Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
СЛУЧАЙ ИЗ КОНСУЛЬТАТИВНОЙ ПРАКТИКИ
(Описание и разбор)
Данный случай из консультативной практики предоставлен нам психологами-консультантами TJ3. Костиной и JIJ5. Цветковой. Консультирование осуществлялось в профессиональном училище в одном из городов Московской обл. в 2002 г. От мастера производственного обучения поступил запрос: студент Д. (15 лет, 1-ый курс, группа поваров) стал вести себя вызывающе, часто нарушает дисциплину на уроках, с товарищами дерется.
До начала процесса консультирования у психологов возникли следующие консультативные гипотезы:
1. Негативные явления в поведении молодого человека связаны с низкой мотивацией обучения в училище по профессии «повар».
2. Негативные явления связаны с неблагополучной обстановкой в семье.
3. Негативные явления связаны с фрустрированной потребностью в самоуважении.
4. Негативные явления связаны с задачей адаптации в новом коллективе. Молодой человек не знает других способов самоутверждения и пытается самоутверждаться неадекватными способами.
5. Негативные явления связаны с возрастом. Возникла потребность в противопоставлении себя взрослым и группировании со сверстниками.
Далее в процессе беседы после завершения знакомства психолог-консультант пытается проверить эти гипотезы.
250
Кто говорит
| Содержание сообщения
| Анализ консультации
| Психолог
| Добрый день. Проходи, пожалуйста, усаживайся поудобнее.
| Демонстрация доброжелательности и заинтересованности
| Клиент
| (Проходит, садится, осматривается.) Здравствуйте. А зачем вы меня позвали?
|
| Психолог
| В начале учебного года я всех первокурсников приглашаю, чтобы познакомиться поближе в неофициальной обстановке. Меня зовут Татьяна Васильевна. А как мне тебя называть?
| Ответ снимает напряжение и располагает к знакомству
| Клиент
| Денис
|
| Психолог
| Денис, расскажи мне о себе поподробнее. Почему пришел учиться в ПУ? Чем увлекаешься? Что больше всего тебя волнует?
| Консультант пытается приступить к проверке 1-й из выдвигавшихся заранее гипотез
| Клиент
| А что мне о себе рассказывать? Живу как все, да и все, ничем сильно не увлекаюсь.
| Пытается продемонстрировать свою эмоциональную независимость от взрослого человека
| Психолог
| Денис, а ты по собственному желанию пришел учиться в ПУ или родители настояли?
| Психолог пытается сыграть на юношеском негативизме. Теперь нежелание вступать в диалог трактуется как зависимость от родителей, несамостоятельность
| Клиент
| Ну, я в школе не очень хорошо учился - было много троек. Меня бы в десятый класс не взяли. А на повара я выбрал сам учиться, потому что в армии поваром легче служить.
| Прием оказался удачным. Парень начинает искренне рассказывать о себе, доказывая свою самостоятельность: родители здесь ни при чем
| Психолог
| Как родители отнеслись к твоему выбору?
| Сейчас, когда клиент разговорился, переключение его внимания на родителей может быть полезным в том плане, что позволит проверить 2-ю ги потезу - о неблагоприятной об становке в семье
| Клиент
| Хорошо, одобрили. Мама сказала, что ей теперь будет легче, я буду домашним поваром.
| Информации пока недостаточ но, но та, которая есть, говори в пользу благоприятной обета новки в семье
| Психолог
| А ты дома готовишь?
| Вопрос короткий, понятный, на него легко ответить. И в то же время он позволяет получить информацию для проверки сразу двух гипотез!
| Клиент
| Да, мне нравится готовить. Понравилось, когда нас водили на экскурсии в столовые, в ресторан. Там много техники, надо знать, как устроены машины. Будут учить красиво блюда оформлять, вкусно готовить. Хорошая работа.
| 1-я гипотеза точно не подтверждается. Похоже, что нет оснований и в пользу 2-й гипотезы
| Психолог
| Разве повар - это мужская профессия? Ты не разочаровался в ней?
