаций преподавателя на кафедре.

 

Тема 1. Памятники истории и культуры (2 часа)

1. Понятие памятника. Движимые и недвижимые памятники истории и культуры.

2. Отношение государства к памятникам истории и культуры. Законодательство об охране и использовании памятников истории и культуры. Государственные органы охраны памятников.

3.  ВООПИиК. Деятельность Удмуртского отделения ВООПИиК.

4. Роль памятников истории и культуры в изучении истории родного края.

 

В контексте данной темы в течение всего семестра студенты готовят и делают сообщения в форме презентации перед сокурсниками об объектах историко-культурного наследия своей малой Родины.

Источники

Российская Федерация. Законы. Об объектах историко-культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ: закон от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ // Российская газета. 2002. 29 июня. 

Литература

Справочная

Культовые здания и иные объекты религиозных объединений УР: справочник. Ижевск, 2005. 30 с.

Мы помним: альбом-каталог памятников истории и монументального искусства, посвященных боевому и трудовому подвигу жителей Удмуртской Республики в годы Великой Отечественной войны. Ижевск, 2005.  280 с.

Памятники истории и культуры Удмуртской АССР: Каталог. Ижевск, 1979. 135 с.

Памятники истории и культуры Удмуртской АССР республиканского и местного значения: Каталог. Устинов, 1985.  60 с.

Памятники истории и культуры Удмуртии: Каталог. Ижевск: Удмуртия, 1990. 156 с.

Православные храмы Удмуртии: Справочник-указатель/Сост. И.Н.Зайцева, Г.И.Самарцева. Ижевск: Удмуртия, 2000. 480 с.

Обязательная

Бодалева М. Н. Памятники истории и культуры Шарканского района Удмуртской Республики как источник по изучению края. Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2010. 155 с.

Дьячков А.Н. Памятники в системе предметного мира культуры // Памятник и современность. Вопросы освоения историко-культурного наследия / Труды НИИ Культуры РСФСР. М., 1987. С. 23–41.

Ларионова Е.Л., Шапран И.Г. Объекты историко-культурного наследия Завьяловского района Удмуртской Республики как источник по истории края. Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2010. 140 с.

Полякова М.А. Роль мемориальных памятников культуры в изучении культуры края // Вопросы охраны, реставрации и пропаганды памятников истории и культуры / Труды НИИ Культуры РСФСР. М., 1980. Сб. №93. С. 5–18.

Селезнева Е.Н. Социально-эстетические функции памятников истории и культуры // Памятник и современность. Вопросы освоения историко-культурного наследия / Труды НИИ Культуры РСФСР. М., 1987. С. 7–23.

 

Тема 2. Древние производства (2 часа)

1. Обработка камня.

2. Древнее собирательство, охота и рыболовство.

3. Происхождение земледелия и земледельческие процессы в древности.

4. Древнее производство керамики.

5. Жилища охотников и собирателей.

Литература

Бобринский А.А. Гончарство Восточной Европы. М., 1978.

Васильева И.Н., Салугина Н.П. Не боги горшки обжигают. Самара, 1997.

Голдина Р.Д. Древняя и средневековая история удмуртского народа. Ижевск: Изд. дом «Удм. ун.-т», 1999. 464 с.

Древнее жилище народов Восточной Европы. М., 1975.

Древние культуры и этносы Самарского Поволжья. Самара,2007

Малинова Р., Малина Я. Прыжок в прошлое. М.,1988.

Матюшин Г.Н. У колыбели истории. М., 1972.

Семенов С.А. Развитие техники в каменном веке. Л., 1968.

Семенов С.А. Происхождение земледелия. Л., 1974.

Тема 3. Национальный костюм – объект этнографических исследований (4часа)

1. Определение понятия «костюм». Функции костюма; его составные части.

2. Комплексы национального русского костюма.

3. Русский костюм северо-уральского крестьянства.

4. Национальный удмуртский костюм:

-Составные части женского костюма северных удмуртов.

- Составные части женского костюма южных удмуртов.

- Украшения удмуртов.

5. Национальный костюм бесермян.

6. Национальный костюм татар.

Термины и понятия: национальный костюм, одежда, сарафанный комплекс, понева, андарак. Айшон, такья, дэрем, кышет, сюлык.

При подготовке к семинарскому занятию обратить внимание на содержание понятий «национальный костюм» и «национальная одежда».

Литература

Белицер В.Н. Народная одежда удмуртов. Материалы к этногенезу. М.: Наука, 1951. 142 с.

Беловинский Л.В. История русской материальной культуры. Вып.2, М., 1995.

Беловинский Л.В. Иллюстрированный энциклопедический историко-бытовой словарь русского народа. XVIII – начало ХХ в. М.: Эксмо, 2007. 784 с.

Белогорская Р.М., Ефимова Л.В. Одежда //Очерки русской культуры ХVIIIв. Ч. 1.

М., 1985.

Виноградов С.Н. Удмуртская одежда. Ижевск: Удмуртия, 1974. 72 с.

