Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Поддержание верности новообращенных




 

Деструктивные культы осознают, что даже самые предан­ные обращенные поддаются сомнениям и могут отступиться, если только они не подвергаются интенсивной и постоянной поддержке. Поэтому много времени и усилий тратится на под­держание верности обращенных. Для этого предпринимаются специальные шаги:

v Обращенных убеждают придерживаться сурового стиля жизни, который отражает культовые ценности.Многие культы содержат своего рода общежития («монастыри», «ашрамы» и т. п.), где вся деятельность концентрируется вокруг культовых целей. На культистов часто оказывает­ся давление посредством обещаний более высокого стату-■ i ca с целью заставить их жить в этих домах, например: ;■■ , «Гуру любит всех своих детей, но он особенно любит тех, кто присоединяется к его монашескому дому и посвящает ■ ■..-.■ ему всю свою жизнь». Результаты: строгое следование ' культовому стилю жизни служит подчинению и усиле­нию преданности обращенного верованиям культа. Кроме того, энергичные программы добывания средств, вербовки и другой ориентированной на культ деятельности исто­щают обращенных, не оставляя времени и/или энергии на то, чтобы подвергать сомнению культовые предписания.

v Обучение и чрезмерное использование методик, вызы­вающих транс,- медитации, молитв, монотонного пе­ния, самогипноза и говорения на языках. Результа­ты: подобные методики могут иметь своим результатом подавление мыслей, чувств и сомнений; ослабленную ин­теллектуальную и критическую способность; подчас пси­хопатологию. Обратите внимание: эти методики сами по себе не вредны при умеренном, уместном и строго контролируемом (профессиональным врачом или психо­логом) применении. Они причиняют вред в деструктив­ных культах потому, что используются для подавления самостоятельного здравого мышления, а не для понима­ния и «проработки» умственных затруднений, личност­ного роста.

v Публичное заявление о верности,такое, как поощрение новых обращенных вербовать других (некоторые культы предлагают более высокий статус и вознаграждение преус­певающим вербовщикам), делать торжественные заявле­ния на публичных встречах, подписывать заявления о вер­ности. Результаты: публичное заявление усиливает преданность обращенных культу и заставляет уходящих испытывать чувство предательства.

v Повторяющиеся угрозы санкций за уход,такие, как: «Если ты уйдешь, твоя жизнь развалится на куски», или «твоя душа сгниет», или «ты отправишься в ад», или «по­страдают твои родственники», или «твоя жизнь будет в опасности». Результат: обращенные боятся покинуть культ.

v Обещание немедленного осуществления мира, спасения;например, говоря обращенным, что если они «только чуть-чуть сильнее постараются, отдадут немного больше себя», то они достигнут любого обещанного культом вознагражде­ния. Результаты: обращенные постоянно стремятся дос-i тичь утопических идеалов и обвиняют себя за то, что стара­ются недостаточно усердно.

v Ограниченный доступ к внешним источникам информа­ции или его отсутствие. Результат: нет противополож­ных точек зрения, чтобы стимулировать критическое мышление о культе. Укрепляются представления, что со­мнения относительно группы отражают недостатки сомневающегося, но не группы.

v Отсутствие некультовых связей и эмоциональной под-, держки. Результаты: обращенные становятся зависи­мыми от культа в дружбе, близости и эмоциональной под­держке; чувства отчуждения, враждебности и паранойи в отношении некультового мира все более усиливаются.

v Контроль сексуальной близости и интимных отношений внутри культа. Например, лидер может диктовать, стоит ли жениться, когда и на ком жениться, нужно ли иметь сексуальные отношения, когда их нужно иметь, иметь ли детей, подвергать ли себя стерилизации, делать ли аборты. Результаты: у обращенных может развиться искажен­ный, обезличенный взгляд на сексуальность и половые сно­шения. При этом лидеры защищаются от вероятности того, что близкие или друзья поделятся с культистом сомнения­ми относительно группы и укрепят его.

v Постоянная исповедь и самоопорочивание. Результаты: обращенные испытывают стыд, затем облегчение, затем чувствуют себя в долгу перед культом за спасение от их t « дурной натуры ».

v Чрезмерные финансовые обязательства, часто требующие передачи в пользу культа наследства, банковских счетов, платежных чеков и другого имущества (дома, машины, ау­дио- и видеотехники и т. п.). Результаты: культисты ос­таются фактически без гроша, в финансовом плане зависят от группы. Также, пожертвовав много денег, обращенные зачастую оправдывают свои вложения, закрывая глаза на деструктивные аспекты жизни группы.

