Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ
Курсовая работа по психологическому консультированию выполняется на одной стороне листа, имеющего стандартный формат (А4). Страница должна иметь поля: верхнее -2,5 см, нижнее - 2, левое - 2,5-3, правое - 1,5-2 см. Количество печатных знаков в строке (включая пробелы между словами) - 58-65. В текстовом редакторе Microsoft Word этому соответствует шрифт 16 пт. Количество строк на одной странице - 28-40. Если работа печатается на пишущей машинке, то ее текст следует набрать через два интервала. Нумерация страниц выполняется в центре верхней части страницы, начиная со второй. На первой странице работы (титульный лист) номер не ставится. Начинается текст работы с титульного листа. На следующей странице дается содержание с перечислением всех написанных автором глав, параграфов, разделов или других составных частей и указанием номера страницы каждого раздела. Далее должны следовать следующие разделы: введение, 1 и 2-я главы, выводы, заключение, список цитированной литературы, приложения (не обязательны). Главы должны иметь свои названия. Главы принято членить на параграфы. В текстовом редакторе Microsoft Word значок параграфа находится через обращение к пункту меню «Вставка», далее к разделу «Символ». Объем курсовой работы - 20-25 страниц, исключая список литературы и приложения. Объем приложений не ограничен. В приложения помещается все, что не уместилось в основном тексте работы и имеет, с точки зрения автора, второстепенную важность. В основном тексте работы должны быть ссылки на соответствующие приложения с указанием страницы того, на что осуществляется ссылка. Иначе смысл приложений теряется. Приложения должны быть понятно оформлены. Каждое приложение должно иметь заголовок, который должен быть отражен в содержании. Повторяем, что наличие приложений в работе не обязательно. Курсовая работа по психологическому консультированию должна иметь проблемный характер. Это значит, что она должна быть посвящена решению какой-либо научной проблемы из области психологического консультирования. Научная проблема,как правило, заключается в том, что нечто до сих пор не известно, не исследовано, не разработано. Научная проблема задает цель исследования - выяснить, исследовать, проверить, разработать нечто. На пути к решению этой цели выдвигаются задачи исследования - конкретные шаги, последовательное достижение которых должно привести к достижению цели и, следовательно, к решению научной проблемы. Деятельность по написанию курсовой работы обычно начинается с изучения объекта исследования- некоторого отрезка реальности, который студент выбрал для своего анализа. В последнее время принято определять объект исследования максимально конкретно — дошкольники, посещающие детский сад, молодые супружеские пары, студенты техникума и т. д. Но объект исследования может носить и абстрактный характер - семейные отношения, отношения в педагогическом коллективе. Применительно к объекту исследования обычно выделяют также предмет исследования- некоторую более узкую область в рамках объекта исследования, которая будет подвергнута изучению. Например, если объектом исследования являются дошкольники, посещающие детский сад, то предметом исследования может стать возможность разрешения межличностных проблем в их среде методами психологического консультирования. Если объектом исследования являются семейные отношения, то предметом исследования могут стать методы оптимизации этих отношений. В рамках курсовой работы описывать объект исследования следует максимально конкретно, т.е. необходимо указывать число испытуемых, их пол, возраст, другие важные характеристики. Если объект исследования сформулирован абстрактно, то для упомянутых выше сведений следует завести специальный раздел - «Выборка». 277 Курсовая работа по психологическому консультированию может иметь научный или научно-практический характер. Если работа носит научный характер,значит, она должна восполнить некоторый недостаток, существующий в научном знании по проблемам, связанным с психологическим консультированием. Это значит, что после всестороннего теоретического анализа проблемы (который должен быть осуществлен в 1-й главе курсовой работы) выдвигается научная гипотеза применительно к существующему недостатку научного знания, которая проверяется в рамках эмпирического исследования (2-я глава курсовой работы). В этом случае введение должно содержать следующие разделы: v Проблема исследования. v Актуальность проблемы исследования. v Цель исследования. v Задачи исследования. v Объект исследования. v Предмет исследования. v Выборка (если сведения о ней не вошли в раздел «Объектисследования »). v Гипотеза. v Методический инструментарий (методики, использовавшиеся в исследовании; необходимо указывать, для исследования какой переменной из гипотезы использовалась каждая методика). v Основные результаты исследования. v Методы математической статистики, с помощью которых оценивалась значимость полученных результатов.
