Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Раздел 1. Этапы становления и развития исторического краеведения.Стр 1 из 10Следующая ⇒
Цель и задачи освоения дисциплины Целью освоения дисциплины «Историческое краеведение» является формирование целостного представления об историческом краеведении как инструменте исторического познания, значительном потенциале возможностей для выявления, сохранения и широкого использования историко-культурного и природного наследия. Задачи освоения дисциплины: - овладение знаниями об истоках, условиях формирования и актуальных направлениях в исследованиях исторического наследия; - освоение общенаучных принципов и методики, необходимых для изучения локальной истории (с акцентом на социокультурную сферу), для поисково-собирательской, атрибутивной и исследовательской деятельности.
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина входит в дисциплины по выбору вариативной составляющей гуманитарного, социального и экономического цикла ООП бакалавриата. Дисциплина адресована студентам 1 курса направления подготовки 46.03.01 «История». Изучению дисциплины предшествуют: Введение в профессию, Археология, История первобытного общества, Этнология и социальная антропология, История Удмуртии, История России (до XX века). Для успешного освоения дисциплины должны быть сформированы общекультурные и профессиональные компетенции на пороговом уровне. Успешное освоение курса позволяет перейти к изучению специальных дисциплин по отечественной и региональной истории, краеведческой и музееведческой направленности. Программа дисциплины построена по блочно-модульному принципу, в ней выделены блоки: I.Этапы становления и развития исторического краеведения. II.Источники исторического краеведения ( по разделам): 1.Памятники материальной культуры. 2.Памятники духовной культуры. 3.Письменные памятники. Курс имеет практическую часть в виде · семинарских занятий, · аннотаций статей и монографий по отдельным темам курса, · поиска информационных ресурсов и исторических источников по темам, вынесенным для семинарского и самостоятельного изучения, подготовки презентаций по ним; · составление библиографии по темам, · написания реферата по истории изучения малой Родины. Компетенции обучающегося, формируемые В результате освоения дисциплины ПК 3- способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования (базовый уровень); ПК 9 – способностью к работе в архивах, музеях, библиотеках, владением навыками поиска необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах(базовый уровень); ПК 10 - способностью к составлению обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований (базовый уровень). ПК 14 – способностью к разработке информационного обеспечения историко-культурных и историко-краеведческих аспектов в тематике деятельности организаций и учреждений культуры (базовый уровень).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен: · Знать: - основные понятия исторического краеведения, ведущие разделы и направления, современные трактовки функций краеведения, взаимосвязь краеведения с историческими и культурологическими дисциплинами; - истоки, условия формирования и актуальные направления в исследованиях исторического наследия. · Уметь: - определять проблемное поле, задачи исследования и выбирать методы исследования; - анализировать, обрабатывать и интерпретировать собранную информацию по исследовательской задаче в области краеведения и историко-краеведческого образования; - выбирать методы исследования, реализовывать их и оценивать результаты; презентовать результаты исследования. · Владеть: - общенаучными принципами и методиками, необходимыми для изучения локальной истории (с акцентом на социокультурную сферу), для поисково-собирательской, атрибутивной и исследовательской практики. Структура дисциплины по видам учебной работы, соотношение тем И формируемых компетенций
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц, 144 часа.
Содержание дисциплины Темы и их аннотации Раздел 1. Этапы становления и развития исторического краеведения. Тема 1. Краеведение в системе исторического знания (6 часов) Общая характеристика курса, его цели и задачи. Понятие исторического краеведения. Объект и основные предметные области исторического краеведения как комплексной научной дисциплины. Место исторического краеведения в системе исторических и культурологических дисциплин. Характеристика взглядов отечественных ученых ХХ в. на сущность исторического краеведения. Методы исторического краеведения, сущность краеведческого принципа. Характеристика трех форм организации краеведческой работы в стране: государственной, общественной и школьной. Роль исторического краеведения в решении образовательных задач школы, его значение для формирования и воспитания личности. Историко-краеведческие источники и их типы. Методика сбора источников по истории края. Структура курса. Основные этапы в развитии исторического краеведения как дисциплины в рамках отечественной историографии. Период накопления знаний о родном крае как начальный момент развития исторического краеведения. Прагматический характер изучения родного края на этапе становления исторического краеведения. Устная традиция передачи знаний из поколения в поколение. Сведения о родном крае в летописях. XVIII в. - эпоха систематического накопления материалов по истории родного края. Изменение характера историко-краеведческих исследований в петровскую эпоху. Значение петровских указов для развития исторического краеведения. Применение анкет для изучения истории родного края (В.Н.Татищев, М.В. Ломоносов). Значение экспедиций Академии Наук в становлении исторического краеведения как научной дисциплины. Развитие школьного краеведения. Появление первых российских учебников по родиноведению. Развитие идей по использованию историко-краеведческого материала в педагогической практике (К.Д.Ушинский, Н.Ф. Бунаков и др.). Вклад А.И. Вештомова в изучение края. Исследование региона в XIX - начале ХХ в. (Н.Н.Блинов, Г.Е.Верещагин, А.С. Верещагин, А.А. Спицын и др.). Причины бурного подъема историко-краеведческого движения после Октябрьской революции 1917 г. и его особенности. Оформление стихийного историко-краеведческого движения в организованное общество. Создание Центрального бюро краеведения. Развитие историко-краеведческой мысли (М.И. Гревс, Н.А. Генике, Н.П. Анциферов, М.Я. Феноменов). Направления деятельности краеведов в 1920-е гг. Сущность основного краеведческого принципа. Смысл понятия «золотое десятилетие исторического краеведения» (С.О.Шмидт). Причины свертывания историко-краеведческих исследований в начале 1930-х гг. Ликвидация краеведческих организаций. Судьба выдающихся краеведов. Развитие школьного краеведения в годы Великой Отечественной войны. Развитие краеведения в послевоенные годы. Подъем общественного интереса к историко-краеведческим исследованиям в 1960-х гг. Создание Всесоюзного общества по Охране памятников истории и культуры. Современный этап развития исторического краеведения в стране, его особенности. Направления историко-краеведческих исследований в регионе.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 577. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |