Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ




 

Курсовая работа по психологическому консультированию выполняется на одной стороне листа, имеющего стандарт­ный формат (А4). Страница должна иметь поля: верхнее -2,5 см, нижнее - 2, левое - 2,5-3, правое - 1,5-2 см.

Количество печатных знаков в строке (включая пробелы между словами) - 58-65. В текстовом редакторе Microsoft Word этому соответствует шрифт 16 пт. Количество строк на одной странице - 28-40. Если работа печатается на пишущей машинке, то ее текст следует набрать через два интервала.

Нумерация страниц выполняется в центре верхней части страницы, начиная со второй. На первой странице работы (ти­тульный лист) номер не ставится.

Начинается текст работы с титульного листа. На следующей странице дается содержание с перечислением всех написанных автором глав, параграфов, разделов или других составных час­тей и указанием номера страницы каждого раздела. Далее должны следовать следующие разделы: введение, 1 и 2-я главы, выводы, заключение, список цитированной литературы, прило­жения (не обязательны). Главы должны иметь свои названия. Главы принято членить на параграфы. В текстовом редакторе Microsoft Word значок параграфа находится через обращение к пункту меню «Вставка», далее к разделу «Символ».

Объем курсовой работы - 20-25 страниц, исключая список литературы и приложения. Объем приложений не ограничен. В приложения помещается все, что не уместилось в основном тексте работы и имеет, с точки зрения автора, второстепенную важность. В основном тексте работы должны быть ссылки на соответствующие приложения с указанием страницы того, на что осуществляется ссылка. Иначе смысл приложений теря­ется. Приложения должны быть понятно оформлены. Каждое приложение должно иметь заголовок, который должен быть отражен в содержании. Повторяем, что наличие приложений в работе не обязательно.

Курсовая работа по психологическому консультированию должна иметь проблемный характер. Это значит, что она долж­на быть посвящена решению какой-либо научной проблемы из области психологического консультирования. Научная про­блема,как правило, заключается в том, что нечто до сих пор не известно, не исследовано, не разработано. Научная проблема задает цель исследования - выяснить, исследовать, проверить, разработать нечто. На пути к решению этой цели выдвигаются задачи исследования - конкретные шаги, последовательное достижение которых должно привести к достижению цели и, следовательно, к решению научной проблемы.

Деятельность по написанию курсовой работы обычно начина­ется с изучения объекта исследования- некоторого отрезка ре­альности, который студент выбрал для своего анализа. В послед­нее время принято определять объект исследования максималь­но конкретно — дошкольники, посещающие детский сад, моло­дые супружеские пары, студенты техникума и т. д. Но объект исследования может носить и абстрактный характер - семейные отношения, отношения в педагогическом коллективе.

Применительно к объекту исследования обычно выделяют также предмет исследования- некоторую более узкую об­ласть в рамках объекта исследования, которая будет подверг­нута изучению. Например, если объектом исследования явля­ются дошкольники, посещающие детский сад, то предметом исследования может стать возможность разрешения межлич­ностных проблем в их среде методами психологического кон­сультирования. Если объектом исследования являются се­мейные отношения, то предметом исследования могут стать методы оптимизации этих отношений.

В рамках курсовой работы описывать объект исследова­ния следует максимально конкретно, т.е. необходимо указы­вать число испытуемых, их пол, возраст, другие важные ха­рактеристики. Если объект исследования сформулирован абстрактно, то для упомянутых выше сведений следует за­вести специальный раздел - «Выборка».

277

Курсовая работа по психологическому консультирова­нию может иметь научный или научно-практический ха­рактер.

Если работа носит научный характер,значит, она должна восполнить некоторый недостаток, существующий в научном знании по проблемам, связанным с психологическим консуль­тированием. Это значит, что после всестороннего теоретическо­го анализа проблемы (который должен быть осуществлен в 1-й главе курсовой работы) выдвигается научная гипотеза приме­нительно к существующему недостатку научного знания, кото­рая проверяется в рамках эмпирического исследования (2-я глава курсовой работы).

В этом случае введение должно содержать следующие раз­делы:

v Проблема исследования.

v Актуальность проблемы исследования.

v Цель исследования.

v Задачи исследования.

v Объект исследования.

v Предмет исследования.

v Выборка (если сведения о ней не вошли в раздел «Объектисследования »).

v Гипотеза.

v Методический инструментарий (методики, использовав­шиеся в исследовании; необходимо указывать, для иссле­дования какой переменной из гипотезы использовалась каждая методика).

v Основные результаты исследования.

v Методы математической статистики, с помощью которых оценивалась значимость полученных результатов.

