Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Боевые искусства как явление культуры




Социальная среда играет важнейшую роль в становление различных сфер нашей жизни, поэтому негативные проявления, характерные для современного общества, не могли не оказать отрицательного влияние на культуру в целом и на те виды деятельности, которые сегодня принято объединять под общим названием «боевые искусства». В тоже время, эта деятельность в определённом смысле оказывает влияние на общество, поэтому можно говорить о взаимовлиянии боевых искусств и той социальной среды, в которой они развиваются. В этой связи очень важно понять, что представляют собой боевые искусства по существу, их роль и место в российском обществе, их влияние на формирование личности и на социально-культурное пространство, которое является частью нашего бытия. Но прежде надо разобраться в том, что представляют собой боевые искусства с позиций культурологической данности.

 

 Если бы мир был идеальным, полным гармонии и любви, то вопросы противоборства не стояли бы вообще, и в этом случае не могла возникнуть потребность в создании боевых систем. Но «грехом вошла в мир смерть» и, как следствие, потребность в защите и нападении. Вряд ли подлежат учёту те способы, средства и методы, которые придуманы людьми для уничтожения друг друга. Известно огромное количество рукопашных систем, которые по своей сути являются оружием защиты и нападения, и другого назначения у них не было, и нет. Таким образом, можно сказать, что боевые являются результатом творческих усилий «лежащего во грехах» человечества. Применение какого-либо оружия для уничтожения людей деяние по своей сути безнравственное и, в этом смысле, использование рукопашных приёмов отличается от использования огнестрельного оружия, атомного, химического, биологического и т.п. лишь тем, что они не являются средством массового уничтожения людей. Вместе с тем, в убийстве человека или в нанесении ему тяжких увечий непосредственно, собственными руками есть какая-то ветхозаветная жестокость, которую очень активно пропагандирует киноиндустрия и телевидение и, проявление которой нередко можно увидеть в современных спортивных единоборствах. Можно ли, в таком случае, рассматривать это явление как культурологическое.

 Если к этому вопросу подходить формально, то, наверное, можно. Но здесь следует сказать, что понятие культуры очень многогранно и представляет собой совокупность различных проявлений, успехов и достижений человечества в создании материальных и духовных ценностей, где под духовными ценностями, с точки зрения светского общества, понимаются нормы нравственности и права, образование, эрудиция, эстетическое развитие, произведения искусств и т.п. В светском понимании боевые искусства с определёнными ограничениями, наверное, можно назвать культурным явлением. Но существует религиозное понимание духовных ценностей. Например, в православном сознании под духовными ценностями понимается проявление святости, премудрости, любви к ближнему, чистота души, но в первую очередь свобода от страстей. Существует очень простой критерий оценки того или иного явления, а именно: что оно даёт человеку, сколько единиц добра или зла проникнет в человека под влиянием этого явления. Если, к примеру, один человек до крови разбивает лицо другому человеку и сотрясает ему мозги, а другие люди этому радуются. Что в этом действии больше – добра или зла. Какая польза Человеку от такой культуры? Другое дело, когда человек вынужденно травмирует или даже убивает агрессора, выполняя свой воинский долг, служебный или гражданский. В этом случае можно говорить о моральном аспекте данного деяния, но уже совершенно в другом контексте – защита отечества, общества, личности.

 

 Культура должна служить человеку, создавая условия для его совершенства духовного, интеллектуального и физического, но она не должна стоять на службе страстей человека. Вместе с тем, к любому культурному явлению, в том числе и к боевым искусствам, надо подходить осторожно и рассудительно, поскольку это «обоюдоострый меч». Литература, кинематограф, театр, телевидение, спорт и прочее могут быть полезными для человека, а могут принести непоправимый вред его душе и телу, поскольку в каждом деле всему есть своя мера. Известно, что основой спорта является состязательность, а любое соревнование пробуждает страсти, но, вместе с тем, в спорте есть свои как отрицательные, так и положительные проявления. К примеру, так называемые «бои без правил», как и любое другое аналогичное, по сути, спортивное единоборство, явление безнравственное и преступное, с какой стороны его не рассматривай, а художественная гимнастика, фигурное катание, борьба, бокс – явления эстетические, если вокруг них не разжигать страстей и не делать из спортсменов культовых героев. Очень важно понять, что результат влияния того или иного культурного явления на человека зависит от того, кто будет преподносить плоды этой культуры. Поэтому, прежде чем воспринять их, надо понять от кого это идёт, ради чего, и нужно ли это человеку по большому счёту. Важно разобраться в том, что движет людьми, несущими эту культуру – это или это стремление нравственно подчинить их себе и возвысится над ними.