| Тонкий ход. Психолог закрепляет мотивацию студента на овладение профессией, используя феномен юно шеского негативизма. Юноше необходимо спорить с представителями старшего поколения. Психолог поставила его в такую ситуацию, что, споря с ней, он еще более укрепляется в выбранной профессии
| Клиент
| Наоборот, чем больше узнаю, тем более интересно. Это самая мужская работа. Там знаете, какая сила мужская нужно! Котлы поднимать, технику ремонтировать, ну и готовить.
|
| Психолог
| На практике, может быть, и интересно, а в училище на уроках, наверное, скучно?
| Психолог переводит внимание клиента на уроки, чтобы получить информацию относительно других заранее выдвинутых гипотез и до конца проверить гипотезу, связанную с мотивацией
| Клиент
| Мне интересно. А как же узнать профессию, если не учить?
| 1-я гипотеза точно не подтверждается. Учеба парня не фрустрирует. Мотивация к учебной деятельности высокая
| Психолог
| Денис, дома ты уроки учишь?
| Психолог решила до конца довести проверку гипотезы, связанной с обстановкой в семье
| Клиент
| Да, но иногда ленюсь.
| Достаточно самокритичный ответ (не социально желательный). Говорит в пользу того, что клиент искренен
| Психолог
| Тебе кто-то мешает?
| Проверка гипотезы об обстановке в семье
| Клиент
| Да нет, ну просто неохота иногда
| Ответ в пользу благоприятной семейной обстановки
| Психолог
| Если приносишь плохие оценки, как родители реа-аруют?
| Психолог продолжает проверку гипотезы об обстановке в семье
| Клиент
| |Спокойно, иногда поругают, а чаще на сознательность давят.
| Преобладающая воспитательная техника - обмен информацией. Это наиболее эффективная техника
| Психолог
| Денис, у тебя есть братья, |сестра?
| Психолог хочет выяснить, нет ли со стороны сиблингов фрустрации самоуважения (проверка одновременно 1-й и 3-й гипотез)
| Клиент
| Да, Олег, на один год младше меня.
| Младшие братья порой лишают старшего своим появлением привилегированного положения, что может драматически сказаться на его личностном разви-тии [см. Хьелл, Зиглер, 1998, с. 178]
| Психолог
| В каких ты с ним отношениях?
|
| Клиент
| В нормальных. Ну, по-братски иногда ссоримся, но чаще дружим.
| Похоже, нет остро ранящего ощущения соперничества по отношению к младшему брату
| Психолог
| Родители тебя понимают?
|
| Клиент
| Когда как. С отцом люблю ходить в гараж машину ремонтировать, мы тогда с ним по-мужски разговариваем. А с мамой можно посоветоваться, она хорошо меня понимает
| 2-я гипотеза (о неблагоприятной обстановке в семье) не подтверждается
| Психолог
| Денис, а в группе ты уже с кем-то сдружился?
| Поиск информации для проверки остальных гипотез
| Клиент
| Пока не очень.
| Похоже, проблемная область скрыва ется где-то здесь
| Психолог
| С кем из ребят ты хотел Психолог |бы дружить?
| Вопрос позволяет получить информа цию, насколько рефлексивно относит ся молодой человек к ситуации друж бы, отношений со сверстниками
| Клиент
| Со всеми
| Ответ обличает низкую компетентность в общении и может говорить о некоторой фрустрированности
| Психолог
| Со всеми подряд, не выбирая?
| Вопрос направлен на исследование компетентности в общении и содержит в себе подсказку более зрелого ответа.
| Клиент
| Ну, да, со всеми
| Юноша не замечает подсказки. Однако, возможно, она сохранится в его памяти и со временем побудит его к более рефлексивному отношению к выбору контактов
| Психолог
| Группа у вас хорошая, дружная?
| Психолог продолжает исследовать область социальных контактов с целью получения новой информации для проверки соответствующих гипотез
| Клиент
| Ну, как бы, да.