 

Объем введения - 2-3 страницы. Глава 2-я в этом случае на­чинается словами «Эмпирическое исследование... » иимеет сле­дующие параграфы:

1. Программа исследования.

2. Результаты исследования. 278

3. Анализ результатов исследования методами математи­ческой статистики.                                                 

4. Обсуждение результатов.

 

Раздел «Программа исследования» в этом случав долженвключать следующие подразделы:

v Цель исследования.

v Задачи исследования.

v Объект исследования. ■■■■'-■                      ... • ■

v Предмет исследования.

v Выборка (если сведения о ней не вошли в раздел«Объект исследования»).

v Гипотеза.

v Методический инструментарий (методики, использовав­шиеся в исследовании; необходимо указывать, для ис­следования какой переменной из гипотезы использова­лась каждая методика).

v План осуществления исследования (в тех случаях, когда он не очевиден).

Если курсовая работа по психологическому консультирова­нию носит научный характер,то в ней после 2-й главы и выво­дов должен следовать раздел «Практические рекомендации», где должны даваться рекомендации по использованию ее ре­зультатов применительно к психологическому консультирова­нию. Объем выборки для корреляционного исследования дол­жен быть не менее 20 человек.

Если курсовая работа студента по психологическому кон­сультированию носит научно-практический характер,то ее це­лью, как правило, является разработка и апробация конкрет­ной методики психологического консультирования примени­тельно к той или иной сфере запроса на психологическую практику. Такому характеру работы отвечает, например, тема «Психологическое консультирование родственников лиц, во­влеченных в деструктивный культ». В этом случае 1-я глава курсовой работы будет носить название «Программа психоло­гического консультирования родственников лиц, вовлеченных в деструктивный культ». В этой главе необходимо осве­тить следующие вопросы:

1. Типичные проблемные ситуации, приводящие людей к психологу, в рамках данного контекста.

2. Соответствующие им формы запроса клиентов на психо­логическую помощь.

3. Перевод этих сведений на научный язык, представление их в виде психологической проблемы.Создание списка психо­логических проблем, приводящих людей в консультацию по данной проблематике.

4. Формулировка применительно к каждой выделенной пси­хологической проблеме набора консультативных гипотезс ука­занием алгоритма их проверки.

5. Описание способов оказания воздействия применительно к каждой из выделенных консультативных гипотез, в том слу­чае, если эта гипотеза подтвердится.

 

Целесообразно отобразить перечисленные выше пункты в виде таблицы:

 

Типичные проблемные ситуации Характер запроса со стороны клиентов на психологическую помощь Формулировка запроса в виде психологической проблемы Консультативные гипотезы применительно к каждой психологической проблеме Способы оказания воздействия применительно к каждой из гипотез
         

 

1-я глава в этом случае должна быть написана преимущест­венно на основе анализа научной литературы, ссылки на кото­рую обязательны. Ее можно сделать в виде изображенной выше таблицы.

Глава 2-я в случае научно-практического характера ра­боты будет начинаться словами «Апробация программы психологического консультирования... ». В этой главе не­обходимо отразить и проанализировать 2-3 случая кон­кретной консультативной работы в рамках данной пробле-

280

матики с использованием разработанной программы. По­казать, где программа работает, а где нет, почему она не работает, как ее можно улучшить, дополнить, какие иссле­дования необходимо для этого провести. Необходимо все­сторонне и объективно отразить результаты проделанной

работы.

Введение в случае научно-практического характера работы также должно занимать 2-3 страницы и содержать в себе сле­дующие разделы:

v Проблема исследования.

v Актуальность проблемы исследования.

v Цель исследования.

v Задачи исследования.

v Объект исследования.

v Предмет исследования.

v Выборка (если сведения о ней не вошли в раздел «Объект исследования»).

v Краткое содержание разработанной программы психоло­гического консультирования.

v Кратко изложенные сведения о характере апробации и ее результатах.

