Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Лю. «Записки в павильоне Цзиньгуань»




Чиновник Лю Да фан был начальником области Чэнду (вторая половина XI в.). Он написал ведомственный отчет «Цзиньгуань лоу цзи», который попал в более поздний сборник разнообразных сочинений под названием «Географическое описание уезда Хуаян» (Западный Китай).

Страна Шу расположена на юго-западе Китая. Основной доход здесь получают от того, что из шелка и конопли умело ткут узорчатые ткани и отправляют к императорскому двору... Ткут шелк с узорами, вышивают его шелками. Работа чрезвычайно искусна. Что может сравниться с вещами, которые здесь изготовляют? Что может сравниться с богатством почти живых узоров?

В переулках тесными рядами стоят дома, беспрерывно движутся нити, снуют челноки. Вечером зажигаются фонари, чтобы продлить день. Подростки также участвуют в работе. Сотканный шелк расходится во все стороны государства, чтобы превратиться в одежду. Называется это выполнением повинностей...

В 5-й месяц следующего года был издан императорский указ об установлении в помещении, называемом Павильон тканей, должности специального чиновника для контроля. Он из года в год управлял производством, контролировал внесение даров от казенных [мастерских] и от народа. Поэтому количество отборных узорных шелков увеличилось до 1500 кусков, а количество работников, выполнявших повинности, – до 300 человек. Если этого было мало, то нанимали людей, чтобы выполнить работу.

Согласно подсчетам, было установлено 154 станка. Ежедневно использовались 154 ткача и 164 помощника ткачей, 11 красильщиков, 110 крутильщиков шелка, и этого было достаточно для удовлетворения ежегодных потребностей [двора в шелке]. По приблизительным подсчетам, ежегодно использовалось 125 000 лян[1] шелка-сырца, 211000 цзиней[2] красной, голубой и фиолетовой растительных красок, и этого было вполне достаточно. Ткацких мастерских, помещений для управления и жилых домов чиновников – всего было 127.

История средних веков(XV–XVII века) // Хрестоматия.

Пособие для учителей / Сост. В. Е Степанова, А. Я. Шевеленко. – Ч. II. – М., 1974. – С. 84 – 85.

 

Цюй. «Новые сведения о Гуандуне»

Среди других местных описаний районов страны книга «Гуандун синьюй» выделяется тем, что ее автор Цюй Да-цзюнь (XVII в.) широко использовал для своей работы многочисленные географические, исторические и литературные сочинения более раннего времени и создал нечто вроде маленькой энциклопедии о провинции Гуандун (Южный Китай).

В синкуйском Сишаотоу разводят «пальмовое дерево всех видов, поэтому земли называются «пальмовыми полями». На протяжении 20 ли[3] обитают всего 6 тысяч жителей, а ежегодная арендная плата 14-15 лянов с каждого му[4]...

Из пальмового дерева делают веера. На пятый год после посадки обрезают нижние листья, на восьмой год срезают верхние и обрабатывают... обтягивают шелком, рукоятку украшают белыми чешуйками, прикрепляют драгоценные пластинки, обматывают волокнами растения лунсюйтун, ставят медные крепления и покрывают лаком. Грубые веера продают на месте, более изящные везут далеко.

Все жители Синкуя – и мужчины и женщины – половину средств для жизни получают от пальмового дерева.

История средних веков(XV–XVII века) // Хрестоматия.

Пособие для учителей / Сост. В. Е Степанова,

 А. Я. Шевеленко. – Ч. II. – М., 1974. – С. 85.

Ян. «Краткое описание трех провинций»

Ян Жу-и малоизвестный автор периода позднего феодализма. Его сочинение «Саньшэн бяньфан люйлань» содержит разнообразные сведения о провинциях Шэньси, Сычуань и Хубэй (Северный, Западный и Центральный Китай).

В области очень обширное производство, но ничто так не распространено, как выделка бумаги. В северо-восточных уездах есть место, где растет бумажное дерево... Хозяева нанимают людей, которые, используя материал, производят бумагу. Трудности невозможно перечислить. Пословица говорит: «Клочок бумаги очень нелегок – прошел через 72 руки». Жители местности Ши-тань искусно делают бумагу бяочжи, толкут для этого бамбук.

История средних веков(XV–XVII века) // Хрестоматия.

Пособие для учителей / Сост. В. Е Степанова,

 А. Я. Шевеленко. – Ч. II. – М., 1974. – С. 86.

 

Чу. «Сведения о хлопке»

Житель Шанхая Чу Хуа (XVII в.) написал «Мумянь пу», использовав в этом справочнике книги из Восточного Китая XV столетия, авторы которых в свою очередь опирались на материалы, восходящие частично к древним временам.

Есть красильные мастерские для окраски в индиго, темно-лиловый, бледно-лиловый, голубовато-белый цвета; мастерские по окраске в красноватые цвета: темно-красный и желто-розовый. Есть отдельные мастерские, где отбеливаются низкосортные желтоватые ткани, мастерская по окраске разноцветных тканей: желтых, зеленых, черных, коричневых, цвета старой меди, цвета разведенной туши, цвета верблюжьей шерсти, серо-голубого, золотистого, как лицо Будды, и других цветов.

Сначала обрабатывают известью и квасцами, затем рисунок окрашивают в какой-нибудь цвет, затем удаляют известь, и получается ткань с блестящими белыми знаками, которая называется шуаиньху. Или берут деревянную доску, вырезают на ней изображения цветов, трав, людей, различных предметов, птиц и зверей, затем опрокидывают доску на ткань и прокатывают катком, применяют пятицветную накатку, получается узор, как нарисованный.