| Видимо, это область, травмирующая клиента, и психологические защиты не позволяют ему быть здесь более разговорчивым
| Психолог
| Денис, недавно в вашей группе кто-то брызнул из газового баллончика и устроил целый переполох на уроке. Кто это сделал?
| Вопрос, который позволяет дать на него правдивый ответ только в том случае, если клиент к нему готов. Тактичный ход
| Клиент
| Я
| Клиент допускает для себя возможность обсуждать сейчас этот случай
| Психолог
| А зачем?
| Использует готовность клиента
| Клиент
| Не знаю. Ну, просто хотелось что-то необычное сделать
| Ответ вполне искренен для не очень высокого уровня развития рефлексии применительно к реалиям межличностных отношений. Юноша сам не понимает себя
| Психолог
| Сорвать урок?
| Психолог побуждает клиента к рефлексивному анализу ситуации
| Клиент
| Да, нет. Я об этом и не думал, ну просто повеселить всех, потом обо мне все говорили
| Ответ в пользу 4-й из выдвигавшихся гипотез. Молодой человек ищет способы самоутвердиться
| Психолог
| Тебе хотелось побыть героем?
| Побуждение клиента к дальнейшему рефлексивному анализу ситуации и в то же время проверка своей гипотезы
| Клиент
| Немножко да и чтобы обратили внимание.
| Ответ в пользу 4-й гипотезы
| Психолог
| Что ты чувствовал после этого поступка?
| Вопрос, позволяющий оценить способность юноши приобретать новый опыт благодаря подобным поступкам. Одновременно этот вопрос побуждает к приобретению подобного опыта благодаря рефлексии, анализу
| Клиент
| Сначала было приятно быть в центре внимания, а потом надоело, глупо получилось.
| Молодой человек в целом осознает неадекватность своих действий
| Психолог
| А что, на тебя в группе не обращают внимания?
| Психолог продолжает побуждать юношу к рефлексивному анализу и одновременно проверяет свои гипотезы
| Клиент
| Да, не очень.
| 3-я и 4-я гипотезы находят свое подтверждение. Нарушение поведения связано с неудовлетворенной потребностью в самоуважении, самоутверждении в группе однокурсников. Денис просто выбрал неадекватные способы для этого
| Психолог
| А кого из группы ты выбрал бы в друзья?
| Психолог пытается найти в группе авторитетную для Дениса модель, чтобы на примере этой модели научить его более адекватным способам утверждения себя
| Клиент
| Гина
|
| Психолог
| Почему?
| Пытается определить критерии рефе-рентности для данного молодого человека
| Клиент
| Он скин
|
| Психолог
| Почему твое внимание привлек именно он?
| Психолог продолжает определять критерии референтности
| Клиент
| Ну, он держится так независимо, никого не боится, да вообще отличается от всех
| Налицо свойственная юношескому возрасту обостренная потребность в независимости, непохожести, оригинальности. Отстаивается эмоциональная независимость от родительских фигур
| Психолог
| А он-то хоть знает о твоем существовании в группе?
| Косвенно психолог обращает внимание Дениса на его собственную зависимость
| Клиент
| Сначала он не замечал меня, но однажды я подрался с одним парнем в группе, и он поддержал меня, и потом стал со мной часто разговаривать, мы почти дружили.
|
| Психолог
| Он приглашал тебя в свою группу?
| Психолог косвенно пытается обратить внимание Дениса на возможность манипуляции им
| Клиент
| Да, но просто туда я сам не хочу.
|
| Психолог
| Почему?
|
| Клиент
| Мне там не понравилось. Они такие (долго подбирает слово) злые люди, некоторые есть, конечно, нор-мальные парни.
| Побуждение психологом клиента к рефлексивному анализу ситуации помогает юноше перевести на язык сознания неосознанные впечатления от группировки
| Психолог
| Поясни, пожалуйста.
