Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

За несанкционированными местами размещения отходов




 

Проблема с отходами производства и потребления в Республике Башкортостан стоит очень остро. Большой вклад в загрязнение территории вносят места несанкционированного размещения отходов. Сотрудниками Министерства природопользования и экологии РБ проводятся рейдовые мероприятия с целью обнаружения нарушений требований природоохранного законодательства, повлекшего образование мест несанкционированного размещения отходов, выявления лиц, совершивших данные противоправные действия и с целью оценки экологического состояния территории республики.

В результате реализации комплекса мер, направленных на выявление и ликвидацию мест несанкционированного размещения отходов, за 2013 – 2015 гг. на территории Республики Башкортостан в ходе рейдов было выявлено 2431 место размещения (накопления) отходов, общей площадью 23,6 га (данные по площади 2015 г. отсутствуют) и объемом почти 400 тыс. м3 (рис. 17-19).

Показатель выявленной (ликвидированной) антропогенной нагрузки от несанкционированных мест размещения отходов определяется, как отношениеколичества выявленных свалок на 10 тыс. человек (рис. 20).

Рис. 17. Количество выявленных и ликвидированных несанкционированных мест

размещения отходов в Республике Башкортостан за 2013-2015 гг.

 

Рис. 18. Объем выявленных и ликвидированных несанкционированных мест

размещения отходов в Республике Башкортостан за 2013-2015 гг.

 

Рис. 19. Площадь выявленных и ликвидированных несанкционированных мест

размещения отходов в Республике Башкортостан за 2013-2015 гг.

 

В группу лидеров по количеству выявленных несанкционированных мест размещения отходов входят Гафурийский, Давлекановский и Бакалинский районы (до 14 свалок на 10 тыс. человек).

Рис. 20. Количество выявленных свалок на 10 тыс. человек, шт. на 10 тыс. чел (на 2014 г).

 

 

В основном, все свалки обнаружены на землях садоводческих товариществ и массового отдыха граждан, а в структуре отходов преобладает строительный мусор, твердые коммунальные отходы с территорий дачных участков и отвалы размываемого грунта в водоохранной зоне.

В группу районов, где количество свалок на 10 тыс. жителей составляет от 8,4 до 11,1 шт., входят 4 муниципальных образований (Зианчуринский, Балтачевский, Будзякский, Куюргазинский районы) и г. Стерлитамак. Места обнаружения свалок и структура отходов аналогична предыдущей. Уменьшению выявленной антропогенной нагрузки от несанкционированных мест размещения отходов может способствовать увеличение количества рейдовых мероприятий, проведение профилактической работы с населением и реально предпринятые меры наказания (штрафы, принудительная ликвидация свалок нарушителем и т.д.). Но не всегда меры по решению вопроса являются экологически адекватными. Так, за 2014 год зафиксировано 56, а в 2015 г. - 60 случаев возгорания (сжигания) мест несанкционированного размещения отходов.

Большой проблемой остается на сегодняшний день захламленность территорий сельских и городских поселений Республики Башкирии твердыми коммунальными отходами. Администрациями муниципальных районов и городских округов изданы постановления (распоряжения) по проведению очистки и благоустройства населенных пунктов. Сформированы комиссии (комитеты) по контролю и организации работ, утверждены планы мероприятий. По данным, предоставленным администрациями муниципальных районов и городских округов, в 2013 и в 2015 гг. в мероприятиях приняли участие более 2 и 1,5 млн. чел. соответственно, задействовано около 35,5 и 39 тыс. ед. техники. Собрано и вывезено на полигоны и свалки ТБО около 99 и 60 тыс. т. По итогам экосубботников, средний процент очистки, благоустройства территорий населенных пунктов Республики Башкортостан составил в 2013 г. 100%. По ГО г. Салават, Благовещенский, Иглинский и Кармаскалинский районы показатели по очистке и благоустройству не достигли 100%. Средний процент очистки, благоустройства населённых пунктов Республики Башкортостан в 2015 составляет 97%.

Материалы по выявленным фактам несанкционированных мест размещения (накопления) отходов направлены в органы местного самоуправления для принятия соответствующих мер по ликвидации свалок, Министерство природопользования природных и экологии Республики Башкортостан и Управление Роспотребнадзора по Республике Башкортостан – для рассмотрения и принятия мер в пределах компетенции, а также в прокуратуру – для принятия мер прокурорского реагирования.

Таким образом, проведенный территориальный анализ контрольно-надзорной деятельности в области природопользования и охраны окружающей среды Республики Башкортостан позволяет говорить о динамичной работе контрольно-надзорных органов во всех муниципальных образованиях, которая направлена не только на осуществление информационной и карательной функции, но и главным образом на интенсификацию предупредительной функции.

