Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Мэн Юань-Лао. «Дунцзин мэнхуалу» (1147)




Мэн Юань-лао псевдоним сунского чиновника (имя его не известно), служившего в Кайфыне при сунском императоре Хуйцзу-пе (1102-1125). Именно этот период и охватывает его книга «Дунцзин мэнхуалу» («Записи о ярких снах в Восточной столице»), написанная в 1147 г. и представляющая собой весьма подробное описание сунской столицы Кайфына.

9. Кайфынторгово-ремесленный центр в X-XII вв.

Глава 2. К востоку от Наньмзньдацзе[9] расположена лавка семьи Тан, торгующая золотыми и серебряными изделиями, лавка лаковых изделий из Вэньчжоу[10]...

Если идти от императорской улицы прямо на юг и пройти через мост Чжоуцяо, то по обеим сторонам расположены жилища народа. К востоку от улицы – угольная [торговля] семейства Чэ, винная лавка семьи Чжан, затем лавка Ван Лоу, продающего баоцзы[11], свечная лавка семьи Ли, блины с мясом старухи Цао, разливной чай Ли-четвертого...

...К югу от улицы Шицзыцзе расположен имбирный хан[12]. Если идти к северу от улицы Гаотоуцзе, мимо хана, торгующего пряжей, к улице Дунхуамэньцзе... там повсюду циновки, [служащие дверями] лавок, и это самое оживленное место... В южной части улицы Фаньлоуцзе... сосредоточены все лавки, торгующие жемчугом, шелком и благовониями. Пойдешь к югу в переулок ... есть место для торговли золотыми и серебряными изделиями и цветными шелками.

Здания там величественные и красивые с широкими воротами и просторными входами... При каждой торговой сделке выручают тысячи и десятки тысяч[13]. Так что люди, которые видят или слышат об этом, изумляются.

Внизу у здания Паньлоуцзюдянь ежедневно в 5-ю стражу[14] собирается рынок... и все мастера идут туда покупать и продавать материалы и специи.

...Пойдешь на восток – там улица Нюханцзе, а на ней лекарственная лавка семьи Ся Ма-лю, винная лавка Кань Ню-лоу, а дальше снова увеселительные дома до самого конца нового города.

Глава 3. Если идти к северу от улицы Маханцзе за ворота Цзюфынцю, то увидишь на улице Аомяосецзе вацзы[15] под названием Чжоубэй. По обеим сторонам улицы Синфын-цюмэньдацзе расположены лавки простолюдинов... Если пройти за ворота 10 ли, там повсюду множество кварталов, переулков и дворов, они тянутся вдоль и поперек и кажутся бесконечными. Повсюду тесно расположены ворота, а за каждыми – чайная или винная лавка, теснятся ряды, где торгуют съестным. На рынке есть также семьи маклеров. Здесь, в рядах, где торгуют съестным, они покупают еду, дома же еды не готовят.

Ночные рынки

Глава 2. Если идти от моста Чжоуцяо к югу, то на этой улице продают жидкую кашу, жареное мясо, сушеные фрукты и овощи. Перед зданием Ванлоу идет торговля барсуками, дикими лисами, сушеным мясом, курами. Семейства Мэй и Лу продают баоцзы[16] с разной начинкой...[17], а также птичье перо, почки – все это не дороже 15 вэней[18]. Как перейдешь за Чжуцаомэнь, там торгуют жареной бараниной сушеной рыбой... фруктами... печеньем... холодными ледяными шариками... В летние месяцы торгуют жидкой похлебкой, резаным сахарным тростником, холодными ледяными шариками, прохладительными напитками…зелеными бобами… имбирем[19]… ароматными сладкими фруктами...

В зимние месяцы торгуют зайчатиной на блюдах, жареной свининой... различными рыбными блюдами... требухой и т. п.

Торговля происходит до 3-й стражи[20].

...К востоку от улицы Шицзыдацзе... в чайных до 5-й стражи горят фонари. Повсюду идет торговля одеждой, различными вещами, картинами... и другими предметами. Расходятся только к рассвету. Люди называют это «Гуйшицзы» – «Чертовым рынком».

Глава 3. Ночной рынок [на улице Маханцзе] расходится только к концу 3-й стражи, а в 5-ю стражу снова начинается торговля. Если же в этом месте торговля бывает очень бойкой, то не расходятся до рассвета... В зимние месяцы, когда дует ветер со снегом или идет дождь, все равно собирается ночной рынок....

 

Торговля для простонародья внутри монастыря Сянгоi[21]

Глава 3. В монастыре Сянго каждый месяц 5 раз открывается торговля для простого народа. У первых ворот повсюду торгуют всевозможными живыми птицами, кошками, собаками и удивительными зверями – чего там только нет!

У вторых ворот торгуют домашней утварью и мебелью.

В середине двора устанавливают пестрые палатки и открытые лавки, в которых продают тростник, циновки, пологи и ширмы, принадлежности для умывания, конскую сбрую, оружие, фрукты, копчености и другие товары. Недалеко от зала Будды у даоса Вана из Мэнцзядаоюаня идет торговля сладостями и засахаренными фруктами, у Сяо Вэнь-сю – кистями, у Паньгу – тушью. Построены две галереи, на которых монахини из монастыря продают вышитые изделия: воротники, цветы, шитые жемчугом, разноцветными нитками и золотом головные уборы, накладки на женские прически, ленты с кистями – и другие товары. За дворцом перед воротами Цзышэньмэнь продаются книги, безделушки и картины, а также всевозможные вещи и благовония, привезенные из самых различных мест уволенными в отставку чиновниками.

...За восточными воротами храма большая улица. Там расположены лавки, где продают пояса, головные повязки, книги, головные уборы, циновки. Там же находится чайная семьи Дин. На юге за храмом увеселительный дом в переулке Луши. В переулке вышивальщиц повсюду находятся жилища монахинь, занимающихся вышивкой. К северу – переулок Сяоганьшуй. В середине и в южной части переулка огромное количество лавок, торгующих едой, и увеселительных домов.

 

Торговые организации

Глава 2. В столице 72 двора имеют лавки чжэндянь, и сверх этого нельзя увеличивать их количество. Все остальные лавки называются цзяодянь[22].

Глава 3. ...Для семей, имеющих лавки (пуси), власти (гуань) устанавливают специальные таблички и вывески.

 

Ремесло

Глава 2. Начиная от Дасяньсяна, Вантуаньцзы, Чжан-цимэнь[23] и за ними находится территория, где народ может устанавливать мастерские.

Если идти к северу от Янлоу, а затем на север от улицы Маханцзе, это место называется большим и малым хоханами[24], и живут в них мастеровые.

 

О найме рабочей силы

Глава 3. Все, кто хочет нанять рабочую силу: люди, изготовляющие пищу и вино, мастеровые разных специальностей – все подчиняются старосте хана (ханлао), который и подыскивает нанимателей (гу). При найме служанок пользуются маклерами, которые их и приводят.

Глава 4. Если нужно починить дом или замазать глиной стену, а также если хотят в день рождения или в день поминания предков устроить пост и пригласить [буддийских] монахов и монахинь или даосов, то рано утром выходят к мостам, рынкам, улицам и переулкам, где стоят плотники и столяры, которых называют «разных дел мастерами», а также работники различных подсобных специальностей, даосские и буддийские монахи. Все они стоят толпой и ждут, когда их пригласят.

Хрестоматия по истории средних веков / Под ред.

С. Д. Сказкина. – М., 1963. – Т. 2. XXV вв. – С. 26 – 29.

 

Казенное шелкоткацкое производство в провинции

Сычуань во второй половине XI в.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 334.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...