Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Рынок, его функции и механизм




       Рынок – основной элемент товарного производства. Где нет рынка, нет и товарного производства.

       Рынок рассматривается обычно в 2 аспектах:

1) рынок в широком смысле, как правило, отождествляется с понятием рыночная экономика, т. е. такая экономика, где распределение ресурсов происходит на основе тех решений, которые принимают потребители, собственники ресурсов, предприниматели. Рыночная экономика означает, что на всех фазах общественного производства, а именно на фазах производства, распределения, перераспределения и потребления широко действуют товарно-денежные отношения и соответствующие им институты, а именно: биржи, коммерческие банки, акционерные общества, службы маркетинга и т. д.

2) рынок в узком смысле – это отношения, которые возникают в связи с куплей-продажей услуг

Рынок – это механизм, который сводит воедино покупателя и продавца.

       Исходя из этого, необходимо исследовать понятие субъектов и объектов рынка, вокруг которых и складываются отношения купли-продажи.

       Субъекты рыночных отношений:

1) общество в целом в лице государства

2) предприятия или фирмы различных форм собственности

3) отдельные лица

       В иностранной литературе субъектами рыночной экономики принято считать домашнее хозяйство, фирмы и государство.

       Объекты рыночных отношений: товары, услуги, рабочая сила, ценные бумаги, ноу-хау, т. е. все, что может быть объектом купли-продажи.

       Рыночная экономика, являясь основой товарного производства, находится в развитии с ним. Вначале, на свободном рынке были:

1. неограниченное число субъектов

2. свободное ценообразование

3. свободная неограниченная конкуренция; но этот рынок предполагал такие условия, какие в практике редко возникают, поэтому сейчас возник конкурентный рынок с наличием монополий и отсутствием свободной конкуренции.

       Для возникновения рынка необходимы следующие условия:

1. множество независимых равноправных конкурентно-способных товаропроизводителей

2. разнообразие форм собственности

3. наличие соответствующей экономической среды, т. е. наличие благоприятных условий (экономических, юридических, социальных, психологических и т. д.) для предпринимательской деятельности

4. свободное ценообразование на основе механизма саморегулирования рынка

5. сбалансированность хозяйства, эффективность использования ресурсов

Функции рынка:

1. информационная функция заключается в том, что рынок выявляет общественные потребности, спрос на товары и услуги, а также дает производителям и продавцам информацию об ориентировочной цене и качестве продуктов

2. регулирующая функция проявляется в распределении и перераспределении ресурсов в соответствии с платежеспособным спросом; определяет структуру предложения

3. стимулирующая функция нацеливает на снижение издержек производства, внедрение новой техники и технологии, рациональное использование ресурсов, обеспечение высокого качества товаров и обслуживания  

4. интегрирующая функция обеспечивает результативное взаимодействие трех названных функций, сводит воедино самостоятельные решения свободных товаропроизводителей, отбирая из них наиболее эффективные для достижения цели. Следствием является дифференциация производителей. (Дифференциация – разное положение в обществе).

       Рынок действует на основе рыночного механизма, который включает в себя 3 элемента:

1. закон спроса и предложения

2. ценообразование

3. конкуренция

           

Виды и структура рынка

       Рынок – сложная система с многообразной структурой, элементы которой взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Классификация по различным признакам:

1) по географическому признаку: местный (село, город, регион), национальный (внутренний), мировой (внешний)

2) по правовому признаку: легальный, нелегальный (теневой)

3) по характеру продаж: оптовый, розничный

4) по отраслевому признаку: автомобильный, нефтяной, компьютерный и т. д.

5) по степени ограниченной конкуренции: совершенный, несовершенный, олигополия, монополия, монополистическая конкуренция

6) по экономическому назначению объектов рыночной экономики: рынок средств производства, рынок ценных бумаг, рынок рабочей силы, рынок инвестиций и т. д.

Спрос, его содержание и факторы, влияющие на спрос

Рынок – 2 полюса: спрос и предложение.

Спрос – такое количество товаров и услуг, которые желают и могут приобрести покупатели в данный момент по данной цене.

Спрос – сумма денег, которую покупатели могут и желают заплатить за товары и услуги.

       Спрос показывает объем и структуру общественных потребностей, которые подлежат удовлетворению.

     Факторы, влияющие на спрос:

1) цена (обратная зависимость)

        Закон спроса:при прочих равных условиях спрос изменяется в обратной зависимости от цены. Это происходит в силу следующего:

а) снижение цены имеет эффект увеличения дохода для потребителя, т. е. потребитель может приобрести за эту цену больше товаров, что равносильно росту доходов при неизменности цены

б) товар при снижении цены на него дешевеет относительно других товаров и поэтому приобретать его становится относительно выгоднее (эффект замещения)  

       Закон спроса не действует в следующих условиях:

1. при ажиотажном спросе, связанном с ожиданием           инфляции, т. е. с ростом цен

2. для некоторых редких и дорогостоящих товаров

3. при переключении спроса на более качественные, дорогостоящие товары

2) неценовые факторы:

       а) уровень дохода населения (прямая зависимость)

       б) изменение в структуре населения

       в) уровень цен товаров-заменителей (обратная зависимость)

       г) изменение потребительских вкусов под воздействием рекламы, моды

       д) экономическая политика правительства и ряд других факторов

 

Предложение, его содержание и факторы, влияющие на предложение

Предложение – то количество товаров и услуг, которые могут и желают произвести и продать на рынке производители в данный момент по данной цене.

По стоимости предложение – это сумма рыночных цен товаров и услуг.

       Закон предложения: объем предложения находится в прямой зависимости от уровня цен.

Неценовые факторы, влияющие на предложение:

1) изменение в издержках производства под влиянием НТП

2) смена источников ресурсов и изменение цен на них

3) изменение в налоговой политике: уменьшаются налоги, растет объем

4) выход на рынок новых фирм

5) изменения в политике

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 203.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...