Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

И равномерном обложении налогом




В день цзяшэнь, 8-го месяца, 5-го года эры правления Синин (1072), императорским указом велено обнародовать положение по обмеру полей и об уравнении налога в качестве закона для Поднебесной.

Закон об обмере полей

Протяженность каждого квадрата[50] с востока на запад и с юга на север – 1000 бу, а площадь его – 401 цин 66 му 160 бу.

Ежегодно в течение 9-го месяца правитель уезда иего помощник должны определить количество земли (дворов), сверяя его с количеством, записанным в земельном реестре, и проверить качество земли.

После окончания обмера земель определить степень ее плодородности. Установив ее качество, разделить на пять категорий. Исходя из качества земли равномерно утвердить сумму налога. Дождавшись конца третьего месяца следующего года, огласить это для всеобщего сведения, а по прошествии одного сезона[51], когда все выскажут свои мнения, составить подворный список и опись обмеренных полей, которые передать (дворам) в качестве документа на землю.

Закон о равномерном обложении налогом

С каждого уезда взимается определенное количество налога. Взимая налог, нельзя превышать его прежнюю норму, как это делали раньше. Так, иногда количество налога в виде риса не достигало 10 гэ[52], а взимали 1 шэн; случалось, шелка было неполных 10 фэней[53], а взимали 1 цунь...

Необходимо повсеместно запретить превышение нормы налога. Количество взимаемой шелковой ваты и шелковой ткани не зависит от наличия тутовника и кудрании и должно исчисляться лишь с количества земли. Следует оповестить об этом народ, чтобы он не пугался слухов и не вырубал эти деревья.

Тех, кто сейчас обрабатывает заброшенные земли, считать хозяевами последних. Не нужно доискиваться причин, почему они самовольно обрабатывают землю.

Если земля малоплодородна, то позволяется занять ее. Собираемый народом хворост не должен учитываться как имущество семьи. Нельзя взимать налог с населения, пользующегося водными бассейнами, дорогами, пустошами и кладбищами.

Подделка имен, незаконное присвоение имени арендатора не должны иметь место.

Хрестоматия по истории средних веков / Под ред. С. Д. Сказкина. – М., 1963. – Т. 2. XXV вв. – С. 50-52.

 

Уравнение повинности перевозок

...Сейчас в Поднебесной финансы находятся в бедственном положении. Ведающие финансами чиновники придерживаются порочных законов, центр и окраины не связаны друг с другом, излишек и недостаток товаров не регулируются.

Ежегодно сумма поступлений императору со всех провинций имеет твердо установленную норму. В урожайный год там, где сообщение удобное, можно взимать [податей] больше, но этого не осмеливаются делать. А в неурожайный год, когда цены высокие и снабжение затруднено, чиновники не смеют снизить поборы. В отдаленных местах налоги увеличиваются в несколько раз, а в столице товары продают за полцены. Саньсы и фаюныни[54] согласно реестру торопят с уплатой в установленный срок, и невозможно увеличить или уменьшить налог [в зависимости от обстоятельств]. Каждый раз, когда требуется увеличение средств на войско, государственные нужды или на жертвоприношения, посылают чиновников, которые так мародерствуют, что [у населения] ничего не остается.

В провинции чиновники обычно умело прячут товары, скрывают (сколько их в наличии) и дожидаются возникновения затруднений; и когда опасаются, что годовых поступлений будет недостаточно, то, собирая налог, требуют вносить его в отдаленных от местожительства налогоплательщиков районах[55] и вместо одного вида продовольствия требуют другой[56] или деньги. Таким образом, налоги, выплачиваемые народом, увеличиваются в несколько раз по сравнению с установленной нормой. А двор императора требует различные товары в местах, где они не производятся, и взимает их в то время, когда они не производятся. Крупные богатые торговцы используют эти возникающие между казной и народом затруднения и прибирают к своим рукам монопольное право понижать и повышать цены, накоплять и пускать товары в оборот.

Хрестоматия по истории средних веков / Под ред. С. Д. Сказкина. – М., 1963. – Т. 2. XXV вв. – С. 5152.

 

 

ТЕМА № 2.

Религии и религиозно-этические учения в странах

Среднего и Дальнего Востока

(4 часа)

1. Религии Среднего Востока: буддизм, индуизм

2. Религиозно-этические учения на Дальнем Востоке: даосизм, конфуцианство, дзэн-буддизм.

