Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Лю Да-фан. «Цзиньгуаньлоу цзи»




Лю Да-фан (второе имя Вэй Чжун) – сунский чиновник, служивший начальником области Чэнду во второй половине XI в. Его произведение «Цзиньгуаньлоу цзи» («Записки в павильоне Цзинь-гуань») вошло в литературный отдел «Хуаянсянь чжи» («Географическое описание уезда Хуаян (Чэнду) – ксилографа, изданного в годы правления Цзяцина (1796-1821), под ред. Паиь Ши-туна) как произведение местного, сычуаньского автора Суиского периода.

Страна Шу (Западная Сычуань) расположена на юго-западе Китая... Основной доход здесь получают от того, что из шелка и конопли умело ткут узорчатые ткани и отправляют к императорскому двору... Ткут шелк с узорами (вэнь-цзинь), вышивают его шелками. Работа чрезвычайно искусна. Что может сравниться с вещами, которые здесь изготовляют? Что может сравниться с богатством почти живых узоров?

В переулках тесными рядами стоят дома, беспрерывно движутся нити, снуют челноки.

Вечером зажигаются фонари, чтобы продлить день.

Подростки также участвуют в работе.

[Сотканный шелк] расходится во все стороны государства, чтобы превратиться в одежду. Называется это выполнением повинностей. Люди, занимающие чиновничьи должности в управлении шелковыми делами, должны в точности следовать системе снабжения и полученные от этой повинности шелка почтительно отправлять к императорскому двору для одежды императору и императрице и в ведомства... а также в качестве подарков императора чиновникам и военачальникам...

Однако уже давно нет чиновников, [управляющих шелковыми делами].

Поэтому, когда подходил срок внесения даров[25], раздавали материалы для ткачества городским жителям (шиминь) и в определенное время собирали с них продукцию.

При этом либо собранные ткани оказывались плохими и не соответствовали установленным стандартам, либо [местные чиновники] расходовали собранные ткани на личные нужды и, когда следовало их [отправлять], не могли возместить.

Таким образом, производство разрушалось, а [народ] разорялся и не мог существовать. В 6-й год, 2-й месяц правления императора Юаньфэна (1083) начальник области представил доклад, в котором говорилось: «Ежегодные дары императорскому двору [от Чэнду] равны 14 000 кускам шелковых тканей цзинь, ци, вань, ло[26].

Если для изготовления отборных тканей, отправляемых императору, выделить всего 2 700 000 цяней и еще 30 000 цяней на содержание 80 работников, созываемых по повинности (мугун), то можно будет обойтись без такого хлопотного дела, как раздача работы населению, и добиться результатов в получении хороших тканей для внесения даров». Император согласился с этим докладом, и было решено к востоку от управления восстановить одно здание для производства ткацких работ, а также построить двухэтажное помещение для хранения готовой продукции.

В 5-й месяц следующего года снова был издан императорский указ об установлении в этом помещении, называемом Шангун цзиюань (Павильон тканей, вносимых в дар императору), должности специального чиновника для контроля. [Этот чиновник] из года в год управлял производством, контролировал внесение даров от казенных [мастерских] и от народа.

Поэтому количество отборных узорных шелков цзинь и ци увеличилось до 1500 кусков, а количество работников, выполнявших повинности, – до 300 человек. Если этого было недостаточно, то нанимали людей (цзююн), чтобы выполнить работу.

Согласно примерным подсчетам, было установлено 154 станка. Ежедневно использовались 154 ткача и 164 помощника ткачей,11 красильщиков, ПО крутильщиков шелка, и этого было достаточно для удовлетворения ежегодных потребностей [двора в шелке]. По приблизительным подсчетам, ежегодно использовалось 125 000 лян[27] шелка-сырца[28], 211000 цзиней красной, голубой и фиолетовой растительных красок, и этого было вполне достаточно. Ткацких мастерских, помещений для управления и жилых домов чиновников – всего было 127.

