Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Средневековые империи Востока




(Арабский халифат, Монгольская империя,

империя Великих Моголов, Османская империя)

 

Вопросы

1. Предпосылки и этапы формирования империй.

2. Идеологические основы.

3. Политическая структура империй Востока.

4. Формы собственности и их эволюция.

5. Восточные империи и Западная Европа.

Сценарий коллоквиума

Хорошо известно, что самые крупные империи в средневековье были созданы на Востоке. Цель коллоквиума, с одной стороны, в рамках предлагаемых вопросов рассмотреть каждую из таких империй, а с другой стороны, провести их сравнительный анализ.

В связи с поставленной целью начать следует с рассмотрения такого вопроса, как предпосылки и этапы формирования империй на Востоке в период Средневековья. Отвечая на этот вопрос, следует обратить внимание на предпосылки внутреннего порядка и внешние факторы в процессе формирования империй; насколько процесс формирования был сходен и различен применительно к разным империям.

Рассматривая устройство этих империй, следует остановиться на роли идеологических факторов (в частности, религии), характеристике политической основы (восточный деспотизм, отсутствие механизма наследования власти и последствие этого фактора для существования самих империй) и экономических устоев империй. При освещении роли и значения экономических основ следует рассмотреть механизмы их реализации и то, какую роль на разных этапах они играли.

В последнем вопросе необходимо показать характер отношений каждой из империй Востока и Западной Европы и ответить на вопрос, в какой мере военные и мирные факторы определяли эти отношения. Важно выявить последствия этих контактов для каждой из сторон.

Литература

Антонова, К. А. История Индии / К. А. Антонова, Г. М. Бонгард-Левин, Г. Г. Котовский. – М., 1973.

Беляев, Е. А. Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье / Е. А. Беляев – М., 1965.

Большаков, О. Г. История Халифата / О. Г. Большаков. – М., 1989-1993. Т. I–II.

Васильев, Л. С. История религий Востока/ Л. С. Васильев. – М., 1988.

Васильев, Л. С. История Востока / Л. С. Васильев. – М., 1994; 2001; 2003. Т.I.

Васютин, С. А. Типология потестарных и политических систем кочевников // Кочевая альтернатива социальной эволюции / С. А. Васютин. – М., 2002. – С. 86-98.

Вернадский, Г. В. Монголы и Русь / Г. В Вернадский. – Тверь; М., 1997.

Говоров, Ю. Л. История стран Азии и Африки в средние века / Ю. Л. Говоров – Кемерово, 1998.

Грюнебаум, Г. Э. Классический ислам. 600-1258 / Г. Э. Грюнебаум. – М., 1986.

Ерасов, Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке / Б.С. Ерасов. – М., 1990.

Еремеев, Д. Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления / Д. Е. Еремеев. – М., 1991.

Журнал «Родина» (Монголы). 1997. № 3-4.

Журнал «Родина» (Турция). 1998. № 5-6.

Зарин, В. А. Запад и Восток в мировой истории XIV-XIX вв. / В. А. Зарин. – М., 1991.

Иванов, Н. А. О типологических особенностях арабо-османского феодализма. // Типы общественных отношений на Востоке в средние века / Н. А. Иванов. – М., 1982.

История Востока. – М., 2000. Т. II: Восток в средние века.

История Индии в средние века. – М., 1968.

Конрад, Н. И. Запад и Восток / Н. И. Конрад. – М., 1972.

Крадин, Н. Н. Кочевники, мир-империи и социальная эволюция // Альтернативные пути к цивилизации / Н. Н. Крадин. – М., 2000. – С. 314–336.

Крадин, Н. Н. Структура власти в кочевых империях // Кочевая альтернатива социальной эволюции / Н. Н. Крадин. – М., 2002. – С. 109–128.

Османская империя: система государственного управления, социальные и религиозные проблемы. – М., 1986.

Очерки экономической и социальной истории Индии. – М., 1973.

Паниккар, К. М. Очерк истории Индии / К. М. Паниккар. – М., 1961.

Петросян, Ю. А. Османская империя: могущество и гибель / Ю. А. Петросян. – М., 1990.

Скрынникова, Т. Д. Харизма и власть в эпоху Чингис-хана / Т. Д. Скрынникова. – М., 1997.

Скрынникова, Т. Д. Монгольское кочевое общество периода империи // Альтернативные пути к цивилизации / Т. Д. Скрынникова. – М., 2000. – С. 344–355.

Скрынникова, Т. Д. Структура власти монгольских кочевников эпохи Чингис-хана // Кочевая альтернатива социальной эволюции / Т. Д. Скрынникова. – М., 2002. – С. 204–219.

Татаро-монголы в Азии и Европе. – М., 1977.

Трепавлов, В. В. Государственный строй Монгольской империи

XIII в. / В. В Трепавлов. – М., 1993.

Чистяков, Т. А. Арабский халифат / Т. А. Чистяков. – М., 1962.

Хазанов, А. М. Кочевники евразийских степей в исторической ретроспективе // Кочевая альтернатива социальной эволюции / А. М. Хазанов. – М., 2002. – С. 37–58.

 

 


 

Содержание

Тема №1. Традиционное общество в средневековом Китае………...6

Тема №2. Религии и религиозно-этические учения

в странах Среднего и Дальнего Востока………………..…………..32

Тема №3. Ислам и Арабский халифат…………………………..…..34

Тема №4. Османская империя: образование и специфика……...…46

Коллоквиум «Средневековые империи Востока»………………….60

 

 

Бурганова Вера Николаевна

 

Учебно-методическое пособие

для практических занятий

по истории стран Азии и Африки

(Ч. 1. История стран Азии и Африки в средние века)

 

 

Редактор: Л. Г. Барашкова

Технический редактор: Г. В. Белозёрова

Ответственный за выпуск: Л. Д. Домбраускайте

 

Подписано в печать ________ Сдано в печать __________
Печать: трафаретная Формат 60х84/16
Бумага: офсетная Заказ __________
Уч. изд. л.: __________ Тираж: 50 экз.

 

 

ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»

650043, ул. Красная, 6

 

 


[1] Западная Сычуань.

[2] Цзинь – от 597 до 604,5 г.

[3] Ли - мера длины, равная 576 м, а также административно-фискальное объединение из 110 крестьянских дворов.

[4] My – от 4 до 6 ар (т.е. единица земельной площади, равная 100 м2).

[5] Цянь - название китайской мелкой монеты.

[6] Чжан – около 3,2 м. г

[7] Чи – 35,79 см.

[8] Бань – мера объема, равная примерно 0,75 л.

[9] Название улицы в Кайфыне («Большая улица южных ворот»).

[10] Вэньчжоу – город в провинции Фуцзянь на морском побережье.

[11] Баоцзы – пирожки с начинкой из мяса или овощей, приготовленные на пару – распространенное национальное блюдо в Китае.

[12] Хаи – торгово-ремесленная организация, объединяющая цехи и гильдии.

[13] Что выручают – не указано.

[14] Счет времени в китайских городах производился ударом в барабан. 5-я стража (или 5-й барабан) – около 6 часов утра.

[15] Вацзы (букв, черепица) – квартал или несколько улиц, где были сосредоточены постоялые дворы, гостиницы, всевозможные увеселительные места (театры теней, цирк, опера, выступали рассказчики и т. д.), чайные и харчевни и т. п.

[16] Баоцзы – популярное китайское блюдо, представляет собой небольшой пирожок, приготовляемый на пару.

[17] Здесь и далее в тексте опущены названия китайских блюд, которые трудно передать по-русски.

[18] Вэнь – мелкая монета.

[19] Имбирь – это ароматный корень тропического растения, родиной которого является Северная Индия; специя.

[20] 3-я стража – около 2 часов ночи.

[21] Сянго – буддийский монастырь на территории г. Кайфына.

[22] По-видимому, существовали различия в правовом положении лавок чжэндянь и цзяодянь: первые находились в более привилегированном положении.

[23] Названия улиц и переулков.

