Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Кулачный бой как основа подготовки воинов - патриотов, его отражение в искусстве




     Кулачный бой — потеха, представляющая собой бой кулаками. Существовала в России начиная с глубокой древности до начала XX века. Помимо развлечения, кулачный бой был своеобразной школой войны, развивающей у народа навыки, необходимые для защиты Родины. Для обозначения состязаний кроме термина «кулачный бой» использовались такие как: «кулачки», «бойовище», «навкулачки», «кулачная бойка».

Кулачные бои известны на Руси издревле. Возможно, что первоначально они проводились как часть особых ритуалов в честь бога Перуна, считавшегося покровителем воинов. После крещения Руси кулачные бои, в которых церковь видела отголоски языческих обрядов, оказались «вне закона», но менее популярными они от этого не стали.

Великолепной школой боевой подготовки был русский кулачный бой. Кулачный бой был на столько популярен, что даже российские государи издавали указы, регламентирующие кулачные бои.  [3, С. 15]

«Кулачный бой у южных славян («шакание», «шакати се», «шакам се», «песничание» - у сербов и хорватов; «юмручен бой», «бой с юмруци», «пестничен бой» - у болгар; «бой с пестми» - у словенцев), как и у восточных славян (русских, украинцев и белорусов) имеет древнюю и долгую историю, и вполне возможно, общие с восточными, впрочем как и с западными славянами, корни. Организация кулачного боя у южных славян как и у восточных была связана с календарными праздниками и часто была наполнена ритуальным смыслом, как например, «сражение» двух групп на масленицу у фракийских болгар или противоборство двух партий («каштелане» и «николеты») за большую зеленую ветвь 1 мая у хорватов в Дубровнике. Устройство кулачных боев носило состязательно-соревновательный характер. У некоторых народов, как, например, у черногорцев, он включался в комплекс традиционных состязаний, проводимых во время праздников и торжеств. У тех же черногорцев кулачный бой был той дисциплиной, которой к 14-ти годам должен был быть обучен каждый подросток.» [13, c. 37]

В средневековых и позднесредневековых городах, например в Дубровнике, некоторым навыкам кулачного боя специально обучали рабочих в отдельных ремесленных организациях. Хорватский ученый Д. Маревич доказал, что в 16 веке кулачный бой являлся неотъемлемым элементом городской культуры в Далмации. Кулачный бой у чехов и словаков пользовался большой популярностью еще во времена Великой Моравии, государства, о котором первые упоминания письменных источников относятся к 822 г. В12-13 вв. соревнования по кулачному бою устраивались во многих чешских городах, по количеству которых на единицу территории в 13в. Чехия стояла на уровне таких развитых государств, как Италия и Нидерланды. Особенно сильными кулачными бойцами считались ремесленники, состоявшие в боевых рядах многих цеховых организаций. Между ними часто устраивались состязания: с каждой стороны выходил один боец, или же бились группа на группу. Эта традиция сохранялась в некоторых словацких городах и в пост средневековый период. В некоторых областях Словакии кулачный бой являлся частью обряда, связанного с изменением социального статуса взрослеющих парней.

«Ритуал, неизменно сопровождающий обряд приема мальчиков в ряды взрослой юношеской группы села, возможно, был генетически связан с обрядом древних инициаций. Это было крещение с выбирающимся из среды взрослых юношей крестным отцом. Новенький должен был выдержать целый ряд испытаний: показать себя в драке, вытерпеть обливание холодной водой, подбрасывания в воздух. Обряд заканчивался общей выпивкой за его счет. В целом ряде областей Словакии обряд этот действует до настоящего времени и распространен довольно широко, а иногда даже возрождается там, где когда-то был забыт.» [8, c.22]

В России существует собственная воинская состязательно-игровая традиция. Славяне были известны всей Европе как доблестные воины. Так, как войны на Руси были частым явлением, каждому мужчине следовало владеть ратными навыками. Начиная с самого раннего возраста дети с помощью разнообразных игр, таких как «царь горы», «на ледяной горке» и «куча-мала», борьбы и метания постепенно приучались к тому, что нужно уметь постоять за Родину, семью и самих себя. Когда дети становились взрослыми, игры перерастали в настоящие поединки, известные как «кулачные бои».

Первые упоминания о таких поединках были сделаны летописцем Нестором в 1048 году:

       «Себо не погански ли живемъ... нравы всяческими льстими, превабляеми отъ Бога, трубами и скоморохи, и гусльми, и русальи; видимъ бо игрища уточена, и людей много множество, яко упихати другъ друга позоры деюще отбеса замышленаго дела.»       [1, C.4]

Кулачные бои часто проходили в Новгороде на Великом мосту, соединявшем новгородский Детинец с Торговой стороной.

    «Трудно утверждать, будто русский кулачный бой мог иметь глубокую философскую разработку. Думается, что попытка искать в нем признаки концептуального ума есть не что иное, как давление стереотипа восточной соревновательной культуры. Русский кулачный бой хорош по-своему. Желание же раскрывать его с помощью восточной схемы не принесет ничего, кроме разочарования. Однако это не означает, что кулачное дело на Руси «не дотягивало» до серьезной социальной программы, способной, к примеру, быть предметом сословной культуры. И, хотя борьбе в этом отношении повезло больше, у нас есть неоспоримые доказательства того, что использование кулачного боя могло являться стратегическим приемом разрешения вооруженного конфликта. «Сседоша с коней новгородци, и ступишася на кулачьци, и бысть брань крепка, и нача одоляти Мстиславъ» (Радзивиловская летопись за 1096 годом). В конце ХI века новгородские дружинники были отменными кулачными бойцами. Эта выдержка из летописи повествует о битве князей Олега и Мстислава, что состоялась «в заутро, в пяток после четверга Федоровой недели», новгородцы, спешившись и перейдя «на кулачки», разогнали дружину черниговского князя Олега Святославовича. Как и века спустя, избиение без применения оружия позволяло избежать кровопролития, но вместе с тем и вынуждало противника отказаться от дальнейшего сопротивления.

