Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методика работы с деструктивными родительско-юношескими конфликтами путем развития социально-воспитательного потенциала семьи




 

Применительно к ситуации низкого социально-воспитатель­ного потенциала семьи нами была разработана специальная ме­тодика работы с деструктивными родительско-юношескими конфликтами, в основе которых лежит девиантное поведение ребенка.

Первым этапом работы является прекращение всяких форм насилия, давления со стороны родителей на ребенка, которые лишь усугубляют родительско-юношеский конфликт и девиант­ное поведение ребенка. Критерием прекращения давления яв­ляется полное отсутствие в отношениях между родителями и ребенком всего, что могло бы раздражать его. Если это усло­вие выполняется, то через некоторое время в доме устанавлива­ется относительная тишина, которая дает всем членам семьи ощущение убежища и безопасности. У ребенка появляется воз­можность додумать свои мысли дома.

Второй этап работы предполагает использование родитель­ских ресурсов. Специфика существования подростка или юноши в семье такова, что он в значительной степени зави­сит от родительских ресурсов, т. е. ему нужны деньги, одеж­да, согласие родителей на то, чтобы он мог покинуть дом на

243

некоторое время. Каждый раз, когда подросток или юноша обращаются к родителям за ресурсами, последним предлага­ется делать ему встречное предложение. Мать или отец про­износят приблизительно следующую фразу: «Хорошо, я вы­полню твою просьбу, но прежде я прошу тебя уделить мне 15-20 мин». Далее родитель берет, например, книгу, которую он считает наиболее важной и нужной для успешной социали­зации ребенка (книга может быть выбрана психологом), и 15 мин читает ребенку эту книгу. После этого спрашивает мнение ребенка о прочитанном. Категорическое требование: не давать никаких спонтанных ответов на вопросы и недоумения ребен­ка, тем более не вступать с ним в спор. Необходимо просто по возможности наиболее точно зафиксировать мнение ребенка о прочитанном, а затем отпустить его, снабдив необходимыми ресурсами. Далее с этими зафиксированными мнениями, во­просами, недоумениями родитель должен обратиться к одно­му или нескольким компетентным в этом вопросе лицам с просьбой помочь выработать точный и адекватный ответ. В ситуации следующего обращения сына или дочери за ресур­сами заранее составленный развернутый ответ доводится до ребенка, после чего фиксируются его мнения, недоумения, во­просы. Далее родитель опять обращается с этим материалом за помощью к специалистам. Книга может быть заменена, например, видеофильмом. Систематическая работа родителя в этом направлении на протяжении нескольких лет приводит к отходу ребенка от девиантного поведения. Личности родите­ля и ребенка должны претерпеть благодаря описанной выше процедуре значительные изменения. Устойчивая система представлений о мире и о своем месте в нем делает человека более устойчивым по отношению к чужеродным и опасным влияниям со стороны.

В ситуации обострения отношений с родителями ребенка старшего подросткового или юношеского возраста возникает реальная угроза вовлечения ребенка в деструктивные культо­вые организации, лидеры которых манипулируют чужой пси­хикой, используя присущий человеческому существу интерес к религии, правде, добру, справедливости, личностному росту. Подчас родители обращаются к психологу-консультанту с просьбой помочь предотвратить вовлечение в культ их дочери или сына.

244

Полагаем, что единственный канал воздействия, на кото­рый могут рассчитывать родители детей старшего подростково­го и юношеского возрастов, — это обмен информацией. Молодо­го человека необходимо предупредить о том, какие формы и способы обычно используются для того, чтобы манипулиро­вать людьми. Применительно к подобного рода ситуациям в приложении мы помещаем доклад, подготовленный студент­кой факультета психологии МГОПУ им. М.А. Шолохова -А.А. Михайловой (Кудряшовой) в 2002 г., содержащий необхо­димую информацию о наиболее распространенных формах и способах манипулирования людьми в религиозных культо­вых организациях.

 

 

Основанная на опыте модель работы с семьей

 

В России наиболее известным представителем этой модели является американский семейный терапевт Карл Витакер (1912-1995). Здесь мы подробнее остановимся на концептуаль­ных основах и методах именно его работы.

 

Литература на русском языке

 

  • Навайтис, 1999, с. 39-49. Ш Витакер, Бамберри, 1997. Ш Витакер, 1998. Ш Саймон, 1996, с. 119-143.
  • Эйдемиллер, Юстицкис, 1999, с. 436-443 (описан случай работы К. Витакера в России с его комментариями).

Цель работы с клиентом

 

Работа психолога с клиентом должна помочь клиенту пере­жить «здесь и сейчас» новый опыт, помогающий членам семьи стать более гармоничными, интегрированными, творческими личностями, что должно изменить их отношения в семье. Важ­но, чтобы члены семьи захотели пережить этот опыт еще.

245

 

Концептуальные основы работы

 

Согласно К. Витакеру дисфункциональная семья отрицает те импульсы, которые спонтанно возникают у ее членов, стара­ется эмоции и их выражение втиснуть в уже установленные ра­нее рамки, т. е. общение в ней ригидное, а не спонтанное. Это, с точки зрения К. Витакера, происходит потому, что семья ве­рит в миф, что открытый конфликт может разрушить семью. Это приводит к тому, что семья застревает в какой-то точке сво­его становления и не может дальше совершенствоваться.

Витакер провоцирует семьи на конфликт, считая, что они обладают громадными потенциальными ресурсами для самосо­хранения. Он подводит супругов к тому, что они должны при­нять различия друг друга и их согласовать.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 324.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...