| Психолог продолжает побуждать клиента к рефлексивному анализу своего субъективного опыта
| Клиент
| Я согласен с Гином и его некоторыми товарищами. Мне
близки их чувства,
взгляды.
| В процессе данного диалога, уточнения и конкретизации понятий психолог помогает клиенту разобраться как в том позитивном, что привлекает его в группу скинов (борьба с людьми, разрушающими народ страны с помощью продажи наркотиков), так и в негативных аспектах существования этой молодежной группировки. Незаконный и аморальный поступок (торговля наркотиками) привязывается здесь к некоторой национальной группе, точнее, нескольким национальным группам. Здесь имеет место подмена. Человек иной национальности может быть не причастен к торговле наркотиками. Наоборот, торговать наркотиками может и русский. Борьба с торговлей наркотиками путем погромов на рынках с использованием националистических лозунгов не есть борьба с наркотиками. Со злом следует бороться, но по закону, и национальность здесь ни при чем. Психолог подводит клиента к осознанию этой реальности и к лучшему пониманию своих мотивов, задавая вопросы, побуждая думать, анализировать, т. е. осуществлять рефлексивный анализ ситуации. Следствием такой работы является большая дифференцированность клиента, его личностный рост. Клиент приобретает опыт и навыки рефлексивного анализа, что может помочь решать ему и дальше подобного рода проблемы уже без помощи психолога.Идет коррекция установок клиента на данную группировку
| психолог
| Какие это взгляды?
|
| Клиент
| Ну, они за русскую нацию.
|
| Психолог
| А точно? К русской нации ты кого относишь?
|
| Клиент
| Тех, кто любит нашу Родину
|
| Психолог
| А наша Родина- это…?
|
| Клиент
| Это Россия
|
| Психолог
| Русская нация- это кто?
|
| Клиент
| Это русские
|
| Психолог
| Только русские: А украинцы, татары, башкиры и другие гнароды, которые живут в России?
|
| Клиент
| Их тоже можно считать русской нацией. Всех, кто родился в России. Всех, кто русских поддерживает, кто за Россию.
|
| Психолог
| А если армяни, грузин родился и живет в России, то как быть с ним?
|
| Клиент
| Ну, они тоже есть хорошие, пусть живут в России. Но из них много таких, которые тогуют наркотиками- «хачики»
|
| Психолог
| А если наркотиком торгует русский, то как с ним быть?
|
| Клиент
| Его надо наказывать. Он портит нашу нацию, нашу Родину.
|
| Психолог
| Наказывать как?
|
| Клиент
| По закону.
|
| Психолог
| Денис, по телевидению показывали погромы торговых палаток в Ясеневе, Солнцеве. Их учинили такие же группировки, как скиновские. Там погибли люди, пусть даже и другой национальности. Ты поддерживаешь такие поступки? Так надо отстаивать, защищать Родину?
|
| Клиент
| Нет, такие действия я не одобряю. Я же говорил, что в такую группу я не вступил из-за их злости. Просто сами идеи о Родине, о патриотизме мне близки.
|
| Психолог
| Если я правильно поняла, тебя волнует будущая судьба России.
| Психолог извлекает из сообщенного клиентом то позитивное, на что можно опереться в дальнейшей работе
| Клиент
| Да.
|
| Психолог
| Не думала, что современных 15-16-летних юношей волнует будущее России.
| Опять используется конфронтация с клиентом в опоре на юношеский негативизм по отношению к персоне, олицетворяющей взрослого, родителя, с целью закрепления позитивной мотивации
| Клиент
| Я не один так думаю. Мы ведь на разные темы разговариваем.
| Отождествление себя с молодежной культурой, только с социально позитивным
Оттенком
| Психолог
| Приятно слышать и знать, что у нас достойная смена растет. А то я думала, что большинство людей хотят отлынуть от армии.
| Снова используется конфронтация с клиентом в опоре на юношеский негативизм по отношению к персоне, олицетворяющей взрослого, родителя, с целью закрепления позитивной мотивации. Этот прием уже неоднократно себя положительно зарекомендовал в работе с данным клиентом, и консультант пытается его интенсивно использовать
| Клиент
| Я в армию пойду служить, я и на повара из-за этого пошел учиться. Считаю, чтобы стать настоящим муж чиной, надо отслужить в армии.