К сожалению, современная система КНД зачастую преследует цель пополнения бюджета, чем недопущения негативного воздействия на окружающую среду, что связано с правовой неграмотностью населения, отсутствием экологической культуры, серьезными недоработками в экологическом законодательстве в сфере отсутствия норм по усилению контроля и надзора за окружающей средой и ответственностью за нарушения. Поэтому необходимо внести серьезные изменения в эколого-экономическую политику на всех уровнях осуществления КНД, а также разработать такие количественные и качественные показатели, которые позволили бы не только отразить объективную картину КНД, но и были бы направлены на совместные мероприятия проверяющих организаций и природопользователей в целях реализации новых программ по улучшению контроля и надзора за окружающей средой и обеспечения экологического благополучия страны.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в результате рассмотрения материала, его анализа можно сделать следующие выводы.

1. Контрольно – надзорная деятельность в области природопользования и ООС является важнейшим правовым инструментом, обеспечивающим экологическую безопасность и ООС от негативных воздействий, посредством которой осуществляется принуждение соответствующих субъектов экологического права к исполнению экологических требований.

В настоящее время функция по осуществлению КНД возложены на Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), подведомственную Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации и самим министерством. Деятельность строится с учетом территориальной иерархии. На территории Республики Башкортостан КНД реализуется Министерством природопользования и экологии РБ с помощью специалистов 11 территориальных управлений и комитетов.

2. Изучение КНД может быть охарактеризовано абсолютными и относительными параметрами. К наиболее применяемымпоказателям, отражающим интенсивность деятельности контрольно-надзорных органов, являются: 1) количество проверок; 2) количество выявленных нарушений; 3) количество рассмотренных дел об административных правонарушениях и заведенных уголовных дел; 4) количество наложенных штрафов и взысканные суммы.

1) За 2011-2015 гг. в общей сложности проведено 13141 проверок по соблюдению законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования (с учетом физических лиц), причем данный показатель с 2013 г. имеет тенденцию к уменьшению как по количеству плановых (около 30%), так и внеплановых проверок (около 11%). Большинство внеплановых проверок связано с документарными проверками по исполнению предписаний, а также с лицензионным контролем.

2) По результатам проведенных проверок в 2011-2015 гг. выявлено 46788 нарушений по факту обнаружения с темпами прироста в период 2013-2015 гг. выше 97%. Данный факт объясняется увеличением количества рейдовых мероприятий. Количество установленных нарушений экологического законодательства в РБ за 2011-2014 гг. зафиксировано на уровне 29550 нарушений, в структуре которых в течение данного периода преобладают нарушения в области обращения с отходами производства и потребления.

3) К основным мерам административного принуждения относятся меры пресечения, ответственности и процессуальности.

В 2014 г. в Республике Башкортостан отмечено 9 случаев, а в 2015 г. – 10 случаев - применения АПД. За период 2011-2013 гг. таких случаев отмечено не было.

Начиная с 2012 г. и 2013 г. существенно снизилось количество выданных предписаний и предупреждений соответственно. Уменьшение данных показателей произошло в связи с уменьшением доли внеплановых проверок, проведенных на предмет исполнения ранее выданных предписаний, а также о незначительности нарушений или быстром реагировании природопользователей на решение проблемных вопросов.

За изучаемый период оформлено 15180 протоколов об административных правонарушениях. Так, в 2015 г. из 3069 протоколов свыше 17% передано по подведомственности, где существенна доля документов, переданных мировым судьям.

4) За 5 лет правонарушители были привлечены к административной ответственности в виде штрафов на сумму свыше 159,3 млн. руб. Наибольшие темпы прироста отмечены в период 2013-2015 г. с показателем 94%. В структуре штрафов как в количественном, так и в денежном отношении преобладают штрафы на юридические и должностные лица (96-97%). В 2013 г. довольно значительный процент составляют штрафы на граждан (22%), а в 2014 2015 гг. выделяется доля штрафов на индивидуальных предпринимателей (15-16%).

3. Территориальный анализ ведётся в первую очередь по предложенным нами параметрам, которые отражают не только интенсивность, но и результативность КНД с учетом экологических аспектов: 1) интенсивность нарушения предприятиями природоохранного законодательства; 2) антропогенная нагрузка от несанкционированных мест размещения отходов.

1) Анализ интенсивности нарушения предприятиями природоохранного законодательства показывает ее наибольшую величину в пяти районах республики (Нуримановском, Иглинском, Гафурийском, Учалинском, Бурзянском) и г. Салават. Причинами большого количества выявленных нарушений могут быть: уровень несоблюдения природоохранных норм предприятиями, особенно производственного и сельскохозяйственного направления, где много объектов контроля, подлежащих проверке - реальные источники загрязнения; недостаточная жесткость реагирования на ранее выявленные экологические нарушения и сигналы на их повторение; более пристальное внимание к предприятиям повышенной опасности или предприятиям, расположенным в центре городов или поселков; средняя предельная нагрузка на инспектора и его компетентность; коррупционная составляющая в ходе проверок.