Объем введения - 2-3 страницы. Глава 2-я в этом случае начинается словами «Эмпирическое исследование... » иимеет следующие параграфы: 1. Программа исследования. 2. Результаты исследования. 278 3. Анализ результатов исследования методами математической статистики. 4. Обсуждение результатов.
Раздел «Программа исследования» в этом случав долженвключать следующие подразделы: v Цель исследования. v Задачи исследования. v Объект исследования. ■■■■'-■ ... • ■ v Предмет исследования. v Выборка (если сведения о ней не вошли в раздел«Объект исследования»). v Гипотеза. v Методический инструментарий (методики, использовавшиеся в исследовании; необходимо указывать, для исследования какой переменной из гипотезы использовалась каждая методика). v План осуществления исследования (в тех случаях, когда он не очевиден). Если курсовая работа по психологическому консультированию носит научный характер,то в ней после 2-й главы и выводов должен следовать раздел «Практические рекомендации», где должны даваться рекомендации по использованию ее результатов применительно к психологическому консультированию. Объем выборки для корреляционного исследования должен быть не менее 20 человек. Если курсовая работа студента по психологическому консультированию носит научно-практический характер,то ее целью, как правило, является разработка и апробация конкретной методики психологического консультирования применительно к той или иной сфере запроса на психологическую практику. Такому характеру работы отвечает, например, тема «Психологическое консультирование родственников лиц, вовлеченных в деструктивный культ». В этом случае 1-я глава курсовой работы будет носить название «Программа психологического консультирования родственников лиц, вовлеченных в деструктивный культ». В этой главе необходимо осветить следующие вопросы: 1. Типичные проблемные ситуации, приводящие людей к психологу, в рамках данного контекста. 2. Соответствующие им формы запроса клиентов на психологическую помощь. 3. Перевод этих сведений на научный язык, представление их в виде психологической проблемы.Создание списка психологических проблем, приводящих людей в консультацию по данной проблематике. 4. Формулировка применительно к каждой выделенной психологической проблеме набора консультативных гипотезс указанием алгоритма их проверки. 5. Описание способов оказания воздействия применительно к каждой из выделенных консультативных гипотез, в том случае, если эта гипотеза подтвердится.
Целесообразно отобразить перечисленные выше пункты в виде таблицы:
1-я глава в этом случае должна быть написана преимущественно на основе анализа научной литературы, ссылки на которую обязательны. Ее можно сделать в виде изображенной выше таблицы. Глава 2-я в случае научно-практического характера работы будет начинаться словами «Апробация программы психологического консультирования... ». В этой главе необходимо отразить и проанализировать 2-3 случая конкретной консультативной работы в рамках данной пробле- 280 матики с использованием разработанной программы. Показать, где программа работает, а где нет, почему она не работает, как ее можно улучшить, дополнить, какие исследования необходимо для этого провести. Необходимо всесторонне и объективно отразить результаты проделанной работы. Введение в случае научно-практического характера работы также должно занимать 2-3 страницы и содержать в себе следующие разделы: v Проблема исследования. v Актуальность проблемы исследования. v Цель исследования. v Задачи исследования. v Объект исследования. v Предмет исследования. v Выборка (если сведения о ней не вошли в раздел «Объект исследования»). v Краткое содержание разработанной программы психологического консультирования. v Кратко изложенные сведения о характере апробации и ее результатах. Список литературы и для научной, и научно-практической работы должен содержать 20-40 наименований. Текст работы должен быть высоко структурированным, очень емким, точным. Для того чтобы хорошо написать эту работу, надо много читать, много осмысливать, но писать лаконично. Следует избегать неконкретных, общих, слабо информативных выражений. В конце и того и другого типа работы должны быть представлены выводы. В заключении необходимо отразить состояние проблемы до Вашей работы с ней и после осуществленного исследования. Необходимо показать, какие новые горизонты открываются, каковы могут быть дальнейшие исследования в русле данной проблематики. 281 РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ НАПИСАНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ
Контрольная работа по психологическому консультированию (из тех, что задаются на дом) выполняется на одной стороне листа, имеющего стандартный формат (А4). Страница должна иметь поля: верхнее - 2,5 см, нижнее - 2, левое - 2,5-3, правое - 1,5-2 см. Количество печатных знаков в строке (включая пробелы между словами) - 58-65. В текстовом редакторе Microsoft Word этому соответствует шрифт 16 пт. Количество строк на одной странице - 28-40. Если работа печатается на пишущей машинке, то ее текст следует набрать через два интервала. Нумерация страниц выполняется в центре верхней части страницы, начиная со второй. На первой странице работы (титульный лист) номер не ставится. Начинается текст работы с титульного листа. Приблизительный объем работы - 10-15 страниц. На основе анализа литературы по выбранной теме студент должен составить программу психологического консультирования по определенному классу проблем (психологическое консультирование политиков, учителей, дошкольников и т. д.). Программу можно выполнять в виде таблицы или текста, имеющего разделы, соответствующие головке приведенной ниже таблицы.
