Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

СЛУЧАЙ ИЗ КОНСУЛЬТАТИВНОЙ ПРАКТИКИ




(Описание и разбор)

Данный случай из консультативной практики предоставлен нам психологами-консультантами TJ3. Костиной и JIJ5. Цветко­вой. Консультирование осуществлялось в профессиональном учи­лище в одном из городов Московской обл. в 2002 г. От мастера про­изводственного обучения поступил запрос: студент Д. (15 лет, 1-ый курс, группа поваров) стал вести себя вызывающе, часто на­рушает дисциплину на уроках, с товарищами дерется.

До начала процесса консультирования у психологов возник­ли следующие консультативные гипотезы:

1. Негативные явления в поведении молодого человека связаны с низкой мотивацией обучения в училище по профес­сии «повар».

2. Негативные явления связаны с неблагополучной обста­новкой в семье.

3. Негативные явления связаны с фрустрированной по­требностью в самоуважении.

4. Негативные явления связаны с задачей адаптации в но­вом коллективе. Молодой человек не знает других способов само­утверждения и пытается самоутверждаться неадекватными спо­собами.

5. Негативные явления связаны с возрастом. Возникла по­требность в противопоставлении себя взрослым и группировании со сверстниками.

Далее в процессе беседы после завершения знакомства пси­холог-консультант пытается проверить эти гипотезы.

250

 