Хрестоматия по истории средних веков / Под ред. С. Д. Сказкина. – М., 1963. – Т. 2. XXV вв. – С. 29 – 31.

Керамическое производство в XI-XII вв.

[А.] Ко времени правления «Пяти династий» (907–959) на этом месте собралось множество народа. Они обрабатывали землю и занимались производством керамики (тао)[29]. В результате этого здесь возник населенный пункт и рынок, начались богослужения в выстроенном храме.

В начале правления чжоуского Сяньдэ[30] это место называлось гаотансянскими и линцзянлискими туанями[31], [имевшими] керамические печи, и был начальник (туаньцзюнь), управлявший этими туанями. В Сунское время место это пстепенно достигло процветания.

В центре Цзиндэ был установлен рынок чжэня[32], учреждены должность инспектора чжэня и управление, руководившее керамическими печами, населением и общими делами. Установлены были кварталы и переулки, улицы и рынки. Страна в это время была спокойна. Народ приходил отовсюду, и жило здесь несколько тысяч семейств.

[Б.] К востоку и к западу от столицы[33] находятся керамические печи.

Управление распоряжается керамической массой для производства кирпича, черепицы, сосудов, которые используются для обеспечения нужд строительства... Есть мастера по изготовлению черепицы, мастера по изготовлению кирпичей, мастера, загружающие печи, мастера, занимающиеся лепкой, мастера, создающие фигурки зверей, птиц и единорогов, мастера по изготовлению посуды, работники, собирающие готовые изделия, работники кладовых, мастера, приготавливающие краски, – всего 10 различных видов.

Хрестоматия по истории средних веков / Под ред. С. Д. Сказкина. – М., 1963. – Т. 2. X – XV вв. – С. 31 – 32.

 

Раздел II. Аграрная политика и положение крестьянства

В период династии Сун и Мин

 

Новая Танская история»

Во второй половине X века начала править династия Сун. Политические устремления ее императоров потребовали изучения деятельности предшествовавшей династии Тан (VII-X вв.), и тогда на основе государственных хроник была составлена «Танская история». Императорам XI столетия она показалась неполной, и под руководством литератора и сановника Оуян Сю (10071072) придворные летописцы, расширив прежнее сочинение за счет привлечения различных дополнительных документов, составили «Синь Тан шу» (перевод см. в заголовке). Приводимый здесь отрывок повествует о событиях VII столетия.

По танской. системе мерили землю на бу[34]. Площадь, равная в ширину 1 бу и в длину 240 бу, называлась му. Сто му назывались цин.

Человек, только что родившийся, считался хуан – молокосос, с четырехлетнего возраста его называли сяо – малыш, после 16 лет считался чжун – средний, с 21 года его называли дин – тягловый, а после 60 лет он считался лао – старик.

Порядок наделения землей был такой: одному тягловому мужчине давали по 1 цину земли. Из них 80 му считались наделом для пахоты, а 20 му считались вечным промысловым наделом. Каждому старику, тяжело больному или инвалиду полагалось по 40 му. Каждой вдове или овдовевшей наложнице полагалось 30 му. Главу целой семьи наделяли дополнительно 20 му. Во всех случаях 20 му наделенной земли считались вечным наделом, а остальные – подушным наделом.

На землях вечного надела следовало садить вязы, жужубы[35], туты[36] и другие деревья, которые могли произрастать в данной местности, и число их было специально установлено...

Простому народу, а также беднякам, которым не на что было совершить погребение близких, разрешалось продавать свою наследственную землю. Людям, которые переселялись из тесной волости в обширную, разрешалось продавать даже подушный пахотный надел. Но тому, кто продал свою землю, надела больше не давали.

Земли умерших казна забирала и затем отдавала тем, кто не имел надела. Все изъятия и раздачи наделов земли производились ежегодно в десятом месяце. Землею прежде всего наделяли бедных и людей, которые выполнили норму трудовой повинности... Всем тягловым крестьянам, наделенным землей, надлежало вносить ежегодно: проса 2 ху[37] и необрушенного риса 3 ху. Это называлось зерновым налогом.