3. Роль религии в формировании духовной и политической культуры в странах Среднего и Дальнего Востока в средние века.

Литература

Бертронг, Дж. Конфуцианство / Дж. Бертронг. – М., 2004.

Бокщанин, А. А. История Китая. Древность. Средневековье. – М., 2010.

Брасов, Б. С. Культура, религия и цивилизация на Востоке / Б. С. Брасов. – М., 1990.

Будда. Конфуций. Магомет. Франциск Ассизский. Савонарола. – М., 1995.

Буддизм, государство и общество в странах Центральной и Восточной Азии в средние века. – М., 1982.

Буддизм и средневековая культура народов Центральной Азии. – Новосибирск, 1980.

Васильев, Л. С. История религий Востока / Л. С. Васильев. – М., 1988; 1999.

Васильев, Л. С. История Востока / Л. С. Васильев. – М., 1994; 2001; 2004 и др. – В 2-х т. Т.1.

Васильев, Л. С. Конфуцианство в Китае / Л. С. Васильев // Вопросы истории. – М., 1968. №.10.

Васильев, Л. С. Культы, религии, традиции в Китае. / Л. С. Васильев. – М., 2001.

Васильев, Л. С. Проблема генезиса китайской мысли / Л. С. Васильев. – М., 1989.

Великие мыслители Востока. – М., 1998.

Говоров, Ю. Л. История стран Азии и Африки в средние века / Ю. Л. Говоров. – Кемерово, 1998.

Игнатович, А. Н. Буддизм в Японии / А. Н. Игнатович. – М., 1987.

История Востока. В 6 т. – М., 2000. – Т. II. Восток в средние века. – С. 102–131; 157–184; 222–250.

История Китая. – М., 1998.

Конрад, А. И. Запад и Восток. – М., 1990.

Крывелев, И. А. История религий. В 2-х т. Т. 2 / И. А. Крывелев. – М., 1988.

Кульпин, Э. С. Человек и природа в Китае. / Э. С. Кульпин. – М., 1990.

Мещеряков, А. Н. Древняя Япония: Буддизм и синтоизм. Проблема синкретизма / А. Н. Мещерякова. – М., 1987.

Переломов Л. С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая (VI в. до н. э. –80-е гг. XX в.) / Л. С. Переломов. – М., 1981.

Переломов Л. С. Слово Конфуция / Л. С. Переломов. – М., 1992.

Переломов Л. С. Конфуций: жизнь, учение, судьба / Л. С. Переломов. – М., 1993.

Переломов Л. С. Конфуций. Лунь Юй / Л. С. Переломов. – М., 2000.

Проблема человека в традиционных китайских учениях. – М., 1983.

Религии в Китае. Хрестоматия. – СПб., 2001.

Томпсон, М. Восточная философия / М. Томпсон. – М., 2003.

Методические рекомендации:

Практическое занятие посвящено важнейшей теме в рамках курса истории средневекового Востока – выявлению роли религиозно-этического фактора в общественной жизни. Ответы на поставленные первые два вопроса планируются в форме сообщений. При подготовке каждого из сообщений важно осветить ряд аспектов: условия и время зарождения религиозных систем и этических учений; основатели и основные положения, влияние на общественные структуры. Необходимо также показать какие из древних религий были распространены в период Средневековья, и произошла ли их трансформация. В процессе изложения ответов на поставленные вопросы рекомендуется заполнение таблицы. Подводя итог, необходимо, в том числе на конкретных примерах показать какую роль религиозные и этические учения играли в формировании духовной и политической культуры Востока.

 

Характерные черты

религий Среднего Востока (буддизм, индуизм) религиозно-этических учений Дальнего Востока (даосизм, конфуцианство, дзэн-буддизм)
   

 

ТЕМА № 3

Ислам и Арабский халифат

(4 часа)

1. Мухаммед – основатель ислама (сообщение).

2. Религиозная доктрина и культовая практика ислама.

3. Создание арабского халифата и завоевание арабов.

4. Политика арабов: конфессиональная, фискальная, социальная.

 

Источники

Ибн-Хосров. «Сафар-намэ»; Ибн-Исхак. «Житие посланника божьего»; Арабские походы; Омар в Иерусалиме; Рассказ ибн-Сада; Из Корана; Отношение арабских властей к завоеванному населению Сирии; Меры арабских правителей против зиммиев; Ал-Табари об унижении зиммиев; Осуждение роскоши халифом Омаром; Налогообложение в Арабском государстве; Классовая борьба и народные восстания в Арабском халифате // История средних веков. Хрестоматия. Пособие для учителей. В 2 ч. Ч.1. (V–XV века) / Сост. В. Е. Степанова, А. Я. Шевеленко. – М., 1988. – С. 138–152.