Кто говорит Содержание сообщения Анализ консультации
Психолог Добрый день. Проходи, пожа­луйста, усаживайся поудобнее. Демонстрация доброжелатель­ности и заинтересованности
Клиент (Проходит, садится, осматрива­ется.) Здравствуйте. А зачем вы меня позвали?  
Психолог В начале учебного года я всех первокурсников приглашаю, чтобы познакомиться поближе в неофициальной обстановке. Меня зовут Татьяна Васильев­на. А как мне тебя называть? Ответ снимает напряжение и располагает к знакомству
Клиент Денис  
Психолог Денис, расскажи мне о себе по­подробнее. Почему пришел учиться в ПУ? Чем увлекаешь­ся? Что больше всего тебя вол­нует? Консультант пытается присту­пить к проверке 1-й из выдви­гавшихся заранее гипотез
Клиент А что мне о себе рассказывать? Живу как все, да и все, ничем сильно не увлекаюсь. Пытается продемонстрировать свою эмоциональную незави­симость от взрослого человека
Психолог Денис, а ты по собственному желанию пришел учиться в ПУ или родители настояли? Психолог пытается сыграть на юношеском негативизме. Те­перь нежелание вступать в диалог трактуется как зави­симость от родителей, несамо­стоятельность
Клиент Ну, я в школе не очень хорошо учился - было много троек. Меня бы в десятый класс не взяли. А на повара я выбрал сам учиться, потому что в ар­мии поваром легче служить. Прием оказался удачным. Па­рень начинает искренне рас­сказывать о себе, доказывая свою самостоятельность: роди­тели здесь ни при чем
Психолог Как родители отнеслись к твое­му выбору? Сейчас, когда клиент разгово­рился, переключение его вни­мания на родителей может быть полезным в том плане, что позволит проверить 2-ю ги потезу - о неблагоприятной об становке в семье
Клиент Хорошо, одобрили. Мама сказала, что ей теперь будет легче, я буду домашним поваром. Информации пока недостаточ но, но та, которая есть, говори в пользу благоприятной обета новки в семье
Психолог А ты дома готовишь? Вопрос короткий, понятный, на него легко ответить. И в то же время он позволяет получить информацию для проверки сразу двух гипотез!
Клиент Да, мне нравится готовить. Понравилось, когда нас во­дили на экскурсии в столо­вые, в ресторан. Там много техники, надо знать, как устроены машины. Будут учить красиво блюда оформлять, вкусно гото­вить. Хорошая работа. 1-я гипотеза точно не подтверждает­ся. Похоже, что нет оснований и в пользу 2-й гипотезы  
Психолог Разве повар - это мужская профессия? Ты не разоча­ровался в ней? Тонкий ход. Психолог закрепляет мотивацию студента на овладение профессией, используя феномен юно шеского негативизма. Юноше необ­ходимо спорить с представителями старшего поколения. Психолог по­ставила его в такую ситуацию, что, споря с ней, он еще более укрепляет­ся в выбранной профессии
Клиент Наоборот, чем больше узнаю, тем более интересно. Это самая мужская работа. Там знаете, какая сила мужская нужно! Котлы поднимать, технику ремонтировать, ну и готовить.  
Психолог На практике, может быть, и интересно, а в училище на уроках, наверное, скучно? Психолог переводит внимание клиента на уроки, чтобы получить информацию относительно других заранее выдвину­тых гипотез и до конца проверить гипо­тезу, связанную с мотивацией
Клиент Мне интересно. А как же узнать профессию, если не учить? 1-я гипотеза точно не подтверждает­ся. Учеба парня не фрустрирует. Мо­тивация к учебной деятельности высокая
Психолог Денис, дома ты уроки учишь? Психолог решила до конца довести проверку гипотезы, связанной с об­становкой в семье
Клиент Да, но иногда ленюсь. Достаточно самокритичный ответ (не социально желательный). Говорит в пользу того, что клиент искренен
Психолог Тебе кто-то мешает?   Проверка гипотезы об обстановке в семье
Клиент Да нет, ну просто неохота иногда Ответ в пользу благоприятной семей­ной обстановки
Психолог Если приносишь плохие оценки, как родители реа-аруют? Психолог продолжает проверку гипо­тезы об обстановке в семье
Клиент |Спокойно, иногда поруга­ют, а чаще на сознатель­ность давят. Преобладающая воспитательная тех­ника - обмен информацией. Это наи­более эффективная техника
Психолог Денис, у тебя есть братья, |сестра? Психолог хочет выяснить, нет ли со стороны сиблингов фрустрации са­моуважения (проверка одновременно 1-й и 3-й гипотез)
Клиент Да, Олег, на один год младше меня. Младшие братья порой лишают старше­го своим появлением привилегирован­ного положения, что может драматиче­ски сказаться на его личностном разви-тии [см. Хьелл, Зиглер, 1998, с. 178]
Психолог В каких ты с ним отношениях?  
Клиент В нормальных. Ну, по-братски иногда ссоримся, но чаще дружим. Похоже, нет остро ранящего ощуще­ния соперничества по отношению к младшему брату
Психолог Родители тебя понимают?  
Клиент Когда как. С отцом люблю ходить в гараж машину ремонтировать, мы тогда с ним по-мужски разгова­риваем. А с мамой можно посоветоваться, она хоро­шо меня понимает 2-я гипотеза (о неблагоприятной обста­новке в семье) не подтверждается
Психолог Денис, а в группе ты уже с кем-то сдружился? Поиск информации для проверки ос­тальных гипотез
Клиент Пока не очень. Похоже, проблемная область скрыва ется где-то здесь
Психолог С кем из ребят ты хотел Психолог |бы дружить? Вопрос позволяет получить информа цию, насколько рефлексивно относит ся молодой человек к ситуации друж бы, отношений со сверстниками
Клиент Со всеми Ответ обличает низкую компетент­ность в общении и может говорить о некоторой фрустрированности