Список литературы и для научной, и научно-практической работы должен содержать 20-40 наименований. Текст работы должен быть высоко структурированным, очень емким, точ­ным. Для того чтобы хорошо написать эту работу, надо много читать, много осмысливать, но писать лаконично. Следует из­бегать неконкретных, общих, слабо информативных выраже­ний.

В конце и того и другого типа работы должны быть представ­лены выводы.

В заключении необходимо отразить состояние проблемы до Вашей работы с ней и после осуществленного исследования. Необходимо показать, какие новые горизонты открываются, каковы могут быть дальнейшие исследования в русле данной проблематики.

281



РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ НАПИСАНИЯ

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ

КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ

 

Контрольная работа по психологическому консультирова­нию (из тех, что задаются на дом) выполняется на одной сторо­не листа, имеющего стандартный формат (А4). Страница долж­на иметь поля: верхнее - 2,5 см, нижнее - 2, левое - 2,5-3, правое - 1,5-2 см.

Количество печатных знаков в строке (включая пробелы ме­жду словами) - 58-65. В текстовом редакторе Microsoft Word этому соответствует шрифт 16 пт. Количество строк на одной странице - 28-40. Если работа печатается на пишущей машин­ке, то ее текст следует набрать через два интервала.

Нумерация страниц выполняется в центре верхней части страницы, начиная со второй. На первой странице работы (ти­тульный лист) номер не ставится.

Начинается текст работы с титульного листа. Приблизительный объем работы - 10-15 страниц. На основе анализа литературы по выбранной теме студент должен соста­вить программу психологического консультирования по опреде­ленному классу проблем (психологическое консультирование по­литиков, учителей, дошкольников и т. д.). Программу можно выполнять в виде таблицы или текста, имеющего разделы, соот­ветствующие головке приведенной ниже таблицы.

 

Типич­ные про­блемные ситуа­ции Характер запроса со стороны клиентов на психо­логиче­скую помощь Формули­ровка за­проса в виде пси­хологиче­ской проблемы Консульта­тивные гипо­тезы приме­нительно к каждой психологиче­ской проблеме Вопросы и методики для про­верки кон­сультатив­ных гипотез Способы оказания воздейст­вия приме­нительно к каждой из гипотез
           

 

Желательно подробно рассмотреть несколько наиболее ти­пичных ситуаций для выбранной области консультирования. Необходимо показать знание терминологии, изученной в дан­ном курсе. К работе должен прилагаться список литературы с полным библиографическим описанием. В тексте таблиц или просто в тексте желательно делать ссылки на литературу. По­сле титульного листа в работе желательно поместить содержа­ние с указанием страниц соответствующих разделов. По согла­сованию с преподавателем возможна иная структура контроль­ной работы.

 



РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ НАПИСАНИЯ

ОТЧЕТА ПО КОНСУЛЬТАТИВНОЙ

ПРАКТИКЕ

При подготовке данного раздела пособиями использовали программу по консультативной практике, разработанную Е.В. Юдиной.

Отчет по консультативной практике должен начинаться с титульного листа. На следующей странице должно находить­ся содержание с указанием номеров страниц соответствующих разделов.

Сквозную нумерацию страниц следует выполнять в центре верхней части страницы, начиная со второй (номер страницы на титульном листе не ставится).

В отчете по консультативной практике студент должен пре­доставить для проверки следующие материалы:

1. Описание одного из подходов к психологическому кон­сультированиюпо следующей схеме:

v Цели и задачи работы с клиентом в рамках данного под­хода.

v Круг проблем, рассматриваемых в данной области психо­логического консультирования.

v Особенности отношений консультант - клиент.

v Основные методы воздействия в рамках данного подхода.

Данное описание осуществляется на основе анализа литера­турных источников, которые должны быть перечислены в кон­це раздела.

В литературе по психологическому консультированию мож­но часто встретить описание различных подходов к работе с клиентом, но эти описания имеют свою структуру, они выпол­нены не по указанной выше схеме. Студент должен ознакомиться с литературой и на основе ее анализа описать подход к консультированию именно согласно схеме, изложенной выше. Это задание на умение читать и анализировать литерату­ру по психологическому консультированию.

Некоторые студенты вместо описания подхода к психологи­ческому консультированию описывают психологическое кон­сультирование вообще или какой-либо вид психологического консультирования, например семейное. Это ошибка. Внутри, например, семейного психологического консультирования можно выделить не менее 8 различных подходов к работе с семьей (см. Навайтис, 1999, с. 15-87): психодинамическая модель консультирования семьи, структурная модель консуль­тирования семьи, стратегическая модель психологического консультирования семьи и т. д.

