Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Раздел 1. Этапы становления и развития исторического краеведения.




Цель и задачи освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины «Историческое краеведение» является формирование целостного представления об историческом краеведении как инструменте исторического познания, значительном потенциале возможностей для выявления, сохранения и широкого использования историко-культурного и природного наследия.

Задачи освоения дисциплины:

- овладение знаниями об истоках, условиях формирования и актуальных направлениях в исследованиях исторического наследия;

- освоение общенаучных принципов и методики, необходимых для изучения локальной истории (с акцентом на социокультурную сферу), для поисково-собирательской, атрибутивной и исследовательской деятельности.

 

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина входит в дисциплины по выбору вариативной составляющей гуманитарного, социального и экономического цикла ООП бакалавриата.

Дисциплина адресована студентам 1 курса направления подготовки 46.03.01 «История».

Изучению дисциплины предшествуют: Введение в профессию, Археология, История первобытного общества, Этнология и социальная антропология, История Удмуртии, История России (до XX века).

Для успешного освоения дисциплины должны быть сформированы общекультурные и профессиональные компетенции на пороговом уровне.

Успешное освоение курса позволяет перейти к изучению специальных дисциплин по отечественной и региональной истории, краеведческой и музееведческой направленности.

Программа дисциплины построена по блочно-модульному принципу, в ней выделены блоки:

I.Этапы становления и развития исторического краеведения.

II.Источники исторического краеведения ( по разделам):

1.Памятники материальной культуры.

2.Памятники духовной культуры.

3.Письменные памятники.

Курс имеет практическую часть в виде

· семинарских занятий,

· аннотаций статей и монографий по отдельным темам курса,

· поиска информационных ресурсов и исторических источников по темам, вынесенным для семинарского и самостоятельного изучения, подготовки презентаций по ним;

· составление библиографии по темам,

· написания реферата по истории изучения малой Родины.

Компетенции обучающегося, формируемые

В результате освоения дисциплины

ПК 3- способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования  (базовый уровень);

ПК 9 – способностью к работе в архивах, музеях, библиотеках, владением навыками поиска необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах(базовый уровень);

ПК 10 - способностью к составлению обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований (базовый уровень).

ПК 14 – способностью к разработке информационного обеспечения историко-культурных и историко-краеведческих аспектов в тематике деятельности организаций и учреждений культуры (базовый уровень).

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

· Знать:

- основные понятия исторического краеведения, ведущие разделы и направления, современные трактовки функций краеведения, взаимосвязь краеведения с историческими и культурологическими дисциплинами;

- истоки, условия формирования и актуальные направления в исследованиях исторического наследия.

· Уметь:

-  определять проблемное поле, задачи исследования и выбирать методы исследования;

- анализировать, обрабатывать и интерпретировать собранную информацию по исследовательской задаче в области краеведения и историко-краеведческого образования;

- выбирать методы исследования, реализовывать их и оценивать результаты; презентовать результаты исследования.

· Владеть:

- общенаучными принципами и методиками, необходимыми для изучения локальной истории (с акцентом на социокультурную сферу), для поисково-собирательской, атрибутивной и исследовательской практики.

Структура дисциплины по видам учебной работы, соотношение тем

И формируемых компетенций

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц, 144 часа.

 

п/п

Разделы, темы
дисциплины

Неделя

семестра

Виды учебной работы

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

 

Формируемые

компетенции (код)

 

Л. (очная/ заочная) Пр. (очная/ заочная) Сам. раб. ПК3   ПК 9 ПК10 ПК 14 ПК68

2 семестр

1. Раздел 1                  
1.1. Тема 1 23-24 6/2              
2. Раздел 2                  
2.1 Тема 1 24-25 2/1 4         +  
2.2 Тема 2 25-26 2/1 4 5 Библиографический обзор по теме + + +  
2.3 Тема 3 27-28 4/1 4     + +    
2.4 Тема 4 29 4/1         +    
2.5 Тема 5 30 4/1             +
2.6 Тема 6 31-32 4/1 6 3 Сбор информационных ресурсов по темам       +
2.7 Тема 7 33 2/1              
2.8 Тема 8 33 2/1              
2.9 Тема 9 34-35 4 4 2 Аннотация   +    
2.10 Тема 10 36-38 6 5 2 Подготовка презентации по теме   +   +
2.11 Тема 11 39-40 4       + + +  
2.12 Тема 12 40-41 4   2 Проект по устной истории + +    

Форма промежуточной аттестации - экзамен

 


Содержание дисциплины

Темы и их аннотации

Раздел 1. Этапы становления и развития исторического краеведения.

Тема 1. Краеведение в системе исторического знания (6 часов)

Общая характеристика курса, его цели и задачи. Понятие исторического краеведения. Объект и основные предметные области исторического краеведения как комплексной научной дисциплины. Место исторического краеведения в системе исторических и культурологических дисциплин. Характеристика взглядов отечественных ученых ХХ в. на сущность исторического краеведения. Методы исторического краеведения, сущность краеведческого принципа. Характеристика трех форм организации краеведческой работы в стране: государственной, общественной и школьной. Роль исторического краеведения в решении образовательных задач школы, его значение для формирования и воспитания личности. Историко-краеведческие источники и их типы. Методика сбора источников по истории края. Структура курса.

Основные этапы в развитии исторического краеведения как дисциплины в рамках отечественной историографии. Период накопления знаний о родном крае как начальный момент развития исторического краеведения. Прагматический характер изучения родного края на этапе становления исторического краеведения. Устная традиция передачи знаний из поколения в поколение. Сведения о родном крае в летописях. XVIII в. - эпоха систематического накопления материалов по истории родного края. Изменение характера историко-краеведческих исследований в петровскую эпоху. Значение петровских указов для развития исторического краеведения. Применение анкет для изучения истории родного края (В.Н.Татищев, М.В. Ломоносов). Значение экспедиций Академии Наук в становлении исторического краеведения как научной дисциплины.

Развитие школьного краеведения. Появление первых российских учебников по родиноведению. Развитие идей по использованию историко-краеведческого материала в педагогической практике (К.Д.Ушинский, Н.Ф. Бунаков и др.).

Вклад А.И. Вештомова в изучение края. Исследование региона в XIX - начале ХХ в. (Н.Н.Блинов, Г.Е.Верещагин, А.С. Верещагин, А.А. Спицын и др.).

Причины бурного подъема историко-краеведческого движения после Октябрьской революции 1917 г. и его особенности. Оформление стихийного историко-краеведческого движения в организованное общество. Создание Центрального бюро краеведения. Развитие историко-краеведческой мысли (М.И. Гревс, Н.А. Генике, Н.П. Анциферов, М.Я. Феноменов). Направления деятельности краеведов в 1920-е гг. Сущность основного краеведческого принципа. Смысл понятия «золотое десятилетие исторического краеведения» (С.О.Шмидт). Причины свертывания историко-краеведческих исследований в начале 1930-х гг. Ликвидация краеведческих организаций. Судьба выдающихся краеведов.

Развитие школьного краеведения в годы Великой Отечественной войны. Развитие краеведения в послевоенные годы. Подъем общественного интереса к историко-краеведческим исследованиям в 1960-х гг. Создание Всесоюзного общества по Охране памятников истории и культуры.

Современный этап развития исторического краеведения в стране, его особенности. Направления историко-краеведческих исследований в регионе.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 577.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...