Психолог Со всеми подряд, не выби­рая? Вопрос направлен на исследование компетентности в общении и содер­жит в себе подсказку более зрелого ответа.
Клиент Ну, да, со всеми Юноша не замечает подсказки. Одна­ко, возможно, она сохранится в его памяти и со временем побудит его к более рефлексивному отношению к выбору контактов
Психолог Группа у вас хорошая, дружная? Психолог продолжает исследовать об­ласть социальных контактов с целью получения новой информации для проверки соответствующих гипотез
Клиент Ну, как бы, да. Видимо, это область, травмирующая клиента, и психологические защиты не позволяют ему быть здесь более разговорчивым
Психолог Денис, недавно в вашей группе кто-то брызнул из газового баллончика и устроил целый перепо­лох на уроке. Кто это сде­лал? Вопрос, который позволяет дать на него правдивый ответ только в том случае, если клиент к нему готов. Тактичный ход
Клиент Я Клиент допускает для себя возмож­ность обсуждать сейчас этот случай
Психолог А зачем? Использует готовность клиента
Клиент Не знаю. Ну, просто хоте­лось что-то необычное сде­лать Ответ вполне искренен для не очень высокого уровня развития рефлексии применительно к реалиям межлично­стных отношений. Юноша сам не по­нимает себя
Психолог Сорвать урок? Психолог побуждает клиента к реф­лексивному анализу ситуации
Клиент Да, нет. Я об этом и не ду­мал, ну просто повеселить всех, потом обо мне все го­ворили Ответ в пользу 4-й из выдвигавшихся гипотез. Молодой человек ищет спо­собы самоутвердиться
Психолог Тебе хотелось побыть ге­роем? Побуждение клиента к дальнейшему рефлексивному анализу ситуации и в то же время проверка своей гипотезы
Клиент Немножко да и чтобы об­ратили внимание. Ответ в пользу 4-й гипотезы
Психолог Что ты чувствовал после этого поступка? Вопрос, позволяющий оценить спо­собность юноши приобретать новый опыт благодаря подобным поступкам. Одновременно этот вопрос побуждает к приобретению подобного опыта бла­годаря рефлексии, анализу
Клиент Сначала было приятно быть в центре внима­ния, а потом надоело, глупо получилось. Молодой человек в целом осознает не­адекватность своих действий
Психолог А что, на тебя в группе не обращают внимания? Психолог продолжает побуждать юно­шу к рефлексивному анализу и одновре­менно проверяет свои гипотезы
Клиент Да, не очень. 3-я и 4-я гипотезы находят свое подтвер­ждение. Нарушение поведения связано с неудовлетворенной потребностью в само­уважении, самоутверждении в группе од­нокурсников. Денис просто выбрал неаде­кватные способы для этого
Психолог А кого из группы ты вы­брал бы в друзья? Психолог пытается найти в группе авто­ритетную для Дениса модель, чтобы на примере этой модели научить его более адекватным способам утверждения себя
Клиент Гина  
Психолог Почему? Пытается определить критерии рефе-рентности для данного молодого человека
Клиент Он скин  
Психолог Почему твое внимание привлек именно он? Психолог продолжает определять кри­терии референтности
Клиент Ну, он держится так не­зависимо, никого не бо­ится, да вообще отлича­ется от всех Налицо свойственная юношескому воз­расту обостренная потребность в неза­висимости, непохожести, оригинально­сти. Отстаивается эмоциональная неза­висимость от родительских фигур
Психолог А он-то хоть знает о твоем существовании в группе? Косвенно психолог обращает внимание Дениса на его собственную зависимость
Клиент Сначала он не замечал меня, но однажды я под­рался с одним парнем в группе, и он поддержал меня, и потом стал со мной часто разговари­вать, мы почти дружили.  
Психолог Он приглашал тебя в свою группу? Психолог косвенно пытается обратить внимание Дениса на возможность мани­пуляции им
Клиент Да, но просто туда я сам не хочу.  
Психолог Почему?  
Клиент Мне там не понра­вилось. Они такие (долго подбира­ет слово) злые люди, некоторые есть, конечно, нор-мальные парни. Побуждение психологом клиента к рефлек­сивному анализу ситуации помогает юноше перевести на язык сознания неосознанные впечатления от группировки
Психолог Поясни, пожалуйста. Психолог продолжает побуждать клиента к рефлексивному анализу своего субъектив­ного опыта
Клиент Я согласен с Гином и его некоторыми товарищами. Мне близки их чувства, взгляды. В процессе данного диалога, уточнения и кон­кретизации понятий психолог помогает клиен­ту разобраться как в том позитивном, что при­влекает его в группу скинов (борьба с людьми, разрушающими народ страны с помощью про­дажи наркотиков), так и в негативных аспектах существования этой молодежной группировки. Незаконный и аморальный поступок (торговля наркотиками) привязывается здесь к некоторой национальной группе, точнее, нескольким на­циональным группам. Здесь имеет место подме­на. Человек иной национальности может быть не причастен к торговле наркотиками. Наобо­рот, торговать наркотиками может и русский. Борьба с торговлей наркотиками путем погро­мов на рынках с использованием националисти­ческих лозунгов не есть борьба с наркотиками. Со злом следует бороться, но по закону, и нацио­нальность здесь ни при чем. Психолог подводит клиента к осознанию этой реальности и к луч­шему пониманию своих мотивов, задавая во­просы, побуждая думать, анализировать, т. е. осуществлять рефлексивный анализ ситуации. Следствием такой работы является большая дифференцированность клиента, его личност­ный рост. Клиент приобретает опыт и навыки рефлексивного анализа, что может помочь ре­шать ему и дальше подобного рода проблемы уже без помощи психолога.Идет коррекция ус­тановок клиента на данную группировку