 

2. Описание случая психологического консультиро­вания, описанного в литературных источниках, с последую­щим его разбором.Желательно брать случай консультиро­вания из того подхода, который описывался выше. Студент как бы иллюстрирует тот подход, который он ранее описы­вал.

Описание и анализ консультативного случая удобно осуще­ствлять в форме таблицы, имеющей следующие колонки:

 

№ этапа Ход беседы Анализ деятельности консультанта Мой комментарий
       

 

В колонке «Ход беседы» желательно поместить протокол беседы. В колонке «Анализ деятельности консультанта» по-' мимо собственно анализа, объяснения, что и зачем консуль- > тант делает, необходимо поместить информацию о трудно­стях, которые встречает консультант в своей работе, и о путях решения трудностей в ходе беседы. В колонке «Мой коммен­тарий» студенту следует поместить свои комментарии: с чем он согласен, а с чем нет, что, как он считает, следует делать по-другому.

В качестве удачного примера такого описания и анализа случая консультативной работы можно привести случай

285

работы психолога Браулио Монтальво с семьей девочки Манди, приведенный в книге Э.Г. Эйдемиллера и В. Юстиц-киса (1999, с. 359-380). На одной стороне страницы там из­ложен протокол беседы с семьей, на другой Браулио Мон­тальво дает комментарий своей работе, поясняет, что и за­чем он делает. Этот пример иллюстрирует работу с семьей в рамках структурной модели психологического консульти­рования семьи.

 

3. Описание случая психологического консультирова­ния опытного психолога-консультанта с анализом его и раз­бором.Предполагается, что студенты в ходе консультатив­ной практики посетят психологическую консультацию, где смогут наблюдать работу опытного психолога-консультанта с клиентом. Это может быть видеозапись работы, или психо­лог-консультант будет консультировать одного из студентов, который будет разыгрывать какой-либо трудный случай (мо­дельная ситуация). Необходимо обзавестись протоколом этой беседы, используя, например, запись консультативной беседы на диктофон. После такой консультации студентам должна быть предоставлена возможность задать вопросы опытному психологу-консультанту относительно проведен­ной им только что консультации. Эти вопросы помогут сту­дентам потом разбирать и анализировать ход консультатив­ной беседы.

Описание случая психологического консультирования с анализом его и разбором осуществляется с помощью таблицы, параметры которой были приведены выше. Если психолог-кон­сультант совершает, с точки зрения клиента, ошибки, необхо­димо на них указывать. Если студент этого не делает, то есть ос­нование судить, что он не разобрался в основных реалиях и понятиях, связанных с психологическим консультировани­ем. То же ощущение возникает, если колонки, в которых дол­жен осуществляться анализ и разбор деятельности консультан­та, заполнены скудно, пестрят пробелами, общими фразами. При анализе консультативной беседы необходимо использо­вать ту терминологию, которую студенты изучали в курсах по психологическому консультированию. Если этого нет, возни­кает ощущение недостаточного владения студентом научной терминологией.

286

4. Описание случая самостоятельного психологического кон­сультирования в модельной ситуации с его анализоми коммен­тариями супервизора.Возможны разные варианты осуществле­ния самостоятельного консультирования:

1) один студент консультирует другого применительно к ги­потетической ситуации. Супервизором служит опытный психолог-консультант из психологической консульта­ции, который наблюдает за ходом консультирования, а затем дает свои комментарии;

2) студенты.разбиваются на группы по 3 человека: один иг­рает роль клиента, другой - консультанта, третий - су­первизора. После консультации супервизор дает свои комментарии. Студенты по кругу меняются местами, так что каждый хоть один раз пробует себя и в роли консуль­танта, и в роли клиента, и в роли супервизора. Так студен­ты обеспечивают себя информацией для последующего разбора и анализа.

  Студент обязан представить в отчете протокол самостоятель­но осуществленной консультации с его анализом, описанием трудностей, путей выхода из них, комментариями супервизо­ра. Все это опять нее удобно выполнять в форме таблицы, голов­ка которой приведена выше (колонка «Мой комментарий»). Текст должен быть логичным, понятным, доступным для ана­лиза. Студенту следует здесь показать, что он не зря провел вре­мя в высшем учебном заведении. Самостоятельно осуществлен­ная консультация должна отличаться от той беседы, которую мог бы осуществить просто человек с улицы, не искушенный в научной психологии.

 

5. Дневник консультативной практики,отражающий ос­новные этапы ее прохождения с указанием дат и времени этих этапов, содержанием проделанной работы, названиями мест, которые удалось посетить. Первая запись в дневнике - устано­вочная лекция или организационная конференция, на кото­рой до студента доводится, где и как будет практика прохо­дить, какая отчетность потребуется.

 

6. Отзыв студента о прохождении практикис указани­ем приобретенных знаний, умений и навыков, предложения­ми по совершенствованию практики.

287

7. Отчет об изучении деятельности психолога-консуль­танта и особенностях организации пространственной среды

втом месте, где осуществлялась консультативная практика.

 

8. Отзыв психолога-методиста о работе практиканта в тойорганизации, где проходила консультативная практика, сее оценкой по 5-балльной системе.      t

 



ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

 

1. Создание библиографической описания ' источников потеме дипломной работы:           Поиск научных статей по теме дипломной работы с помо­щью каталога журнальных статей за последние 10 лет.

v Поиск монографий и разделов в монографиях и учебных пособиях по теме дипломной работы за последние 10 лет с помощью книжного и электронного каталогов Россий­ской государственной библиотеки.

v Поиск кандидатских и докторских диссертаций по теме данной дипломной работы за последние 10 лет с помощью электронного каталога Российской государственной биб­лиотеки.

2. Анализ собранных литературных источников и созда­ние литературного обзора по этим источникам. Целью обзора яв­ляется поиск проблемы будущего эмпирического исследования.

3. Разработка программы эмпирического исследования. Принятие конкретного решения относительно того, научный или научно-практический характер будет носить эмпирическая проработка проблемы. Если работа будет носить научно-практи­ческий характер, то ее цель - разработка, апробация и оценка эффективности разработанной методики.

4. Эмпирическое исследование с целью проверки выдви­нутой гипотезы или разработки практической методики и оцен­ки ее эффективности.

5. Обсуждение полученных результатов, формулирова­ние однозначных и понятных выводов.

6. В случае если работа будет носить научный характер (т. е., в ней выдвигается и проверяется некоторая гипотеза),

289

разработка рекомендаций по использованию полученных ре­зультатов в практике психологического консультирования.

7. Создание заключения работы: описание того, какой вклад внесен в науку, что изменилось в науке благодаря прове­денному исследованию, создание планов на дальнейшие иссле­дования в данной области.

8. Окончательное оформление работы (введение, содер­жание, титульный лист, приложения).

9. Отзыв научного руководителя дипломной работу.

10. Предоставление работы на рецензию, анализ рецен­зии, подготовка выступления на защите и ответов на возмож­ные вопросы.

 



ТЕМЫ ДЛЯ СООБЩЕНИЙ НА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО КУРСУ «КОНСУЛЬТАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

 

1. Понятие «субъективное» и его значение в работе с кли­ентом.

  • БъюдженталъДж., 2001, с. 21-36.

2. Основные уровни ведения беседы и их роль в консуль­тативной работе.

  • БъюдженталъДж., 2001, с. 39-60.

3. Присутствие специалиста, оказывающего воздействие, в беседе и характер альянса.

  • БъюдженталъДж., 2001, с. 61-74.

4. Основные проявления межличностного давления и их роль в консультативной работе.

  • БъюдженталъДж., 2001, с. 75-96.

5. Параллелирование темы в консультативной беседе.

  • БъюдженталъДж., 2001, с. 99-.

6. Параллелирование чувств в консультативной беседе.

  • БъюдженталъДж., 2001, с. 112-120.

7. Параллелирование рамок в консультативной беседе.

  • БъюдженталъДж., 2001, с. 121-130.

8. Параллелирование локуса внимания собеседника в кон­сультативной беседе.

  • БъюдженталъДж., 2001, с. 131-144.

9. Соотношение объективации и субъективного как пара­метр анализа консультативной работы.

  • БъюдженталъДж., 2001, с. 147-167.

291

10. Работа с сопротивлением воздействию в личностно-ориентированном психологическом консультировании.

  • БьюджентальДж., 2001, с. 168-190.

11. Забота как источник силы и направляющий фактор в личностно-ориентированном психологическом консультиро­вании.

  • БьюджентальДж., 2001, с. 193-214.

12. Интенциональность и воодушевленность как предмет заботы психолога-консультанта.

  • БьюджентальДж., 2001, с. 215-229.

13. Обязательства специалиста, оказывающего воздей­ствие.

  • БьюджентальДж., 2001, с. 234-249.

14. Артистизм специалиста, оказывающего воздействие.

  • БьюджентальДж., 2001, с. 250-259.

15. Разработка основ консультативной работы с клиентом в рамках философской антропологии.

  • Моховиков АЛ., 2001, с. 13-22.

16. История возникновения телефонной консультативной помощи за рубежом.

  • Моховиков АЛ., 2001, с. 23-36.

17. Особенности оказания психологической консульта­тивной помощи в посттоталитарном обществе.

  • Моховиков АЛ., 2001, с. 37-48.

18. Основные принципы работы и этика телефонной кон­сультативной помощи.

  • Моховиков АЛ., 2001, с. 49-60.

19. Модель обучения консультантов на основе опыта.

  • Моховиков АЛ., 2001, с. 61-70.

20. Феномен «сгорания» у консультантов.

  • Моховиков АЛ., 2001, с. 71-78.

21. Практика супервизии в консультировании.

  • Моховиков АЛ., 2001, с. 79-92.

22. Рекламная деятельность в службах неотложной кон­сультативной психологической помощи.

  • Моховиков АЛ., 2001, с. 93-103.

23. Сущность и составляющие активного слушания.

  • Моховиков АЛ., 2001, с. 104-118.

24. Психология телефонного диалога.

  • Моховиков АЛ., 2001, с. 119-152.

25. Регулярные («зависающие») абоненты в практике консультирования на телефоне доверия.

  • Моховиков АЛ., 2001, с. 153-160.

26. Консультирование агрессивных и манипулятивных кли­ентов.                                                     

o Моховиков АЛ., 2001, с. 161-177.

27. Ошибки телефонного диалога и искусство его заверше­ния.

o Моховиков АЛ., 2001, с. 178-186.

28. Механизмы психологической защиты и консультатив­ная помощь на телефоне доверия.

o Моховиков АЛ., 2001, с. 187-196.

 



КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

ПО КУРСУ ♦ КОНСУЛЬТАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

 

1. Предмет и задачи консультативной психологии.

2. Принципы психологического консультирования.

3. Отношение к советам в психологическом консультиро­вании.

4. Проблема разграничения личных и профессиональ­ных отношений.

5. Доброжелательное и безоценочное отношение к клиен­ту и способы его достижения.

6. Черты личности.присущие эффективному психологу-консультанту.

7. Особенности личностной идентичности и успешность работы психолога-консультанта.

8. Типичные ошибки психолога-консультанта и работа с ними.

9. Этические аспекты психологического консультирова­ния.

10. Виды психологического консультирования.

11. Активация ресурсов клиента в процессе работы с ним.

12. Основные ориентации психологов относительно струк­туры консультативного процесса.

13. Понятие «субъективное» и его значение в работе с кли­ентом.

14. Уровень общения как параметр анализа консультатив­ной беседы.

15. Уровень формального общения как этап консультатив­ной беседы.

16. Уровень поддержания контакта как этап консульта­тивной беседы.

17. Уровень критических обстоятельств как этап консуль­тативной беседы.

18. Уровень стандартной беседы в отношениях психолог -клиент.

19. Уровень критических обстоятельств в отношениях пси­холог - клиент.

20. Присутствие специалиста, оказывающего воздействие, в беседе и характер альянса.

21. Межличностное давление и его формы в консультатив­ной беседе.

22. Продуктивное слушание в процессе консультативной беседы и его разновидности.

23. Руководство, инструктирование и требование как уров­ни консультативной беседы.

24. Параллелирование темы в консультативной беседе. "

25. Параллелирование чувств в консультативной беседе.

26. Параллелирование рамок в консультативной беседе.

27. Параллелирование локуса внимания собеседника в лич-ностно-ориентированном психологическом консультировании.

28. Соотношение объективации и субъективного как пара­метр анализа консультативной работы.

29. Работа с сопротивлением воздействию в личностно-ори-ентированном психологическом консультировании.

