Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Теоретический анализ понятий: боевое искусство, традиционная боевая культура, и т.д.




Для того чтобы говорить о значении и эффективности применения боевых искусств, необходимо полностью вникнуть в них. А для этого сначала нужно понять саму суть и значение Боевых искусств.

Боевое искусство - это различные системы единоборств и самозащиты; развивающиеся главным образом, как средства ведения рукопашного поединка.

В современном мире боевые искусства используются как для физического, так и для духовного самосовершенствования. Ежедневные тренировки по боевым искусствам приводят в порядок тело, помогают гармонизировать душевное состояние. Философия боевого искусства играет немаловажную роль в воспитании человека.

Физическая культура - деятельность человека, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей. Является частью общей культуры человека, а также частью культуры общества. Основные показатели состояния физической культуры в обществе: уровень здоровья и физического развития людей; степень использования физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве, быту, в организации свободного времени; характер системы физического воспитания, развитие массового спорта, высшие спортивные достижения и др.

Чтобы убедиться в  том, что на Руси были все предпосылки возникновения своего национального, традиционного БИ, стоит только вспомнить ее историю. Вековые  междоусобные войны, войны с кочевниками-половцами, греками, болгарами, немцами, литовцами. Логично предположить, что в таких условиях способно развиться и совершенствоваться традиционное боевое искусство, способное составить конкуренцию любому другому.

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что на Руси была своя, уникальная система подготовки бойцов, которые проходили экзамен не в коридорах монастыря Шаолинь, а на поле боя, как и должно бойцу.

Традиция (от лат. (traditio — передача), элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. Первоначально это слово обозначало «предание». Предание, как и традиция, всегда изустно. Традиция передается: либо через практическую имитацию (повторение каких-либо действий), либо через фольклор. Адекватность передачи достигается многократными повторами, системами символических текстов (мифология) и действий (ритуал). В доиндустриальном обществе большинство черт культуры передавалось через традицию, поэтому оно называется традиционным. Отсюда понятие традиционная боевая культура.

Традиция – это еще и свод знаний о мироустройстве, способ мироощущения, способ видения мира, совокупность принципов построения взаимоотношений с миром и внутри него. Традиция не может быть не живой. Она не умирает, пока жив хотя бы один представитель народа – ее носитель.

 

Традицио́нная культу́ра — культура традиционного общества, иногда термин используется в значении - народная культура. Традиционная культура связана с Государством и его историческими традициями. В традиционную культуру входят и те элементы культуры, которые возникли относительно недавно (за последние 10—150 лет), и многовековые элементы.

Традиционная боевая культура  существует практически у каждой народности. Это, прежде всего, различные виды борьбы, бои на палках, кулачный бой, а также состязания на силу, ловкость, выносливость, групповое взаимодействие. Боевая культура – это составная часть наци­ональной культуры. Датировка возникновения боевого искусства невозможна, так как появле­ние его нельзя связывать с конкретным исто­рическим событием. Понять самобытность, идейно-нравственный строй, отличительные черты и достоинства этого искусства можно, лишь вскрыв прямые исторические связи с са­мой этнокультурой, традиционной народной культурой. Русская традиционная боевая культура является специфической частью традицион­ной народной культуры. Вместе с тем поня­тие «русская традиционная боевая культура» превратилось для большинства современных россиян в «пустое» понятие. Закрепленная в нем гармония тела и духа, уступила место, вернее, оказалась вытесненной гипертрофией телесно-физического – некой новой универ­сальной субстанцией, лишенной духовного содержания, морально-нравственных качеств.

Современное российское общество по-настоящему не знает обычаи, обряды, тра­диции русского народа. А между тем, знание культуры своего народа оказывает неоцени­мую помощь в понимании истории, позволяет высветить нити, связывающие прошлое и на­стоящее, а главное – дает возможность

 вос­становить социально-историческую память и прогнозировать будущее. Таким образом, можно предположить, что для молодежи является привлекательной возможность всестороннего совершенствования и гармонического развития средствами традиционных боевых искусств. становить социально-историческую память и прогнозировать будущее.