Наши предки прошли от Москвы до Тихого океана, смогли удержать эту территорию, защитить свою независимость и территориальную целостность. Сколько раз враги, тянувшиеся к мировому господству, спотыкались о Россию: Армии Карла Шведского, Наполеона и Гитлера были разбиты нашими дедами и прадедами. Нам при этом говорят, что у нашего народа не существовало своей боевой культуры…Как правило, люди, допускающие подобные высказывания, делятся на две категории. Первая категория говорит это из-за незнания истории и культуры нашего народа. Вторая — от своей подлости.  При этом скромно забывается, что практически каждое поколение в России участвовало в военных конфликтах и сражениях…

Также умалчивается о том, что на территории России до определенного времени широко практиковалась и развитая отечественная состязательная культура. Кроме ныне подзабытого русского кулачного боя были и палочные бои, ножевой бой, борьба, различные виды конных состязаний, большое количество игр, направленных на развитие ловкости, находчивости, быстроты, силы, подвижности и выносливости. И все это культивировалось, но не возводилось в культ. Русская состязательная традиция, в рамках молодецкой забавы, развивала мальчика — парня — мужчину физически и психологически на разных этапах возрастного развития. Мальчик, едва научившись ползать, начинал «брататься» (бороться). Годам к восьми мальчики уже выходили на «затравку» перед настоящими бойцами, надеясь на их похвалу. Задолго, начиная готовиться к бою, мальчишка ощущал себя защитником, мужчиной, дальше он должен был пройти все ступени «стенки»: «выростки» (подростки во взрослой стенке), рядовые бойцы, «старики» (опытные бойцы), «клиновые», «надежа-бойцы», пятидесятники, сотники, может быть, и атаманы и, наконец, «деды».

 

При упоминании о мужской боевой культуре первое, что привлекает внимание, это, конечно же, рукопашный бой. Рукопашный бой — это бой, который ведется на максимально коротких дистанциях, в одиночку или коллективно, с оружием или чаще без него, с максимальным приложением всех сил для нейтрализации или уничтожения противника. Здесь важно отметить, что ратное мастерство только небольшая часть навыков и умений, которыми должен был обладать мужчина.

Рукопашный бой у русского народа был и существует поныне. Это часть национальной культуры, органично переплетающаяся с другими ее элементами: музыкой, песнями, плясом, играми, трудом, обрядами, традициями, обычаями, легендами и преданиями. [29, http://www.bratishka.ru/archiv/2011/3/2011_3_5.php]

 

 На примерах научных исследований феномена бойцовских артелей наш современник Г. Н. Базлов доказал, что состязательная традиция на протяжении многих веков являлась неотъемлемой частью русской мужской культуры и включала в себя как кулачный бой, так и палочный и ножевой бой. Культура бойцовских артелей дожила до конца второго тысячелетия и стала угасать лишь в 50-е годы. Каждая культура заключает в себе знания и традиции предыдущих поколений. Мы не против того, чтобы человек изучал и развивал культуру других народов. Но прежде чем выучить иностранный язык, неплохо бы научиться говорить и писать на своем родном. Российская культура в области взаимодействия с дальневосточной традицией боевых искусств демонстрирует те же тенденции, что и культура Запада в целом, с поправкой на некоторые особенности социально-политической истории России.

 

Вывод:

Таким образом, боевая культура подразумевает обширную часть всей мужской культуры, внутри которой находится боевая традиция и боевое искусство — как определенный технический пласт, состоящий из элементов, включенных в традиционную мужскую культуру. Боевая культура является составной частью культуры народа, обогащенной античными идеалами гармоничного развития человека. Некоторые традиционные для России состязания стали спортивными дисциплинами, к ним, к сожалению, не относятся русские боевые игрища. Русский бой - древнейшая воинская традиция, неотъемлемая часть народной культуры, обусловливающая национальный характер.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 213.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...