Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Раздел 2. Источники исторического краеведения




Тема 1. Памятники истории и культуры (4 часа)

Понятие памятника. Движимые и недвижимые памятники истории и культуры. Отношение государства к памятникам истории и культуры. Законодательство об охране и использовании памятников истории и культуры. Государственные органы охраны памятников.

Охранная документация. Реставрация и использование памятников истории и культуры. Историко-культурные заповедники. Особо охраняемые территории. Роль памятников истории и культуры в изучении истории родного края. Места и памятники, связанные с жизнью и творчеством выдающихся земляков, деятелей науки, искусства, культуры.

Тема 2. Археологические источники и их использование в краеведческой работе

(2 часа)

Использование данных археологии для освещения древней истории края. Основные памятники археологии и их своеобразие в крае. Археологическая карта Удмуртии как показатель изученности археологии края. Возможности участия краеведов-любителей в археологических исследованиях. Участие в охране памятников археологии - одна из задач краеведческой работы.

Формы использования археологических источников в школе.

Тема 3. Этнографические источники и их использование в процессе изучения родного края (6 часа)

Использование данных этнологии в историко-краеведческих исследованиях. Современное состояние изученности этнографии Удмуртии. Современный этнический состав населения края.

Понятийный аппарат этнологии. Основные виды этнографических источников. Методы и приемы их сбора и обработки.

Поселения, занятия, двор-хозяйство, жилой дом, интерьер.

Одежда, обувь, украшения. Пища.

Использование этнографических источников в школе.

Тема 4. Памятники архитектуры (6 часа)

Понятие «архитектура». Виды памятников архитектуры. Жилой дом и хозяйственный двор (усадьба). Классификация жилья и его своеобразие в разных регионах России, в т.ч. Удмуртии. Типы двора и виды связи двора с домом. Общественные постройки.

Православное культовое зодчество.

Особенности планировки и архитектурного облика городов и заводских поселков Удмуртии.

 

Тема5. Памятники изобразительного искусства (6 часа)

Значение изучения памятников изобразительного искусства. Происхождение и становление изобразительного искусства. Вклад археологии в изучение памятников изобразительного искусства. Пермский звериный стиль.

Древнерусское искусство (литье, чеканка, керамика, вышивка, эмали дохристианской Руси). Фресковая живопись и иконопись. Понятийный аппарат. Основные этапы развития иконописи в России. Русская иконопись – отражение духовности народа. Основные сюжеты в иконописи, их своеобразие и распространение в крае. Технология и приемы иконописи.

Деревянная скульптура в православной церкви в XVII-XIX вв. Пермская деревянная скульптура. Происхождение и основные этапы ее развития. Техника изготовления пермской скульптуры.

Использование памятников православного искусства в школе (уроки по культуре, кружки, факультативы, музеи).

 

Тема6. Памятники декоративно-прикладного искусства (6 часа)

Определение понятий «декоративно-прикладное искусство», «художественные промыслы». Условия, необходимые для формирования и развития художественных промыслов и декоративно-прикладного искусства (сырьевая база, наличие мастеров, эстетические воззрения, рынок сбыта).

Основные принципы типологии предметов декоративно-прикладного искусства: по их практическому назначению (различная утварь, мебель, орудия труда, средства передвижения, ткани, одежда, украшения); по материалу (дерево, текстиль, металл, минеральное сырье и др.); по технике выполнения (резьба, роспись, плетение, вышивка, литье, инкрустация, интарсия и т.д.).

Памятники прикладного искусства: архитектурная резьба, раскраска в русском деревянном зодчестве, произведения глиптики, чугунное литье.

Художественные промыслы России (Жостово, Богородская деревянная игрушка, Палех, Гжель, Хохлома, художественные лаки Мстеры, Федоскино, Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка, Городецкая роспись и т.д.).

Художественные промыслы Удмуртии. Сохранение и возрождение традиций. Создание и функционирование республиканского и районных «Домов народного творчества». Цели, задачи и значение этого движения.

Тема7. Нумизматика в краеведении (2 часа)

Предмет и задачи нумизматики. Место нумизматики в системе исторических дисциплин. Общественные функции нумизматики. Основные понятия и категории нумизматики. Классификация монет. Описание монеты: страна чеканки, обладатель монетной регалии, номинал, тип и год чеканки, вес, размер, монетная стопа, ареал обращения, состав лигатуры, легенда, иконография (изображение на аверсе и реверсе), характер гурта, эмиссионный знак, техника изготовления.

Безмонетный период в истории человечества. История развития монетного производства. Первые монеты Китая (XII в. до н.э.), Средиземноморья (VII в. до н.э.), Рима (IV в. до н.э.). Становление нумизматики. Зарождение интереса к старинным монетам в эпоху Возрождения. Нумизматическая коллекция Ф.Петрарки (1304-1374). Мюнцкабинеты в Европе, появление первых нумизматических трудов (XVI в.). Введение преподавания нумизматики в европейских университетах (XVIII в.). Формирование научной нумизматики (вт. пол. XVIII - XIX в.).

Зарождение научного интереса к нумизматике в России. Монеты древнерусского государства, Российской империи и советского государства.

 Особенности формирования нумизматических собраний в регионе. Археологические нумизматические коллекции. Что дает изучение старинных денег. Клады и их значение. Нумизматический материал на уроках истории. Кружки. Музеи.

 

Тема 8. Геральдика (2 часа)

Предмет и задачи геральдики. Формирование геральдики, как вспомогательной исторической дисциплины. Происхождение гербов. Теоретическая геральдика. Практическая геральдика.

Крестовые походы, гербы городов. Развитие геральдики в России. Государственный герб России. Городские и областные гербы. Государственный герб Удмуртии. Изучение гербов местного края. Использование геральдики в изучении истории в школе (урок, кружок, факультатив, музей).

 

Тема 9. Ономастика в краеведении (4 часа)

Предмет и задачи исторической ономастики. Разделы ономастики: топонимика, этнонимика, антропонимика и т.д.

Топонимия - источник изучения истории края. Терминология топонимики. Разделы топонимики: гидронимия, микротопонимия и др. Пути формирования географических названий в разные исторические эпохи.

Особенности удмуртской этнонимии. Эндоэтнонимы и экзоэтнонимы. Микроэтнонимы.

Удмуртская антропонимическая система, антропонимы удмуртские и заимствованные.

 

Тема 10. Духовная культура (6 часов)

Место устного народного творчества в жизни народа. Жанры устного народного творчества (пословицы, поговорки, загадки, исторические предания и песни, сказки и легенды). Методика сбора фольклорного материала.

Религиозные верования удмуртов.

Обряды - часть духовной культуры народа.

Народные знания: представления о мире; народный календарь; основы метрологии; народная медицина; народная педагогика.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 495.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...