[41; http://kirillica.org/article.php?mode=view&site_id=129&own_menu_id=15956]

 

 

Борьба – вид спорта, один из самых древних и любимых народом. Истоки зарождения борьбы уходят в древние века.

Русская национальная борьба впервые упомянута в летописи в 993 году. В первобытно-общинном строе человеку очень часто приходилось вступать в различные единоборства. В таких поединках формировались тактические уловки и определенные навыки. Случайно найденные приемы, придуманные уловки и хитрости становились достоянием людей. Создавались зачатки народных видов борьбы. Судьбы многих народов решались в многочисленных войнах. А исход сражений зачастую зависел от искусства воинов вести единоборство. Человек искал и находил такие способы единоборства, которые обеспечивали бы ему победу с наименьшим риском и наименьшей затратой сил. Так, наряду с трудовыми навыками, накапливались и приемы борьбы, которые передавались из поколения в поколение. Сами по себе борцовские поединки – очень увлекательное зрелище. Здесь можно показать свою удаль, силу, смелость, ловкость, хитрость. Поэтому они стихийно возникали всюду, где собиралась молодежь. В любой борьбе соблюдались общие жесткие правила — не биться «по-увечному» — и специальные правила — «уговоры», устанавливающие выбор и силу ударов непосредственно перед боем. Поединок мог проходить в свободной манере, известна также традиция боя «удар на удар», когда удары наносились по очереди, как выстрелы на дуэли. Захваты практиковались в «сцеп-лялке». Удары ногами разрешались в старину в «охотницком» бою и не дозволялись в «стенке». Кроме того, в «стенке» не разрешались «раскрутки» и работа спиной к противнику. Начинались кулачные бои с «затравки»: подростки затевали «сцеплялку» или борьбу, а заканчивались «стенкой». В задачу подростков входила заводка всего механизма боев. Здесь, как, например, и в колядовании видна особая детская функция. Над полем боя царил такой жанр детского фольклора, как издевка. Она подхватывалась взрослыми мужиками, но уже в жанре «частушки под драку».  [25, c.99]

 Существовали  несколько основных видов русской борьбы: «на поясах», «в схватку» и «не в схватку». В любом из трех видов борцы состязались в своей повседневной одежде, которая, как правило, имела пояс. Первые два вида были сравнительно близки друг другу. В обоих запрещались броски с помощью ног (как в современной греко-римской борьбе). При борьбе «в схватку» борцы сцепляли руки на спине соперника, а в поясной борьбе делали захват за пояс.

 Борьба «не в схватку», которую называли также «охотницкой», была богаче приемами. Захват там делался, как в нынешней борьбе самбо, за одежду на груди, за ворот одной или обеими руками. Борцы искусно пользовались подножками и многими другими приемами. Например, бросок, при котором носком ноги (подъемом) подбивался коленный сгиб соперника, назывался московским. О нем сложилась даже поговорка: «Москва бьет с носка». Некоторые из приемов национальной русской борьбы были использованы при создании в нашей стране в двадцатые-тридцатые годы новой борьбы — самбо (слово «самбо» — сокращение от «самооборона без оружия»). В нее вошли оригинальные, самобытные приемы из национальных видов борьбы и других народов: грузинской чидаобы, казахского куреша и других. После войны самбо стало развиваться и в других странах, например в Монголии, Испании. Ежегодно проводится чемпионат мира по борьбе самбо.

