Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава 3 Современные Российские боевые искусства как способ сохранения культурных традиций




Русское боевое искусство получило широкую известность лишь в сравнительно недавнее время, хотя истоки его теряются в истории древней Руси. Многое удалось сохранить из базовой техники этого искусства, но, конечно же, современная форма значительно отличается от древнерусской. С развитием культуры происходило и развитие искусство боя. Даже если обратить внимание на лишь некоторые факты из боевого прошлого Руси, то становится понятно, насколько было развито Русское боевое искусство. Известно, что русичи ходили брать Константинополь дружиной в 800 человек и разбили противника, превосходившего их в десятки раз. Дмитрий Донской нанес на Куликовом поле поражение монголо-татарскому войску, имевшему перевес в двадцать раз.

Существование боевых искусств в современном меняющемся мире доказывает, что ни национально-культурные, ни философско-религиозные, ни социально-политические барьеры не являются непреодолимым препятствием для их освоения. Боевые искусства входят в повседневную жизнь, успешно культивируются в разных регионах планеты, дают стимулы для культурно-спортивного межгосударственного обмена и консолидации (международные организации, чемпионаты и т. п.). Накоплен значительный позитивный опыт освоения боевых искусств  на демократической основе, создания благоприятных условий для развития множества видов, стилей и школ. Это открывает перспективы для более широкого и полного использования богатейших ресурсов традиции, естественного отбора самого ценного.

 

Процесс утраты изначальной целостности традиции боевых искусств сопряжен с усилением западных влияний на каждое из названных направлений. Так, например, обособление рукопашного боя ведет к пренебрежению к духовно-нравственным основам и устоям традиции. В результате рукопашный бой вырождается в голую технику «для служебного пользования» и порой просто в технику убийства. Спорт как  феномен культуры, который оказывает на боевые искусства, пожалуй, самое сильное влияние, способствует их превращению в зрелищные массовые шоу, тесно смыкаясь с политикой и бизнесом. В одних случаях боевые виды спортивных единоборств приобретают условно-игровой характер и утрачивают специфику как боевые искусства. В других случаях, напротив, в профессиональном спорте получают развитие стили единоборств. На современном этапе развития традиции боевых искусств в условиях взаимодействия культур во многом утрачивается историко-культурную целостность и однородность. Наряду с сохранением (и возрождением) традиционного статуса ряда искусств на их основе обособляются восточные виды спортивных единоборств, появляются их сугубо западные спортивные модификации, сохраняющие лишь внешнее сходство со своими видовыми и стилевыми прототипами. Одновременно происходит разветвление и расслоение самих традиционных систем. Помимо спорта, самостоятельное значение приобретает рукопашный бой и его антипод — лечебно-оздоровительная гимнастика, спортивно-оздоровительные методики адаптируются для занятий с женщинами, детьми, лицами пожилого возраста и т. п. В этих условиях происходит поляризация демократических и элитарных тенденций в освоении боевых искусств, как культурного наследия. [36, http://www.rovesnik-club.ru/russianSpetsnazStyle.html2.html]

 

Вывод: Следовательно, современная традиционная боевая культура в России - это многофункциональное, многогранное социально-культурное явление. Современное направление русской традиционной боевой культуры не потеряло преемственности с состязательной и прикладной традицией боевой культуры русского народа. Анализу современных единоборств России отвечает факт неодинакового влияния практики разных видов единоборств на личность и социальное поведение человека. Традиционная боевая культура, являясь частью всей культуры народа, имеет конкретную цель и задачу — ретрансляцию в жизнедеятельность человека совокупности передаваемых из поколения в поколение значимых ценностей, обычаев, традиций, норм и правил поведения.

 

 

Славяно - горицкая борьба ,ее культурные основы.

Славя́но-го́рицкая борьба́ — вид спортивного единоборства и комплексное боевое искусство, состоящее из четырёх видов и двенадцати базовых стилей, объединённых общим названием.

Со временем, когда на первое место вышло огнестрельное оружие, рукопашный бой как область профессиональных навыков начал терять былое значение, но народная состязательная культура – несмотря на многочисленные запреты, – продолжала развиваться.

Славяно-горицкая борьба как таковая – авторский стиль Александра Константиновича Белова, зародившийся в начале 1980-х. Название борьбы происходит от обрядовых поединков на курганах погибших воинов – горицах. А.К.Белов (воинское имя – Селидор) изучал народные обряды, игрища и предания в экспедициях по различным регионам Центральной России, Урала, Перми, Сибири и Севера. Основной материал был собран благодаря личным встречам и переписке с людьми, хорошо знающими национальные традиции (в исторических документах мало упоминаний о борцовских поединках: христианская церковь вела непримиримую борьбу с языческими традициями, неотъемлемую часть которых составляют боевые игрища).

Нельзя утверждать, что славяно-горицкая борьба – доподлинно воссозданный конкретный стиль единоборства, существовавший в какой-то исторический период. Она вобрала в себя древние приемы различных состязательных и боевых видов русской борьбы, упоминания о которых удалось разыскать, и современные реконструированные модификации.

