Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОБУЧЕНИЯ СЛЕПЫХ ДЕТЕЙ В ПЕРВЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ




(С 1784 г. ДО КОНЦА 70-х гг. XIX в.)

Общая характеристика тифлопедагогики и практики обучения слепых первого периода.

Начало систематического обучения слепых связано с именем известного французского тифлопедагога В. Гаюи, который в 1784 году осуществил удачную попытку обучения слепого юноши чтению, письму и музыке по разработанной им системе. Этот факт вошел в историю тифлопедагогики как начало развития науки о методах обучения слепых, а в практике привел к открытию в большинстве стран Европы учебных заведений, которые ставили своей задачей обеспечить слепым воспитанникам приют, дать элементарное образование и привить трудовые навыки. Первые училища для слепых, как учебные заведения открываются почти одновременно в большинстве стран Европы во Франции 1784 год в Париже; в Англии 1791 год, в Ливерпуле в 1801 году в Эдинбурге и Лондоне, в Германии 1806 год, в Берлине, в Италии 1818 год, в Неаполе, в Австро-Венгрии 1806 год, в Вене, 1807 год в Праге, в Голландии 1808 год, в Амстердаме и т д.

Несколько позднее открываются первые училища для слепых в США, в Бостоне (в 1832 г для белых и в 1869 г для черных). В 70-х годах XIX века, то к концу рассматриваемого периода, в мире насчитывалось около 150 учебных заведений, крупнейшими из которых явились Национальный Парижский институт, Нормальный королевский колледж и Музыкальная академия в Лондоне.

Открытие первых учебных заведений для слепых детей и дальнейшее их развитие происходит в период, когда в большинстве европейских стран к власти приходит прогрессивный для того времени класс буржуазии, побеждают прогрессивные идеи в области философии, педагогики. Это время характеризуется в педагогике острой борьбой между старой схоластической школой, уже никак не удовлетворяющей потребности общества, и победой новых прогрессивных направлений в педагогике, принципиально по новому решающих вопросы образования детей различных классов общества.

Все изменения в педагогике и практике обучения зрячих детей отразились на развитии практики обучения слепых детей, определили цели и содержание их обучения и воспитания. Большинство тифлопедагогов первого периода разделяют и выражают передовые взгляды в определении задач обучения, места слепого в обществе. Своей деятельностью они стремятся помочь выпускнику школы слепых выйти на дорогу жизни, добиться равных прав со зрячими, борются за широкое образование слепых, считая, что слепота не является непреодолимым препятствием в получении образования.

Ведущие тифлопедагоги В. Гаюи, А. Цейне, И. Клейн, С. Гоу и др. видели в трудовом и интеллектуальном образовании средства компенсации личности слепого и путь к независимости в обществе. Согласно стремлениям известных педагогов, тифлопедагоги выступают за государственный характер учебных заведений для слепых, требуют от правительства принятия закона об обязательном обучении с юных лет l i ii^ i^ii ti! тчфчопс^ 1то! он HipRoro перитя ч во взглядах по вопросам образования и воспитания слепых, так же как и в оощеи и е^агошке, хотя и отразились передовые идеи своего времени, выражались интересы классового буржуазного общества, направленные на укрепление и утверждение господства меньшинства над большинством. Буржуазное государство даже в первый период своего развития, желая привлечь на свою сторону народные массы, лишь на словах провозглашает «равенство» и «братство» для всех классов общества. На смену феодальным формам угнетения народа приходят другие. Эта ограниченность «передовых» идей победившей буржуазии влияет на развитие, как общей педагогики, так и тифлопедагогики. Цели обучения слепых не выходят за рамки того образовательного минимума, который был определен простому народу. Программы подавляющего большинства открытых учебных заведений, хотя многие из них и носят название институтов, предусматривают лишь элементарное обучение чтению, письму, счету.

Уже при жизни В. Гаюи, А. Цейне, И. Клейна, С. Гоу раздаются голоса критики в их адрес со стороны последователей и официальных лиц. Делаются попытки объяснить, что нужно понимать под «всесторонним развитием» личности слепого. Оно ограничилось привитием элементарных правил гигиены, ориентировки, скромности, способности переносить все лишения, которые уготовила судьба слепому человеку.

Тифлопедагоги уже в первый период, выдвигая лозунг о широком образовании слепых, определяют два типа учебных заведений для слепых детей, принадлежащих к разным классам и группам общества.

Слепым детям, принадлежащим к числу «имущих», уже в первый период развития тифлопедагогики, предоставляется возможность получить высшее образование наравне со зрячими, чтобы потом «наслаждаться жизнью».

Что касается слепых из народа, то их образование не должно выходить за рамки элементарного обучения грамоте и овладения ремеслом, с помощью которого они «смогут заработать на жизнь».

Тифлопедагогика как наука в этот период только определяет свои предмет и методы исследования. Ее развитие тормозится тем, что идеи ведущих тифлопедагогов о государственности школы не были претворены в жизнь. Первые учебные заведения для слепых связаны с деятельностью благотворительных учреждений. Частный характер подавляющего большинства училищ и «институтов» приводил к тому, что между ними не было связи в рамках даже одной страны. Задачи и содержание обучения каждого учебного заведения вытекают из взглядов и уровня знаний учредителя, директора.

Имеющийся опыт обобщался и анализировался узким кругом людей, стоящих во главе учебных заведений, которые не были связаны между собой. Многие из них ни по образованию, ни по опыту работы не были педагогами (Г. Армитедж, В. Мун и др.). Основная деятельность тифлопедагогов первого периода была направлена на разработку способов письма слепых, без чего невозможно было добиться овладения грамотой, счетом. Отсутствие связи между деятельностью даже ведущих учреждений привело к тому, что в мире в этот период существовало около 200 различных шрифтов слепых. Каждый из создателей пытался внедрить свой шрифт в практику подопечных ему учреждений.

Основные методы обучения слепых в рассматриваемый период отражают уровень развития тогдашней теории общей педагогики и психологии. Тифлопедагоги искали такие методы и приемы обучения, которые были бы доступны слепому и сближали бы ею со зрячими сверстниками. Хотя в практике обучения и применялись учебные пособия, рассчитанные на осязательное восприятие, устные методы считались основными в обучении слепых. Только слуховое восприятие, по мнению тифлопедагогов того времени, могло правильно передать слепому знания об окружающей действительности.

И. Клейн писал в своем руководстве в 1819 году «Обучение разным предметам ведется большей частью путем устного изложения, т. е. при помощи слуха. Чтение книг является лишь иным видом того же способа обучения, и его можно было бы заменить также чтением слепым вслух». [68]

Кратко охарактеризовав состояние тифлопедагогики и практику обучения слепых в первый период ее развития, проследим, какой вклад в развитие теории и практики обучения слепых детей внесла та или иная страна в лице ведущих тифлопедагогов.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 682.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...