Желательно подробно рассмотреть несколько наиболее типичных ситуаций для выбранной области консультирования. Необходимо показать знание терминологии, изученной в данном курсе. К работе должен прилагаться список литературы с полным библиографическим описанием. В тексте таблиц или просто в тексте желательно делать ссылки на литературу. После титульного листа в работе желательно поместить содержание с указанием страниц соответствующих разделов. По согласованию с преподавателем возможна иная структура контрольной работы.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ НАПИСАНИЯ ОТЧЕТА ПО КОНСУЛЬТАТИВНОЙ ПРАКТИКЕ При подготовке данного раздела пособиями использовали программу по консультативной практике, разработанную Е.В. Юдиной. Отчет по консультативной практике должен начинаться с титульного листа. На следующей странице должно находиться содержание с указанием номеров страниц соответствующих разделов. Сквозную нумерацию страниц следует выполнять в центре верхней части страницы, начиная со второй (номер страницы на титульном листе не ставится). В отчете по консультативной практике студент должен предоставить для проверки следующие материалы: 1. Описание одного из подходов к психологическому консультированиюпо следующей схеме: v Цели и задачи работы с клиентом в рамках данного подхода. v Круг проблем, рассматриваемых в данной области психологического консультирования. v Особенности отношений консультант - клиент. v Основные методы воздействия в рамках данного подхода. Данное описание осуществляется на основе анализа литературных источников, которые должны быть перечислены в конце раздела. В литературе по психологическому консультированию можно часто встретить описание различных подходов к работе с клиентом, но эти описания имеют свою структуру, они выполнены не по указанной выше схеме. Студент должен ознакомиться с литературой и на основе ее анализа описать подход к консультированию именно согласно схеме, изложенной выше. Это задание на умение читать и анализировать литературу по психологическому консультированию. Некоторые студенты вместо описания подхода к психологическому консультированию описывают психологическое консультирование вообще или какой-либо вид психологического консультирования, например семейное. Это ошибка. Внутри, например, семейного психологического консультирования можно выделить не менее 8 различных подходов к работе с семьей (см. Навайтис, 1999, с. 15-87): психодинамическая модель консультирования семьи, структурная модель консультирования семьи, стратегическая модель психологического консультирования семьи и т. д.
2. Описание случая психологического консультирования, описанного в литературных источниках, с последующим его разбором.Желательно брать случай консультирования из того подхода, который описывался выше. Студент как бы иллюстрирует тот подход, который он ранее описывал. Описание и анализ консультативного случая удобно осуществлять в форме таблицы, имеющей следующие колонки:
В колонке «Ход беседы» желательно поместить протокол беседы. В колонке «Анализ деятельности консультанта» по-' мимо собственно анализа, объяснения, что и зачем консуль- > тант делает, необходимо поместить информацию о трудностях, которые встречает консультант в своей работе, и о путях решения трудностей в ходе беседы. В колонке «Мой комментарий» студенту следует поместить свои комментарии: с чем он согласен, а с чем нет, что, как он считает, следует делать по-другому. В качестве удачного примера такого описания и анализа случая консультативной работы можно привести случай 285 работы психолога Браулио Монтальво с семьей девочки Манди, приведенный в книге Э.Г. Эйдемиллера и В. Юстиц-киса (1999, с. 359-380). На одной стороне страницы там изложен протокол беседы с семьей, на другой Браулио Монтальво дает комментарий своей работе, поясняет, что и зачем он делает. Этот пример иллюстрирует работу с семьей в рамках структурной модели психологического консультирования семьи.
