Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Полезность как основа потребительского выбора




В основе потребительского выбора лежит полезность товара. Полезность – то удовлетворение, которое получают от потребления товаров и услуг.

Родоначальник: Пентан. Считал, что полезность – понятие субъективное. Основные моменты:

1. полезность не может измеряться в каких-либо единицах

2. она обладает свойством порядковой измеримости, когда товары могут ранжироваться по их полезности

3. полезность была бы количественно измерима, если потребители могли предать значение в единицах полезности каждому виду товара

4. поскольку человек может лишь ранжировать полезность, то модель потребительского выбора предполагает, что полезность измерима только порядково

       Полезность выступает в двух формах:

1) совокупная (общая) полезность, получаемая в результате потребления всех товаров и услуг

2) предельная полезность, получаемая от потребления каждой последующей единицы благ

       Полезностью, как любое экономическое явление, имеет свою функцию, которая выражается в соотношении между объемом потребления товаров и услуг и уровнем полезности, достигаемого потребителем.

       Функция полезности – способ представления предпочтений человека, характеризует убывающую предельную полезность.

       Полезность блага заключается в том, что чем интенсивнее потребление благ, тем меньше увеличение полезности от каждой дополнительно потребляемой единицы блага.

Предельная полезность – наименьшая полезность последней единицы данного товара.

Предельная полезность – наименьшая потребность, определяет потребительский выбор товаров и услуг.

       Самуэльсон предложил формулу удельной величины предельной полезности данного товара на единицу его цены         

МИАА= МИББ=…= МИNN, где МИ – общая полезность, Р – цена

       При потребительском выборе, расходуя деньги, покупатель должен получить одинаковую предельную полезность от всех видов товара на единицу цены данного товара.

 

Потребительский выбор и потребительское поведение. Бюджетная линия. Кривые безразличия

Потребительский выбор – выбор комбинаций товаров и услуг, приобретение которых обеспечит наибольшую полезность из двух и более товаров.

       Ограничителем потребительского выбора являются: бюджет потребителя, конкретную склонность потребителя. Потребление определенного блага вовсе не означает, что они будут приобретены, ибо выбор ограничен как доходом, так и рыночной ценой.

       Выбор определяется бюджетным ограничением, который определяет ту или иную комбинацию товаров и услуг, которая может быть приобретена на данный доход.

       Взаимосвязь между доходами и набором приобретенных благ выражается бюджетной линией потребительских возможностей.

                                                 Ранее отмечалось, что спрос потребления и движение на рынке кривой спроса определятся:

а) уровень дохода населения (прямая зависимость)

б) изменение в структуре населения

в) уровень цен товаров-заменителей (обратная зависимость)

г) изменение потребительских вкусов под воздействием рекламы, моды

д) экономическая политика правительства и ряд других факторов

Неизменным является лишь то, что наклон и нисходящая кривой спроса сохраняется при выражении любых индивидуальных и субъективных платежеспособных потребностей. Это закон постепенного убывания спроса потребителей на один и тот же товар, выражаемый функцией цены товара.

Линии потребительского бюджета дополняются кривыми безразличия.

Точка равновесия – точка пересечения кривой потребительского бюджета и кривой безразличия. Объем приобретения товаров и услуг совпадает с бюджетом.

Кривые безразличия, расположенные ниже кривой потребительского бюджета указывают на неполное использование бюджета в целях текущего положения.

Кривые безразличия, расположенные выше кривой потребительского бюджета показывают, что потребление превышает возможность дохода и личного бюджета.

Выбор сочетания товаров А и В, минимизирущий его полезность

Количество

шт.

товар А (Р=50 руб.)

товар В (Р=100 руб.)

общая предельная полезность (МИ) предельная полезность (на 1 рубль) общая предельная полезность (МИ) предельная полезность (на 1 рубль)
1 5 0,1 9 0,09
2 4 0,08 6 0,06
3 3 0,06 5 0,05
4 2 0,04 3 0,03
5 1 0,02 1 0,01

Любая другая комбинация при существующих ценах и доходе даст меньшую суммарную полезность.

Существует эффект дохода и эффект замещения.

Нисходящую форму кривой спроса можно объяснить не только исходя из теории предельной полезности, есть еще эффект дохода. Суть: если цена снижается на какой-либо товар, то потребитель высвобождает часть дохода для приобретения единиц товара данного или другого. Падение цены одного товара (даже незначительное) влияет на общий уровень цен и делает потребление одного товара относительно выгодным п сравнению с другим.

Эффект замещения. Суть: приобретение большего количества товаров происходит в силу снижения его цены. Для низших товаров все зависит от степени воздействия каждого на потребительский выбор.

Если эффект дохода<эффекта замещения, то кривая спроса на низший товар будет иметь ту же форму, что и на нормальный товар. Если эффект дохода>эффекта замещения, то при увеличении цены увеличивается потребление низшего товара.

 

Потребительское равновесие

Потребительское равновесие – такая ситуация на рынке, при которой потребитель не в состоянии обеспечить повышение общей полезности, исходя из данного бюджета, расходуя меньше денег на приобретение одного блага и больше на приобретение другого.

       Потребительское равновесие может быть обеспечено лишь в том случае, когда предельная полезность, которую человек получает в расчете на 1 рубль стоимости одного блага, равняется предельной полезности в расчете на 1 рубль стоимости другого блага, т. е. МИАА= МИББ

       Теория потребительского поведения.

Точка равновесия – точка, где достигается максимизация полезности всех товаров из набора товаров, приобретаемого за счет личного товара.

       Ценность правила потребительского поведения заключается в том, что оно основано на здравом смысле, т. е. при распределении дохода альтернативным путем человек должен получать предельную полезность.

1) предельная полезность есть функция всего многообразия товаров, а не только тех, которые приобретает потребитель

2) в случае потребительского выбора не требуется абсолютное измерение предельной полезности, а берется относительное измерение (на 1 рубль)

3) стоимость товара определяется без привлечения категории «абстрактный труд»


Тема № 7 : Бизнес и предпринимательство. Предприятия в рыночной экономики

  1. Сущность бизнеса, его родовые признаки
  2. Система бизнеса, ее интегративное качество
  3. Принцип организации и функционирования бизнеса
  4.  Риск и способы защиты от риска
  5. Система «связи с общественностью»
  6. Бизнес-план. Его структура и значение для деятельности фирмы
  7. Предпринимательство и виды предпринимательской деятельности
  8. Диверсификация, концентрация и централизация производства

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 239.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...