Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Модели монополистических конкуренций




       Теория монополистической конкуренции разработана в трудах Робинсона и Чемберлена. Эта конкуренция предполагает взаимосочетание двух моделей – совершенной конкуренции и чистой монополии. Основные ее черты:

1. наличие в отрасли множества производителей

2. свободный вход и выход из нее

3. дифференциация товара, дающая возможность фирмам видоизменять цену своего товара, ибо она обладает как бы монопольной властью над свои (дифференциальным) товаром

       Монопольная власть носит ограниченный характер силу наличия производителей аналогичной продукции и свободного входа в отрасль. Дифференциация продукции предполагает наличие форм отрасли, производящих достаточно схожие одни и те же товары и в то же время достаточно не схожие. Последнее и позволяет производителям снижать или повышать цену. Поэтому кривая спроса отдельной фирмы при несовершенной конкуренции имеет падающий характер, но более плавный, чем кривая спроса отрасли.

       В целом теория монополистической конкуренции основана на трех принципиальных положениях:

1) в отрасль входит достаточно большое количество конкурирующих друг с другом фирм, и каждая отдельная фирма проводит собственную ценовую политику, невзирая на реакцию конкурентов

2) имеется свобода входа в отрасль и выхода из нее. Это приводит к тому, что в долгосрочном периоде экономическая прибыль всех фирм отрасли становится равна нулю (в этот момент и прекратится приток в отрасль новых фирм). Поэтому в условиях этой конкуренции равновесие отдельной фирмы отрасли в долгосрочном периоде наступит тогда, когда цена продаваемого товара (т. е. величина среднего дохода) сравняется с величиной средних суммарных издержек

3) кривая спроса отдельной фирмы имеет падающий характер, ее эластичность выше, чем эластичность кривой спроса отрасли, так как на рынке продаются товары-заменители, производимые другими фирмами. Падающий характер кривой спроса предоставляет фирме возможность получить монопольную прибыль в краткосрочном периоде

Олигополия

Олигополия -

1) разновидность рынка, на котором несколько фирм продают стандартизированные или дифференцированные товары

2) рынок с доминированием нескольких фирм или даже одной фирмы

3) промежуточная (между монополией и совершенной конкуренцией) форма несовершенной конкуренции

       Олигополия возникает благодаря слияниям фирм и возникновению различных препятствий для вступления новых фирм на рынок, таких, как эффект масштаба, патентная защита, владение сырьем, дорогая реклама. Олигополия существует, когда на рынке стандартизированного или дифференцированного продукта господствует малое количество фирм. Олигополия не обладает четко определенными классификациями. Существует жесткая олигополия – на рынке 2-3 фирмы, и расплывчатая – 6-7 фирм делят 70-80% рынка, а оставшаяся часть приходится на так называемое конкурентное «оружие».

       Выделяют 2 вида олигополий:

олигополия первого вида – несколько фирм, выпускающий одинаковую продукцию

олигополия второго вида – несколько фирм выпускаю дифференцированную продукцию.

       Олигополия может быть:

  • сбалансированная – несколько фирм одинакового размера
  • асимметричная – один продавец-лидер и ряд небольших торговцев

Для олигополии характерна всеобщая взаимозависимость, ибо немногочисленны ее субъекты. Каждая фирма при выборе решения в плане цены и объема производства не может не учитывать реакцию конкурентов. При этом конкурентное взаимодействие осуществляется в двух формах: в форме соперничества и в форме сговора между соперниками.       

Основные признаки олигополии:

  • немногочисленность фирм
  • наличие «ценового лидера». Вместо ценовой конкуренции за покупателя фирмы часто ориентируются на лидера в ценах
  • трудность входа, поскольку существует ряд барьеров
  • товарная дифференциация: существенная для отдельных товаров и мала для стандартизированных товаров

Особенности изменения цен: цены меняются не часто, а только через определенные периоды времени и на значительную величину. Эти возможные изменения спроса фирмы-олигополисты учитывают заранее и стараются реагировать на это не изменением цены, а изменением объема производства (выгоднее), ибо изменение цены связано со значительными издержками. Удержание цен на одном уровне эффективно, но только в краткосрочном периоде, в долгосрочном не применима. В долгосрочном периоде нужно знать ответную реакцию конкурента. Практически, действие конкурентов трудно прогнозировать, поэтому невозможно разработать теорию поведения фирм-олигополистов в долгосрочном периоде. 

Монополия (чистая монополия)

Монополия – это тип структуры рынка, характеризующийся следующими основными чертами:

  • наличием в отрасли одной фирмы, которая продает единственный в своем роде продукт, не имеющий близкого заменителя
  • условием, согласно которому вхождение в отрасль, а, следовательно, в рынок невозможно, ибо имеется множество барьеров
  • отсутствием дифференцированного продукта
  • тем, что фирма-монополист на данном рынке обладает значительным контролем как над ценой на реализуемый продукт, так и над объемом производства
  • наличием ценовой дискриминации – негативные последствия чистой монополии, нет внутренних и внешних стимулов к развитию, а так как она ограничивает конкуренцию, то государство применяет к ним антимонопольное законодательство

Монополия выступает в различных формах: в форме картеля, синдиката, треста, концерна, консорциума, конгломерата.

Выделяют закрытую, естественную и открытую монополию.

Закрытая монополия защищена от конкуренции юридическими организациями, патентной защитой, институтом авторских прав.

Естественная монополия – отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда фирма обслуживает весь рынок целиком. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии, основанные на владении уникальными природными ресурсами.

Открытая монополия – монополия, при которой одна фирма, по крайней мере на определенное время, является единственным поставщиком продуктов, но не имеет специальной защиты от конкуренции.

       Эти разграничения монополий достаточно условны, ибо некоторые фирмы могут одновременно принадлежать к нескольким видам монополий.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 210.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...