Каждому тягловому, в зависимости от местного производства, подлежало вносить ежегодно: простой шелковой ткани – 2 куска и тафты – 2 куска. Если вместо этого вносили холст, то количество его увеличивалось на 1/5. Кроме того, вносили шелковой ваты по 3 ляна и конопли – 3 цзиня[38]. Там, где шелк не производился, вносили 14 лянов серебра. Все это называлось податью.

Ежегодно отрабатывали по 20 дней, а в високосный год дополнительно 2 дня. Кто не нес отработок, должен был платить 3 чи[39] шелковой ткани за каждый день. Это называлось отработками... Если государство нуждалось в дополнительных средствах, то следовало прежде всего доложить императору, а затем приступать к взиманию налогов. Сумму налогов, которую предстояло собрать, следовало писать на воротах уездного города, а также в деревнях, чтобы она была всем известной... Запрещалось переселяться из столичного округа за его пределы, а также из уездов столичного подчинения в другие уезды.

История средних веков(XV–XVII века) // Хрестоматия.

Пособие для учителей / Сост. В. Е Степанова,

 А. Я. Шевеленко. – Ч. II. – М., 1974. – С. 89 – 90.

 

Суйская история»

Император Ли Ши-минь (627649) из династии Тан приказал составить хронику «Суй шу» (перевод см. в заголовке) о деятельности правителей Китая из династии Суй (581617). Основную часть хроники написал ученый-конфуцианец Кун Сы-да. Приводимый отрывок относится к правлению Ян Гуана, иначе называемого Ян-ди (605617).

День уу[40]. Император послал тягловых крестьян из десяти с лишним областей к северу от реки Хуанхэ, чтобы они пробили дорогу в горах Тайханшань до Бинчжоу.

День цзяинь. Император раскинул большой шатер к востоку от города Цзюньчэна; его подчиненные, готовясь к церемонии, развесили знамена. Император устроил пир и щедро одарил Ци-мин Кэханя и его подчиненных.

День цзинцзы. Император послал свыше миллиона тягловых крестьян на строительство Великой стены на западе от Юйлиня и на востоке до Цзыхэ. Через десять дней строительство было прекращено: погибло свыше 50 тысяч человек...

День жэнинь. Император посетил Тайюань и приказал построить дворец Цзинянгун.

День ивэй. Император остановился в Цзиюани и побывал в доме сановника Чжан Хэ, где пировал и веселился...

День ии. Император послал более миллиона тягловых крестьян из области к северу от Хуанхэ на строительство канала Юнцзи...

День синьи. Император направил более 200 тысяч тягловых крестьян на строительство Великой стены от Юйлиньгу на восток...

День цзивэй. Император наблюдал за ловлей рыбы на озере Янцзыцзинь, устроил пир и одарил каждого из сановников.

День жэну. Объявлен указ о семи добродетелях, главная из которых – политика успокоения народа... Осенью в Шаньдуне и Хэнани произошло большое наводнение, было затоплено свыше тридцати уездов. Люди продавали себя в рабство.

Зима. Десятый месяц. День иин. Обрушилась гора Дичжу-шань. Река потекла вспять и затопила пространство в десять ли..

День ивэй. В то время воины и перевозчики по Ляодуну, шедшие целые сутки вереницей по дороге, отказались выполнять свою повинность и стали разбойниками.

День цзяцзы. Император приказал всем начальникам области и уездов отыскивать, ловить, хватать и казнить разбойников.

История средних веков(XV–XVII века) // Хрестоматия.

Пособие для учителей / Сост. В. Е Степанова,

А. Я. Шевеленко. – Ч. II. – М., 1974. – С. 90 – 91.