Мифическим зачинателем русской кулачной школы следует считать новгородца Василия Буслаева. Именно он возник в русской эпической поэзии как сложившийся мастер кулачной драки. Конечно, кулачный бой на Руси существовал и до него, но ни один персонаж так не вдохновил сказителей

В результате исследований выяснилось, что Василий Буслаев – подлинное историческое лицо, а его школа кулачного боя восходит к эпохе Ярослава Мудрого» (А. Белов. Кулачное дело на великой Руси.) Сегодня уже сложно сказать, что это была за школа. Достоверно известно лишь то, что новгородцы мастерски били ногами («А иной дурак зашел с носка, его по уху оплел…»), дрались на Волховском мосту, а, нанося удары руками, активно использовали предплечье – «удар в полруки». [4, c. 100].

Достоверно известно, что кулачный бой на Руси практиковался в трёх формах. Это были бои «сам на сам» (один на один), бои «стенка на стенку» и бои сцепные «сцеплялка-свалка». Вероятно, самым древним видом массового кулачного боя следует считать «сцеплялку-свалку». Существует много названий этой забавы, в основном локального характера: сцепной бой, свалка врассыпную, свалочный бой, сцепельная схватка. Ещё одно название, которое дожило до конца ХХ века в детской игре, - «куча-мала». Сравнительный анализ этого вида кулачного боя позволяет выделить ещё одну его разновидность, а именно «бой толпа на толпу» из-за того, что представлял он собой противодействие двух партий бойцов, которые бились без соблюдения строя, врассыпную. Задачей этого вида боя было обратить в бегство противника. [24, c 256];

 

Кулачный бой в искусстве

Дик русский кулачный бой, но не менее дики, как бы их не золотила современная культура и цивилизация, и английский, и американский бокс, французская борьба, испанские бои людей с быками и т.д.  

Если современная культура и цивилизация со всем этим уживаются, если они из крови, страдания и смерти людей могут устраивать для себя развлечение, зрелище - это не культура, это не цивилизация.

Кулачные бои являются самостоятельным культурным явлением. Они используются календарной обрядностью в качестве священного действия, но вне его – принимают независимое от календаря значение. Известно, что казаки в качестве свободного времяпрепровождения бились на кулачную находясь на службе в армии.

Кулачный бой - неотъемлемая часть народной культуры, как и всякая иная.

 

Русский кулачный бой является отражением русской традиционной культуры и условий быта русского народа.

 «Повесть временных лет» рассказывает историю Яна Усмошвеца (Кожемяки), убившего перед поединком с печенегом голыми руками быка, а после этого победившего и печенега.

В «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова описывается кулачный поединок между опричником царя Кирибеевичем и купцом Калашниковым. Степан Парамонович Калашников победил, отстояв честь жены, оскорблённую Кирибеевичем, и «постояв за правду до последнева», но был казнён царём Иваном Васильевичем.

Художник Михаил Иванович Песков отразил популярность кулачного боя во времена Ивана Грозного в своей картине «Кулачный бой при Иване IV».

Сергей Тимофеевич Аксаков описал увиденные им кулачные бои в Казани, на льду озера Кабан в своём «Рассказе о студенческой жизни».

Мария Семёнова в книге «Бусый волк» описывает кулачный бой между двумя племенами веннов.

Виктор Михайлович Васнецов написал картину «Кулачный бой».

Б. М. Кустодиев. «Кулачный бой на Москве-реке».

Максим Горький в романе «Жизнь Матвея Кожемякина» так описал кулачный бой: «Городские ведут бой с хитростями… выдвинут из своей „стенки“ против груди слобожан пяток хороших бойцов, и когда слобожане, напирая на них, невольно вытянутся клином, город дружно ударит с боков, пытаясь смять врага. Но слободские привыкли к этим ухваткам: живо отступив, они сами охватывают горожан полукольцом… [34, http://rodonews.ru/news_1294308409.html]

 

Вывод: Таким образом, благодаря отсутствию более или менее обстоятельных научных исследовательских работ о русских кулачных боях, к ним установилось неправильное отношение как к явлению, якобы созданному исключительной некультурностью и невежеством русской деревни. Кулачные бои на Руси не были бессмысленной жестокостью или варварским обрядом, как их нередко представляют "знатоки" русских традиций. Кулачные бои устраивались не только в деревне. Хотя и реже, до сих пор еще встречаются и в городах, и здесь в этих боях принимает участие уже совершенно другое население, городское. Кулачный бой - именно старинная русская забава, популярная, например, во время Масленицы.

В начале XX века искусство борьбы наших предков возродилось в новых видах единоборств, среди которых особо следует отметить "русский стиль" рукопашного боя, или стиль Кадочникова.

Исчезновение русского кулачного боя — это лишение русской культуры ее защитной оболочки, ее границы. Религия — системообразующий центр культуры, питающий ее источник. Боевые искусства — это оболочка, поддерживающая единое целое культуры.

Любопытно, что в наше время некоторые энтузиасты боевых искусств пытаются возродить и русский кулачный бой, даже проводят поединки, в том числе и «стенка на стенку». Очевидно, что столетиями кулачный бой верно помогал закалке наших предков. Может статься, и еще пригодится.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 294.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...