психолог Какие это взгляды?  
Клиент Ну, они за рус­скую нацию.  
Психолог А точно? К русской нации ты кого относишь?  
Клиент Тех,  кто любит нашу Родину  
Психолог А наша Родина- это…?  
Клиент Это Россия  
Психолог Русская нация- это кто?  
Клиент Это русские  
Психолог Только русские: А украинцы, татары, башкиры и другие гнароды, которые живут в России?  
Клиент Их тоже можно считать русской нацией. Всех, кто родился в России. Всех, кто русских поддерживает, кто за Россию.  
Психолог А если армяни, грузин родился и живет в России, то как быть с ним?  
Клиент Ну, они тоже есть хорошие, пусть живут в России. Но из них много таких, которые тогуют наркотиками- «хачики»  
Психолог А если наркотиком торгует русский, то как с ним быть?  
Клиент Его надо наказывать. Он портит нашу нацию, нашу Родину.  
Психолог Наказывать как?  
Клиент По закону.  
Психолог Денис, по телевидению показывали погромы торговых палаток в Ясеневе, Солнцеве. Их учинили такие же груп­пировки, как скиновские. Там погиб­ли люди, пусть даже и другой нацио­нальности. Ты поддерживаешь такие поступки? Так надо отстаивать, защи­щать Родину?  
Клиент Нет, такие действия я не одобряю. Я же говорил, что в такую группу я не вступил из-за их злости. Просто сами идеи о Родине, о патриотизме мне близки.  
Психолог Если я правильно поняла, тебя волнует будущая судьба России. Психолог извлекает из сообщенного клиентом то позитивное, на что можно опереться в даль­нейшей работе
Клиент Да.  
Психолог Не думала, что совре­менных 15-16-летних юношей волнует буду­щее России. Опять используется конфронтация с клиен­том в опоре на юношеский негативизм по отношению к персоне, олицетворяющей взрослого, родителя, с целью закрепления позитивной мотивации
Клиент Я не один так думаю. Мы ведь на разные темы разговариваем. Отождествление себя с молодежной куль­турой, только с социально позитивным Оттенком
Психолог Приятно слышать и знать, что у нас дос­тойная смена растет. А то я думала, что большинство людей хо­тят отлынуть от армии. Снова используется конфронтация с кли­ентом в опоре на юношеский негативизм по отношению к персоне, олицетворяющей взрослого, родителя, с целью закрепления позитивной мотивации. Этот прием уже неоднократно себя положительно зареко­мендовал в работе с данным клиентом, и консультант пытается его интенсивно ис­пользовать
Клиент Я в армию пойду слу­жить, я и на повара из-за этого пошел учить­ся. Считаю, чтобы стать настоящим муж чиной, надо отслу­жить в армии. Похоже, молодой человек испытывает чув­ство собственной неполноценности в плане своего физического развития. Поэтому он и выбрал для себя «запасной плацдарм» -специальность повара
Психолог Денис, по твоему мне­нию, для чего предна­значена армия? Психолог хочет побудить клиента к реф­лексивному анализу его амбивалентной по зиции к службе в армии. С одной стороны, юноша хочет служить, с другой стороны, выбирает «теневую» специальность пова­ра. Кроме того, мотивы службы скорее личного плана - стать настоящим мужчи­ной, чем просоциального - служить Роди­не. Тем не менее мотивы служения Родине для парня тоже значимы. Только они чуть было не толкнули его в антисоциальную группировку. Психолог расширяет пред­ставление клиента о себе и собственной си­туации, способствует выработке более ин­тегрированных и просоциальных устано­вок на службу в армии
Клиент Для защиты своих гра­ниц. Мне если понра­вится служба, то я ос­танусь в армии, может быть, буду в военное училище поступать. Похоже, что мотивы служения Родине для парня более значимы, чем мотивы, связанные с профессией повара. Маршал Жуков в свое время выучился на непло­хого скорняка
Психолог Денис, обычно к армии готовятся заранее. Ты ходишь в какую-ни­будь секцию? Психолог пытается разработать план конкретного позитивного реагирования клиента в связи с его ощущением собст­венной неполноценности в плане своего физического развития
Клиент Нет, они все платные.  
Психолог Есть и бесплатные, если хочешь, я могу узнать. Работа психолога эффективна, когда эф­фективно работают и все остальные зве­нья социальной поддержки людей в сооб­ществе. В некоторых регионах Подмоско­вья этому, несмотря на объективные трудности, до сих пор уделяют внимание
Клиент Да.  
Психолог Денис, ты слышал о та­ких организациях для юношей, как «Военно-исторический клуб», « Военно-патриотиче­ский клуб». По-моему, там ты найдешь себе единомышленников. Психолог пытается подобрать для юноши молодежные группы с социально-позитив­ной направленностью, соответствующие его интересам, где он сможет самоутвер­диться, обрести друзей, избавиться от ощущения собственной неполноценности. Стремление к совершенству, превосходст­ву связывается с социальным интересом
Клиент Нет, не слышал.  
Психолог Денис, для тебя уз­нать, как они работа­ют?  
Клиент Да  
Психолог Я позвоню в военкомат и в отдел молодежи. Завтра скажу тебе, где эти организации нахо­дятся. Приходи завтра. Психологу хорошо заранее иметь список подобного рода организаций
Клиент Хорошо, приду. Подобное короткое прощание отвечает по­требности человека в юношеском возрасте быть лаконичным и сдержанным в отноше­нии со старшими (отстаивание своего права на самостоятельность и независимость)
Психолог До завтра.  
Клиент До свидания.  