   Как суметь распознать деструктивную организацию уже при разговоре с вербовщиком на улице? Итак, если к вам подошел кто-либо приглашающий вас прийти на лекцию или семинар, обещающий вам интересную работу в иностранной фирме с высо­кими заработками, предлагающей вести в вашей школе, институ-

314

те новый учебный курс или познакомиться с новым учением, как познать себя, улучшить свое здоровье или нечто новое, то необхо­димо задать этому человеку 10 конкретных вопросов, которые по­могут отсеять, по крайней мере, 90% сектантов-вербовщиков:

1. Как долго вы состоите членом группы?

2. Вы хотите завербовать меня в какую-то организацию?

3. Можете ли вы перечислить названия всех других, ор­ганизаций, связанных с вашей группой?

4. Назовите основателя и, если он уже скончался, верхов­ного руководителя вашей группы?

5. Расскажите о прошлом главы организации, об образо­вании, которое он получил. Нет ли у него уголовного прошло­го? Привлекался ли он к судебной ответственности? Бели да, то за что?

6. Во что ваша группа верит? Верит ли она, что цель оп­равдывает средства? Бывают ли обстоятельства, когда челове­ку полезно, если его обманывают?

7. Если я вступлю в вашу организацию, как я должен буду изменить свою жизнь? Должен ли я буду бросить учебу или работу, пожертвовать вам свои сбережения и свою собственность и разорвать отношения со всеми близкими и друзьями, если они будут высказываться против этого моего решения?

8. Считается ли кем-либо деятельность вашей организа­ции небесспорной? Если кто-то выступает против вашей орга­низации, какие аргументы он обычно приводит?

9. Что вы думаете о бывших членах вашей организации? Приходилось ли вам когда-нибудь серьезно говорить с бывшим членом и выслушивать от него причины, по которым он ущел из организации? Если нет, то почему? Неужели ваша организация не позволяет вам общаться с покинувшими ее людьми?

10.Назовите три вещи, которые вам не нравятся в вашей ор­ганизации и ее верховном руководителе.

315

 



Приложение 3

Продолжение табл.

ОБРАЗЕЦ ПРОТОКОЛА

ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА

СЛОВЕСНЫХ АССОЦИАЦИЙ К.Г. ЮНГА

 

Источник: [Сахакиан, 2000. с. 134-138]

Инструкция испытуемому: так быстро, как только можете, отвечайте на произносимые мной слова тем первым словом, ко­торое приходит вам в голову.

Стимул

Ответы во время основного эксперимента

Ответы во время репродуктивного эксперимента

Оценка ответов
Слово Слово Время реакции Слово Время реакции  
1 Голова          
2 Зеленый          
3 Вода          
4 Петь          
5 Смерть          
6 Корабль          
7 Платить          
8 Окно          
9 Дружелюбный          
10 Готовить пищу          
11 Спрашивать          
12 Холодный          
13 Ствол          
14 Танцевать          
15 Деревня          
16 Озеро          
17 Больной          
18 Гордость          
19 Готовить пищу          
20 Чернила          
21 Сердитый          
22 Необходимый          
23 Плавать          
24 Путешествие          
25 Голубой          
26 Лампа          
27 Грешить          
28 Хлеб          
29 Богатый          
30 Дерево          
31 Колоть          
32 Жалость          
33 Желтый          
34 Гора          
35 Умереть          
36 Соль          
37 Новый          
38 Обычай          
39 Молиться          
40 Деньги          
41 Глупый          
42 Памфлет          
43 Презирать          
44 Палец          
45 Дорогой          
46 Птица          
47 Упасть          
48 Книга          
49 Несправедливый          
50 Туман          
51 Делить          
52 Голод          
53 Белый          
54 Ребенок          
55 Заботиться          
56 Простой карандаш          
57 Печальный          
58 Слива          
59 Жениться          
60 Дом          
61 Милый          
62 Стекло          
63 Ссориться          
64 Мех          
65 Большой          
66 Морковь          
67 Рисовать          
68 Часть          
69 Старый          
70 Цветок          
71 Бить          
72 Коробка          
73 Дикий          
74 Семья          
75 Умываться          
76 Корова          
77 Друг          
78 Удача          
79 Ложь          
80 Поведение          
81 Узкий          
82 Брат          
83 Бояться          
84 Аист          
85 Фальшивый          
86 Беспокойство          
87 Щеловать          
88 Невеста          
89 Чистый          
90 Дверь          
91 Выбирать          
92 Сено          
93 Довольный          
94 Насмешка          
95 Спать          
96 Месяц          
97 Хороший          
98 Женщина          
99 Оскорблять          
100            
    X= = X= =  

 

Испытуемый (испытуемая)________________________________

 

Пол________Возраст_________Дата эксперимента____________










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 267.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...