30. Забота как источник силы и направляющий фактор в личностно-ориентированном психологическом консультиро­вании.

31. Интенциональность и воодушевленность как предмет заботы психолога-консультанта.

32. Обязательства специалиста, осуществляющего воздей­ствие.

33. Артистизм специалиста, оказывающего воздействие.

34. Психологическое консультирование в опоре на актива­цию ресурсов клиента.

35. Специфика дистантного психологического консульти­рования.

36. Разработка основ консультативной работы с клиен­том в рамках философской антропологии. История возникно­вения телефонной консультативной помощи за рубежом.

37. Особенности оказания психологической консультатив­ной помощи в посттоталитарном обществе.

38. Модель обучения консультантов на основе опыта. Прак­тика супервизии в консультировании.

39. Феномен «сгорания» у консультантов.

40. Сущность и составляющие активного слушания. J

41. Психология телефонного диалога.                     ;<

42. Регулярные («зависающие») абоненты в практике кон­сультирования на телефоне доверия.

43. Механизмы психологической защиты и консультатив­ная помощь на телефоне доверия.

44. Консультирование агрессивных и манипулятивных кли­ентов.

 


11. ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ;


РАБОТЫ И ПОДГОТОВКИ

К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

ПО КУРСУ «КОНЦЕПЦИИ И МЕТОДЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ»

1. Основные положения классического психоанализа 3. Фрейда и их использование в психологическом консультиро­вании [Нелъсон-Джоунс, 2000; Психотерапевтическая энцик­лопедия, 1999; Сахакиан, 2000; Хъелл, Зиглер, 1998].

2. Индивидуальная психология А. Адлера как концепция психологической помощи и работа с клиентом в рамках этого направления [Психотерапевтическая энциклопедия, 1999; Са­хакиан, 2000; Хъелл, Зиглер, 1998; Осипова, 2000].

3. Аналитическая психология К.Г. Юнга как концепция психологической помощи и методы работы с клиентом в рамках этого направления [Психотерапевтическая энциклопедия, 1999; Сахакиан, 2000; Хъелл, Зиглер, 1998; Юнг, 1997].

4. Психотерапия конструктивного альтернативизма, тера­пия фиксированных ролей Джорджа Келли [Психотерапевтиче­ская энциклопедия, 1999; Сахакиан, 2000; Хъелл, Зиглер, 1998].

5. Идеи о личностном развитии А. Маслоу и их использо­вание в психологическом консультировании [Хъелл, Зиглер, 1998; Хрестоматия..., 1995].

6. Концепции и методы работы с клиентом в русле нейро-лингвистического программирования [Психотерапевтическая энциклопедия, 1999; Бэндлер, Гриндер, 1994].

7. Эриксоновский гипноз как метод психологической по­мощи и его концептуальные основы [Психотерапевтическая эн­циклопедия, 1999; Семинар...].

8. Психосинтез Ассаджиоли как концепция и метод ока­зания психологической помощи [Психотерапевтическая эн­циклопедия, 1999; Ассаджиоли, 1994].

9. Волевая терапия Отто Ранка [Сахакиан, 2000].

10. Межличностная теория психотерапии Гарри Стэк Сал-ливена [Психотерапевтическая энциклопедия, 1999; Сахакиан 2000].

11. Характерологический анализ Карен Хорни [Психотера­певтическая энциклопедия, 1999; Сахакиан, 2000; Хьелл, Зиг-лер, 1998].

12. Утвердительно-структурированная терапия Филлипса [Психотерапевтическая энциклопедия, 1999; Сахакиан, 2000].

13. Эмпирическая терапия К. Витакера [Психотерапевти­ческая энциклопедия, 1999; Сахакиан, 2000].

14. Консультирование по реализму [Нельсон-Джоунс, 2000].

15. Мультимодальное консультирование [Нельсон-Джоунс, 2000].

16. Консультирование по жизненным умениям [Нельсон-Джоунс, 2000].

17. Дазайнанализ Л. Бинсвангера [Психотерапевтическая энциклопедия, 1999; Бинсвангер, 1999].

18. Символдрама как метод оказания психологической по­мощи и ее концептуальные основы [Символдрама, 2001].

19. Концептуальные основы и методы работы с клиентом в рамках процессуальной психологии (духовно-ориентирован­ный подход) [Минделл, 1997].