 

Минская история»

Для «Мин ши» материалы собирались на протяжении всего правления династии Мин (1368–1644), а издана эта хроника была только в XVIII столетии.

Первоначально государственные – земли состояли из земель, входивших в государственный земельный фонд еще во времена Сун и Юань. Затем к ним были присоединены земли, возвращенные в государственный фонд, земли, конфискованные правительством, земли, конфискованные по приговору суда, школьные земли, императорские поместья, конские пастбища, пригородные земли, клеверные луга, выгоны для скота, земли при императорских усыпальницах и кладбищах, земли казенные, обрабатываемые или незанятые, пожалованные или испрошенные, земли поместий князей, княгинь, заслуженных чиновников и родственников императора, вельмож, евнухов, монастырей, затем должностные земли чиновников, поля, отданные на кормление пограничным служащим, земли поселений: военных, крестьянских и купеческих. Все они в целом назывались государственными землями. Остальные же все считались частными землями.

История средних веков(XV–XVII века) // Хрестоматия.

Пособие для учителей / Сост. В. Е Степанова,

А. Я. Шевеленко. – Ч. II. – М., 1974. – С. 91.

Сунская история»

«Сун ши» это хроника о правлении династии Сун. Она была составлена в XIV столетии на основе материалов из «Ши лу» («Правдивая история»), создание которой начал еще в XI столетии придворный литератор Оуян Сю, и других сочинений. Отрывок, приводимый здесь, взят из хронографа «Цзычжи тунцзяиь ганму», написанного сановным ученым Сы Ма-гуаном (1019–1089).

Из четырех категорий народа лишь крестьянам живется очень трудно. Холодно, а они пашут; жарко, а они заняты прополкой. Дожди вымачивают их тела, грязь облепляет их ноги. Целый день они трудятся и отдыхают лишь с появлением звезд. Женщины разводят шелковичные коконы и коноплю, сучат нитку за ниткой и прядут вершок за вершком пряжу. Труд их очень изнурителен. А, кроме того, еще случаются бедствия от наводнений, засух, заморозков и саранчи. Если же, по счастью, случается урожай, то и казна, и частные заимодавцы наперебой требуют своей доли. Зерно, еще не вывезенное с тока, и шелк, еще не снятый с ткацких станков, уже не принадлежат крестьянам. В пищу идет мякина и отходы риса, но итого не хватает; одеваются они в грубые одежды, но не могут полностью прикрыть тела. Беспрерывно из поколения в поколение трудятся крестьяне на полях и не знают, какие иные занятия можно выбрать в жизни. Притом еще сановники, собирающие земельный налог и арендную плату, сотнями способов вымогают незаконные поборы, чтобы выслужиться и получить награды.

История средних веков(XV–XVII века) // Хрестоматия.

Пособие для учителей / Сост. В. Е Степанова,

 А. Я. Шевеленко. – Ч. II. – М., 1974. – С. 92.

 

Раздел III. Реформы Ван Ань-ши[41]

16. Закон о ссуде под зеленые побеги[42]

В 4-й день, 9-го месяца, 2-го года эры правления Синин[43] (1069) Управление по выработке положения для 3 ведомств[44] подало доклад [императору следующего содержания]:

«Неоднократно чиновники докладывали императору о продаже зерна из амбаров чанпингуанхуэй[45] и о помощи путем предоставления ссуды [земледельцам].

Ныне мы обстоятельно сообщаем обо всем этом:

...В настоящее время денег и продовольствия в амбарах чанпингуанхуэй во всех провинциях насчитывается примерно на сумму более 15 000 000 связок монет, но, так как при закупке и раздаче продовольствия амбары не выполняют своих задач, не все получают от этого пользу...

Ныне желательно использовать продовольствие, хранимое в амбарах, для того чтобы в случае повышения цен продавать подешевле, а в случае понижения цен закупать [у народа] по повышенной цене.

Следует подумать о том, чтобы управление, ведающее финансами в провинциях, принимало земельные налоги и продовольствие и обменивало их на деньги.

Необходимо по примеру выдачи ссуды под зеленые побеги в Шэньси[46] использовать наличные деньги, ныне хранящиеся в амбарах, для предоставления ссуды нуждающимся из народа и приказать им возвращать долг вместе с уплатой налога.

Желающим отдать натурой и тем, кто желает уплатить деньгами, поскольку цены высокие, разрешить поступить так, как им выгодно. В случае стихийного бедствия разрешить отсрочить уплату долга до следующего урожая.

С помощью таких мер народ не только сможет справиться с трудностями в период неурожая, но, получив ссуду, во время обработки полей не будет заботиться о том, чтобы обеспечить себя пищей.

Нужно подобрать чиновников, которые смогут заинтересовать народ [в получении ссуды].

Если народ будет заниматься возделыванием полей, то земледелие, естественно, поднимется.

Когда новый урожай еще не созрел, а старые запасы уже кончились, и люди испытывают трудности, ростовщические дома, пользуясь этим, домогаются высоких процентов; желающие же взять в долг страдают оттого, что не могут получить ссуды.

Когда наступает неурожайный год и цены возрастают, то продовольствие, накопившееся в амбарах, продается, однако получают его в подавляющем большинстве лишь городские бродяги.

В настоящее время следует регулировать движение товаров: при повышении цен надо продать, при понижении – закупить; если сделать большие запасы продовольствия и уравнять цены, то люди будут своевременно заниматься земледелием и ростовщические дома не смогут воспользоваться их затруднениями.

Все вышесказанное делается для народа, а не с целью получения доходов для казны. К этому стремились прежние императоры, которые распространяли свою милость, развивали экономику, помогали земледелию, дополняя меньшее большим, чтобы тем самым пресечь действия людей, занимающихся стяжательством.

Согласно прежней системе амбары чанпингуахуэй находились в подчинении тисинсы[47]. Ныне же, когда учредили новые законы и стоит задача обмена денег на продовольствие, надо использовать чиновников, ведающих финансами в провинции, чтобы осуществить это, почему и просим передать им руководство [амбарами].

По-прежнему просим приказать тидяньюйсы согласно прежней системе управлять [финансами] и не разрешать использовать продовольствие в амбарах для других целей.

Думаем, что сначала нужно послать чиновников определить количество денег и зерна в провинциях. После успешного проведения намеченных мер в провинциях Хэбэй, Цзиндун, Хуайнань осуществить их во всех районах страны...»

Последовал указ императора: «Согласно примеру выдачи ссуды под «зеленые побеги» в Шэньси и взяв за основу самую низкую цену на различные виды продовольствия в период урожая за последние десять лет, установить выдачу ссуды из наличных денег в амбарах и призывать желающих взять в долг.

Пять и больше дворов, желающих получить ссуду, образуют одно бао, рассчитывают, сколько им денег нужно, прикидывают ресурсы каждого двора. Начальник уезда и его помощник должны лично требовать от каждого старосты, чтобы он знал все это. Каждому двору следует раздать не менее одной связки монет. Нельзя принуждать брать взаймы тех, кто не просит. Тем, кто хочет взять взаймы зерном, необходимо выдать его в соответствии с установленной в данный момент ценой. Нельзя, чтобы казенные фонды терпели убыток, а поэтому нужно по курсу цен перевести деньги в продовольствие и возвратить казне. Земледельцы кэху[48], желающие взять взаймы, должны войти в состав бао, образованного чжуху[49], и пропорционально количеству имущества чжуху получить определенное количество денег.

Если после выдачи обнаружится остаток, то можно на перечисленных выше условиях дать ссуду дворам из городских жителей, которые могут дать залог».

Хрестоматия по истории средних веков

/ Под ред. С. Д. Сказкина. – М., 1963. – Т. 2. XXV вв. – С. 48–50.

 

Законы об обмере полей










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 388.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...