[24] Хохан – букв, ряд с товарами, торговый ряд. Здесь «хохан» обозначает уже цеховое объединение торговцев или ремесленников.

[25] Снабжение императорского двора происходило в форме преподнесения даров императору всеми провинциями. Сроки внесения даров были различны – обычно 2–3 раза в год, но по некоторым видам продукции и реже.

[26] Цзинь, ци, ло – узорчатые ткани; вань – тонкий белый шелк.

[27] Лян равен 37,3 г.

[28] Шёлк-сырец, техническая нить натурального шёлка, получаемая в кокономотании соединением нескольких (чаще 5–10) продольно сложенных коконных нитей в одну; при этом нити прочно склеиваются.

[29] Иероглифом «тао» в XI–XII вв. обозначались и керамика, и фарфор, Можно предположить, что в этот период в Цзиндэчжене производились уже сосуды из фарфоровидной массы.

[30] Чжоуский Сяньдэ (Гунди) – император последнего периода «Пяти Династий» (954-959).

[31] Туань – одна из форм принудительной организации ремесленников в Сунское время. Туани находились под строгим контролем феодальных властей. Из текста следует, что туани керамических мастеров находились даже под военным надзором туаньцзюня. Гаотансян, Линцзянли – местности в уезде Цзиндэ, провинции Цзянси.

[32] Чжэнь – административно-территориальная единица в средневековом Китае, стояла по положению выше уездного центра, но прав города не имела.

[33] Столица Северо-Сунского Китая – г. Кайфын.

[34] Бу – мера длины около 1,6 м.

[35] Жужуба – это субтропическое растение известно как ююба, китайский финик.

[36] Тут (шелковица, тутовник) – род деревьев семейства тутовых; плоды – съедобны.

[37] Ху = 51,77 л.

[38] Цзинь – от 597 до 604,5 г.

[39] Чи – 35,79 см.

[40] Эти и другие названия дней, идущие ниже, – условные термины китайского календаря.

[41] Ван Ань-ши (1021–1086), –первый министр с 1070 г.; реформатор, писатель, материалист, патриот.

[42] Предоставление государством ссуды крестьянам под залог будущего урожая.

[43] 1068-1077 - годы правления сунского императора Шэнь-цзуна.

[44] Организации, специально созданные для проведения реформ, во главе которых стоял Ван Ань-ши. Их общее название саньсы.

[45] Чанпингуанхуэй – казенные амбары, созданные по проекту Ван Ань-ши для оказания помощи крестьянам и для ограничения деятельности ростовщиков.

[46] Впервые выдача ссуды под зеленые побеги была осуществлена Ли Цанем в провинции Шэньси.

[47] Тисинсы (тидяньюйсы) – контрольный орган, осуществляющий надзор за финансами.

[48] Кэху – букв, пришлый. В X–XII вв. этот термин обозначал крестьян – держателей земли, находившейся во владении феодалов.

[49] Чжуху – налогоплательщики, держатели государственной земли.

[50] Квадрат – единица измерения, принятая реформаторами

[51] Сезон равен трем месяцам.

[52] Гэ – мера объема, равная 1/10 шэна, т. е. 0,104 л.

[53] Фэнь – мера длины, равная 1/10 Дунь, т. е. 3,2 мм.

[54] Фаюныни – чиновник, ведающий переправой налогов в столицу.

[55] Место уплаты налога назначалось произвольно в зависимости от потребности государства в данный момент, в результате чего к обычному налогу прибавлялись расходы на перевозку.

[56] Обычно один вид продовольствия заменялся более дорогим.

[57] Ушр ‑ десятая часть урожая, выплачиваемая в качестве поземельного налога арабами-мусульманами в пользу государства.

[58] Харадж ‑ 1) поземельный налог, уплачиваемый в пользу государства завоеванными народами, сохранившими свою религию; 2) единый фиксированный налог ‑ дань, уплачиваемая в пользу государства народами, заключившими с завоевателями договор о сохранении земли в их владении, покровительстве со стороны государства.