| Похоже, молодой человек испытывает чувство собственной неполноценности в плане своего физического развития. Поэтому он и выбрал для себя «запасной плацдарм» -специальность повара
| Психолог
| Денис, по твоему мнению, для чего предназначена армия?
| Психолог хочет побудить клиента к рефлексивному анализу его амбивалентной по зиции к службе в армии. С одной стороны, юноша хочет служить, с другой стороны, выбирает «теневую» специальность повара. Кроме того, мотивы службы скорее личного плана - стать настоящим мужчиной, чем просоциального - служить Родине. Тем не менее мотивы служения Родине для парня тоже значимы. Только они чуть было не толкнули его в антисоциальную группировку. Психолог расширяет представление клиента о себе и собственной ситуации, способствует выработке более интегрированных и просоциальных установок на службу в армии
| Клиент
| Для защиты своих границ. Мне если понравится служба, то я останусь в армии, может быть, буду в военное училище поступать.
| Похоже, что мотивы служения Родине для парня более значимы, чем мотивы, связанные с профессией повара. Маршал Жуков в свое время выучился на неплохого скорняка
| Психолог
| Денис, обычно к армии готовятся заранее. Ты ходишь в какую-нибудь секцию?
| Психолог пытается разработать план конкретного позитивного реагирования клиента в связи с его ощущением собственной неполноценности в плане своего физического развития
| Клиент
| Нет, они все платные.
|
| Психолог
| Есть и бесплатные, если хочешь, я могу узнать.
| Работа психолога эффективна, когда эффективно работают и все остальные звенья социальной поддержки людей в сообществе. В некоторых регионах Подмосковья этому, несмотря на объективные трудности, до сих пор уделяют внимание
| Клиент
| Да.
|
| Психолог
| Денис, ты слышал о таких организациях для юношей, как «Военно-исторический клуб», « Военно-патриотический клуб». По-моему, там ты найдешь себе единомышленников.
| Психолог пытается подобрать для юноши молодежные группы с социально-позитивной направленностью, соответствующие его интересам, где он сможет самоутвердиться, обрести друзей, избавиться от ощущения собственной неполноценности. Стремление к совершенству, превосходству связывается с социальным интересом
| Клиент
| Нет, не слышал.
|
| Психолог
| Денис, для тебя узнать, как они работают?
|
| Клиент
| Да
|
| Психолог
| Я позвоню в военкомат и в отдел молодежи. Завтра скажу тебе, где эти организации находятся. Приходи завтра.
| Психологу хорошо заранее иметь список подобного рода организаций
| Клиент
| Хорошо, приду.
| Подобное короткое прощание отвечает потребности человека в юношеском возрасте быть лаконичным и сдержанным в отношении со старшими (отстаивание своего права на самостоятельность и независимость)
| Психолог
| До завтра.
|
| Клиент
| До свидания.
|
|
На следующий день Денис пришел за адресом вместе с таким же маленьким и худеньким товарищем по группе. Ребята стали посещать Военно-патриотический клуб, спортивную секцию.
Нарушении дисциплины больше не было. Денис стал заметно увереннее вести себя в коллективе. Работа, осуществленная согласно 3, 4 и 5-и гипотезам, оказалась правильной. Молодой человек начал демонстрировать уверенность в себе, расширил круг знакомых, появилось самоуважение, ощущение собственной включенности в группу сверстников. Отпала необходимость утверждать себя неадекватными способами.
