Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Природопользования и охраны окружающей среды




 

К основным мерам административного принуждения относятся меры:

1) пресечения (приостановление или прекращение эксплуатации экологически вредных объектов);

2) ответственности (предписание, предупреждение, штраф и др.);

3) процессуальные меры (постановка вопроса о привлечении к уголовной или административной ответственности, возмещении экологического вреда, экологического ущерба) [25].

Административное приостановление или прекращение эксплуатации экологически вредных объектов является крайней мерой и применяется довольно редко. Тем не менее, в Республике Башкортостан в 2014 г. отмечено 9 случаев, а в 2015 г. – 10 случаев - применения АПД. За период 2011-2013 гг. таких случаев отмечено не было.

Начиная с 2012 г. существенно снизилось количество выданных предписаний (рис. 11). Уменьшение данного показателя произошло в связи с уменьшением доли внеплановых проверок, проведенных на предмет исполнения ранее выданных предписаний, а также о незначительности нарушений или быстром реагировании природопользователей на решение проблемных вопросов.

 

Рис. 11. Количество выданных и выполненных предписаний

Показатель количества выполненных предписаний остается приблизительно стабильным (на уровне 1800 шт. в год), а отношение выданных предписаний к выполненным к 2015 г. снизилось и составило 1,75 раза. Показатель количества выданных предписаний в 2014-2015 гг. имеет тенденцию к увеличению, хотя в целом за период 2011-2015 гг. темпы прироста показателя отмечены на уровне почти 109%.

Министерством ведется контроль за исполнением выданных предписаний, предупреждений и постановлений о назначении административного наказания (рис. 12). В случае их неисполнения, возбуждаются дела об административных правонарушениях, соответствующие материалы направляются на рассмотрение мировым судьям и судебным приставам для принудительного взыскания задолженности.

Рис. 12. Количество выписанных предупреждений

 

За изучаемый период оформлено 15180 протоколов об административных правонарушениях. Так, в 2015 г. из 3069 протоколов свыше 17% передано по подведомственности (рис. 13), где существенна доля документов, переданных мировым судьям.

За период 2011-2015 гг. рассмотрено 6458 дела об административных правонарушениях (рис. 14), где, четко прослеживается 3 основных этапа: 1) 2011-2013 гг. – темпы снижения составили свыше 86%; 2) 2013 – 2014 гг. наблюдается очевидный рост данного показателя (темпы роста составили 112%); 3) 2014-2015 гг. – темпы снижения составили 70%.

Рис. 13. Структура оформленных протоколов об административном правонарушении

 

Рис. 14. Количество рассмотренных дел об административных правонарушениях

 

За 5 лет правонарушители были привлечены к административной ответственности в виде штрафов на сумму свыше 159,3 млн. руб. Наибольшие темпы прироста отмечены в период 2013-2015 г. с показателем 94%. В структуре штрафов как в количественном, так и в денежном отношении (рис. 15) в 2011-2013 гг. преобладают штрафы на юридические и должностные лица (96-97%). В 2013 г. довольно значительный процент составляют штрафы на граждан (22%), а в 2014 – 2015 гг. выделяется доля штрафов на индивидуальных предпринимателей (15-16%).

2011 г. 2012 г.
2013 г. 2014 г.
2015 г.   Рис. 15. Структура выплат по штрафам  

Таким образом, в ходе изучения результатов контрольно-надзорной деятельности Минприроды РБ получены следующие выводы:

1. Интенсивность деятельности Минприроды РБ в рамках контрольно-надзорной деятельности характеризуется следующими обобщенными показателями:

А) За 2011-2015 гг. в общей сложности проведено 13141 проверок по соблюдению законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования (с учетом физических лиц), причем данный показатель с 2013 г. имеет тенденцию к уменьшению как по количеству плановых (около 30%), так и внеплановых проверок (около 11%).

Б) По результатам проведенных проверок в 2011-2015 гг. выявлено 46788 нарушений по факту обнаружения с темпами прироста в период 2013-2015 гг. выше 97%. Данный факт объясняется увеличением количества рейдовых мероприятий. Количество установленных нарушений экологического законодательства в РБ за 2011-2014 гг. зафиксировано на уровне 29550 нарушений, в структуре которых в течение данного периода преобладают нарушения в области обращения с отходами производства и потребления

В) К основным мерам административного принуждения относятся меры пресечения, ответственности и процессуальности.

В 2014 г. в Республике Башкортостан отмечено 9 случаев, а в 2015 г. – 10 случаев - применения АПД. За период 2011-2013 гг. таких случаев отмечено не было.

Начиная с 2012 г. и 2013 г. существенно снизилось количество выданных предписаний и предупреждений соответственно. Уменьшение данных показателей произошло в связи с уменьшением доли внеплановых проверок, проведенных на предмет исполнения ранее выданных предписаний, а также о незначительности нарушений или быстром реагировании природопользователей на решение проблемных вопросов.

За изучаемый период оформлено 15180 протоколов об административных правонарушениях. Так, в 2015 г. из 3069 протоколов свыше 17% передано по подведомственности, где существенна доля документов, переданных мировым судьям.

Г) За 5 лет правонарушители были привлечены к административной ответственности в виде штрафов на сумму свыше 159,3 млн. руб. Наибольшие темпы прироста отмечены в период 2013-2015 г. с показателем 94%. В структуре штрафов как в количественном, так и в денежном отношении преобладают штрафы на юридические и должностные лица (96-97%). В 2013 г. довольно значительный процент составляют штрафы на граждан (22%), а в 2014 2015 гг. выделяется доля штрафов на индивидуальных предпринимателей (15-16%).

2. В целях профилактики экологических правонарушений государственными инспекторами Минэкологии РБ в ходе проведения проверок проводятся разъяснения требований законодательства в области охраны окружающей среды и лесного законодательства. Тем не менее, необходимо отметить, что у большинства руководителей проверяемых организаций отсутствует четкое понимание требований действующих нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды. Такая особенность характерна для объектов регионального государственного экологического надзора, зачастую небольших предприятий, не имеющих развитых или опасных производств, в штате которых отсутствуют специалисты в области охраны окружающей среды, а также отсутствия свидетельств об обучении руководителей на курсах повышения квалификации в области экологической безопасности.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 222.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...