[59] Аш-Шафи'Мухаммад ибн-Идрис ‑ основоположник юридической школы шафийтов (ум. в 820 г.).

[60] Малик Абу-Абдаллах ибн-Анас ‑ основоположник юридической школы маликитов (ум. в 795 г.).

[61] Вакф ‑ государственная собственность, изъятая из гражданского оборота.

[62] Абу-Ханифа ан-Ну'ман ‑ основоположник юридической школы ханифитов (ум. в 767 г.).

[63] Словом «субстанция» переведено сочетание слов «ракабат ал-ард» ‑ букв, шея земли.

[64] Эту категорию, по мнению других законоведов, составляют земли, завоеванные посредством оружия. Ал-Маварди признает наличие договора с их владельцами, но собственность на эти земли, по его мнению, принадлежит мусульманам, а право пользования ‑ владельцам, обязанным платить в пользу государства расчлененный налог: харадж ‑ поземельный налог; джизью ‑ подушный налог.

[65] Эту категорию, по мнению некоторых законоведов, составляют земли, приобретенные на основе договора. Согласно ал-Маварди, отличительная черта этой категории ‑ принадлежность права собственности на землю ее владельцам, плата не расчлененного, а единого налога ‑ хараджа, который по своему существу то же, что и джизья (единый налог, дань), платимый в пользу государства. Дозволена купля и продажа этих земель без ограничения круга покупателей.

[66] Икта ат-тамлик ‑ пожалование земли на правах собственности. Ал-Маварди знает и другой вид пожалования: икта ал-истиглал ‑ пожалование дохода с земли.

[67] Согласно мусульманским законоведам, мертвыми считались все земли, которые не находились во владении или в собственности кого-либой не обрабатывались.

[68] Зубайр ‑ один из близких сподвижников Мухаммада, участник завоевания Египта, был убит в «сражении верблюда».

[69] До возникновения ислама и государства.

[70] Названия древних племен, употребляемые в значении древнего происхождения. Ал-Маварди имеет в виду земли, которые были в собственности племен или отдельных лиц до возникновения ислама, запустевшие Ио разным причинам, в том числе по причинам переселения племен.

[71] Дар ал-ислам, согласно ал-Маварди, ‑ территории, подчиненные мусульманской юрисдикции

[72] Дар ал-харб противопоставляется дар ал-исламу. Согласно ал-Маарди, дар ал-харб ‑ территории, не подчиненные мусульманской юрисдикции и могущие стать объектом завоеваний.

[73] Когда успех военных мероприятий еще не определился.

[74] Хира ‑ столица Лахмидского царства арабов, существовавшего арабского завоевания на территории современного Южного Ирака.

[75] Бинт Нафила ‑ имя девушки.

[76] Халид ибн ал-Валид ‑ знаменитый полководец, Хиру завоевал при халифе Абу Бакре.

[77] По установленным еще при Мухаммаде правилам 4/5 добычи, взятой арабскими войсками, делили между собой воины, а 1/5 ‑ хумс ‑ шла в распоряжение главы государства, который раздавал ее определенным лицам.

[78] Умар ибн-ал-Хаттаб ‑ второй халиф (634‑644), при котором были завоеваны Ирак, Сирия, Египет и большая часть собственно Ирана.

[79] Всего в руки государства перешло 10 категорий земель, а основная масса земли Савада была оставлена прежним владельцам.

[80] Усман ‑ третий халиф (644‑656); при его правлении раздача на правах икта из фонда конфискованных земель приняла особенно широкие размеры, хотя, по утверждению исторических источников, к такой практике частично прибегал и халиф Умар.

[81] Фай ‑ добыча. Часть законоведов считает, что это доход с земель, завоеванных арабскими войсками, присваиваемый государством в «пользу всех мусульман», а другая часть ‑ сторонники развитой концепции государственной собственности на землю ‑ считает, что фай ‑ это земли, завоеванные арабскими войсками. Прежним владельцам государство уступило право пользования, а собственность на сами земли принадлежит государству, «мусульманской общине».