3. Описание случая психологического консультирования опытного психолога-консультанта с анализом его и разбором.Предполагается, что студенты в ходе консультативной практики посетят психологическую консультацию, где смогут наблюдать работу опытного психолога-консультанта с клиентом. Это может быть видеозапись работы, или психолог-консультант будет консультировать одного из студентов, который будет разыгрывать какой-либо трудный случай (модельная ситуация). Необходимо обзавестись протоколом этой беседы, используя, например, запись консультативной беседы на диктофон. После такой консультации студентам должна быть предоставлена возможность задать вопросы опытному психологу-консультанту относительно проведенной им только что консультации. Эти вопросы помогут студентам потом разбирать и анализировать ход консультативной беседы. Описание случая психологического консультирования с анализом его и разбором осуществляется с помощью таблицы, параметры которой были приведены выше. Если психолог-консультант совершает, с точки зрения клиента, ошибки, необходимо на них указывать. Если студент этого не делает, то есть основание судить, что он не разобрался в основных реалиях и понятиях, связанных с психологическим консультированием. То же ощущение возникает, если колонки, в которых должен осуществляться анализ и разбор деятельности консультанта, заполнены скудно, пестрят пробелами, общими фразами. При анализе консультативной беседы необходимо использовать ту терминологию, которую студенты изучали в курсах по психологическому консультированию. Если этого нет, возникает ощущение недостаточного владения студентом научной терминологией. 286 4. Описание случая самостоятельного психологического консультирования в модельной ситуации с его анализоми комментариями супервизора.Возможны разные варианты осуществления самостоятельного консультирования: 1) один студент консультирует другого применительно к гипотетической ситуации. Супервизором служит опытный психолог-консультант из психологической консультации, который наблюдает за ходом консультирования, а затем дает свои комментарии; 2) студенты.разбиваются на группы по 3 человека: один играет роль клиента, другой - консультанта, третий - супервизора. После консультации супервизор дает свои комментарии. Студенты по кругу меняются местами, так что каждый хоть один раз пробует себя и в роли консультанта, и в роли клиента, и в роли супервизора. Так студенты обеспечивают себя информацией для последующего разбора и анализа. Студент обязан представить в отчете протокол самостоятельно осуществленной консультации с его анализом, описанием трудностей, путей выхода из них, комментариями супервизора. Все это опять нее удобно выполнять в форме таблицы, головка которой приведена выше (колонка «Мой комментарий»). Текст должен быть логичным, понятным, доступным для анализа. Студенту следует здесь показать, что он не зря провел время в высшем учебном заведении. Самостоятельно осуществленная консультация должна отличаться от той беседы, которую мог бы осуществить просто человек с улицы, не искушенный в научной психологии.
5. Дневник консультативной практики,отражающий основные этапы ее прохождения с указанием дат и времени этих этапов, содержанием проделанной работы, названиями мест, которые удалось посетить. Первая запись в дневнике - установочная лекция или организационная конференция, на которой до студента доводится, где и как будет практика проходить, какая отчетность потребуется.
6. Отзыв студента о прохождении практикис указанием приобретенных знаний, умений и навыков, предложениями по совершенствованию практики. 287 7. Отчет об изучении деятельности психолога-консультанта и особенностях организации пространственной среды втом месте, где осуществлялась консультативная практика.
8. Отзыв психолога-методиста о работе практиканта в тойорганизации, где проходила консультативная практика, сее оценкой по 5-балльной системе. t
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ
1. Создание библиографической описания ' источников потеме дипломной работы: Поиск научных статей по теме дипломной работы с помощью каталога журнальных статей за последние 10 лет. v Поиск монографий и разделов в монографиях и учебных пособиях по теме дипломной работы за последние 10 лет с помощью книжного и электронного каталогов Российской государственной библиотеки. v Поиск кандидатских и докторских диссертаций по теме данной дипломной работы за последние 10 лет с помощью электронного каталога Российской государственной библиотеки. 2. Анализ собранных литературных источников и создание литературного обзора по этим источникам. Целью обзора является поиск проблемы будущего эмпирического исследования. 3. Разработка программы эмпирического исследования. Принятие конкретного решения относительно того, научный или научно-практический характер будет носить эмпирическая проработка проблемы. Если работа будет носить научно-практический характер, то ее цель - разработка, апробация и оценка эффективности разработанной методики. 4. Эмпирическое исследование с целью проверки выдвинутой гипотезы или разработки практической методики и оценки ее эффективности. 5. Обсуждение полученных результатов, формулирование однозначных и понятных выводов. 6. В случае если работа будет носить научный характер (т. е., в ней выдвигается и проверяется некоторая гипотеза), 289 разработка рекомендаций по использованию полученных результатов в практике психологического консультирования. 7. Создание заключения работы: описание того, какой вклад внесен в науку, что изменилось в науке благодаря проведенному исследованию, создание планов на дальнейшие исследования в данной области. 8. Окончательное оформление работы (введение, содержание, титульный лист, приложения). 9. Отзыв научного руководителя дипломной работу. 10. Предоставление работы на рецензию, анализ рецензии, подготовка выступления на защите и ответов на возможные вопросы.
