Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Рыночные структуры. Принципы поведения фирмы




Поведение фирм во многом зависит, в каких рыночных условиях она действует, сколько продавцов и сколько покупателей, т. е. в зависимости от конкуренции рынка. Рынок является абсолютно конкурентным, когда имеет место огромное количество производителей, когда ни одна из фирм, сколько бы ни наращивала объем производства, не может оказать воздействие на соотношение спроса и предложения на свою продукцию.

Рыночная структура – определенное соотношение между количеством продавцов и покупателей.

Polein – продавать

Opsonein – покупать

Monos– один

Poli – много

Курс экономикса выделяет 4 теоретически возможных рыночных структуры, охватывающие рыночную часть:

1. совершенная конкуренция

2. несовершенная конкуренция

а) монополистическая конкуренция

                   б) олигополия

                   в) монополия (чистая конкуренция)

Выделяют 9 рыночных структур (форм конкуренции):

1) полиполия (полная конкуренция): много продавцов – много покупателей

2) олигополия: много покупателей – несколько продавцов

3) монополия: несколько покупателей – один продавец

4) олигопсония (олигополия спроса): несколько покупателей – много продавцов

5) билатеральная олигополия: несколько покупателей – несколько продавцов

6) ограниченаая монополия: несколько покупателей – один продавец

7) монопсония (монополия спроса): один покупатель – много продавцов

8) ограниченная монопсония: один покупатель – несколько продавцов

9) билатеральная монополия: один покупатель – один продавец

       Выделяют общие принципы поведения фирм, которые нужно соблюдать во всех случаях:

1. фирме имеет смысл продолжить функционирование, если при достигнутом уровне производства, ее доход превосходит переменные издержки. Но она должно прекратить свое производство, если суммарный доход от реализации произведенного товара не превосходит переменные издержки

2. если фирма решила продолжить процесс производства, то она должна производить такой объем товаров и услуг, при котором предельный доход=предельным издержкам.

 

Совершенная конкуренция

Совершенная конкуренция характеризуется следующими чертами:

1. множество производителей и покупателей, и каждая из этих групп не может повлиять на собственное положение на рынке

2. все продавцы предполагают одинаковые товары и услуги

3. доступ на рынок всем абсолютно свободен, т. е. свободный перелив капитала из отрасли в отрасль

4. у всех участников рынка одинаковая о нем информация

       В результате кривая спроса отдельных фирм горизонтальна, т. е. спрос на продукцию абсолютно эластичен, т. е. возможно расширение производства фирмы, она не окажет влияние на цену товара.

       Вывод: если поведение отдельных фирм не оказывает влияние на цену реализованного товара, то для этой фирмы кривая спроса, кривая среднего дохода и кривая предельного дохода совпадают, и они представляют одну и ту же горизонтальную линию, проведенную на уровне цены продаваемого товара. Если цена при совершенной конкуренции равна предельному доходу, то для максимизации прибыли цена должна равняться предельным издержкам.

В долгосрочном периоде следует выделять 3 условия равновесия фирмы:

  1. предельные издержки = цене товара
  2. экономическая прибыль = 0
  3. фирма не в состоянии наращивать прибыль путем неограниченного объема производства

Эти условия эквивалентны следующим:

1. фирмы отрасли производят продукцию в объеме, соответствующем точкам минимума их кривых средних суммарных издержек в краткосрочном периоде

2. для всех фирм отрасли их предельные издержки равняются цене товара

3. фирма отрасли производит продукцию в объеме, соответствующем их кривых средних издержек в долгосрочном периоде

 

Несовершенная конкуренция, ее модели

       В реальной жизни несовершенная конкуренция связана, прежде всего, с появлением монополий. 3 ее модели представлены лишь различным количеством монополий, господствующих на рынке.

       В конце 19 – начале 20 вв. человечество разразилось новейшими научными открытиями. Эти открытия вначале были дорогостоящими; мелкие и средние предприятия не могли их внедрять, а конкуренция толкала их к этому. Поэтому произошел резкий рост концентрации и централизации капитала и производства. Возникли крупнейшие предприятия, которые пришли на смену средним. Но кризисы продолжали действовать и действовали более губительно на крупные предприятия. Поэтому, чтобы застраховаться от более губительного действия кризисов, стали создаваться монополии – крупнейшие объединения предприятий. Вторая причина образования монополий – это возможность получать более высокую прибыль за счет установления монопольных цен.

Монополия – исключительное право государства, предприятия, организации, торговца на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности. По своей природе монополия выступает силой, подрывающей свободную конкуренцию, стихийный рынок.

       Монополии возникли в силу следующего:

1) естественных и природных условий

2) победы над конкурентами (путем добровольного слияния, или через принудительное поглощение, или через уничтожение конкурентов).

       Современные монополии развитых стран – это крупнейшие хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, консорциумы, концерны), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие власть над отраслями, рынками и экономикой в целом на основе высокой степени концентрации производств и капитала с целью установления монопольных цен и увеличения монопольной прибыли. Монополия – прямая противоположность свободной конкуренции.

Картели – это такая форма монополистического союза в отрасли, при которой предполагается ограничение (квотирование) производства компаний-участников, установление единых сбытовых цен, расширение рынков сбыта. Компании-участники сохраняют полностью производственную, снабженческую и управленческую независимость.

Квота – это доля участника какого- либо объединения в общем производстве и сбыте данного объединения.

Синдикаты по существу выполняют те же функции, что и картели лишь с большей степенью централизации. Все члены реализуют продукцию через синдикатные конторы по единым синдикатным ценам.

Трест- отраслевые объединения, основанные на системе участия, где теряется производственная и коммерческая самостоятельность.

Концерн – это многоотраслевые объединения, связанные единством собственности и контроля.

Консорциумы – это временное договорное объединение фирм, банков, компаний для осуществления определенных конкретных экономических проектов. Все его участники сохраняют свою экономическую самостоятельность.

Конгломераты – монополистические объединения, объединяющие различные виды производств, не связанных между собой ни технически, ни технологически, ни организационно.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 224.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...