История средних веков(XV–XVII века) // Хрестоматия.

Пособие для учителей / Сост. В. Е Степанова,

 А. Я. Шевеленко. – Ч. II. – М., 1974. – С. 86.

Сюй. «Материалы по Сунской экономике»

В Сунской империи (960-1279 гг.) бурно развивались феодальные производительные силы. Поэтому до нашего времени дошло много документов об экономике той эпохи, в том числе о ремесле. Обильные, но разрозненные сведения позднее сводились издателями сборников воедино. Один из таких сборников «Сун хуйяо цзигао» (перевод см. в заголовке) составил уже в новое время Сюй Суй. В помещенном здесь отрывке приводится материал, относящийся к Центральному Китаю (не позднее XIII в.).

Управление распоряжается керамической массой для производства кирпича, черепицы, сосудов, которые используются для обеспечения нужд строительства. Есть мастера по изготовлению черепицы, мастера по изготовлению кирпичей, мастера, загружающие печи, мастера, занимающиеся лепкой, мастера, создающие фигурки зверей, птиц и единорогов, мастера по изготовлению посуды, работники, собирающие готовые изделия, работники кладовых, мастера, приготавливающие краски, – всего 10 различных видов.

История средних веков(XV–XVII века) // Хрестоматия.

Пособие для учителей / Сост. В. Е Степанова,

А. Я. Шевеленко. – Ч. II. – М., 1974. – С. 86.

Чжу. «О фарфоре»

В провинции Цзянси (Юго-Восточный Китай), где имеются каолиновые глины, издревле существовалр производство фарфора. Одним из главных его центров являлся Цзиндэчжэнь – место расположения сотен мастерских, описанное в сочинении Чжу Яня «Таошо». Описание начинается с X в. и доходит до Нового времени.

Для росписи сосуда на одну ступу требуется 10 лян материалов, для растирания используются специальные рабочие... Плата – 3 цяня[5] в месяц; если работают до 10 часов вечера обеими руками в двух ступах, то заработок вдвое увеличивается.

При росписи зеленой краской круглых сосудов изготовляются сотни тысяч [предметов] каждого образца; если бы не было одинаковых надписей, тогда изделия совсем были бы отличны друг от друга. Поэтому тот, кто наносит узор, учится только этому и не учится раскрашивать; тот, кто раскрашивает, не учится наносить узор. Для того чтобы набить руку и не рассеивать внимание, те, кто раскрашивает, и те, кто расписывает, находятся в разных помещениях, чтобы добиться единообразия.

...Произведенные изделия в определенный срок доставляют в столицу... Каждый год осенью и зимой нанимают людей; лодки и рабочие доставляют [фарфор]. Бочонков с круглыми полированными сосудами более 600. Ежегодная норма блюд, чаш, сосудов для вина, блюдечек и других первосортных круглых сосудов всего 16-17 тысяч. Кроме этого, 6–7 тысяч предметов второго сорта, которые тоже упаковывают в бочонки и отвозят в столицу, чтобы император использовал их для раздачи. Ваз, кубков, винных чаш, чашек и других гладких сосудов высшего качества ежегодно делается свыше 2 тысяч. Второсортных, не отборных сосудов выделывается по 2–3 тысячи. Их также упаковывают в бочки и везут в столицу, чтобы использовать для раздачи.

Цзиндэчжэнь протянулся с севера на юг и с запада на восток на 10 ли с лишним... Купцы отовсюду приезжают за фарфором; частные печи расположены в 200-300 местах, мастеров и хозяев не менее 100 тысяч человек.

История средних веков(XV–XVII века) // Хрестоматия.

Пособие для учителей / Сост. В. Е Степанова,

А. Я. Шевеленко. – Ч. II. – М., 1974. – С. 87.

 

 

7. Цюй. «Новые сведения о Гуандуне»

Печь по своей форме напоминает бутыль; внутренность ее вытянута вверх, размером больше чжана. Дно 3 чжана[6], 5 чи[7]  шириной, а высотой вдвое меньше; стенки толщиной в 2 чи с лишним; утрамбовывают их смесью из золы, песка, соли и уксуса, обвязывают стволами лиан, подпирают стволами терновника. Печь прислонена к обрыву и установлена очень прочно. Сзади есть отверстие, за отверстием – земляная стена, в которой находятся дверцы с двумя створками высотой в 5-6 чи, шириной в 4 чи; четыре человека приставлены к дверцам, чтобы закрывать и открывать, когда по ходу работы требуется тяга. Оба эти отверстия выложены камнем шуйши, который, если его не обжигать, держится, не разрушаясь, очень долго. При наполнении печи твердый уголь вперемешку с железной рудой кидают с горы в печь при помощи механического приспособления. Пламя освещает небо, грязный черный дым тянется на десятки ли вокруг и не рассеивается.

Руда расплавляется, стекает в квадратный водоем, и получается застывшее железо... Бывает всего 12 плавок. В день каждая плавка дает 1 бань[8] железа весом в 10 цзиней, Для получения стали берут кусок чугуна и кладут в печь, нагревают докрасна и кладут на наковальню. Один человек держит его щипцами, два других ударяют по нему. Десяток подростков обдувают их со всех сторон и беспрерывно поют.

История средних веков(XV–XVII века) // Хрестоматия.

Пособие для учителей / Сост. В. Е Степанова,

А. Я. Шевеленко. – Ч. II. – М., 1974. – С. 88 – 89.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 933.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...