 

В обычае был и поединок «зачинщиков» (атаманов) перед стеношным боем. Он мог быть борцовским, но чаще — кулачным и начинался, как правило, с танца («ломание», «пляс» и т.п.). На Масленицу стеношные бои длились целую неделю, а сам бой часто длился с конца утренней службы до начала вечерней (т.е. до 6 часов). Находились и купцы-меценаты, одевавшие каждую из стенок на свой манер: кушаки, шапки, рукавицы — одним синие, другим красные, например. В таких боях отрабатывалась военная тактика, ибо шла постоянная смена бойцов первого ряда бойцами, стоящими во втором и третьем. Отрабатывалось умение держать фронт* и маневрировать по команде атамана и его помощников: атаманов правого и левого «крыла» (сам атаман командовал центром — «челом»), а также «сотских», «пятидесятских» и «десятников». Команды подавались голосом, свистом и трубами (как на войне). Использовались вполне боевые приемы: удар «свиньей» (клином), удар «с крыла» (флангом), отступление, «засада» и т.д. Победителем признавалась стенка, выгнавшая основную массу противника (или всех до одного, кроме упавших) с поля боя (со льда реки — на берег, за границу, обозначенную чертой и т.д.) В бою участвовали не только мужики и подростки, но и, опосредованно, вся община. Малые дети (до 8 — 12 лет) смотрели на бой и со страхом, и с нетерпением, ожидая, что наступит год, когда и им нужно будет быть ТАМ. Девушки смотрели на своих женихов. Смотрели и жены, пришедшие с детьми, на своих мужей. Пока семья продолжала рожать, «ходить в стенку» было делом обязательным. Перейдя в категорию «дедов», мужики наблюдали бой уже как советчики и арбитры.

Заключительным моментом кулачного обряда было «замирение» противников, что особенно уместно в прощенное воскресенье на масленицу.

 Борьба была одной из любимейших потех (и вместе с тем — обрядовым действом), но по сути своей не могла быть коллективным игрищем. Известны ещё разные формы борьбы:

 1. «В крест» («в обхват», «в схватку») — силовая борьба, близкая к вольной. Иногда без техники ног. Основное правило: не разрывать захвата до окончания борьбы, что имело и мистический смысл.

2. «Об одной ручке» («За вороток» и т.п.) — с захватом одной рукой за ворот и с другой, заложенной за спину или в произвольном положении (без захвата). Допускалась работа ног.

 3. «На рукавках» — вариант «не в схватку».

 4. «На поясах» — вариант «в схватку».

 Завершался праздник определенным обрядовым действием, связан-Лшм с земледельческим календарем, с культом Солнца и культом предков.

 

Особой формой боя является бой круговой. Есть ли он элемент общинного действа, коллективной магии? Упоминаний об этом практически нет. Круговой бой представляет собой камлание, действие выполняемое хотя и несколькими людьми, но все же — сакральное. Именно в таком виде известен он у лапландских народов, шаманов манси, якутов и др.

У чукчей существует бой ладонями, искусство бега по тундре (илюльэтык – «тренировка»); включает ещё искусство запутывания следов, способы убегания от преследования. Прыжки у северных народов развиты чрезвычайно - нивхский настхмардь, чукотский кагнопэнкон, якутский мас тэбэр, юкагирская игра «Ловля хариуса», эскимосский акраорак - все это игры, в которых прыжки совершаются чуть ли не до трёх метров. Причем ноги поднимают в прыжке вместе, не отрывая друг от друга.

У якутов в древности бытовал нерён керсю - ритуальный рукопашный бой, кыргыс юэрэгэ - воинское искусство, далла мэндэтии - стрельба из лука и уход от стрел противника, халабас хара - борьба сидя на канате, кто кого сбросит. А ныне проводятся соревнования по хабыр хапсыы - якутский вариант борьбы, где разрешены надавливания локтем и головой, и хомуур хапсагай - командная борьба. Бой палками называется думэчи. Это условный вид боя, чем-то напоминающий карибские танцевальные виды фехтования типа макулеле, коко-макаку. Есть два варианта: с парными 60-80-сантиметровыми палками, либо с шестом. Бой ведется так: сначала один нападает, другой защищается, потом меняются ролями, третий этап - бьются взаимно. Обычно защищаются прыжком или пригибанием. Родственные боевые системы есть у удэгейцев, ульчей и у многих других тунгусских племен. [7, c. 56];

Подготовка и обучение боевому искусству у славян начиналось с малых лет и всегда проводилось в игровой форме. Роль игры в воспитании трудно переоценить. Ребенок, играя, примеривает на себя различные роли, проигрывая, проживает их. Кроме этого, игры, связанные с бегом, прыганьем, разнообразными мячами, шарами, жгутами, палками и метательными орудиями, не случайно возникли в самые древние времена и остались до наших дней – они способствуют верному формированию организма в детстве и поддерживают его в нужной форме на протяжении всей жизни. Более того – даже привычные игры тренируют не только мышцы, но и развивают фантазию, ведь речь идет не о слепом подражании, но и об эксперименте, о собственном творчестве каждого. Хороший боец обладает целым сплавом специфических навыков и качеств. Все они формируются благодаря традиционным играм. Например, важным элементом в бою, является способность спонтанно действовать по сигналу. Для развития этого качества существуют специальные игры.

 

«Падающая колокольня».

Число участников от 10 до 20. Играющие становятся в круг. Один игрок водит, он становится в центр. Водящий берет палку длиной примерно 120-150 сантиметров, и, поставив её вертикально, поддерживает в этом положении наложенными сверху пальцами. Неожиданно он отпускает палку и, одновременно с этим, называет кого-либо из игроков. Вызванный игрок бросается вперед и старается схватить палку раньше, чем она упадет. Игрок, поймавший палку, сменяет водящего, а этот становится на его место.

Когда игроки хорошо освоятся с игрой, можно круг делать шире и становиться спиной к палке.

 

«Жгут» или «в жгута».

Для игры используется веревка примерно 40 сантиметров длиной, участников 15-20 человек. Все становятся в круг плечом к плечу; руки держат за спиной. Один из участников ходит по внешней стороне круга и, незаметно для других, кладет жгут в чьи-нибудь руки, а что бы не догадались об этом, идет дальше. Получивший жгут, подождав некоторое время, начинает бить им соседа, что стоит с правой стороны; тот, спасаясь от ударов, бежит по кругу, пока не станет на свое место. Отдавший жгут становится в круг на освободившееся место, а получивший, погоняв своего соседа, передает жгут другому игроку, делая это также незаметно. Бить жгутом можно только по спине. Стоящим в круге запрещается оглядываться.

 

«Жук».

Выбирается водящий. Он становится спиной к игрокам (обычно 3-4 игрока) и подставляет ладонь под ухо. Игроки дотрагиваются или слегка ударяют водящего по руке или плечу так, что бы он не заметил. Водящий, поворачиваясь, должен угадать, кто из игроков дотронулся до него, при этом он ударяет игрока, которого он угадал, в грудь. Если угадал неверно, то все игроки бьют водящего, если верно-то водящим становится игрок, которого угадал водящий.

 

«Стена на стену».

Играющих 10-40 человек. Место для игры разделено линией пополам, от нее в обе стороны на расстоянии 5-10-ти шагов проводятся две другие линии.

Играющие делятся на две команды, берутся под руки и выстраиваются друг против друга. Обе команды, подойдя к средней черте, вплотную друг к другу, стараются оттеснить противника за крайнюю линию. Игра начинается по сигналу. Команда, разорвавшая свою цепь, проигрывает. Оттеснять противников можно только грудью.

 

«Редька».

Играющих 10-15 человек. Все садятся верхом па скамейку, крепко обхватывая друг друга за пояс. Водящий старается вытащить кого-либо из сидящих — «выдергивает редьку». Выдернув, одну принимается за вторую, в чем помогает ему и выдернутая редька; потом уже втроем берутся за третьего и т. д. пока не вытащат всех. У выдергиваемой редьки нельзя разжимать кистей рук.

 

«Гуси».

Игроки становятся друг против друга. Каждый, подняв левую ногу назад, берется за нее левой рукой, а правую руку вытягивает вперед. Затем они начинают, толкаться ладонями вытянутых рук, стараясь заставить один другого стать на обе ноги.