 

На следующий день Денис пришел за адресом вместе с таким же маленьким и худеньким товарищем по группе. Ребята стали посещать Военно-патриотический клуб, спортивную секцию.

Нарушении дисциплины больше не было. Денис стал заметно увереннее вести себя в коллективе. Работа, осуществленная со­гласно 3, 4 и 5-и гипотезам, оказалась правильной. Молодой чело­век начал демонстрировать уверенность в себе, расширил круг знакомых, появилось самоуважение, ощущение собственной включенности в группу сверстников. Отпала необходимость ут­верждать себя неадекватными способами.

 



ТЕМЫ ДЛЯ СООБЩЕНИЙ НА

СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО КУРСУ

«ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ»

 

Ниже мы приводим ряд тем для подготовки сообщений на семинарских занятиях. Сообщения желательны небольшие -15-20 мин. Главное - обращать внимание на то, чтобы слуша­тели Вас поняли. Ваша задача - проработав порой довольно значительное содержание материала, попытаться выразить его в гораздо меньшем объеме, но понятно, доходчиво, систе-матизированно, обдуманно. Подчас необходимо проработать рекомендуемый для подготовки сообщения материал с учетом содержания освоенного курса для того, чтобы Ваше сообще­ние отвечало поставленной перед Вами цели. Необходимо быть готовыми к тому, что после Вашего сообщения группа бу­дет иметь возможность задавать Вам вопросы, высказывать критические замечания.