Завоевание Сирии и Палестины; Завоевание Египта; Налогообложение в Арабском государстве; Глава об ушуре из «Книги о харадже» Абу Йусуфа // Хрестоматия по истории средних веков / Под ред. С. Д. Сказкина. – М., 1961. – Т. I. – С. 201 – 215.

Аграрные отношения в Арабском халифате в XI в // Хрестоматия по истории средних веков / Под ред. С. Д. Сказкина. – М., 1963. – Т. 2. X–XV вв. – С. 226 – 234.

Коран (пер. И. Ю. Крачковского) – М., 1990.

Из Корана // Хрестоматия по истории средних веков / Под ред. С. Д. Сказкина. – М., 1961. – Т.I. – С. 200.

Литература

Бартольд, В. В. Работы по истории ислама и арабского халифата / В. В. Бартольд. – М, 2002.

Беляев, Е. А. Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье / Е. А. Беляев. – М., 1966.

Большаков, О. Г. История халифата / О. Г. Большаков. – М., 1989–1998. – Т. 1–3.

Будда. Конфуций. Магомет. Франциск Ассизский. Савонарола. – М., 1995.

Васильев, Л. С. История религий Востока / Л. С. Васильев. – М., 1988; 1999. – С.219–340.

Васильев, Л. С. История Востока / Л. С. Васильев. – М., 1994; 2001. – Т.1.

Говоров, Ю. Л. История стран Азии и Африки в средние века / Ю. Л. Говоров. – Кемерово, 1998. – С. 191–205.

Ислам в истории народов Востока. – М., 1981.

Ислам: Религия, общество, государство. – М., 1984.

Ислам. Энциклопедический словарь. – М., 1991.

История Востока. – М., 2000. – Т. II. Восток в средние века.

Климович, П. И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии / П. И. Климович. – М., 1988.

Мец, А. Мусульманский Ренессанс / А. Мец. – М., 1966.

Попова, В. Ф. Жизнь Мухаммеда / В. Ф. Попова, Ю. Б. Бахтин. – М., 1980.

Очерки истории исламской цивилизации. В 2-х т. – М., 2008.

Формы феодальной земельной собственности и владения на Ближнем и Среднем Востоке. – М., 1979.

Методические рекомендации:

Созданное арабами во второй половине I тысячелетия государство, идеологией которого стала новая религия – ислам, в результате завоеваний превратилось в огромную империю.

Первый вопрос, посвященный основателю ислама – Мухаммеду, планируется в форме сообщения. При его подготовке следует выяснить биографические данные, остановиться подробно на начале проповеднической деятельности (мекканский период), причинах его перехода в город Ясриб (Медина) и на организации религиозной общины (уммы). Основываясь на работах исследователей необходимо показать, насколько достоверны имеющиеся сведения о пророке.

При подготовке второго вопроса важно выяснить основные догматы ислама и попытаться ответить на вопрос о влиянии на нее таких религий, как иудаизм и христианство. Важно понять, как догматика влияла на отдельного человека (его менталитет и поведение), так и на общественную жизнь. После рассмотрения догматов, нужно остановиться на характеристике культовой практики, объясняя ее истоки и значение.

Третий вопрос посвящен истории арабского халифата, которая неотделима от арабских завоеваний. Начать надо с ответа на вопрос об особенностях государственного устройства халифата (вопрос о власти, роль религии в государстве, принципы административно-территориального устройства). Следует выделить этапы арабской государственности, объясняя насколько закономерным было перемещение центра. При ответе на вопрос об арабских завоеваниях необходимо привлечь карту, которая позволит проследить основные направления завоеваний. Итогом рассуждений должно стать изучение политики арабов на завоеванных территориях и прежде всего в области землепользования и землевладения. Данные о фискальной политике, т.е. налогах, следует зафиксировать в таблице. При этом важно уяснить, каким образом эта политика способствовала арабизации и исламизации народов в этих регионах.

 

Налоги, платящиеся мусульманами Налоги, платящиеся немусульманами
   
   
   
   

Документы










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 327.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...