 

 

«Долой из круга!».

Играющих 8-30 человек. На полу чертят круг, величина которого зависит от числа игроков. Все становятся в круг, держа руки за спиной. По команде «начинай» играющие стараются вытолкнуть друг друга из круга. Игра продолжается до тех пор, пока не останется только один человек.

Начинать можно только по команде. Пользоваться руками нельзя. Побежденным считается всякий, кто коснется чем-либо, например рукой, пола вне круга.

 

«Тяни в круг!».

Играющих 10-30 человек. На полу чертят мелом небольшой круг. Игроки становятся вокруг него, держась за руки. По команде все начинают тянуть друг друга, стараясь заставить кого-нибудь ступить, хотя бы одной ногой, в круг. Затянутый в круг выходит из игры, и игра продолжается, пока не останется только один человек.

 

«Боевой пляс (Буза)».

Боевая пляска проходила традиционно в одних и тех же местах, могла затеваться в откупленной избе или в любом месте, где начиналась драка.

Если на Бузу не приходили чужаки, то драка обычно не происходила, поломавшись в кругу и померившись силами, ребята расходились, не доводя дело до настоящей драки. Летом бузились практически каждый день, поздно вечером после работы. Зимой редко - один-два раза в месяц, ежедневно бузились только в святки и на праздники. Зимой обычно откупалась изба.

Ребята вставали в круг (обычно в несколько рядов), гармонист садился на специальную лавочку, или играл стоя. Кто-то выходил плясать и вызывал себе партнёра, втыкая перед ним в землю нож, если бузились в избе, то нож втыкался в потолок. Нож мог заменяться топором, но редко. Вызвать могли также голосом или топнув перед соперником ногой. Начинали с толчков локтями, предплечьями и плечами, потом принимались наносить удары, если «злобы» не было, то удары были несильные. Могли выходить в круг и выкликать: «Ты на меня, я на тебя!» и показать на кого-то рукой. За одного и другого бузника могли выходить помощники, их могло быть по два, три и более с каждой стороны. Частушки пели все, но мог и бузящийся. Выйти из круга можно было свободно, сказав: «С меня хватит!», и, махнув рукой, тогда выходил кто-нибудь другой. По другому сценарию, в кругу находилось всегда не более двух соперников, причём можно было выйти вместо кого-то «заступить» и продолжить бузиться как бы от его лица или от его артели. Во время Бузы можно было плясать и в присядку, но после Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. таких плясунов стало мало. В присядку плясали чаще «Под-русского» и «Под-барыню», но и в Бузе это разрешалось, сочетая с «ломанием». Вприсядку, кувыркались, ходили колесом, подпрыгивали, вставали на руки, нанося удары ногами, опускались на корточки и делали подсечки. Если Буза была с тростками и не выливалась в драку, то плясали, как бы имитируя бой, нанося друг другу палочные удары больше по тросткам, чем по телу – «чтобы постучать». Во время пляса стоящие в кругу могли прихлопывать и подпевать. Кроме гармони бузились под балалайку и под гусли. Буза в избе очень часто перерастала в драку «втёмную». Такая драка начиналась обычно с того, что кто-то начинал играть Бузу и втыкал нож в потолок. Бойцы начинали ходить вокруг воткнутого ножа, своеобразным хороводом топая и приплясывая. Внезапно кто-нибудь бил лампу и тогда начиналась драка «втёмную». Прежде чем разобьют лампу, артельщики старались собраться вместе, перейти к своим. Дрались в избе: били тростками лампы, и в темноте начиналась ножовщина. Во время боя «втёмную» главной целью одной партии было добраться до гармониста и порезать ему меха, а другая партия защищала его и старалась выгнать противоборствующих из избы. Заканчивалась «тёмная» обычно оттого, что гармонист сам прекращал играть или его заставляли прерваться силой. [9, c. 36];

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 242.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...