[82] Иджара ‑ аренда. Таким образом, ал-Маварди признает за владельцами этих земель не право собственников, а право арендаторов, имевших право пользования. Тем самым этот вид земли выпадает из рубрики икта ат-тамлик, но концепция ал-Маварди не увязывается с исторической действительностью, в частности с приведенным им самим фактом захвата этого вида земли частными лицами после сожжения Дивана во время восстания Ибн ал-Аш'аса.

[83] Ал-Маварди имеет в виду восстание Абд ар-Рахман ибн-Мухамма-да ибн ал-Аш'аса, наместника Седжестана, в 700 г. против Халифа Абд ал-Малика и его наместника Хаджжаджа. В восстании приняло участие наряду с арабскими войсками, которыми командовал Абд ар-Рахман, множество шиитов и хариджитов. После ряда побед войска восставших в 702 г. потерпели одно из поражений у Дайра ал-Джамаджима, в окрестности Куфы.

[84] В эту категорию входил первый подвид второго вида четвертой категории земли по приведенной нами классификации ал-Маварди. Вопреки утверждению ал-Маварди владельцы хараджных земель, обремененные тяжелыми налогами, продавали или дарили свои земли арабским феодалам, платившим по сравнению с ними незначительный поземельный налог ‑ десятую часть урожая. Халиф Умар II признал законность всех сделок, имевших место до 100 г. (718/19).

[85] В эту категорию входил второй подвид второго вида четвертой категории земли по приведенной нами классификации ал-Маварди.

[86] Гази («победитель неверных», «борец за веру») – почетный титул

[87] Рум – Малая Азия (византийские и сельджукские владения в ней).

[88] Аббасиды – династия арабских халифов (750–1258).

[89] Неверные – немусульмане.

[90] Правитель государства Сельджукидов в Малой Азии (Румский султанат) султан Алаэддин Кейкубад III (правил с перерывами с 1284 по 1304 г.).

[91] Энгир – византийская Анкира, современная Анкара.

[92] Гермияны – правители княжества в Малой Азии.

[93] Тимар – «кормление», «содержание», пожалованная в лен земля.

[94] Санджак – край, область.

[95] Везир ‑ султанский министр.

[96] Райят ‑ подданный, приписанный к земле феодала крестьянин.

[97] Гулямы — низшая категория воинов, обслуживавшая ленников.

[98] Т. е. немусульманами.

[99] Яя ‑ пехота.

[100] Сювари ‑ «всадник», владелец лена, конный рыцарь.

[101] Аджеми-огланы ‑ «чужеземные мальчики». Так было названо учреждение наподобие военной школы, где туркизированные христианские мальчики подготавливались к несению военной службы. Было основано после завоевания Галлиполи в 1356–1359 гг.

[102] Мехме́д II Завоева́тель (Фати́х) ‑ османский султан в 1444–1481.

[103] Галата – торгово-ремесленный район Константинополя, расположенный на северном берегу залива Золотой Рог.

[104] Азап ‑ рядовой пехотинец, не имевший права жениться.

[105] Минарет ‑ башня при мечети (мусульманском храме) с которой созывают верующих на молитву.

[106] Лепанто, средневековое название г. Нафпактос (Греция), в 60 км от которого, у входа в залив Патраикос 7 октября 1571 г. произошёл последний крупный бой гребных флотов Средиземноморья во время Кипрской войны 1570-73 между Турцией и Священной лигой (Венеция, Испания, папа римский, Мальта и ряд итальянских государств: Генуя, Неаполь, Сицилия, Савойя, Тоскана, Парма и др.).

[107] Филипп II (21 мая 1527 – 13 сентября 1598) ‑ король Испании из династии Габсбургов. Сын и наследник императора Священной Римской империи Карла V.

[108] Месси́на ‑ город в итальянском регионе Сицилия.

[109] Дон Хуа́н Австри́йский (24 февраля 1547-1 октября 1578) испанский полководец, незаконный сын Карла V и Барбары Блуменберг (или Бломберг), дочери регенсбургского бюргермейстера.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 378.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...