ТЕМЫ ДЛЯ СООБЩЕНИЙ НА
СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО КУРСУ
«ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ»
Ниже мы приводим ряд тем для подготовки сообщений на семинарских занятиях. Сообщения желательны небольшие -15-20 мин. Главное - обращать внимание на то, чтобы слушатели Вас поняли. Ваша задача - проработав порой довольно значительное содержание материала, попытаться выразить его в гораздо меньшем объеме, но понятно, доходчиво, систе-матизированно, обдуманно. Подчас необходимо проработать рекомендуемый для подготовки сообщения материал с учетом содержания освоенного курса для того, чтобы Ваше сообщение отвечало поставленной перед Вами цели. Необходимо быть готовыми к тому, что после Вашего сообщения группа будет иметь возможность задавать Вам вопросы, высказывать критические замечания.
Применительно к каждой теме даны ссылки на рекомендуемую литературу. Это не исключает возможности самостоятельного поиска литературы. Рекомендуемая к каждой теме литература содержит ссылки на другую литературу, которую тоже можно использовать. Ссылки на литературу в данном пособии мы старались делать в минимальном объеме, чтобы не перегружать пособие. Главным критерием того, что литературы достаточно, должно служить Ваше внутреннее ощущение проработанности проблемы.
По согласованию с преподавателем, читающим данный курс, студент может подготовить сообщение на самостоятельно предложенную им тему. Также несколько студентов по согласованию с преподавателем могут разбивать предлагаемые темы на несколько более детальных, делая рассмотрение предложенных вопросов более подробным.
261
Излагая темыдля сообщений, мы порой будем делать небольшие примечания, цель которых — облегчить подготовку сообщения, поиск необходимого материала по интересующей студента теме. Итак, для подготовки сообщений на семинарских занятиях предлагаются следующие темы.
1. Психологическое консультирование по проблемам дошкольников.При подготовке сообщения на эту тему рекомендуется найти ответ на вопрос, возможно ли психологическое консультирование дошкольников и если да, то в каких формах. Важно использовать именно методологию и приемы психологического консультирования. Например, арттерапия не есть психологическое консультирование. Рекомендуем воспользоваться следующей литературой: Овчарова, 2000(особенно стр. 138-145); Семаго, 1998; Бретт, 1996; Детский сад..., 1987; Заваденко, 2001.
2. Психологическое консультирование школьников и их родителей.Рекомендуем воспользоваться следующей литературой: Овчарова, 2000; Шабалина, 1998; Бретт, 1996; Са-моукина, 1997а; Крушелъницкая, Третьякова, 1997; Дробин-ская, 2001;Заваденко, 2001; Леей, 1989.
3. Психологическое консультирование членов педагогического коллектива.При подготовке сообщения на эту тему рекомендуется найти ответ на вопрос: как сформировать мотивацию на психологическое консультирование у тех педагогов, которые более всего в нем нуждаются, но которые негативно относятся к психологам и психологическому консультированию? Рекомендуем воспользоваться следующей литературой: Овчарова, 2000; Самоукина, 1997а; Якиманская, 1997; Дробинская, 2001.
4. Проблематика и особенности психологического консультирования в вузе.При подготовке сообщения на эту тему особенно рекомендуем разобрать случай оказания психологической помощи студенту, описанный в книге Р. Мэя. Рекомендуемая литература: Юпитов, 1995; Мэй, 1994.
5. Использование произведений искусства в психологическом консультировании.Рекомендуемая литература: Макарова, 1996;Елизаров, 1996.
6. Психологическое консультирование по проблемам одиночества.Рекомендуемая литература: Лабиринты..., 1989.
262
7. Психологическое консультирование по проблемам одаренных детей.Рекомендуемая литература: Одаренные дети, 1991.
8. Психологическое консультирование по проблемам взаимоотношения взрослых людей со своими родителями.Рекомендуемая литература: Алешина, 2000,с. 76-98.
9. Психологическое консультирование по проблемам трудностей в общении.Рекомендуемая литература: Алешина, 2000, с. 99-116.
10. Психологическое консультирование инвалидов. Рекомендуемая литература: Айшервуд, 1991.
11. Психологическое консультирование родителей, имеющих детей-инвалидов.Рекомендуемая литература: Тин-гей-Михаэлис, 1988; Юн, 1987.
|