Волкова Л.А. Удмуртские женские украшения XIX-XX вв. // Новые исследования по древней истории Удмуртии. Ижевск: УИИЯЛ УрО АН СССР, 1988.

Гаген-Торн Н.И. Женская одежда народов Поволжья. Материалы к этногенезу. Чебоксары: Чуваш. кн. изд.-во, 1960. 228 с.

Декоративно-прикладное искусство казанских татар. М., 1990.

Климов К. Удмуртское народное искусство. Ижевск: Удмуртия, 1988. 199 с.

Крестьянская одежда населения Европейской России (ХIХ – нач. ХХв.): Определитель. М., 1971.

Косарева И.А.Традиционная женская одежда периферийных групп удмуртов (косинской, слободской, кукморской, шошминской, закамской) в конце XIX –начале ХХ вв. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2000. 226 с.

Крюкова Т.А. Удмуртское народное изобразительное искусство. Ижевск: Удмуртия, 1973. 160 с.

Лебедева С.Х., Атаманов М.Г. Костюмные комплексы удмуртов в связи с их этногенезом // Проблемы этногенеза удмуртов. Устинов: Удмуртия, 1987.С.112 – 150.

Лебедева С.Х. Удмуртская народная одежда. Ижевск: Удмуртия, 2008. 208 с.

Мерцалова Н.М. Поэзия народного костюма. М.: Молодая гвардия, 1988.

Молчанова Л.А.Удмуртский народный костюм (история и символика). Ижевск, 2006.

На путях из Земли Пермской в Сибирь. М., 1989.

Одежда / С.Х.Лебедева, Л.С.Христолюбова // Удмурты: Историко-этнографические очерки. Гл.VI. Ижевск, 1993. С.125-148.

Одежда. Каталог. Вып. 1-4. Ижевск, 1983, 1985, 1987, 1989.

Попова Е.В. О бесермянах. Ижевск: Удмуртия, 1997.

Русские: Историко – этнографический атлас. М.: Наука, 1967.

Русские. М.: Наука, 1987.

Татары. Серия «Народы и культуры». М.: Наука, 2001. 583 с.

Юный художник, 1983, №10.

 

Тема 4. Декоративно-прикладное искусство России (4 часа)

1. Условия, необходимы для формирования и развития художественных промыслов и декоративно-прикладного искусства.

2. Основные принципы типологии предметов декоративно-прикладного искусства (ДПИ).

3. Промыслы по изготовлению предметов ДПИ из дерева:

а) Богородская деревянная игрушка;

б) Городецкая роспись;

в) Хохлома.

4. Металл в декоративно-прикладном искусстве:

а) Жостово;

б) Касли.

5. Произведения искусства из глины:

а) Дымковская игрушка;

б) Филимоновская игрушка;

в) Гжель.

6. Лаковая миниатюра:

а) Художественные лаки Мстеры;

б) Палех;

в) Федоскино.

7. Художественные изделия из кости.

Термины и понятия: декоративное искусство, декоративно-прикладное искусство.

В презентации по каждому из промыслов должны быть отражены следующие сюжеты: место и время возникновения промысла, основные характерные черты, технологические особенности, мастера, современное состояние.

Литература

Богуславская И.Я. Добрых рук мастерство. Л., 1981.

Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка. М., 1975.

Богуславская И.Я. Русское народное искусство. Л., 1968.

Богуславская И.Я., Графов Б.В. Искусство Жостова. М., 1979.

Василенко В.М. Искусство Хохломы. М.,1959.

Вишневская В.М. Хохлома. Л., 1969.

Вятские народные промыслы и ремесла: история и современность: альбом-каталог. Киров: О-Краткое, 2010. 192 с.

Зиновьев И.М. Искусство Палеха. Л., 1968.

Коромыслов Б.И. Лаковая миниатюра Мстеры. Л., 1972.

Коромыслов Б.И. Жостовская роспись. М.,1977.

Крюкова И.А. Русская резьба по кости. М.,1960.

Некрасова М.А. Искусство Палеха.М., 1966.

Некрасова М.А. Палехская миниатюра. М., 1983.

Павловский Б.В. Декоративно-прикладное искусство промышленного Урала. М., 1975.

Попова О.С. Художественное гончарство и фарфор, М., 1959.

Попова О.С. Русское народное искусство. М., 1972.

Разина Т.М. Русское народное творчество. М., 1970.

Розова Л.К., Стариков В.В. Искусство холуйской миниатюрной живописи. Л., 1970.

Русское декоративно-прикладное искусство. Т.I-III. М., 1962-1965.

Русские художественные промыслы. М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2010. 180 с.: иллюстр.

Салтыков А.Б. Майолика Гжели. М., 1956.

Салтыков А.Б. Русская народная керамика. М., 1960.

Тарановская Н.В. Русская деревянная игрушка. Л., 1968

Хохлова Е. Художественные изделия из металла. М.,1959.

Яловенко Г.В. Федоскино. М., 1959.

Тема 5. Антропонимика, этнонимика, как части ономастики










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 519.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...