В 1991 в Кинешме прошел первый Всесоюзный семинар по славяно-горицкой борьбе. С 1994 регулярно проводятся чемпионаты России, а также соревнования областей, городов и т.д. В 1996 основана Федерация славяно-горицкой борьбы России (президент – А.Белов), объединяющая сеть спортивно-методических школ, клубов и региональных союзов. Центральная школа Федерации СГБ – клуб «Сварог». Федерация проводит различные соревнования, организует авторские семинары и школы спортивного мастерства, готовит мастеров, тренеров и инструкторов по славяно-горицкой борьбе. Ежегодно составляется рейтинг сильнейших борцов России.

В настоящее время славяно-горицкая борьба изучается и развивается не только в России, но и в странах СНГ, а также дальнего зарубежья: к примеру, проводятся чемпионаты Болгарии, регулярно проходят семинары в Италии, японские специалисты боевых искусств отсняли учебный фильм. [20, C. 28]

 

Классический бой

– комплекс организованных боевых действий, направленных на продолжительный поединок в стойке, победа в котором достигается не за счет физической силы, а благодаря техническому совершенству. Классический бой наиболее применим в поединках с представителями других видов единоборств, когда борьба в партере по каким-либо причинам невозможна.

 

Штурмовой бой

– комплекс организованных атакующих действий с целью активного наступательного подавления любых форм сопротивления противника, независимо от его физических данных и степени боевой подготовки. Имеет особую техническую и этико-философскую разработку. Базируется на изучении и управлении различными моделями поведения человека и «механическими» стандартами его действий. Штурмовой бой наиболее применим в условиях уличной драки. Спортивный штурмовой бой имеет свои стилевые особенности.

 

Тотальный бой

– комплекс организованных технических действий для профессионального поединка в бое без правил. Особенность тотального боя – специальная техническая подготовка (ориентированная на ведение поединка с борцами джиу-джитсу, дзюдо, самбо, вольной борьбы, бокса, кикбоксинга, каратэ) и определенная стилистика. Тотальный бой наиболее применим в поединке с представителями других видов единоборств по правилам, не имеющим ограничений на борьбу в партере.

 

Военно-прикладной бой

– специализированный армейский комплекс, предназначенный для ведения боевых действий на коротких огневых дистанциях и в условиях рукопашного боя. Включает в себя: огневую подготовку по нетрадиционной программе; плавательную подготовку специальным способом; особые приемы перемещения и контроля пространства; искусство выживания в условиях длительной изоляции и в экстремальных ситуациях; универсальные навыки владения холодным оружием.

 

Базовые стили:

Радого́ра — стиль боя руками, вобравший в себя различные стили русского кулачного боя и элементы советского бокса; удары наносятся в любую часть тела (в том числе в паховую область, основание черепа, позвоночный столб); боец наносит удары кулаком, ладонью (плошкой), предплечьем (ратовищем), локтем, а бьет скрутом корпуса;

Подо́л — стиль боя ногами, в котором руки выполняют только защитные функции. Способы передвижения и удары заимствованы из боевых плясов славян, из исторических школ русского рукопашного боя и европейских единоборств (шассон, сават, пуринг, фольдерскал). Удары наносятся преимущественно стопой в любую часть тела, в связи с чем рекомендуется обувь с плотной подошвой и выступающим рантом;

Коромы́сло (пропорциональный стиль) — система боя, в которой высокий темп движений достигается поочередными ударами рук и ног (нога-рука-рука-нога) за счёт инерции и особой пластики, что позволяет экономить силы бойца;

Укла́д — сплав нескольких видов борьбы в стойке (боец должен сбить противника с ног без перехода в партер), используется техника пуринга;

Позём (бой на земле) — стиль, в котором применяются заломы, перевороты, удержания, болевые и удушающие действия, а также различные удары в положении лёжа;

Сви́ля (боевая гимнастика) — система приёмов, позволяющих уклоняться от ударов и захватов противника. Существует три уровня свили: уход от ударов; уход от ударов и контратака; навязывание противнику определенной тактики поведения;

Пята́ (стиль неплановых ситуаций) — вырабатывает навыки ведения боя в специфических условиях: в темноте, в тесноте, на скользком покрытии, при численном превосходстве противника и на ограниченном пространстве;

Грудо́к — способ организации боя с превосходящим физически (по росту, весу, силе) противником;

Ги́бкие перестрое́ния (противосистема) — маневрирование и тактические уловки с учётом стереотипных действий противника, использующего тот или иной вид единоборства;

«С-42» — разновидность славяно-горицкой борьбы, адаптированная к реальным боевым условиям;

Огнево́й бой — бой с использованием огнестрельного оружия;

Клинко́вый бой — система боя на основе ножевого троеборья.

[6, С. 74]

 

Вывод: Таким образом, славяно горицкая борьба очень обширная и включает в себя проведение боев не только кулачным видом, но и холодным/огнестрельным оружием, что делает этот вид более практичным и современным. Славяно-Горицкая борьба утверждает, что драка есть холодный расчет, уникальная точность действия и широчайший спектр рефлексов готовности: от парадокса до бытовой типичности мордобойного скандала. Особенностью, делающей горицкую борьбу наиболее предпочтительной школой для современных силовых структур является то, что в этом виде боя есть все формы движения. Боец славяно-гориц адаптирован к любому противнику и готов с ним драться даже по правилам тех единоборств, которые предлагает этот противник.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 226.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...