2) В результате реализации комплекса мер, направленных на выявление и ликвидацию мест несанкционированного размещения отходов, за 2013-2015 гг. на территории Республики Башкортостан в ходе рейдов было выявлено 2431 (ликвидировано 1308) мест размещения (накопления) отходов, общей площадью 23,6 га (данные по площади 2015 г. отсутствуют) и объемом почти 400 тыс. м3. Ликвидировано 200,97 га объемом 219,1 тыс. м3. В группу лидеров по количеству выявленных несанкционированных мест размещения отходов входят Гафурийский, Давлекановский и Бакалинский районы (до 14 свалок на 10 тыс. человек). В основном, все свалки обнаружены на землях садоводческих товариществ и массового отдыха граждан, а в структуре отходов преобладает строительный мусор, твердые коммунальные отходы с территорий дачных участков и отвалы размываемого грунта в водоохранной зоне.

Проведенный территориальный анализ контрольно-надзорной деятельности в области природопользования и охраны окружающей среды Республики Башкортостан позволяет говорить о динамичной работе контрольно-надзорных органов во всех муниципальных образованиях, которая направлена не только на осуществление информационной и карательной функции, но и главным образом на интенсификацию предупредительной функции.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Архипов Ю.Р. Математические методы в географии: Учеб. пособие. / Ю.Р. Архипов. - Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2002. - 100 с.

2. Бринчук М.М. Экологическое право. Учебник. – 2009. – 670 с.

3. Васильева М.И.Правовые проблемы организации управления в сфере охраны окружающей среды: пособие по региональной экологической политике. М.: Акрополь; Центр экологической политики России, 2004.

4. Власенко Н.А. Теория государства и права: учебное пособие - М.: Проспект, 2011. – 416 с.

5. Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ.

6. Голиченков А.К. Экологический контроль: теория, практика правового регулирования. — М.: Изд-во МГУ, 1992.

7. Доклад «О состоянии природных ресурсов и окружающей среды в Республики Башкортостан в 2013 году – Уфа: Министерство природопользования и экологии РБ, 2014 - 336с.

8. Доклад «О состоянии природных ресурсов и окружающей среды в Республики Башкортостан в 2014 году – Уфа: Министерство природопользования и экологии РБ, 2015 - 343с.

9. Доклад «О состоянии природных ресурсов и окружающей среды Республики Башкортостан в 2015 году. – Уфа: Министерство природопользования и экологии РБ, 2016.- 309 с.

10. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ.

11. Кашин В.И. Актуальные вопросы экологического контроля в Российской Федерации // «Зеленый мир», от 17.12.2012.

12. Козлова Л. С. Регламентация государственного контроля и надзора в сфере недропользования / Л. С. Козлова, П. В. Галямов // Молодой ученый. — 2013. — №11. — С. 535-542.

13. Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» / Под ред. Дубовик О.Л. - Система ГАРАНТ, 2010.

14. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (в ред. от 30.12.2008) // РГ. – 1993. - № 237.

15. Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ.

16. Отчет о результатах деятельности Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан - Уфа, 2015 – 74 c.

17. Постановление Правительства РФ от 27 января 2009 г. № 53 «Об осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля)» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. Ст. 625.

18. Рекомендации по оценке результатов контрольно-надзорной деятельности в странах Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии // Материалы Восьмой ежегодной встречи в рамках Сети ВЕКЦА по реализации программ природоохранного регулирования, 12-13 июня 2006 (Тбилиси, Грузия) - 22 c.

19. Скобелева Л.А., Храмцов Д.Ю., Гилъманова Э.М. Экологический и технологический надзор (практика осуществления) Л.А. Скобелева, Д.К. Храмцов, Э.М. Гильманова. — М.: Изд-во Проспект, 2008.

20. Состояние системы государственного контроля в Российской Федерации / Коллектив авторов; Гос. ун-т — Высшая школа экономики. — М.: Изд. дом Гос. ун-та — Высшей школы экономики, 2010. — 304 с.

21. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 25.06.2012) // Российская газета. – 2012. - № 6.

22. Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире». (Электронный ресурс: www/referent/ru «Правовой портал»)

23.  Федеральный закон от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». (Электронный ресурс: www/referent/ru «Правовой портал»)

24. Экологический менеджмент / Н.В. Пахомова, А. Эндерс, К. Рихтер. – СПб.: Питер, 2003. – 544 с.

25.  Экологическое право: учебник / под ред. С.А. Боголюбова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. - 482 с.

Http://rpn.gov.ru/ - Методические рекомендациипо проведению рейдовых мероприятий в целях выявления местнесанкционированного размещения твердых бытовых отходов натерриториях субъектов Российской Федерации.

27. http://statistiks.ru – Учебная дисциплина «Статистика».

28. www.bashstat.ru -Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан.

29. https://ecology.bashkortostan.ru/ – Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан.

30. http://02.rpn.gov.ru - Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Башкортостан.

31. http://eco.procrb.ru - Башкирская межрайонная природоохранная прокуратура.

32. www.mnr.gov.ru/ - Министерство природных ресурсов Российской Федерации.

33. http://rpn.gov.ru/ - Федеральная служба по надзору в сфере природопользования

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 223.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...