ТЕМЫ ДЛЯ СООБЩЕНИЙ НА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО КУРСУ «КОНСУЛЬТАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
1. Понятие «субъективное» и его значение в работе с клиентом.
2. Основные уровни ведения беседы и их роль в консультативной работе.
3. Присутствие специалиста, оказывающего воздействие, в беседе и характер альянса.
4. Основные проявления межличностного давления и их роль в консультативной работе.
5. Параллелирование темы в консультативной беседе.
6. Параллелирование чувств в консультативной беседе.
7. Параллелирование рамок в консультативной беседе.
8. Параллелирование локуса внимания собеседника в консультативной беседе.
9. Соотношение объективации и субъективного как параметр анализа консультативной работы.
291 10. Работа с сопротивлением воздействию в личностно-ориентированном психологическом консультировании.
11. Забота как источник силы и направляющий фактор в личностно-ориентированном психологическом консультировании.
12. Интенциональность и воодушевленность как предмет заботы психолога-консультанта.
13. Обязательства специалиста, оказывающего воздействие.
14. Артистизм специалиста, оказывающего воздействие.
15. Разработка основ консультативной работы с клиентом в рамках философской антропологии.
16. История возникновения телефонной консультативной помощи за рубежом.
17. Особенности оказания психологической консультативной помощи в посттоталитарном обществе.
18. Основные принципы работы и этика телефонной консультативной помощи.
19. Модель обучения консультантов на основе опыта.
20. Феномен «сгорания» у консультантов.
21. Практика супервизии в консультировании.
22. Рекламная деятельность в службах неотложной консультативной психологической помощи.
23. Сущность и составляющие активного слушания.
24. Психология телефонного диалога.
25. Регулярные («зависающие») абоненты в практике консультирования на телефоне доверия.
26. Консультирование агрессивных и манипулятивных клиентов. o Моховиков АЛ., 2001, с. 161-177. 27. Ошибки телефонного диалога и искусство его завершения. o Моховиков АЛ., 2001, с. 178-186. 28. Механизмы психологической защиты и консультативная помощь на телефоне доверия. o Моховиков АЛ., 2001, с. 187-196.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО КУРСУ ♦ КОНСУЛЬТАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
1. Предмет и задачи консультативной психологии. 2. Принципы психологического консультирования. 3. Отношение к советам в психологическом консультировании. 4. Проблема разграничения личных и профессиональных отношений. 5. Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту и способы его достижения. 6. Черты личности.присущие эффективному психологу-консультанту. 7. Особенности личностной идентичности и успешность работы психолога-консультанта. 8. Типичные ошибки психолога-консультанта и работа с ними. 9. Этические аспекты психологического консультирования. 10. Виды психологического консультирования. 11. Активация ресурсов клиента в процессе работы с ним. 12. Основные ориентации психологов относительно структуры консультативного процесса. 13. Понятие «субъективное» и его значение в работе с клиентом. 14. Уровень общения как параметр анализа консультативной беседы. 15. Уровень формального общения как этап консультативной беседы. 16. Уровень поддержания контакта как этап консультативной беседы. 17. Уровень критических обстоятельств как этап консультативной беседы. 18. Уровень стандартной беседы в отношениях психолог -клиент. 19. Уровень критических обстоятельств в отношениях психолог - клиент. 20. Присутствие специалиста, оказывающего воздействие, в беседе и характер альянса. 21. Межличностное давление и его формы в консультативной беседе. 22. Продуктивное слушание в процессе консультативной беседы и его разновидности. 23. Руководство, инструктирование и требование как уровни консультативной беседы. 24. Параллелирование темы в консультативной беседе. " 25. Параллелирование чувств в консультативной беседе. 26. Параллелирование рамок в консультативной беседе. 27. Параллелирование локуса внимания собеседника в лич-ностно-ориентированном психологическом консультировании. 