Применительно к каждой теме даны ссылки на рекомен­дуемую литературу. Это не исключает возможности самостоя­тельного поиска литературы. Рекомендуемая к каждой теме литература содержит ссылки на другую литературу, которую тоже можно использовать. Ссылки на литературу в данном по­собии мы старались делать в минимальном объеме, чтобы не перегружать пособие. Главным критерием того, что литерату­ры достаточно, должно служить Ваше внутреннее ощущение проработанности проблемы.

По согласованию с преподавателем, читающим данный курс, студент может подготовить сообщение на самостоятельно пред­ложенную им тему. Также несколько студентов по согласова­нию с преподавателем могут разбивать предлагаемые темы на несколько более детальных, делая рассмотрение предложенных вопросов более подробным.

261

Излагая темыдля сообщений, мы порой будем делать не­большие примечания, цель которых — облегчить подготовку со­общения, поиск необходимого материала по интересующей студента теме. Итак, для подготовки сообщений на семинар­ских занятиях предлагаются следующие темы.

1. Психологическое консультирование по проблемам дошкольников.При подготовке сообщения на эту тему реко­мендуется найти ответ на вопрос, возможно ли психологиче­ское консультирование дошкольников и если да, то в каких формах. Важно использовать именно методологию и приемы психологического консультирования. Например, арттерапия не есть психологическое консультирование. Рекомендуем вос­пользоваться следующей литературой: Овчарова, 2000(особен­но стр. 138-145); Семаго, 1998; Бретт, 1996; Детский сад..., 1987; Заваденко, 2001.

2. Психологическое консультирование школьников и их родителей.Рекомендуем воспользоваться следующей лите­ратурой: Овчарова, 2000; Шабалина, 1998; Бретт, 1996; Са-моукина, 1997а; Крушелъницкая, Третьякова, 1997; Дробин-ская, 2001;Заваденко, 2001; Леей, 1989.

3. Психологическое консультирование членов педагоги­ческого коллектива.При подготовке сообщения на эту тему реко­мендуется найти ответ на вопрос: как сформировать мотивацию на психологическое консультирование у тех педагогов, которые более всего в нем нуждаются, но которые негативно относятся к психологам и психологическому консультированию? Рекомен­дуем воспользоваться следующей литературой: Овчарова, 2000; Самоукина, 1997а; Якиманская, 1997; Дробинская, 2001.

4. Проблематика и особенности психологического кон­сультирования в вузе.При подготовке сообщения на эту тему особенно рекомендуем разобрать случай оказания психологи­ческой помощи студенту, описанный в книге Р. Мэя. Рекомен­дуемая литература: Юпитов, 1995; Мэй, 1994.

5. Использование произведений искусства в психологи­ческом консультировании.Рекомендуемая литература: Мака­рова, 1996;Елизаров, 1996.

6. Психологическое консультирование по проблемам оди­ночества.Рекомендуемая литература: Лабиринты..., 1989.

262

7. Психологическое консультирование по проблемам ода­ренных детей.Рекомендуемая литература: Одаренные дети, 1991.

8. Психологическое консультирование по проблемам взаимоотношения взрослых людей со своими родителями.Ре­комендуемая литература: Алешина, 2000,с. 76-98.

9. Психологическое консультирование по проблемам трудностей в общении.Рекомендуемая литература: Алешина, 2000, с. 99-116.

10. Психологическое консультирование инвалидов. Ре­комендуемая литература: Айшервуд, 1991.

11. Психологическое  консультирование  родителей, имеющих детей-инвалидов.Рекомендуемая литература: Тин-гей-Михаэлис, 1988; Юн, 1987.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 281.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...