20. Онтопсихология как концепция и метод психологиче­ской помощи [Менегетти, 1992; Психотерапевтическая эн­циклопедия, 1999].

 


12. ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУ^РСУ

«КОНЦЕПЦИИ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ^

 

1. Цели и методы работы с клиентом в рамках классиче­ского психоанализа 3. Фрейда.

2. Индивидуальная психология А. Адлера как концеп­ция психологической помощи и работа с клиентом в рамках это­го направления.

3. Аналитическая психология К.Г. Юнга и работа с кли­ентом в рамках этого направления.

4. Психотерапия конструктивного альтернативизма, те­рапия фиксированных ролей Дж. Келли.

5. Идеи о личностном развитии А. Маслоу и их использо­вание в психологическом консультировании.

6. Концепции и методы работы с клиентом в русле нейро-лингвистического программирования.

7. Эриксоновский гипноз как метод психологической по­мощи и его концептуальные основы.

8. Психосинтез Ассаджиоли как концепция и метод ока­зания психологической помощи.

9. Волевая терапия Отто Ранка.

10. Межличностная теория психотерапии Г.С. Салливена.

11. Характерологический анализ К. Хорни.

12. Утвердительно-структурированная терапия Филлипса.

13. Эмпирическая терапия К. Витакера.

14. Консультирование по реализму.                        г

15. Мультимодальное консультирование.

16. Консультирование по жизненным умениям.

17. Дазайнанализ Л. Бинсвангера.

18. Символдрама как метод оказания психологической по­мощи и ее концептуальные основы.                         ' '

19. Сущность гуманистического подхода к психологическо­му консультированию и основные направления в рамках данного подхода.

20. Представления о причинах личностных расстройств в клиент-центрированном подходе К. Роджерса.

21. Цели и методы оказания помощи клиенту в рамках клиент-центрированного подхода К. Роджерса.

22. Представления о жизненном пути личности в рам­ках экзистенциального подхода И. Ялома и Р. Мэя. Понятие о данностях существования.

23. Идентификация неадекватных механизмов психоло­гической защиты в рамках экзистенциального подхода.

24. Смерть как фактор экзистенциального кризиса. Конст­руктивные и деструктивные способы переживания тревоги, свя­занной со смертью.

25. Свобода человека в мире как источник экзистенциаль­ных кризисов. Конструктивные и деструктивные способы ре­шения проблем, возникающих вследствие осознания своей сво­боды и ответственности.

26. Изоляция как данность человеческого существования. Конструктивные и деструктивные способы преодоления тревоги, связанной с изоляцией.

27. Бессмысленность как данность человеческого суще­ствования. Конструктивные и деструктивные способы работы с этой проблемой.

28. Основные методы работы с клиентом в ситуации экзи­стенциального кризиса, связанного со смертью.

29. Основные методы работы с клиентом при наличии пре­дельных беспокойств, связанных со свободой.

30. Основные методы работы с клиентом при наличии пре­дельных экзистенциальных беспокойств, связанных с изоляцией.

31. Работа с клиентом, жалующимся на недостаток смыс­ла в жизни, в рамках экзистенциального подхода.

32. Концептуальные основы логотерапии В. Франкла. При­чины распространенности экзистенциального вакуума в совре­менном обществе.

33. Основные методы работы с клиентами в рамках лого-терапии В. Франкла.

34. Основные цели и методологические основы поведенче­ского консультирования.

35. Функциональный анализ проблемных зон клиентов в рамках поведенческого консультирования.

36. Тренинг ассертивности и репетиции поведения как методы оказания помощи в рамках поведенческой модели.

37. Методы подкрепления, используемые в поведенческом консультировании.

38. Концептуальные основы гештальттерапии. Цели ра­боты с клиентом в рамках данного направления.

39. Механизмы нарушения процесса саморегуляции, вы­деляемые в рамках гештальттерапии.

40. Техники воздействия, используемые в гештальттера­пии.

41. Использование метафор в психологическом консульти­ровании.

42. Метод сказкотерапии.

43. Концептуальные основы и методы работы с клиентом в рамках процессуальной психологии (духовно-ориентирован­ный подход).

44. Онтопсихология как концепция и метод психологиче­ской помощи.                                                            

 




ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

РАБОТЫ И ПОДГОТОВКИ

К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

ПО КУРСУ «ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 368.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...