28. Соотношение объективации и субъективного как параметр анализа консультативной работы. 29. Работа с сопротивлением воздействию в личностно-ори-ентированном психологическом консультировании. 30. Забота как источник силы и направляющий фактор в личностно-ориентированном психологическом консультировании. 31. Интенциональность и воодушевленность как предмет заботы психолога-консультанта. 32. Обязательства специалиста, осуществляющего воздействие. 33. Артистизм специалиста, оказывающего воздействие. 34. Психологическое консультирование в опоре на активацию ресурсов клиента. 35. Специфика дистантного психологического консультирования. 36. Разработка основ консультативной работы с клиентом в рамках философской антропологии. История возникновения телефонной консультативной помощи за рубежом. 37. Особенности оказания психологической консультативной помощи в посттоталитарном обществе. 38. Модель обучения консультантов на основе опыта. Практика супервизии в консультировании. 39. Феномен «сгорания» у консультантов. 40. Сущность и составляющие активного слушания. J 41. Психология телефонного диалога. ;< 42. Регулярные («зависающие») абоненты в практике консультирования на телефоне доверия. 43. Механизмы психологической защиты и консультативная помощь на телефоне доверия. 44. Консультирование агрессивных и манипулятивных клиентов.
11. ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ; РАБОТЫ И ПОДГОТОВКИ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО КУРСУ «КОНЦЕПЦИИ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ» 1. Основные положения классического психоанализа 3. Фрейда и их использование в психологическом консультировании [Нелъсон-Джоунс, 2000; Психотерапевтическая энциклопедия, 1999; Сахакиан, 2000; Хъелл, Зиглер, 1998]. 2. Индивидуальная психология А. Адлера как концепция психологической помощи и работа с клиентом в рамках этого направления [Психотерапевтическая энциклопедия, 1999; Сахакиан, 2000; Хъелл, Зиглер, 1998; Осипова, 2000]. 3. Аналитическая психология К.Г. Юнга как концепция психологической помощи и методы работы с клиентом в рамках этого направления [Психотерапевтическая энциклопедия, 1999; Сахакиан, 2000; Хъелл, Зиглер, 1998; Юнг, 1997]. 4. Психотерапия конструктивного альтернативизма, терапия фиксированных ролей Джорджа Келли [Психотерапевтическая энциклопедия, 1999; Сахакиан, 2000; Хъелл, Зиглер, 1998]. 5. Идеи о личностном развитии А. Маслоу и их использование в психологическом консультировании [Хъелл, Зиглер, 1998; Хрестоматия..., 1995]. 6. Концепции и методы работы с клиентом в русле нейро-лингвистического программирования [Психотерапевтическая энциклопедия, 1999; Бэндлер, Гриндер, 1994]. 7. Эриксоновский гипноз как метод психологической помощи и его концептуальные основы [Психотерапевтическая энциклопедия, 1999; Семинар...]. 8. Психосинтез Ассаджиоли как концепция и метод оказания психологической помощи [Психотерапевтическая энциклопедия, 1999; Ассаджиоли, 1994]. 9. Волевая терапия Отто Ранка [Сахакиан, 2000]. 10. Межличностная теория психотерапии Гарри Стэк Сал-ливена [Психотерапевтическая энциклопедия, 1999; Сахакиан 2000]. 11. Характерологический анализ Карен Хорни [Психотерапевтическая энциклопедия, 1999; Сахакиан, 2000; Хьелл, Зиг-лер, 1998]. 12. Утвердительно-структурированная терапия Филлипса [Психотерапевтическая энциклопедия, 1999; Сахакиан, 2000]. 13. Эмпирическая терапия К. Витакера [Психотерапевтическая энциклопедия, 1999; Сахакиан, 2000]. 14. Консультирование по реализму [Нельсон-Джоунс, 2000]. 15. Мультимодальное консультирование [Нельсон-Джоунс, 2000]. 16. Консультирование по жизненным умениям [Нельсон-Джоунс, 2000]. 17. Дазайнанализ Л. Бинсвангера [Психотерапевтическая энциклопедия, 1999; Бинсвангер, 1999]. 18. Символдрама как метод оказания психологической помощи и ее концептуальные основы [Символдрама, 2001]. 19. Концептуальные основы и методы работы с клиентом в рамках процессуальной психологии (духовно-ориентированный подход) [Минделл, 1997]. 20. Онтопсихология как концепция и метод психологической помощи [Менегетти, 1992; Психотерапевтическая энциклопедия, 1999].
12. ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУ^РСУ «КОНЦЕПЦИИ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ^
1. Цели и методы работы с клиентом в рамках классического психоанализа 3. Фрейда. 2. Индивидуальная психология А. Адлера как концепция психологической помощи и работа с клиентом в рамках этого направления. 3. Аналитическая психология К.Г. Юнга и работа с клиентом в рамках этого направления. 4. Психотерапия конструктивного альтернативизма, терапия фиксированных ролей Дж. Келли. 5. Идеи о личностном развитии А. Маслоу и их использование в психологическом консультировании. 6. Концепции и методы работы с клиентом в русле нейро-лингвистического программирования. 7. Эриксоновский гипноз как метод психологической помощи и его концептуальные основы. 8. Психосинтез Ассаджиоли как концепция и метод оказания психологической помощи. 9. Волевая терапия Отто Ранка. 10. Межличностная теория психотерапии Г.С. Салливена. 11. Характерологический анализ К. Хорни. 12. Утвердительно-структурированная терапия Филлипса. 13. Эмпирическая терапия К. Витакера. 14. Консультирование по реализму. г 15. Мультимодальное консультирование. 16. Консультирование по жизненным умениям. 17. Дазайнанализ Л. Бинсвангера. 18. Символдрама как метод оказания психологической помощи и ее концептуальные основы. ' ' 19. Сущность гуманистического подхода к психологическому консультированию и основные направления в рамках данного подхода. 20. Представления о причинах личностных расстройств в клиент-центрированном подходе К. Роджерса. 21. Цели и методы оказания помощи клиенту в рамках клиент-центрированного подхода К. Роджерса. 22. Представления о жизненном пути личности в рамках экзистенциального подхода И. Ялома и Р. Мэя. Понятие о данностях существования. 23. Идентификация неадекватных механизмов психологической защиты в рамках экзистенциального подхода. 24. Смерть как фактор экзистенциального кризиса. Конструктивные и деструктивные способы переживания тревоги, связанной со смертью. 25. Свобода человека в мире как источник экзистенциальных кризисов. Конструктивные и деструктивные способы решения проблем, возникающих вследствие осознания своей свободы и ответственности. 26. Изоляция как данность человеческого существования. Конструктивные и деструктивные способы преодоления тревоги, связанной с изоляцией. 27. Бессмысленность как данность человеческого существования. Конструктивные и деструктивные способы работы с этой проблемой. 28. Основные методы работы с клиентом в ситуации экзистенциального кризиса, связанного со смертью. 29. Основные методы работы с клиентом при наличии предельных беспокойств, связанных со свободой. 30. Основные методы работы с клиентом при наличии предельных экзистенциальных беспокойств, связанных с изоляцией. 31. Работа с клиентом, жалующимся на недостаток смысла в жизни, в рамках экзистенциального подхода. 32. Концептуальные основы логотерапии В. Франкла. Причины распространенности экзистенциального вакуума в современном обществе. 33. Основные методы работы с клиентами в рамках лого-терапии В. Франкла. 34. Основные цели и методологические основы поведенческого консультирования. 35. Функциональный анализ проблемных зон клиентов в рамках поведенческого консультирования. 36. Тренинг ассертивности и репетиции поведения как методы оказания помощи в рамках поведенческой модели. 37. Методы подкрепления, используемые в поведенческом консультировании. 38. Концептуальные основы гештальттерапии. Цели работы с клиентом в рамках данного направления. 39. Механизмы нарушения процесса саморегуляции, выделяемые в рамках гештальттерапии. 40. Техники воздействия, используемые в гештальттерапии. 41. Использование метафор в психологическом консультировании. 42. Метод сказкотерапии. 43. Концептуальные основы и методы работы с клиентом в рамках процессуальной психологии (духовно-ориентированный подход). 44. Онтопсихология как концепция и метод психологической помощи.
ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ И ПОДГОТОВКИ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО КУРСУ «ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 421. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |