Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Полезность как основа потребительского выбора
В основе потребительского выбора лежит полезность товара. Полезность – то удовлетворение, которое получают от потребления товаров и услуг. Родоначальник: Пентан. Считал, что полезность – понятие субъективное. Основные моменты: 1. полезность не может измеряться в каких-либо единицах 2. она обладает свойством порядковой измеримости, когда товары могут ранжироваться по их полезности 3. полезность была бы количественно измерима, если потребители могли предать значение в единицах полезности каждому виду товара 4. поскольку человек может лишь ранжировать полезность, то модель потребительского выбора предполагает, что полезность измерима только порядково Полезность выступает в двух формах: 1) совокупная (общая) полезность, получаемая в результате потребления всех товаров и услуг 2) предельная полезность, получаемая от потребления каждой последующей единицы благ Полезностью, как любое экономическое явление, имеет свою функцию, которая выражается в соотношении между объемом потребления товаров и услуг и уровнем полезности, достигаемого потребителем. Функция полезности – способ представления предпочтений человека, характеризует убывающую предельную полезность. Полезность блага заключается в том, что чем интенсивнее потребление благ, тем меньше увеличение полезности от каждой дополнительно потребляемой единицы блага. Предельная полезность – наименьшая полезность последней единицы данного товара. Предельная полезность – наименьшая потребность, определяет потребительский выбор товаров и услуг. Самуэльсон предложил формулу удельной величины предельной полезности данного товара на единицу его цены МИА/РА= МИБ/РБ=…= МИN/РN, где МИ – общая полезность, Р – цена При потребительском выборе, расходуя деньги, покупатель должен получить одинаковую предельную полезность от всех видов товара на единицу цены данного товара.
Потребительский выбор и потребительское поведение. Бюджетная линия. Кривые безразличия Потребительский выбор – выбор комбинаций товаров и услуг, приобретение которых обеспечит наибольшую полезность из двух и более товаров. Ограничителем потребительского выбора являются: бюджет потребителя, конкретную склонность потребителя. Потребление определенного блага вовсе не означает, что они будут приобретены, ибо выбор ограничен как доходом, так и рыночной ценой. Выбор определяется бюджетным ограничением, который определяет ту или иную комбинацию товаров и услуг, которая может быть приобретена на данный доход. Взаимосвязь между доходами и набором приобретенных благ выражается бюджетной линией потребительских возможностей. Ранее отмечалось, что спрос потребления и движение на рынке кривой спроса определятся: а) уровень дохода населения (прямая зависимость) б) изменение в структуре населения в) уровень цен товаров-заменителей (обратная зависимость) г) изменение потребительских вкусов под воздействием рекламы, моды д) экономическая политика правительства и ряд других факторов Неизменным является лишь то, что наклон и нисходящая кривой спроса сохраняется при выражении любых индивидуальных и субъективных платежеспособных потребностей. Это закон постепенного убывания спроса потребителей на один и тот же товар, выражаемый функцией цены товара. Линии потребительского бюджета дополняются кривыми безразличия. Точка равновесия – точка пересечения кривой потребительского бюджета и кривой безразличия. Объем приобретения товаров и услуг совпадает с бюджетом. Кривые безразличия, расположенные ниже кривой потребительского бюджета указывают на неполное использование бюджета в целях текущего положения. Кривые безразличия, расположенные выше кривой потребительского бюджета показывают, что потребление превышает возможность дохода и личного бюджета. Выбор сочетания товаров А и В, минимизирущий его полезность
Любая другая комбинация при существующих ценах и доходе даст меньшую суммарную полезность. Существует эффект дохода и эффект замещения. Нисходящую форму кривой спроса можно объяснить не только исходя из теории предельной полезности, есть еще эффект дохода. Суть: если цена снижается на какой-либо товар, то потребитель высвобождает часть дохода для приобретения единиц товара данного или другого. Падение цены одного товара (даже незначительное) влияет на общий уровень цен и делает потребление одного товара относительно выгодным п сравнению с другим. Эффект замещения. Суть: приобретение большего количества товаров происходит в силу снижения его цены. Для низших товаров все зависит от степени воздействия каждого на потребительский выбор. Если эффект дохода<эффекта замещения, то кривая спроса на низший товар будет иметь ту же форму, что и на нормальный товар. Если эффект дохода>эффекта замещения, то при увеличении цены увеличивается потребление низшего товара.
Потребительское равновесие Потребительское равновесие – такая ситуация на рынке, при которой потребитель не в состоянии обеспечить повышение общей полезности, исходя из данного бюджета, расходуя меньше денег на приобретение одного блага и больше на приобретение другого. Потребительское равновесие может быть обеспечено лишь в том случае, когда предельная полезность, которую человек получает в расчете на 1 рубль стоимости одного блага, равняется предельной полезности в расчете на 1 рубль стоимости другого блага, т. е. МИА/РА= МИБ/РБ Теория потребительского поведения. Точка равновесия – точка, где достигается максимизация полезности всех товаров из набора товаров, приобретаемого за счет личного товара. Ценность правила потребительского поведения заключается в том, что оно основано на здравом смысле, т. е. при распределении дохода альтернативным путем человек должен получать предельную полезность. 1) предельная полезность есть функция всего многообразия товаров, а не только тех, которые приобретает потребитель 2) в случае потребительского выбора не требуется абсолютное измерение предельной полезности, а берется относительное измерение (на 1 рубль) 3) стоимость товара определяется без привлечения категории «абстрактный труд» Тема № 7 : Бизнес и предпринимательство. Предприятия в рыночной экономики
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 282. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |